Все ответы на вопросы Вы получите, пройдя по ссылке WWW.YAPRIVIT.RU

Сусанна Харит, профессор, доктор медицинских наук, руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний НИИ детских инфекций, главный специалист по вакцинопрофилактике Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга.

Конференция «Медицинская профилактика и служба здоровья – одно направление, единая цель!»

30 января 2018 года в Городском центре медицинской профилактики состоялась конференция «Медицинская профилактика и служба здоровья – одно направление, единая цель!», посвящённая Десятилетию детства в России. В ее работе принимали участие медицинские работники отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детских поликлиник, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги, ответственные за службу здоровья в школе, социальные педагоги общеобразовательных организаций.
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов. Он отметил, что эта конференция является первым мероприятием в рамках проведения Десятилетия детства в России. Конференцию открыла д.м.н., главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Комитета по здравоохранению, профессор кафедры гигиены обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены Медико-профилактического факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Ольга Ивановна Янушанец. Она выступила с докладом «Ведущие факторы риска здоровью детей и подростков в технологии управления» и рассказала, что Указом Президента РФ Владимира Путина с 2018 по 2027 годы объявлены в России «Десятилетием детства». Этот проект станет закономерным продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей, которая завершилась в прошлом году. Лектор отметила, что в России сохраняется неблагоприятная тенденция ухудшения здоровья детей в процессе школьного обучения. Образовательная среда наносит ущерб их здоровью. В процессе взросления здоровье детей ухудшается, к 4 классу исчезает 1 группа здоровья, примерно половина школьников уже имеет хронические заболевания, к окончанию школы каждый третий ребенок страдает нарушением зрения. Увеличились дополнительные образовательные нагрузки, значительно превышается норма времени выполнения домашнего задания у младших школьников. В 10 классе 80% ребят занимаются с репетиторами, а это уже вторая учебная нагрузка. У школьников наблюдается дефицит ночного сна. Младшие школьники должны спать не менее 10 — 11,5 часов, старшие – не менее 8 часов. Дети «зависают» ночами у компьютеров, что значительно увеличивает нагрузку на сетчатку глаза. Проводя за компьютером более 4 часов в сутки, школьники рискуют получить компьютерную зависимость. За короткое время сна они не успевают восстанавливаться, у них развивается переутомление.
Необходим четкий режим дня, являющийся основой здорового образа жизни. 57,4% школьников не соблюдают правила здорового образа жизни, треть – не завтракает, треть – не имеет днем горячего питания, двигательная активность большинства ограничивается уроками физкультуры. К 7 классу пробуют курить 35,9% учащихся, примерно 30% пробуют пиво и вино. В семье каждый ест отдельно, часто не за столом, а на своем рабочем месте, практикуются поздние ужины, отсутствие завтраков. У школьников формируется неправильный стереотип питания. Сбор всей семьи за столом должен быть хотя бы раз в неделю – это элементарная культура питания.
В настоящее время в стране отсутствует система гигиенической безопасности детей в условиях использования современных информационно-коммуникационных технологий. Мы не знаем, как влияет электронный дневник на здоровье школьника. Никто не изучал влияния электронных учебников на психику и физическое здоровье учеников, хотя уже сейчас можно говорить о нарушении коммуникационных навыков, процесса формирования кратковременной и долговременной памяти. Необходима разработка новых моделей охраны здоровья детей в образовательных учреждениях. Требуется урегулирование вопросов взаимодействия для создания условий работы медперсонала, контроль питания, пропаганда здорового образа жизни, профилактика табакокурения и употребления ПАВ, травматизма и несчастных случаев в школе. Также необходимо обеспечить учителям и врачам возможности внедрять в работу инновационных здоровьесберегающих технологий.
«Десять лет деятельности служб здоровья в образовательных организациях Санкт-Петербурга: итоги, проблемы, перспективы», — такова была тема выступления к.п.н., доцента Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Маргариты Георгиевны Колесниковой. Служба здоровья образовательной организации – это организационная форма взаимодействия разнопрофильных специалистов по обеспечению условий сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования на ее основе здорового образа жизни. Маргарита Георгиевна рассказала о документах, определяющих создание и деятельность Службы здоровья в системе образования Санкт-Петербурга, об истории создания Службы здоровья в петербургских школах, отметив, что это был удачный городской эксперимент, об исследованиях по изучению деятельности Служб здоровья в образовательных учреждениях, о перспективах ее развития.
Методист ГБУ ДППО информационно-методического центра Калининского района Ксения Юлиановна Сухова прочитала доклад  «Взаимодействие служб здоровья ОУ района: кластерный подход». Она подробно остановилась на целевой программе Калининского района «Здоровое поколение», ее целях и задачах, рассказала о мониторинге «Ценностные ориентиры учащихся ОУ», об инновационном информационном кластере «Здоровая школа в здоровье каждого».

О службе здоровья в школе № 231 Адмиралтейского района, ее организации и межведомственном взаимодействии с медицинскими, досуговыми, социальными организациями района и результатах этого сотрудничества шла речь в выступлении преподавателя физкультуры Ирины Григорьевна Воленевской, которая очень уместно, предваряя свой доклад, предложила аудитории физкультминутку, что на практике представило возможность ощутить полезность физических упражнений во время интеллектуальных занятий. Служба здоровья работает по нескольким направлениям: физкультурно-оздоровительное, валеологическое, социально-психологическое, информационное, медицинское.
«Создание службы здоровья в школах – показатель комплексного подхода к сохранению здоровья обучающихся», — с таким докладом выступила к.м.н., врач-педиатр высшей категории отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 8» Центрального района Валентина Васильевна Васильева. Она акцентировала свое внимание на совместной программе поликлиники и образовательного учреждения «Полноценное питание – основа здоровья и успехов школьника», призванной выявить проблемы в школьном питании, привить детям знания о здоровом питании, о культуре приема пищи, провести дополнительную работу со школьниками, имеющими заболевания желудочно-кишечного тракта.
Во время конференции в медицинской библиотеке была организована выставка книг «Здоровье школьника: знать, уметь, сохранить!».

Семинар «Школа материнства — источник знаний для беременных женщин»

29 января 2018 г. в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Школа материнства — источник знаний для беременных женщин», организованный совместно с Ассоциацией Акушерок РОО «Мир ребенку». Он был адресован специалистам «Школы материнства», психологам, акушеркам, социальным работникам Центров помощи семье и детям.
О межведомственном взаимодействии Центров социальной помощи семье и детям с субъектами профилактики слушателям семинара рассказала заведующая отделом помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Выборгского района Наталья Ивановна Горбатюк.
Она отметила, что работа центра осуществляется в рамках Федерального закона № 442, рассказала о структуре службы, о кадрах, о планах развития центра, об отделении молодых мам.
Кто может получать бесплатные социальные услуги? Прежде всего, несовершеннолетние, лица, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, совершеннолетние, семьи которых имеют минимальный доход, родители несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Отдельно лектор остановилась на оказании помощи социального характера женщинам, ожидающим ребенка в трудной жизненной ситуации. Это может быть юридическое, психологическое сопровождение, содействие в устройстве в социальную гостиницу несовершеннолетних детей на время лечения матери в медучреждении.
Каковы социальные критерии трудной жизненной ситуации беременной женщины? К ним относится сиротство, одиночество, отсутствие постоянного жилья, безработица, низкий материальный достаток, отсутствие документов, посещение деструктивных сект, конфликтная ситуация при разводе, отсутствие продуктов питания, белья, мебели. Если говорить о социальной поддержке женщин в трудной жизненной ситуации, то специалисты Центра помогают им в оформлении необходимых документов для получения субсидий на детей, государственных пособий, материнского капитала, осуществляют постановку ребенка на очередь в ГБДОУ, предлагают пройти профессиональную переподготовку и получить дополнительное профессиональное образование в период ухода за ребенком до трех лет на базе Агентства занятости населения. Совместно с женской консультацией Центр осуществляет проект по профилактике абортов.

Медицинский психолог женской консультации №6 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №46» Невского района Полина Юрьевна Короткова познакомила слушателей с техниками саморегуляции  и релаксации в подготовке к родам, подробно остановившись на методике Джекобсона. Она рассказала о том, что методика заключается в определенном чередовании напряжения и расслаблении мышц, что дает возможность релаксации – состояния, когда мышечный тонус снижен до минимума. Это помогает женщине в родах снять тревогу, напряжение, отдохнуть. Методика проста, универсальна, эффективна и не требует специального оборудования. Занятие по методике Джекобсона проводится бесплатно в рамках Школы материнства.
О методике подготовки семейных пар к рождению ребенка в «Школе материнства» женской консультации шла речь в докладе акушерки СПб ГБУЗ «Женская консультация №22» Выборгского района Екатерины Владимировны Третьяк. Она рассказала об опыте работы школы, о ее программе из 10 занятий, о том, какую информацию и в каком виде получают семейные пары на этих занятиях, о знакомстве будущих родителей с национальными семейными традициями, с колыбельными песнями, об арт-терапии для мам и пап. Цель таких занятий – помощь в принятии новой роли родителя.
Преподаватель СПб ГБПОУ «Акушерский колледж» Юлия Владимировна Агапова осветила актуальные вопросы взаимодействия специалистов и персонала родильного дома по подготовке к родам. Лектор подняла вопрос формирования современного информационного пространства вокруг беременности и родов. Сегодня беременная женщина находит в интернете, в социальных сетях множество недостоверной и противоречивой информации, мифов и заблуждений, ее приглашают пройти курс подготовки к родам не специалисты, а люди, не имеющие на это лицензии – повитухи, целители, знахари. Необходимо усилить информационную работу в области подготовки женщин к родам, добиваться, чтобы все беременные обязательно посещали Школы материнства.
Демина Валентина Васильевна — главная акушерка Родильного дома №17, председатель Ассоциации акушерок Санкт-Петербурга «Мир ребенку» познакомила всех с планом семинаров на 2018г.
Для участников семинара в медицинской библиотеке была организована выставка книг, посвященных актуальным вопросам акушерства и работе с беременными женщинами.

Особенности питания в пожилом возрасте

 к.м.н., врач — диетолог НУЗ «Дорожная клиническая больница ОАО «РЖД» Марина Александровна Когай.

От чего зависит наше здоровье?

Около 20% — от генетики, 20% — от экологии, лишь 10% — от медицины и более 50% — от нашего образа жизни. И если мы будем вести здоровый образ жизни, то надолго сохраним качество жизни, ведь проживать долгую жизнь в болезнях и страданиях никому не надо. Но большинство людей уверено, что вести здоровый образ жизни очень дорого, поэтому пенсионерам это не по карману. В этом — главное заблуждение. Ведь каковы составляющие здорового образа жизни? Правильное питание, разумные физические нагрузки, отсутствие стрессов, здоровый сон. «Профилактика всегда дешевле, чем лечение,- говорит Марина Александровна. – Не бывает лекарств без побочных эффектов, только еда и сон! Этим надо воспользоваться».

ЗОЖ – это не дорого?

doc_eatonoldyear1Давайте начнем со здорового питания. То, что вы едите зависит лишь от вашего выбора. Так, один килограмм сырокопченой колбасы стоит столько же, сколько четыре килограмма мяса. А ведь разница в пользе этих продуктов огромна. Теперь о физических нагрузках. Речь здесь не идет о дорогих фитнес-залах и спорте высоких достижений. Делать зарядку, ходить пешком, гулять на свежем воздухе – бесплатно. Далее – управление стрессом. Обучиться техникам релаксации, аутотренингу, медитации можно и самостоятельно, благо информации сегодня предостаточно. К тому же, та же ходьба является отличной профилактикой стресса. И наконец, — здоровый сон. Высыпайтесь, спите не менее 7,5 часов. Да, здесь надо будет подобрать удобный матрац, подушку, легкое одеяло. Но это одноразовая затрата на много лет. Не наедайтесь перед сном, прогуляйтесь вечером, проветрите спальное помещение и качественный сон вам достанется даром.

Составляем дневник питания.

doc_eatonoldyear2Что важно в пожилом возрасте? Говоря о питании, в первую очередь, контроль веса. Он должен быть для вас комфортным и стабильным. Надо гнаться не за цифрами на весах, а за постоянством. Регулярные колебания веса, даже в пределах нескольких килограмм, значительно хуже для организма, чем даже стабильный избыток массы тела. Что мы можем предпринять для стабилизации веса? Исследовать свой рацион питания, провести анализ и выяснить, что нам надо менять для того, чтобы похудеть. Здесь на помощь придет «Дневник питания». Мы будем записывать в этот дневник время, когда мы едим. Если мы делаем это редко, то точно переедаем. Далее, во второй колонке указываем, что мы съели. Может мы питаемся однообразно? В третьей колонке пишем в каком количестве мы едим? Много или мало? Четвертая колонка — почему мы едим? Действительно ли мы голодны? Или заедаем проблему, едим за компанию, получаем удовольствие от вкусняшки?

Исследуй свой голод.

Голод – это физиологическая реакция организма. Головная боль, подсасывание под ложечкой, слабость – вот признаки голода. У каждого они свои. В этом состоянии мы как раз и можем съесть шаурму сомнительного качества на улице. А если мы долго выбираем блюдо из меню, перебираем продукты в холодильнике, то это уже не голод. Тут уже нужно смотреть, как еда решает мои проблемы? Ведь еда – это индикатор нашего состояния, настроения. Я злюсь, меня обидели – заедаю шоколадкой. А как решить эту проблему не пищевым способом? Например, быстрой ходьбой, которая является эффективной переработкой гнева.

Есть надо тогда, когда вы действительно голодны, регулируя объем пищи чувством насыщения. Кушайте медленно, не переедайте, оставляйте еду на тарелке, если наелись, не стоит доедать через силу. Оптимально, чтобы ваша трапеза длилась 30 минут. Вставать из-за стола надо слегка голодным.

Контролируем мышечную массу.

doc_eatonoldyear3Для контроля веса нам нужно знать соотношение мышечной и жировой массы в нашем организме. Такое исследование называется биоимпедансометрией и проводится она в районных центрах здоровья. Обращаем внимание на содержание мышечной массы – это наши силы, энергия, настроение. Если ее мало, то риск травм, падений, переломов увеличивается в несколько раз. Значит, необходимо ее увеличить за счет физической активности. Взять шагомер, посмотреть сколько вы ходите. Заняться скандинавской ходьбой с палками. Получить рекомендации врача ЛФК по силовым упражнениям в зависимости от состояния здоровья.

Тонкая настройка диеты.

doc_eatonoldyear4После того, как мы проанализировали свой дневник питания, приступаем к составлению сбалансированного питания. В его основе должна лежать «Пирамида питания», рекомендованная ВОЗ. Следуя ей, необходимо выбирать правильные, высококачественные продукты. Если жиры, то качественное сливочное масло, нерафинированное растительное масло, орехи, семечки. Важно покупать «необработанные» продукты, богатые пищевыми волокнами – цельнозерновой хлеб, а не белую булку, дикий, а не шлифованный и пропаренный рис. Чипсам надо предпочесть овощи, яблочному соку – яблоки. Необходимые витамины получать в виде добавок. Есть жирную рыбу северных морей, чтобы насытить организм Омега-3.

Заключительная рекомендация — высыпайтесь! Ведь плохой сон – это снижение иммунитета, памяти, повышение риска развития болезни Альцгеймера, сахарного диабета. Дневная сонливость – последствие плохого сна ночью. Если вы храпите, вас беспокоит частое ночное мочеиспускание, утренняя головная боль, изжога при пробуждении – все это повод для обращения к врачу-сомнологу. Здоровый сон – немаловажный фактор сохранения активного долголетия.

Занятие «Особенности питания в пожилом возрасте» в лектории «Университет здоровья для взрослых»

23 января 2018 г. в лектории «Университет здоровья» Городского центра медицинской профилактики состоялось первое в этом году занятие, темой которого стали особенности питания в пожилом возрасте. Перед слушателями университета с лекцией «Активное долголетие» выступила к.м.н., врач — диетолог НУЗ «Дорожная клиническая больница ОАО «РЖД» Марина Александровна Когай. Она подробно остановилась на том, что нам помогает жить не только долго, но еще и качественно, и активно, и от чего это может зависить.
От чего зависит наше здоровье?
Около 20% — от генетики, 20% — от экологии, лишь 10% — от медицины и более 50% — от нашего образа жизни. И если мы будем вести здоровый образ жизни, то надолго сохраним качество жизни, ведь проживать долгую жизнь в болезнях и страданиях никому не надо. Но большинство людей уверено, что вести здоровый образ жизни очень дорого, поэтому пенсионерам это не по карману. В этом — главное заблуждение. Ведь каковы составляющие здорового образа жизни? Правильное питание, разумные физические нагрузки, отсутствие стрессов, здоровый сон. «Профилактика всегда дешевле, чем лечение,- говорит Марина Александровна. – Не бывает лекарств без побочных эффектов, только еда и сон! Этим надо воспользоваться».
ЗОЖ – это не дорого?
Давайте начнем со здорового питания. То, что вы едите зависит лишь от вашего выбора. Так, один килограмм сырокопченой колбасы стоит столько же, сколько четыре килограмма мяса. А ведь разница в пользе этих продуктов огромна. Теперь о физических нагрузках. Речь здесь не идет о дорогих фитнес-залах и спорте высоких достижений. Делать зарядку, ходить пешком, гулять на свежем воздухе – бесплатно. Далее – управление стрессом. Обучиться техникам релаксации, аутотренингу, медитации можно и самостоятельно, благо информации сегодня предостаточно. К тому же, та же ходьба является отличной профилактикой стресса. И наконец, — здоровый сон. Высыпайтесь, спите не менее 7,5 часов. Да, здесь надо будет подобрать удобный матрац, подушку, легкое одеяло. Но это одноразовая затрата на много лет. Не наедайтесь перед сном, прогуляйтесь вечером, проветрите спальное помещение и качественный сон вам достанется даром.
Составляем дневник питания.
Что важно в пожилом возрасте? Говоря о питании, в первую очередь, контроль веса. Он должен быть для вас комфортным и стабильным. Надо гнаться не за цифрами на весах, а за постоянством. Регулярные колебания веса, даже в пределах нескольких килограмм, значительно хуже для организма, чем даже стабильный избыток массы тела. Что мы можем предпринять для стабилизации веса? Исследовать свой рацион питания, провести анализ и выяснить, что нам надо менять для того, чтобы похудеть. Здесь на помощь придет «Дневник питания». Мы будем записывать в этот дневник время, когда мы едим. Если мы делаем это редко, то точно переедаем. Далее, во второй колонке указываем, что мы съели. Может мы питаемся однообразно? В третьей колонке пишем в каком количестве мы едим? Много или мало? Четвертая колонка — почему мы едим? Действительно ли мы голодны? Или заедаем проблему, едим за компанию, получаем удовольствие от вкусняшки?
Исследуй свой голод.
Голод – это физиологическая реакция организма. Головная боль, подсасывание под ложечкой, слабость – вот признаки голода. У каждого они свои. В этом состоянии мы как раз и можем съесть шаурму сомнительного качества на улице. А если мы долго выбираем блюдо из меню, перебираем продукты в холодильнике, то это уже не голод. Тут уже нужно смотреть, как еда решает мои проблемы? Ведь еда – это индикатор нашего состояния, настроения. Я злюсь, меня обидели – заедаю шоколадкой. А как решить эту проблему не пищевым способом? Например, быстрой ходьбой, которая является эффективной переработкой гнева.
Есть надо тогда, когда вы действительно голодны, регулируя объем пищи чувством насыщения. Кушайте медленно, не переедайте, оставляйте еду на тарелке, если наелись, не стоит доедать через силу. Оптимально, чтобы ваша трапеза длилась 30 минут. Вставать из-за стола надо слегка голодным.
Контролируем мышечную массу.
Для контроля веса нам нужно знать соотношение мышечной и жировой массы в нашем организме. Такое исследование называется биоимпедансометрией и проводится она в районных центрах здоровья. Обращаем внимание на содержание мышечной массы – это наши силы, энергия, настроение. Если ее мало, то риск травм, падений, переломов увеличивается в несколько раз. Значит, необходимо ее увеличить за счет физической активности. Взять шагомер, посмотреть сколько вы ходите. Заняться скандинавской ходьбой с палками. Получить рекомендации врача ЛФК по силовым упражнениям в зависимости от состояния здоровья.
Тонкая настройка диеты.
После того, как мы проанализировали свой дневник питания, приступаем к составлению сбалансированного питания. В его основе должна лежать «Пирамида питания», рекомендованная ВОЗ. Следуя ей, необходимо выбирать правильные, высококачественные продукты. Если жиры, то качественное сливочное масло, нерафинированное растительное масло, орехи, семечки. Важно покупать «необработанные» продукты, богатые пищевыми волокнами – цельнозерновой хлеб, а не белую булку, дикий, а не шлифованный и пропаренный рис. Чипсам надо предпочесть овощи, яблочному соку – яблоки. Необходимые витамины получать в виде добавок. Есть жирную рыбу северных морей, чтобы насытить организм Омега-3.
Заключительная рекомендация — высыпайтесь! Ведь плохой сон – это снижение иммунитета, памяти, повышение риска развития болезни Альцгеймера, сахарного диабета. Дневная сонливость – последствие плохого сна ночью. Если вы храпите, вас беспокоит частое ночное мочеиспускание, утренняя головная боль, изжога при пробуждении – все это повод для обращения к врачу-сомнологу. Здоровый сон – немаловажный фактор сохранения активного долголетия.
Вторая часть занятия «Университета здоровья» — рубрика «Культура и здоровье» была посвящена 75-летию прорыва блокады Ленинграда. Для слушателей прозвучали песни военных лет, которые исполняла на фортепиано к. м. н, терапевт Галина Гурина.

Дети: иметь или не иметь? Вот в чём вопрос!

Демографическая проблема в России сегодня постоянно на повестке дня. Церковь и законотворцы всерьез обсуждают запрет на аборт. Государство выплачивает пособие на рождение второго ребенка, дает существенные льготы при рождении третьего. Теперь и папа может взять декретный отпуск вместо мамы. Почему же женщины не хотят рожать? Что влияет на их репродуктивный выбор?

По этому поводу мы беседуем с д.м.н., профессором, заведующим кафедрой Клинической психологии и психологической помощи РГПУ им. А.И.Герцена Анатолием Николаевичем Алехиным.

- Анатолий Николаевич, что, вообще, происходит в области взаимоотношений между мужчинами и женщинами?

doc_childmusthaveornot1- На протяжении двадцатого столетия произошли несколько глобальных процессов. И результаты этих изменений стали особенно заметны в последнее время.
Скажем, волна запоздалых обвинений в сексуальных домогательствах и связанные с этим судебные процессы говорит о том, что женщина — это уже далеко не просто репродуктивное существо. Она личность и занимает активную жизненную позицию во всех сферах жизни.
Но у этого процесса есть и своя обратная сторона – у нас почти не остается мужчин. Несколько войн выкосили мужскую популяцию. Женское воспитание с подавлением мужских образов порождает малоответственных мужчин. Не случайно у нас появились метросексуалы, которым никто не нужен, они хотят жить своей жизнью. Да и девушки тоже хотят строить карьеру, путешествовать и не соглашаются на роль матки.
Появилось целое движение «чайлдфри» — свободные от детей.
Изменились мужчины, изменились женщины. И наше традиционное представление о семье тоже изменилось – нет ни хозяйственной, ни экономической подложки под семьей. По сути дела, если в брачный союз теперь вступают, то чаще всего из каких-то романтических побуждений, которые, к сожалению, неминуемо пройдут. Такие союзы вряд ли окажутся долговечны. И, как следствие, брошенные дети, непонятные судилища – с кем останется ребенок.

- Это означает конец традиционной семьи?

doc_childmusthaveornot2- Не будем столь категоричны. Другое дело, что в брак должны вступать личностно зрелые люди, которые сами принимают решения и несут за них ответственность. Тем более в отношении рождения детей. А у нас, опять же в силу изменения идеологии, культуры, детям с 12-13 лет уже доступны половые отношения через порнографию, через неконтролируемую пропаганду секса. Половой дебют сегодня можно наблюдать уже в 12-13 лет. А в этом возрасте есть глобальное расхождение между половой и личностной зрелостью. Отсюда и нежелательная беременность. Бывает, что это служит поводом для заключения брака. А что могут такие девочки-мамы? Для них самих строят приюты «молодых мам», потому что они ничего не знают, не умеют и вообще еще просто незрелые дети. К тому времени, когда она созреет, она возненавидит своего ребенка, который «отнял» у нее 5-6 лет ее юности.
Значит, надо делать акцент на профилактику нежелательной беременности. Мы не можем предотвратить половые дебюты. Но мы можем грамотно просвещать юношей и девушек, говорить с ними о том, чем чреваты ранние дебюты, какие существуют средства от нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем, когда и как они должны их использовать.

- Так пытаются же в школах вести какую-то работу в этом направлении.

- Все это не должны делать школа, партия или общественники. Этим должны озаботиться родители, найти те необходимые слова, чтобы рассказать ребенку «об этом». Вот в этом психологи могут помочь.
Ведь если с ребенком говорят честно и открыто, то проблем обычно не возникает. Проблемы бывают там, где говорят: «Тебе еще рано. Вырастишь – узнаешь». Найти способы рассказа, показа – вот задача родителей. Иначе ребенок нафантазирует в голове неизвестно что. Ведь когда больному необходимо объяснить сущность его заболевания, врач показывает ему анатомические атласы, объясняет, где какой сосуд пережат и почему он испытывает такую боль. То же самое можно рассказывать и подросткам, которые озабочены, видя в книгах, кино эротические сцены, имея доступ к порнографии. У подростков есть даже элемент удальства – кто чаще вступал в половую связь. Сказать, что все это рационально окрашено, идет от большого ума, нельзя.
Если вспомнить советское детство, то нам внушали, что для половых отношений есть определенные возрастные ограничения. И если беременела школьница, то это было ЧП, скандал. Сейчас этим никого не удивить.
Весь мир эротизирован, сексуализирован. Даже реклама, казалось бы, бытовых, обыденных вещей несет сексуальный подтекст, даже реклама еды.

- Наверное, и свободный доступ к порноресурсам влияет на процесс?

- На наших детей сегодня, безусловно, влияет порнография, Она в широком доступе. И подросток воспринимает то, что видит на экране, как норму, хотя это лишь отражение больной фантазии создателя-режиссера. Но порно, однозначно, возбуждает подростковый интерес. И все это на фоне зарождающегося полового влечения, которое сдерживается из последних сил. Любой подросток, читая книгу, представляет эротические сцены. Раньше мамы закрывали детям глаза, если на экране герои целовались. А сейчас в любом фильме все показано с избыточными подробностями.
Сейчас какие ценности пропагандируются? Успех любой ценой! А чем проще всего добиться успеха молодой женщине? Подтянутой фигурой, соблазнительностью, сексуальной раскрепощенностью. Это такой современный быстрый адаптивный способ.
Нарождающееся половое влечение концентрирует интерес к вопросам половых отношений. В советские времена оно сублимировалось через дружбу, через какие-то попытки достичь совершенства. Чтобы быть достойным внимания своего избранника, ребята писали стихи, занимались спортом, побеждали в олимпиадах.
Сейчас ничего этого не требуется, Все стало доступным. «Если я ему не дам, он меня бросит», — жалуются девочки-школьницы. Надо им объяснить, что как только дашь, так сразу точно бросит. Почему? Потому, что интерес здесь очень зыбкий, зиждется на половом влечении, о чувствах здесь речь не идет. Интерес удовлетворен – зачем продолжать отношения? Девочкам нужно рассказывать, откуда взялись свадебные обряды невинности. Если бы на Руси жених с невестой год прожили бы вместе, то до свадьбы дело бы точно не дошло. Невинность невесты охраняла зарождающиеся эротические отношения и поддерживала их на должном уровне до свадьбы. А если все быстро и доступно, то какой здесь интерес? Девочка должна это понимать.
doc_childmusthaveornot3Раньше психогигиеной занимались врачи. Они говорили: «Тело не должно расслабляться, пока не окрепнет дух». Почему? Потому, что мозг формируется до 21 года. А одной из движущих сил его развития как раз и является половое влечение. Если это половое влечение некуда реализовать, то оно реализуется через игру, обучение. Если оно реализуется напрямую, то не остается поисковой активности на эти формы деятельности. Мы уже сегодня видим целое поколение «псевдодебилов», которым ничего не интересно, ничто их не влечет, они уже обесточены. Если раньше на танцах все ждали «медляк» потому, что медленный танец – это легитимный способ приблизиться юноше к девушке. А сегодня в клубе каждый до седьмого пота танцует сам по себе, а если кто-то делает попытки приблизиться, то на него шикают: «Ты нам мешаешь». Изменились отношения полов.
doc_childmusthaveornot4Основная задача и психологической, и любой другой работы с подростками – дать понять, что выбор брачного партнера – это не «любовное томление», «не жар в груди», а осознанный выбор. Ведь и томление, и жар пройдут очень скоро. Выбор состоит в том, чтобы подумать – как твой избранник будет заботиться о тебе, когда ты будешь воспитывать детей, что он сможет рассказать вашим детям, Это все нужно продумывать девушке.

- И вся ситуация приводит к ранним беременностям. А что с ними делать?

- Если говорить о профилактике нежелательной беременности, то слушателями психологов, врачей, социальных работников должны быть родители, а не дети. Потому что мы для них все эти специалисты — чужие люди, а родители, которые обладают властью и авторитетом, свои, родные. Ведь нет ничего смешнее, чем демонстрация надевания презерватива перед классом школьников. Это опошлит любую воспитательную работу. Но папа может рассказать сыну, мама — дочке.
Но иногда у них просто не хватает слов для объяснения половых отношений. Здесь надо искать слова, формы, момент, чтобы донести информацию до ребенка. Пример про «пестики-тычинки» здесь не пройдет. Всякое запретительство не сработает. Дети могут не воспринимать тот язык, на котором мы говорим «про это». Но чем честнее и правдивее мы им рассказываем про отношения полов, тем быстрее эти вопросы потеряют для них актуальность.
Нездоровый интерес есть там, где есть неизвестность. А здорового интереса в этом возрасте быть еще не может, чтобы там не говорилось об акселерации. Это именно нездоровый интерес, подогретый СМИ. Я как специалист точно знаю, что ни одна девочка в 12-13 лет не испытывает настоящего желания и чаще всего оказывается вовлеченной в интимные отношения по совершенно другим мотивам. Мальчик – может, у него могут быть эротические фантазии, эрекция, поллюции. Надо говорить о том, что если девочка уступила, то никакого интереса для подростка она больше не представляет и ее наверняка бросят. Она должна понимать, что уступив, она рискует беременностью, венерическими заболеваниями. Это не должно вколачиваться со страхом, чтобы на всю жизнь она боялась половых отношений. Но она должна знать и понимать, что в 13 лет она не доучилась, не сможет содержать себя и не может на кого-то надеяться, если станет матерью и ее ребенок – только для нее, для всех остальных – это еще одно существо. Ребенок во многом ограничивает! Если ты осознанно идешь на эти ограничения, чувствуешь, что ты самостоятельна, нашла себя в профессии и можешь позаботиться о своем ребенке, только тогда можно задумываться о беременности.

- Обсуждаемое запрещение абортов может повлиять на ситуацию?

- Я противник того, чтобы интимные стороны человеческого существования обсуждали общественные организации. Запрещать или нет аборты? Если женщина идет на такую операцию, значит ей это жизненно необходимо, и ее установка о нежелательной беременности никогда не изменится. Если уговорить такую маму оставить ребенка, то вместо одной несчастной будет два страдающих – она и нежеланный ребенок от нелюбимого мужа или случайного партнера, который бросил.
doc_childmusthaveornot5Нормальная семья — люди сходятся, играют свадьбу, появляется ответственность. Когда рождается ребенок, начинаются новые отношения. Потом наступает кризис семьи – ребенок подрос, партнеры охладели друг к другу. Прошло какое-то время и появляется второй ребенок. Снова в семье появляются нежность, забота. Дети должны жить в этой атмосфере любви, заботы. Что это за жизнь у ребенка, когда мама вечно страдает от одиночества, а сын не может сказать, кто его папа? Как ты скажешь ребенку: «У тебя нет папы». Как себя будет чувствовать мама, которая в 21 год приведет семилетнего сына в школу, потому что родила его в 14?
Лозунг «Плодитесь и размножайтесь!» был хорош для библейских времен, когда смертность была высокой, а продолжительность жизни – низкой. Сегодня это уже не актуально. Хотя молодые пары со всех сторон слышат : «Где ваши дети? Когда планируете?». Особенно стараются те, у кого уже есть два-три ребенка. Ведь как человеку признаться, что он совершил ошибку? Конечно, он будет призывать воспроизводить собственную жизнь: «Я в твои годы уже двоих воспитывала!». Но времена изменились. Больше не надо, чтобы весь дом держался на женщине, а мужчина был добытчиком, тесно поддерживать родственные связи, дружеские отношения.
Сейчас мы как живем? Дети с родителями живут в тридцати минутах езды друг от друга и годами не видятся, лишь созваниваются, не говоря уже о родственниках. Потому что у них уже свои интересы. Надо объяснить подростку, что жизнь человека очень коротка. К сожалению, начинаешь понимать это слишком поздно, и проживать ее надо, по большей части, осознанно, не повинуясь сиюминутным страстям и прихотям, и думать – что будет, если …. Конечно, этому надо учить.

- Другим словами, вы против запрещения абортов?

- Если зрелая женщина хочет сделать аборт, то никто не вправе вмешиваться. Мы никогда не узнаем об обстоятельствах такого шага, они явно не радужные, и насиловать ее еще отказами врача и психолога просто унизительно.
У нас и так везде все хотят все знать вплоть до этой интимной сферы. Запрещать аборты не продуктивно – сразу расцветут подпольные абортарии, будет вал гинекологической патологии и женской смертности.

- Вы упомянули скандалы о сексуальных домогательствах на западе. С чем они связаны, на ваш взгляд?

- Все очень просто – сегодня все можно монетизировать: секс, интимные переживания, насилие, страдания. Надо думать не только о тех, кто дает такие запоздалые признания, но и о тех, кто покупает газеты и смотрит передачи с этими признаниями. Газеты – это товар. А что интересует публику во время сытости и благоденствия? «Жареные» факты. А что может выступать в качестве таковых? Конечно же, не еда и не космические достижения, а сексуальные разборки всяких знаменитостей. На чем стоит «Дом-2»? «Хомячки» постоянно обсуждают свою половую жизнь. Это привлекает внимание определенной части населения. Грустно, что все это смотрят подростки и думают – вот она настоящая жизнь. Одна популярность Бузовой чего стоит! На нее ровняются современные девушки. Обидно, право слово.

- Каковы функции психолога женской консультации в ситуации репродуктивного выбора?

- Единственное, что, на мой взгляд, он может сделать, это добиться у женщины полной ясности своего решения. Тогда это будет уже информированное решение. Зачастую женщина в аффекте заламывает руки : «Все, не хочу никакого ребенка!». Понятно, что в таком состоянии нельзя принять рационального решения. Тогда надо работать с аффектом, и только потом прояснять ситуацию с репродуктивным выбором. И психолог поможет прояснить ситуацию, чтобы женщина сделала осознанный выбор. Понятно, что это не легкое решение для женщины, и оно сопровождается тяжелыми переживаниями, а в таком состоянии ничего разумного никогда не сделаешь.

- Мы все время говорим – зрелая личность. А как узнать насколько личность зрелая?

- Зрелая, это когда человек может исполнять социальные функции самостоятельно, без поддержки. У нас странные тенденции – возраст полового согласия у нас сдвинули, а возраст избирательного права и призыва на военную службу остался без изменений. Во имя чего все это?
Есть периоды психического онтогенеза, есть наукой установленный период окончательного формирования человека, как физического существа и как личности. Эти периоды располагаются в промежутке от 18 лет до 21 года. Мы запрещаем продавать табак и алкоголь лицам до 18 лет. Есть диапазон, когда человек полностью берет на себя ответственность за свою жизнь. И это не 5 и не 10 лет. Мы все время ходим вокруг личностной зрелости.
Если зрелые люди приняли решение о вступлении в брак, а тем более о деторождении, конечно, они принимают на себя всю меру ответственности. А когда детей заводят ради каких-то других целей, например, чтобы мужчина женился, то в итоге мы имеем безотцовщину.
Надо казать и про мужчин – глупая убежденность, что мужчина обязан хотеть ребенка. Мужчина хотеть его не может. Только женщина может хотеть ребенка. Мужчина может осознанно захотеть ребенка, но это происходит совсем не в предполагаемом брачном возрасте 21-25 лет. Да, конечно, муж проникается чувством уважения и нежности, когда жена родила ребенка, но полюбит он его потом, когда тот будет расти у него на глазах, с ним можно будет играть, разговаривать, гулять за руку. Любить своего будущего ребенка – это миф и блеф, который не надо сеять в головах. Женщина любит еще не родившегося ребенка потому, что он часть ее, а для мужчины это что-то, что нарушает его комфортную жизнь. Ему еще только предстоит полюбить дочку или сына.
Когда женщина говорит «я рожу только для себя», то потом всю свою ненависть выльет на этого бедного ребенка – «если бы не ты, то я давно была бы счастлива, а так я тебе посветила всю жизнь». Или другая крайность, когда матери буквально душат своей любовью давно выросших, взрослых детей. Как можно иметь человека только «для себя»?
Нынешняя ситуация характеризуется тем, что женщина в своих решениях может рассчитывать только на себя. Она не нужна ни государству, ни мужчинам. У нас до сих пор «перепроизводство» женщин. Может быть, знания всех этих моментов прибавят ей разумности в репродуктивном выборе.

Выставка-музей здравоохранения, как эпицентр работы по претворению в жизнь основного принципа послереволюционной медицинской реформы- профилактики заболеваний, санитарного просвещения и воспитание гигиенической культуры населения

В.Е.Жолобов, Л.В. Винтухова, Литвинова Н.Н., Дубовик А.В.

//Летопись революционного Петербурга/ К столетию революционных событий 1917 года//Материалы конференции 23.2017г. [Составление и редакция Осипова И.В. ]- СПб ГБУК «Музей «Разночинный Петербург 2017.-С.53 -57