В Городском центре медицинской профилактики 13 февраля 2018 года состоялся семинар по вопросам медицинской этики и деонтологии «Consumor aliis inserviendo. Светя другим, сгораю сам» для специалистов отделов здравоохранения районов, руководителей медицинских организаций, главных акушерок, медицинских сестёр женских и молодежных консультаций, детских поликлиник, юристов и психологов.
Приветствуя участников семинара Жолобов Владимир Евгеньевич подчеркнул важность и необходимость уважительного и внимательного общения с пациентом, что служит дополнительным фактором благополучного лечения больного. В докладе «Комплаенс как медико-социальная и этическая проблема» заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики СПб ГПМУ, д.м.н., профессор Микиртичан Г.Л. подчеркнула, что понятие «комплаенс», что в переводе с латинского означает «совершение, исполнение, выполнение», в переводе с английского – «согласие», вошло в обиход в 80-х годах 20 века.
В понятие комплаентного поведения пациента, соответствующего рекомендациям лечащего врача, включают как прием препаратов, так и изменение стиля жизни: отсутствие вредных привычек, правильная еда, физическая активность и распорядок дня. Невыполнение пациентами назначений и рекомендаций – серьезная проблема современной врачебной практики. В конце ХХ – начале ХХI веков в США проблема неисполнения назначений стала рассматриваться как экономическая угроза в осуществлении реформ здравоохранения. Ежегодно из-за последствий низкой комплаентности, по данным американских медиков, погибает 125 000 пациентов с различными заболеваниями. Около 10% всех случаев госпитализации связано с несоблюдением указаний лечащего врача. Значительная доля расходов, связанных с лечением в стационарах, также обусловлена низкой комлаентностью.
Самым влиятельным агентом формирования комплаентности является врач. Полноценному комплаенсу способствуют как понимание со стороны больного, так и вдумчивое отношение самого доктора ко всем аспектам лечебно-диагностического процесса. При этом основными факторами, способствующими выполнению пациентом врачебных рекомендаций, являются не только информирование в понятной для пациента и его родственников форме относительно заболевания, характера терапии, ее доступности, но и понимание пациентами предоставляемой информации.
Одним из барьеров успешного лечения различной патологии сегодня остается недостаточная приверженность самих врачей к существующим стандартам лечения, а именно, умение правильно оценивать цели проводимой терапии, а также быть настойчивым в убеждении больного и его родственников в необходимости следовать всем рекомендациям. Важным фактором комплаентности является понимание врачом и учет при общении с пациентами того, что каждая семья имеет свои индивидуальные особенности. В педиатрической практике имеют значение особенности семьи ребенка, а именно ее социальное и финансовое положение, медицинская грамотность, образование, культура и, как следствие, представления о здоровье, предубеждения в отношении лечения.
Как итог приведённой информации, докладчик отметила то, что перемены в системе организации здравоохранения и финансирования медицины (в т.ч. медицинского страхования) сказались на атмосфере медицинской практики. Для практикующего врача терапевта, акушера-гинеколога, педиатра время является недостающим ресурсом. Постоянные организационные сложности лишают врачей возможности уделять достаточно времени не только диагностике, но и выяснению потребностей пациента и членов семьи, просвещению пациента, обсуждению плана лечения, выбору препаратов, и все это влияет на уровень комплаенса. Непрерывность оказания медицинской помощи может нарушаться из-за вынужденной смены лечащего врача или обращения пациента в разные медицинские учреждения.
Автор привела данные собственного исследования по вопросу изучения степени приверженности к лечению, а также влияния различных факторов на приверженность в педиатрической практике. В связи с этим по специально разработанным анкетам были опрошены врачи, дети в возрасте от 13 до 18 лет — 295 человек, и их родители – 270 человек. По данным исследования структура источников, из которых родители получают информацию о заболевании ребенка выглядит следующим образом: получают информацию от лечащего врача — 46,2%, из популярной литературы -20,0%, из СМИ и Интернета -26,2%. По мнению врачей, подростков и их родителей качества, необходимые детскому врачу следующие – профессиональная грамотность – 45,2%, чувство эмпатии (понимание, сочувствие) –12,9%.
В докладе «Правовые аспекты гражданской ответственности медицинских работников при работе с пациентом», Качанова Ольга Борисовна, старший советник юстиции, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга дала структурированное понятие о правовой ответственности медицинских работников, возникающей при оказании медицинских услуг. Докладчик подчеркнула, что существует правовое понятие термина «вред», при осуществлении судебного разбирательства важно определение причинно-следственных связей, наличие судебно-медицинской экспертизы. Термин «врачебная ошибка» законодательно не определён, доказательство наличия врачебной ошибки является прерогативой суда.
Оказание медицинской помощи пациенту, в первую очередь, регламентировано Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Федеральными законами № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Гражданским Кодексом РФ, а также, при оказании платных медицинских услуг, Законом PФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» и рядом других Федеральных законов.
Докладчик отметила, в обязательном порядке должно быть информированное согласие потребителя на оказание медицинских услуг, при этом она подчеркнула, что его наличие не освобождает медицинского работника от ответственности за возможное причинение вреда пациенту.
В докладе «Школа профессионального общения: «Медицинская этика и деонтология» Гринберг Елены Евгеньевны, главного врача СПб ГБУЗ «Женская консультация №40» Приморского района и врача акушера-гинеколога Яковлевой Светланы Константиновна был представлен опыт организации работы в медицинском учреждении в условиях строгого соблюдения правил медицинской этики и деонтологии. При условии оптимально организованного приёма пациентов, хорошего материально-технического оснащения женской консультации основными принципами общения являются доброжелательность, тактичность, общение без фамильярности; отсутствие поспешных и категорических выводов, а так же отрицательных комментариев по поводу проводившихся ранее методов обследования и лечения, действий и назначений предыдущих медицинских работников, простой и понятный пациентам язык общения. Простые и доступные методы общения, применяемые в женской консультации, позволяют достичь комплаенса в общении с пациентами, что положительно отражается на результатах работы.
Во время семинара в медицинской библиотеке была организована выставка книг по медицинской этике и деонтологии «Consumor aliis inserviendo».
Cеминар «Школа материнства — источник знаний для беременных женщин»
12 февраля 2018 года, в 14.00, в Городском центре медицинской профилактики (ул. Итальянская, д.25) для специалистов «Школы материнства», психологов, акушерок, социальных работников Центров помощи семье и детям состоялся очередной семинар «Школа материнства — источник знаний для беременных женщин».
С докладом «Роль арттерапии в подготовке беременных женщин к родам», выступила Левандовичус Людмила Капитоновна, врач акушер-гинеколог высшей категории, женской консультации №44 г. Пушкин. В своем выступление Людмила Капитоновна отметила, что арт терапия возникла в 30-е годы нашего века. Это словосочетание используется по отношению ко всем видам занятий искусством: рисуночной терапии, основанной на изобразительном искусстве, музыкотерапии, сказкотерапии и др. Метод арттерапии при работе с беременными позволяет с помощью искусства выразить негативные и положительные эмоции, озвучить фобии и преодолеть их. Эти занятия проводятся специалистом, который поможет беременной оценить результат ее творчества, проанализировать возникающие эмоции, повысить свою самооценку.
В настоящее время этот метод применяется при работе с беременными женщинами в женской консультации. Основная цель арт терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания беременной себя через искусство, а также в развитии у нее способностей к конструктивным действиям. Метод арт терапии позволяет беременной оказывать дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для их регуляции, повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе. Людмила Капитоновна продемонстрировала некоторые рисунки беременных женщин и их интерпретацию. Полезно в работе беременными женщинами такие темы как: « Я и мой малыш», «Каким я представляю своего ребенка», «Какой я буду мамой», «Каким представляет Вас Ваш ребенок» и др.
С докладом «Медико-социальная помощь несовершеннолетним при беременности, в родах и послеродовом периоде» выступил Михайлин Евгений Сергеевич, к.м.н., акушер-гинеколог высшей категории, родильного дома №10, ассистент кафедры акушерства и гинекологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова. В своем выступлении он отметил большую роль и значение работников медицинских организация и социальной службы в работе с несовершеннолетними беременными. В последнее время число юных беременых значительно сократилось, но все равно проблема существует. Это связано с особенностями организма: функциональной незрелостью механизмов адаптации к беременности, лабильной психикой, а также негативным отношением общества и семьи к факту беременности у несовершеннолетней.
В Санкт-Петербурге существует 4 этапа организации комплексной медико-социальной помощи несовершеннолетним беременным женщинам, решившим сохранить ребенка.
1 этап — врачи и психологи школ и средних профессиональных училищ (колледжей);
2 этап — акушеры-гинекологи и психологи районных молодежных консультаций и женских консультаций города;
3 этап — городской консультативно-диагностический центр репродуктивного здоровья подростков “Ювента”;
4 этап — гинекологические отделения детских и взрослых больниц, родильные дома города.
В программе родильного дома №10 помимо детского акушера-гинеколога участвуют следующие специалисты: юрист, социальный работник, семейный психолог, врач или инструктор ЛФК, врач-физиотерапевт. В роддоме организованы занятия с беременными женщинами по определенной программе, где будущие мамы получают необходимые зенания по уходу за новорожденным.
После семинара лекторы ответили на многочисленные вопросы специалистов, медицинских и социальных работников, работающих с беременными женщинами.
Во время семинара, в медицинской библиотеке была организована выставка книг, посвященных актуальным вопросам работы с беременными женщинами.
165 лет со времени изобретения инъекционного шприца и полой иглы
В этом году исполняется 165 лет со времени изобретения инъекционного шприца и полой иглы для уколов. Событие, достойное того, чтобы говорить об этой дате, поскольку без шприца сегодня не обойдётся ни одно лечебно-профилактическое учреждение мира. Каждый понимает значимость и весомость шприца и полой иглы для него в лечебном и профилактическом деле. В современном виде медицинский шприц изобретён и официально запатентован в 1853 году. Это изобретение имеет двух авторов из разных стран, не общавшихся между собой и действовавших независимо друг от друга.
Это французский врач – Шарль Правас и врач шотландец Александр Вуд. Первые шприцы состояли из непрозрачного каучукового цилиндра, металлического поршня и иглы. Для определения количества жидкости в шприце на поршне делались мерные насечки. Это изобретение вывело медицину на более высокий уровень. Шприцы стали пользоваться большой популярностью. В первозданном виде они просуществовали до 1894г., когда француз стеклодув Фурнье сделал для шприцов стеклянный цилиндр. Поршень оставался каучуковым, он позволял под давлением впрыскивать лекарство под кожу. Отсюда и произошло слово «шприц», что в переводе с немецкого означает «брызгать». Но ничто не появляется на пустом месте, всё, существующее сегодня, предопределяется вчерашними событиями, и изобретение шприца имеет свою интересную и долгую историю.
В древнегреческой мифологии рассказывается о волшебнице, царевне Колхиды Медее, которая желая омолодить своего возлюбленного Ясона, влила в его вены целебный отвар. Её-то и считают изобретательницей внутривенных инъекций. Великий Гиппократ 2400 лет назад в качестве шприца использовал полую трубку, к концу которой был прикреплен мочевой пузырь свиньи. В средневековой Европе попадали в вену острой бритвой или ножом (для кровопусканий), но использовали также приборы, подобные шприцу Гиппократа, предназначенные для подкожных введений лекарств. В 1648 году французский философ, математик и физик Б. Паскаль изобрел шприц, состоящий из пресса и иглы, правда, он использовал его для изучения давления жидкостей. Изобретённый в 1853г. шприц всё время усовершенствовался, появилось много видов шприцов для различного применения.
В 1950 году американец А. Смит изобрёл и запатентовал одноразовые шприцы, имевшие стеклянный цилиндр, поршень из пластика и иглу из нержавеющей стали, в 1956 новозеландский фармацевт Колин Мёрдок создал одноразовый полностью пластиковый шприц. Внедрение этих шприцов значительно облегчило работу медицинского персонала. Очень скоро шприцы стали дёшевы и общедоступны. В наше время существует, например, самый маленький шприц – инсулиновый (объём 1-2мл) и самый большой шприц Жане (объём 150мл) для удаления жидкости из организма пациента или для промывания полостей. Усовершенствование шприца продолжается.
Во второй половине XXв. — XXI в. были изобретены шприцы безопасности, разрушающиеся шприцы. Они имеют особое приспособление в цилиндре, которое после инъекции поднимает иглу в цилиндр, что исключает повторное использование шприца. Сегодня, безусловно, каждому ясно, что обычный для нас медицинский шприц — одно из величайших изобретений человечества.
Все ответы на вопросы Вы получите, пройдя по ссылке WWW.YAPRIVIT.RU
Сусанна Харит, профессор, доктор медицинских наук, руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний НИИ детских инфекций, главный специалист по вакцинопрофилактике Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга.
Конференция «Медицинская профилактика и служба здоровья – одно направление, единая цель!»
30 января 2018 года в Городском центре медицинской профилактики состоялась конференция «Медицинская профилактика и служба здоровья – одно направление, единая цель!», посвящённая Десятилетию детства в России. В ее работе принимали участие медицинские работники отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детских поликлиник, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги, ответственные за службу здоровья в школе, социальные педагоги общеобразовательных организаций.
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов. Он отметил, что эта конференция является первым мероприятием в рамках проведения Десятилетия детства в России. Конференцию открыла д.м.н., главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Комитета по здравоохранению, профессор кафедры гигиены обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены Медико-профилактического факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Ольга Ивановна Янушанец. Она выступила с докладом «Ведущие факторы риска здоровью детей и подростков в технологии управления» и рассказала, что Указом Президента РФ Владимира Путина с 2018 по 2027 годы объявлены в России «Десятилетием детства». Этот проект станет закономерным продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей, которая завершилась в прошлом году. Лектор отметила, что в России сохраняется неблагоприятная тенденция ухудшения здоровья детей в процессе школьного обучения. Образовательная среда наносит ущерб их здоровью. В процессе взросления здоровье детей ухудшается, к 4 классу исчезает 1 группа здоровья, примерно половина школьников уже имеет хронические заболевания, к окончанию школы каждый третий ребенок страдает нарушением зрения. Увеличились дополнительные образовательные нагрузки, значительно превышается норма времени выполнения домашнего задания у младших школьников. В 10 классе 80% ребят занимаются с репетиторами, а это уже вторая учебная нагрузка. У школьников наблюдается дефицит ночного сна. Младшие школьники должны спать не менее 10 — 11,5 часов, старшие – не менее 8 часов. Дети «зависают» ночами у компьютеров, что значительно увеличивает нагрузку на сетчатку глаза. Проводя за компьютером более 4 часов в сутки, школьники рискуют получить компьютерную зависимость. За короткое время сна они не успевают восстанавливаться, у них развивается переутомление.
Необходим четкий режим дня, являющийся основой здорового образа жизни. 57,4% школьников не соблюдают правила здорового образа жизни, треть – не завтракает, треть – не имеет днем горячего питания, двигательная активность большинства ограничивается уроками физкультуры. К 7 классу пробуют курить 35,9% учащихся, примерно 30% пробуют пиво и вино. В семье каждый ест отдельно, часто не за столом, а на своем рабочем месте, практикуются поздние ужины, отсутствие завтраков. У школьников формируется неправильный стереотип питания. Сбор всей семьи за столом должен быть хотя бы раз в неделю – это элементарная культура питания.
В настоящее время в стране отсутствует система гигиенической безопасности детей в условиях использования современных информационно-коммуникационных технологий. Мы не знаем, как влияет электронный дневник на здоровье школьника. Никто не изучал влияния электронных учебников на психику и физическое здоровье учеников, хотя уже сейчас можно говорить о нарушении коммуникационных навыков, процесса формирования кратковременной и долговременной памяти. Необходима разработка новых моделей охраны здоровья детей в образовательных учреждениях. Требуется урегулирование вопросов взаимодействия для создания условий работы медперсонала, контроль питания, пропаганда здорового образа жизни, профилактика табакокурения и употребления ПАВ, травматизма и несчастных случаев в школе. Также необходимо обеспечить учителям и врачам возможности внедрять в работу инновационных здоровьесберегающих технологий.
«Десять лет деятельности служб здоровья в образовательных организациях Санкт-Петербурга: итоги, проблемы, перспективы», — такова была тема выступления к.п.н., доцента Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Маргариты Георгиевны Колесниковой. Служба здоровья образовательной организации – это организационная форма взаимодействия разнопрофильных специалистов по обеспечению условий сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования на ее основе здорового образа жизни. Маргарита Георгиевна рассказала о документах, определяющих создание и деятельность Службы здоровья в системе образования Санкт-Петербурга, об истории создания Службы здоровья в петербургских школах, отметив, что это был удачный городской эксперимент, об исследованиях по изучению деятельности Служб здоровья в образовательных учреждениях, о перспективах ее развития.
Методист ГБУ ДППО информационно-методического центра Калининского района Ксения Юлиановна Сухова прочитала доклад «Взаимодействие служб здоровья ОУ района: кластерный подход». Она подробно остановилась на целевой программе Калининского района «Здоровое поколение», ее целях и задачах, рассказала о мониторинге «Ценностные ориентиры учащихся ОУ», об инновационном информационном кластере «Здоровая школа в здоровье каждого».
О службе здоровья в школе № 231 Адмиралтейского района, ее организации и межведомственном взаимодействии с медицинскими, досуговыми, социальными организациями района и результатах этого сотрудничества шла речь в выступлении преподавателя физкультуры Ирины Григорьевна Воленевской, которая очень уместно, предваряя свой доклад, предложила аудитории физкультминутку, что на практике представило возможность ощутить полезность физических упражнений во время интеллектуальных занятий. Служба здоровья работает по нескольким направлениям: физкультурно-оздоровительное, валеологическое, социально-психологическое, информационное, медицинское.
«Создание службы здоровья в школах – показатель комплексного подхода к сохранению здоровья обучающихся», — с таким докладом выступила к.м.н., врач-педиатр высшей категории отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 8» Центрального района Валентина Васильевна Васильева. Она акцентировала свое внимание на совместной программе поликлиники и образовательного учреждения «Полноценное питание – основа здоровья и успехов школьника», призванной выявить проблемы в школьном питании, привить детям знания о здоровом питании, о культуре приема пищи, провести дополнительную работу со школьниками, имеющими заболевания желудочно-кишечного тракта.
Во время конференции в медицинской библиотеке была организована выставка книг «Здоровье школьника: знать, уметь, сохранить!».
Семинар «Школа материнства — источник знаний для беременных женщин»
29 января 2018 г. в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Школа материнства — источник знаний для беременных женщин», организованный совместно с Ассоциацией Акушерок РОО «Мир ребенку». Он был адресован специалистам «Школы материнства», психологам, акушеркам, социальным работникам Центров помощи семье и детям.
О межведомственном взаимодействии Центров социальной помощи семье и детям с субъектами профилактики слушателям семинара рассказала заведующая отделом помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Выборгского района Наталья Ивановна Горбатюк.
Она отметила, что работа центра осуществляется в рамках Федерального закона № 442, рассказала о структуре службы, о кадрах, о планах развития центра, об отделении молодых мам.
Кто может получать бесплатные социальные услуги? Прежде всего, несовершеннолетние, лица, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, совершеннолетние, семьи которых имеют минимальный доход, родители несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Отдельно лектор остановилась на оказании помощи социального характера женщинам, ожидающим ребенка в трудной жизненной ситуации. Это может быть юридическое, психологическое сопровождение, содействие в устройстве в социальную гостиницу несовершеннолетних детей на время лечения матери в медучреждении.
Каковы социальные критерии трудной жизненной ситуации беременной женщины? К ним относится сиротство, одиночество, отсутствие постоянного жилья, безработица, низкий материальный достаток, отсутствие документов, посещение деструктивных сект, конфликтная ситуация при разводе, отсутствие продуктов питания, белья, мебели. Если говорить о социальной поддержке женщин в трудной жизненной ситуации, то специалисты Центра помогают им в оформлении необходимых документов для получения субсидий на детей, государственных пособий, материнского капитала, осуществляют постановку ребенка на очередь в ГБДОУ, предлагают пройти профессиональную переподготовку и получить дополнительное профессиональное образование в период ухода за ребенком до трех лет на базе Агентства занятости населения. Совместно с женской консультацией Центр осуществляет проект по профилактике абортов.
Медицинский психолог женской консультации №6 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №46» Невского района Полина Юрьевна Короткова познакомила слушателей с техниками саморегуляции и релаксации в подготовке к родам, подробно остановившись на методике Джекобсона. Она рассказала о том, что методика заключается в определенном чередовании напряжения и расслаблении мышц, что дает возможность релаксации – состояния, когда мышечный тонус снижен до минимума. Это помогает женщине в родах снять тревогу, напряжение, отдохнуть. Методика проста, универсальна, эффективна и не требует специального оборудования. Занятие по методике Джекобсона проводится бесплатно в рамках Школы материнства.
О методике подготовки семейных пар к рождению ребенка в «Школе материнства» женской консультации шла речь в докладе акушерки СПб ГБУЗ «Женская консультация №22» Выборгского района Екатерины Владимировны Третьяк. Она рассказала об опыте работы школы, о ее программе из 10 занятий, о том, какую информацию и в каком виде получают семейные пары на этих занятиях, о знакомстве будущих родителей с национальными семейными традициями, с колыбельными песнями, об арт-терапии для мам и пап. Цель таких занятий – помощь в принятии новой роли родителя.
Преподаватель СПб ГБПОУ «Акушерский колледж» Юлия Владимировна Агапова осветила актуальные вопросы взаимодействия специалистов и персонала родильного дома по подготовке к родам. Лектор подняла вопрос формирования современного информационного пространства вокруг беременности и родов. Сегодня беременная женщина находит в интернете, в социальных сетях множество недостоверной и противоречивой информации, мифов и заблуждений, ее приглашают пройти курс подготовки к родам не специалисты, а люди, не имеющие на это лицензии – повитухи, целители, знахари. Необходимо усилить информационную работу в области подготовки женщин к родам, добиваться, чтобы все беременные обязательно посещали Школы материнства.
Демина Валентина Васильевна — главная акушерка Родильного дома №17, председатель Ассоциации акушерок Санкт-Петербурга «Мир ребенку» познакомила всех с планом семинаров на 2018г.
Для участников семинара в медицинской библиотеке была организована выставка книг, посвященных актуальным вопросам акушерства и работе с беременными женщинами.
Особенности питания в пожилом возрасте
к.м.н., врач — диетолог НУЗ «Дорожная клиническая больница ОАО «РЖД» Марина Александровна Когай.
От чего зависит наше здоровье?
Около 20% — от генетики, 20% — от экологии, лишь 10% — от медицины и более 50% — от нашего образа жизни. И если мы будем вести здоровый образ жизни, то надолго сохраним качество жизни, ведь проживать долгую жизнь в болезнях и страданиях никому не надо. Но большинство людей уверено, что вести здоровый образ жизни очень дорого, поэтому пенсионерам это не по карману. В этом — главное заблуждение. Ведь каковы составляющие здорового образа жизни? Правильное питание, разумные физические нагрузки, отсутствие стрессов, здоровый сон. «Профилактика всегда дешевле, чем лечение,- говорит Марина Александровна. – Не бывает лекарств без побочных эффектов, только еда и сон! Этим надо воспользоваться».
ЗОЖ – это не дорого?
Давайте начнем со здорового питания. То, что вы едите зависит лишь от вашего выбора. Так, один килограмм сырокопченой колбасы стоит столько же, сколько четыре килограмма мяса. А ведь разница в пользе этих продуктов огромна. Теперь о физических нагрузках. Речь здесь не идет о дорогих фитнес-залах и спорте высоких достижений. Делать зарядку, ходить пешком, гулять на свежем воздухе – бесплатно. Далее – управление стрессом. Обучиться техникам релаксации, аутотренингу, медитации можно и самостоятельно, благо информации сегодня предостаточно. К тому же, та же ходьба является отличной профилактикой стресса. И наконец, — здоровый сон. Высыпайтесь, спите не менее 7,5 часов. Да, здесь надо будет подобрать удобный матрац, подушку, легкое одеяло. Но это одноразовая затрата на много лет. Не наедайтесь перед сном, прогуляйтесь вечером, проветрите спальное помещение и качественный сон вам достанется даром.
Составляем дневник питания.
Что важно в пожилом возрасте? Говоря о питании, в первую очередь, контроль веса. Он должен быть для вас комфортным и стабильным. Надо гнаться не за цифрами на весах, а за постоянством. Регулярные колебания веса, даже в пределах нескольких килограмм, значительно хуже для организма, чем даже стабильный избыток массы тела. Что мы можем предпринять для стабилизации веса? Исследовать свой рацион питания, провести анализ и выяснить, что нам надо менять для того, чтобы похудеть. Здесь на помощь придет «Дневник питания». Мы будем записывать в этот дневник время, когда мы едим. Если мы делаем это редко, то точно переедаем. Далее, во второй колонке указываем, что мы съели. Может мы питаемся однообразно? В третьей колонке пишем в каком количестве мы едим? Много или мало? Четвертая колонка — почему мы едим? Действительно ли мы голодны? Или заедаем проблему, едим за компанию, получаем удовольствие от вкусняшки?
Исследуй свой голод.
Голод – это физиологическая реакция организма. Головная боль, подсасывание под ложечкой, слабость – вот признаки голода. У каждого они свои. В этом состоянии мы как раз и можем съесть шаурму сомнительного качества на улице. А если мы долго выбираем блюдо из меню, перебираем продукты в холодильнике, то это уже не голод. Тут уже нужно смотреть, как еда решает мои проблемы? Ведь еда – это индикатор нашего состояния, настроения. Я злюсь, меня обидели – заедаю шоколадкой. А как решить эту проблему не пищевым способом? Например, быстрой ходьбой, которая является эффективной переработкой гнева.
Есть надо тогда, когда вы действительно голодны, регулируя объем пищи чувством насыщения. Кушайте медленно, не переедайте, оставляйте еду на тарелке, если наелись, не стоит доедать через силу. Оптимально, чтобы ваша трапеза длилась 30 минут. Вставать из-за стола надо слегка голодным.
Контролируем мышечную массу.
Для контроля веса нам нужно знать соотношение мышечной и жировой массы в нашем организме. Такое исследование называется биоимпедансометрией и проводится она в районных центрах здоровья. Обращаем внимание на содержание мышечной массы – это наши силы, энергия, настроение. Если ее мало, то риск травм, падений, переломов увеличивается в несколько раз. Значит, необходимо ее увеличить за счет физической активности. Взять шагомер, посмотреть сколько вы ходите. Заняться скандинавской ходьбой с палками. Получить рекомендации врача ЛФК по силовым упражнениям в зависимости от состояния здоровья.
Тонкая настройка диеты.
После того, как мы проанализировали свой дневник питания, приступаем к составлению сбалансированного питания. В его основе должна лежать «Пирамида питания», рекомендованная ВОЗ. Следуя ей, необходимо выбирать правильные, высококачественные продукты. Если жиры, то качественное сливочное масло, нерафинированное растительное масло, орехи, семечки. Важно покупать «необработанные» продукты, богатые пищевыми волокнами – цельнозерновой хлеб, а не белую булку, дикий, а не шлифованный и пропаренный рис. Чипсам надо предпочесть овощи, яблочному соку – яблоки. Необходимые витамины получать в виде добавок. Есть жирную рыбу северных морей, чтобы насытить организм Омега-3.
Заключительная рекомендация — высыпайтесь! Ведь плохой сон – это снижение иммунитета, памяти, повышение риска развития болезни Альцгеймера, сахарного диабета. Дневная сонливость – последствие плохого сна ночью. Если вы храпите, вас беспокоит частое ночное мочеиспускание, утренняя головная боль, изжога при пробуждении – все это повод для обращения к врачу-сомнологу. Здоровый сон – немаловажный фактор сохранения активного долголетия.