Психическое здоровье детей и подростков

10 октября  в Городском центре медицинской профилактики для заведующих и врачей отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, заведующих педиатрическими отделениями, психологов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи состоялась конференция «Психическое здоровье детей и подростков. Факторы неблагоприятного влияния и способы их предупреждения», которая была посвящена Международному дню психического здоровья.

Основная цель Всемирного дня психического здоровья – это содействие сокращению состояний и психических заболеваний. Важной задачей в ходе проведения Дня психического здоровья является использование культурных традиций и формирование позитивного эмоционального климата в семье, образовательной организации.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась заместитель директора ГЦМП, к. пед. н., Людмила Васильевна Винтухова: «Мы часто слышим «будьте спокойны». Но не всегда и не у всех это получается. Сегодня в нашей жизни много негатива, различных эмоций, страхов. Как  сохранить душевное спокойствие? Что для этого надо делать? Ответы на эти вопросы мы должны получить в ходе конференции».

 Открыл конференцию доклад д.п.н., профессора, зав.кафедрой психосоматики и психотерапии СПб Государственного педиатрического медицинского университета МЗ РФ, профессора кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Ирины  Алексеевны Горьковой «Современные проблемы психического здоровья детей и подростков». В начале своего доклада Ирина  Алексеевна показала небольшой фильм о Человеке с большой буквы, близком друге, известным ученым — профессоре Никольской Ирине Михайловне.

Определений здоровья сегодня много, все они очень обтекаемы. Последние пятнадцать лет к определению  психического здоровья  добавляют «духовность и субъективное благополучие».

 Существует ряд факторов – стрессоров, которые влияют на психическое здоровье детей. Это стрессы, как общая реакция организма в ответ на угрозу. У каждого ребенка различная устойчивость к стрессам.  Есть стрессоры активной деятельности, когда ребенок использует экстремальные аттракционы, прыгает с парашютом, погружается с аквалангом.  Не всякому ребенку такие развлечения  показаны. Есть стрессоры, связанные с большой ответственностью  и дефицитом времени. Здесь речь идет о перфекционизме, в частности, в учебе. Есть стрессоры психо — социальной мотивации (конкурсы, игры, викторины). Различают стрессоры эмоций; рассогласованности деятельности (конфликты); зрелищ (когда родители всюду берут с собой ребенка – в путешествия, аквапарки, сафари, часто нарушая тем самым нервно-психический статус ребенка). Сегодня появились дети, у которых нет чувства страха. Такие дети отличаются рискованным поведением, это для них очень плохо, так как не формируется чувство опасности. Помимо прочих, есть физические и природные стрессоры (темнота, жара, качка). Стоит отметить, что одни и те же стрессоры на всех детей действуют по-разному. Следующий параметр, влияющий на психическое здоровье ребенка, это семья. Неполная семья, личностные особенности родителей, если в семье один или больше пяти детей — все это может влиять на психическое здоровье ребенка.

Заведующая  отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам ЦВЛ «Детская психиатрия» им. М.М. Мнухина», к.м.н., Валентина Владимировна Яковенко говорила о современных проблемах охраны психического здоровья детей и подростков. Психические расстройства делят на пять групп: органические поражения ЦНС, эндогенно обусловленные, умственная отсталость, расстройства личности и поведения, невротические расстройства.

Большую проблему в настоящее время представляет суицидальное поведение детей и подростков. Среди причин такого поведения – пропаганда суицида в интернете. Эта новая проблема, с которой мы столкнулись. Суицид – это новая молодежная субкультура. За 2015 год было выявлено больше 400 сайтов, призывающих к суицидам. Их закрывают, но появляются новые, учитывающие детскую возрастную специфику. Взрослому в это сообщество вступить практически невозможно. А подростки воспринимают суицид как очередной квест с набором заданий, который нередко печально заканчивается.

Еще одна распространенная проблема – проблема принятия себя, недовольство собой, внешностью, положением в семье, школьном сообществе. Бич этой проблемы – нервная анорексия, которая растет в геометрической прогрессии. Сегодня она появилась и у мальчиков и даже «помолодела» — был случай у девятилетней девочки. Виновата в этом повсеместная пропаганда «красивого тела». Дети понимают это буквально – будет у тебя красивая фигура, будет и счастье, и успех в жизни. А услужливые сайты и СМИ дают «полезные» советы как этого достичь, в том числе и убийственными диетами, приемом антидепрессантов, мочегонных и слабительных средств.  За год было выявлено 14 таких сайтов.

Не легче химической зависимости компьютерная и интернет зависимость у детей и подростков. Они утрачивают связь с реальностью, угрожают суицидом или агрессией на попытку отлучения от компьютера. Более четырех тысяч сайтов пропагандируют принятие психоактивных веществ. А еще есть детские порносайты, троллинг, эпидемия «лайкомании». Современные дети бесконтрольно, безнадзорно путешествуют по интернету вместо живого общения со сверстниками. Что делать? Следить за интернет-путешествиями своих детей, налаживать доверительные отношения между детьми и родителями.

Вопросы психического здоровья детей раннего возраста осветил  Северин Вячеславович Гречаный, д.м.н., доцент, декан педиатрического факультета, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Государственного педиатрического медицинского университета. Он рассказал о подходах к диагностике аутизма, направлении диагностической работы в раннем возрасте (до  3 лет), проблемах обследования в детском возрасте, о сложностях контакта с ребенком, диагностике семьи и детско-родительских отношениях, психообразовании родителей, об общих подходах к терапии таких детей. Открытие аномальности ребенка – это всегда шок для родителей. В раннем возрасте психический статус трудно оценить, так как нельзя поговорить и расспросить ребенка как взрослого. Здесь для диагностики используется игра.

«Психосексуальное развитие детей и подростков на современном этапе. Профилактика отклонений» — такова была тема выступления   Игоря Валерьевича Добрякова, к.м.н., доцента кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного Государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. Сегодня дети очень растеряны, так как идет жесткое противоборство двух противоположных взглядов на сексуальную мораль. С одной стороны – сексуальный либерализм, с другой – репрессивная этика, считающая, что секс – это грязь, запрет на сексуальность. И нет золотой середины. Идет проекция взглядов родителей и врачей на детей.

Говоря об особенностях сегодняшней сексуальности, надо отметить, что сексуальность у детей стимулируется до полового созревания, поощряются добрачные контакты, широкое распространение получила порнография в интернете, идет выхолащивание эмоциональных переживаний в сфере интимных отношений. Либерализация сексуальной морали привела к  моде на гомосексуализм и лесбийские отношения. Идет нарушение принципов полового воспитания, нет единства подхода. Пока у ребенка нет запроса, не надо ему говорить об интимных отношениях. А сегодня ему навязывают ненужные в его возрасте знания.

Мы сейчас живем в эпоху постмодернизма, когда идет переоценка ценностей и все члены общества испытывают базальную тревогу. Чтобы ее унять, нам надо найти другого человека, с кем у нас возникнет душевная близость, а уж затем телесная. Идет снятие душевных и телесных границ. В сексуальности различают три начала: половое, сексуальное (специфические эмоции и ощущения), эротическое (душевные отношения, душевная близость). Дети не способны к эротике. Поэтому зачастую первый сексуальный опыт приносит глубокое разочарование и  негативно отражается на всей дальнейшей жизни. Дети не понимают, что сексуальный и эротический объекты могут быть разными.

Что делать для профилактики психосексуальных отклонений? Необходимо повышать самооценку ребенка, делать все, чтобы ему было интересно жить. Для этого годятся спорт, искусство, творчество.  Надо, чтобы он читал книги, а не комиксы, смотрел хорошие фильмы, а не экшн. И, конечно, пример семьи.

Алина Равильевна Толстых, клинический психолог института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского сделала доклад «Профилактика невротических расстройств у школьников». По статистике, 75% обращений – это невротические расстройства. Невроз не является тяжким душевным расстройством и заболеванием, которое приводит к значительным ограничениям в жизни. Невроз – это не обман и не выдумка подростка. Нервный тик, субфебрильная температура, паническая атака, страхи, навязчивые состояния – все это может быть симптомами невроза и иметь исключительно психологические причины, а не физиологические. Надо смотреть, что происходит в данный момент в жизни ребенка.

Семья, дисфункциональный стиль воспитания, личностные особенности, психотравмы, внутриличностный конфликт – это психогенные факторы возникновения невротических расстройств у школьников. Визитной карточкой невроза является конфликтогенность.

Если говорить о профилактике неврозов, то необходимо в первую очередь снизить остроту внутриличностного конфликта у школьника, соотнести возможности ребенка с требованиями среды, объяснить, что важны знания, а не оценка в дневнике, повысить мотивацию к обучению. Необходимо  также повышать психологическую адаптацию школьников. Для этого подойдет обсуждение сложных ситуаций и способов их разрешения на классном часе, психологические тренинги для подростков, рациональный режим нагрузок и отдыха, внеклассная занятость.

Перед началом конференции для участников состоялась экскурсия в Музей гигиены, которую провели врачи Вдовиченко Е.А. и Сиренек Н.Н.