Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины и последствия

17 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины и последствия».

Первый докладчик, к.м.н., заведующий психоневрологическим дневным реабилитационным стационаром Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С.Мнухина Артём Александрович Резаков доложил о клинико-диагностических и лечебно-реабилитационных асп
ектах синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Он подробно остановился на истории вопроса, отметив, что первые упоминания о нарушении внимания  у детей можно найти  еще у Гиппократа и Платона. В средние века появилась теория «морального помешательства», полагающая, что дети рождаются с проявлениями «аморальных черт характера». В 1848 году симптомы гиперактивности были описаны в виде образа Беспокойного Фила в описании доктора Генриха Хоффмана. в 1889 году американский философ и психолог Вильям Джеймс опубликовал труд «Принципы психологии», где рассеивание внимания объясняется внутримозговыми механизмами.В 1917-1918 годах эпидемия летаргического энцефалита  в Европе и США дала развитие биомедицинскому подходу к гиперактивности и проблемам поведения. Гиперкинетический синдром рассматривался и в работах отечественных учёных. В 1920 году П.И.Растегаев первым предлагает в России создать специальные условия обучения у детей с проявлениями СДВГ. В 1928 году Е.М.Захарьян и М.А.Голозко описывают явления психофизической незрелости и слабую память у пациентов с СДВГ.  Г.Е.Сухарева  гиперактивного ребёнка рассматривала как пациента с психопатоподобными нарушениями поведения. Так же занимались СДВГ В.А.Гиляровский, В.П.Осипов, Е.А.Осипова, С.С.Мнухин, А.Е.Личко,  В.В.Ковалёв. В 2009 г. Р.Ф.Гасанов  описал изменение представлений   о СДВГ и его основные клинические характеристики.

doc_sdvg1

Если говорить об эпидемиологии СДВГ, то замечено, что чем более развита страна, тем больше в ней пациентов с  СДВГ. Так, в  США частота встречаемости – 20

% от популяции, в Канаде – 15%, в России – 10%.

Какие факторы влияют на развитие СДВГ? Генетические, перинатальные, натальные, социально-психологические, фармакологические, а также травматический генез.

Основными нарушениями, которые отмечаются при СДВГ, являются: нарушение внимания, гиерактивность, импульсивность, трудности в общении и обучении.

Первые признаки СДВГ можно увидеть у детей от 1 до 3 лет. У них отмечаются: нарушения ритма сна и бодрствования, повышенная  возбудимость, беспокойство, тремор. В 3 года наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, непослушание, упрямство. В 5 лет — неуклюжесть ребёнка в связи с минимальной статико-моторной недостаточностью. Для 6-9 лет будут характерны бытовые травмы, речевые нарушения, расстройства школьных навыков, дислалия, дислексия, дискалькулия, энурез, заниженная самооценка, агрессия. В 12 -14 лет идет снижение гиперактивности, но остаются нарушение внимания и импульсивность. В15 лет гиперактивность исчезает, симптомы СДВГ сглаживаются и маскируются особенностями личности. С 18 лет и далее наблюдается недостаточная организованность, неспособность планировать время, плохая память, взрывной характер, эмоциональная лабильность, семейные проблемы, ДТП,  правонарушения, различные виды зависимостей (алкогольная, наркотическая, пищевая, игровая).

Лечебно-реабилитационные мероприятия при СДВГ состоят из фармакологической терапии, психотерапии и нелекарственных методов лечения. Фармпрепараты врач подбирает индивидуально, исходя из особенностей пациента. Психотерапия при СДВГ обязательна. Здесь используются семейная психотерапия и семейное консультирование; индивидуальная поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия; групповая психотерапия и групповая психокоррекционная работа с психологом; игровая психотерапия; арт-терапия, музыкотерапия; РАГ (ритмико-акустическая группа). В качестве нелекарственных методов лечения при СДВГ используется метод биологической обратной связи (БОС) и транскраниальная микрополяризация.

«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Что скрывается под маской СДВГ?» — такова была тема второго выступления врача-невролога, ведущего врача группы углубленного обследования детей с СДВГ  СПб ГУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей» Дианы Владимировны Леденцовой.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это поведенческое расстройство в детском возрасте, связанное с возрастной незрелостью ЦНС и дисгармоничным развитием. Расстройство развития, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью и несдержанностью.

Стоит отметить, что СДВГ наблюдается как у детей, так и у взрослых; лица мужского пола болеют в 2 раза чаще; нередко наблюдаются семейные случаи.

Каковы же основные проблемы у детей с СДВГ? Это, прежде всего, проблемы поведения:  протесты, ложь, драки, нарушение общественного порядка. В школьном возрасте — неуспеваемость, специфические трудности обучения, низкая степень понимания учебных заданий ,отсутствие завершения начатых дел, проблемы взаимоотношений со сверстниками и учителями.

doc_sdvg2Основные признаки СДВГ: невнимательность, импульсивность, гиперактивность. Невнимательность – ребенок не способен сосредоточиться на деталях, неустойчивость внимания во время выполнения заданий и во время игр — не следует указаниям, не слушает, забывает, отвлекается. Импульсивность – когда ребенок с трудом дожидается своей очереди, перебивает, вмешивается в чужие разговоры , выкрикивает с места ответы до завершения вопроса. Гиперактивность  - ребенок производит суетливые движения руками и ногами, непоседлив, бегает, карабкается на что-то в неподходящих для этого ситуациях, постоянно находится в движении, чрезмерно болтлив.

В зависимости от особенностей клинической картины выделяют три варианта СДВГ: сочетанный или комбинированный вариант СДВГ; СДВГ с преобладанием невнимательности; СДВГ с преобладанием гипреактивности и импульсивности.

Каковы диагностические критерии СДВГ? Симптомы проявляются до 7 лет, держатся не меньше 6 месяцев, обнаруживаются в двух и более сферах деятельности (в школе, дома), не обусловлены психическими расстройствами, вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию, создают трудности в обучении. Отмечаются частые сопутствующие нарушения: расстройства речи, расстройства учебных навыков – дислексия, дисграфия. Могут наблюдаться депрессивные состояния, тревожные, оппозиционно-вызывающие и поведенческие расстройства; тики и синдром Туретта.

В развитии СДВГ 80% играет наследственность. Увеличивают вероятность возникновения СДВГ пре- и перинатальные факторы риска. СДВГ может развиваться после черепно-мозговой травмы, менингита, энцефалита и других неблагоприятных воздействий на ЦНС.

Каковы проявления СДВГ? В младенческом возрасте это будет беспокойство, нарушение сна, высокая степень двигательной активности. Такие дети рано начинают ходить. Дошкольники гиперактивны и невнимательны. У них запаздывает формирование речи, отсутствует чувство страха, дистанции. Для них характерны постоянные стычки с ровесниками. В ранние школьные годы детям трудно концентрироваться, сидеть на одном месте и слушать, общаться со сверстниками. У них часто есть сложности в приобретении навыков чтения и письма (до 65%), нарушения координации, мелкой моторики. К 7-10 годам возникают и эмоциональные расстройства. У подростков есть трудности в концентрации внимания, неуклюжесть , дислексия, дисграфия, они словно «витают в облаках». У них могут возникнуть психические нарушения(депрессия, тревожный невроз, склонность к наркомании, токсикомании).

При  постановке  диагноза  необходимо  учитывать особенности личности и темперамента ребенка,  средовые  факторы, воспитание в семье, педагогическую запущенность. Стоит отметить, что отдельные, временные  характеристики поведения ребенка, даже если они похожи на СДВГ, не  могут считаться основанием для постановки диагноза

СДВГ необходимо дифференцировать:  от неврозов и невротических реакций, которые могут вызывать расстройства внимания и гиперактивность; от астенических синдромов при соматических заболеваниях, которые проявляются быстрой физической и психической истощаемостью, утомляемостью, обидчивостью, капризностью, частыми головными болями, снижением показателей школьной успеваемости; от последствий перенесенной черепно-мозговой травмы; от когнитивной эпилептиформной дезинтеграции. Часто неверно диагностироваться как СДВГ может: задержка умственного развития, интеллектуальная недостаточность, аутистический спектр расстройств, психопатии.

Лечение СДВГ включает в себя медикаментозную терапию; массаж, ЛФК, ФТЛ, тепловые процедуры, соляно-хвойные ванны; диету с ограничением сахара, исключением красителей, ароматизаторов , глютаматов. Обязательны педагогическая и психологическая коррекция. Рекомендуется: режим, спорт, длительные прогулки, бег. Необходимо ограничение посещений мероприятий со скоплением большого количества народа.

Необходим комплексный подход к детям с СДВГ, поддержка семей, профилактика неуспеваемости. Детям с СДВГ необходимо общение с социально благополучными учениками, ориентация на успешных одноклассников. Родители, педагоги, психологи, врачи – неврологи должны быть командой заинтересованных участников в помощи детям с СДВГ.

 

Табачная зависимость у беременных женщин и молодых матерей

Романчук Ольга Борисовна, психиатр-нарколог высшей категории, заместитель главного врача по детской наркологии межрайонного наркологического диспансера №1.

doc_smokingwoman

У курящей женщины развивается зависимость — навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающейся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами.Никотинизм характеризуется сильной психической и физической зависимостью от табака. В последнее время происходит снижение курение табака во всем мире.

Тем не менее,  по данным исследователей во время беременности курит от 15 до 20% женщин,  после родов к вредной привычке возвращаются от 60 до 80% женщин.

Никотин с 7 недели беременности начинает накапливаться в кровотоке плода.  Таким образом, никотин начинает оказывать негативное влияние на развитие плода  с самого начала беременности, вызывая задержку развития плода, отслойку плаценты, преждевременные роды, вплоть до гибели плода.

Проведение краткосрочного консультирования приводит к тому, что 10% беременных отказываются от вредной привычки, работа психолога, терапевта приводит к увеличению женщин отказавшихся от курения. В работе с беременными используются  максимально возможности наглядной информации — выдаются буклеты и памятки с рекомендациями по отказу от курения.

Решившие отказаться от курения могут обращаться:

  • в Центры здоровья каждого района,
  •  кабинеты медицинской помощи по отказу от курения поликлиник по месту жительства,
  •  Всероссийский телефон (бесплатно) по отказу от курения (8 800 200 0 200)

 Отправить (бесплатно) СМС со словом НЕКУРЮ на номер 5253

Остеопороз. Профилактики травматизма

Такова была тема очередной встречи «Университета здоровья» в Городском центре медицинской профилактики, на которой с докладом выступила кандидат медицинских наук, доцент кафедры семейной медицины СЗ ГМУ им. И. И. Мечникова Людмила Николаевна Дегтярёва.

doc_bone1

Она отметила, что остеопороз – это состояние, при котором в результате дефицита кальция изменяется плотность костей: они истончаются и становятся хрупкими. Это системное заболевание, которое затрагивает все кости организма, независимо от нагрузки. Коварство болезни заключается в том, что она может годами развиваться без каких-либо особых симптомов. И если раньше остеопороз считался уделом пожилых людей, то на сегодняшний день его признаки можно наблюдать и у молодежи.

Кости, особенно у женщин в пожилом возрасте, в результате болезни становятся очень хрупкими, легко ломаются и очень долго заживают, и любая травма может закончиться печально. Самая распространенная – перелом шейки бедра. Это второй после инсульта диагноз по распространенности, который  приводит к инвалидности и беспомощности. К сожалению, часто об остеопорозе начинают говорить лишь после первого перелома.

Как заподозрить остеопороз, если нет ярко выраженных  симптомов?

doc_bone3

На

сторожить должны:  боли в костях, ножные судороги, особенно по ночам, изменения в осанке, когда человек начинает горбиться, сутулиться и казаться ниже ростом, ломкость ногтей и волос, быстрое разрушение зубов.

Факторы риска развития остеопороза можно разделить на две группы: устраняемые и не устраняемые. К первой группе относятся недостаточное потребление кальция, курение, алкоголизм, низкая физическая активность, частые падения, дефицит массы тела (меньше 57 кг), длительный прием некоторых лекарственных средств (противосудорожных, цитостатиков, антикоагулянтов, глюкокортикостероидов). Ко второй – возраст старше 60 лет, пол, наследственность. Особенно велик риск у женщин в период менопаузы, после удаления яичников, при аменорее.

doc_bone2

Отдельную группу риска составляют так называемые факторы среды. Сюда мы можем отнести различные бытовые неудобства – плохое освещение, трещины в полу, захламленность проходов, отсутствие поручней, высокие пороги, мокрые полы, скользкие ступени, неудобная непропорциональная мебель. Словом все, что  увеличивает риск падения и травм.

Как диагностируют остеопороз? 

doc_bone4

Диагноз установить может только специалист после изучения истории болезни, жалоб и проведения процедуры денситометрии, когда специальный прибором проверяется плотность костей. Если вы опасаетесь остеопороза,  то денситометрию желательно проводить раз в три года.

Что касается лечения, то его назначает врач строго индивидуально. Доза кальция и витамина Д должна взаимодействовать с теми препаратами, которые вы уже принимаете, иначе от бесконтрольного приема может быть только вред! Лечение остеопороза всегда длительное, нередко оно продолжается годами. Избавиться от него окончательно невозможно. Препаратов, полностью устраняющих остеопороз, на сегодня не существует.

Как же повысить плотность костей и снизить риск переломов?

doc_bone5Первое, что можно сделать, нормализовать свое питание, увеличив с продуктами поступление кальция в организм. Сыр, творог, молоко,  орехи, зелень, рыба, яйца, оливки могут существенно улучшить состояние костной ткани. Затем надо постараться уменьшить вероятность падений: носить удобную устойчивую обувь, стараясь, чтобы подошва не скользила, не ходить в темноте, использовать специальные коврики в туалете и в ванной, оборудовать свой дом поручнями, подобрать мебель по росту.

doc_bone6Для сохранения устойчивости не стесняйтесь использовать трость или палку. В гололед можно ходить с двумя палками! Чтобы не смещался центр тяжести, и не нарушалось равновесие, вместо сумки целесообразно использовать рюкзак. И, конечно, здоровый оптимизм, готовность и настрой организма на борьбу с остеопорозом будут вашими помощниками.

Гомеопатия

Председатель правления ассоциации гомеопатов, специалист кафедры физиотерапии и медицинской реабилитации  СЗГМУ им. И.И.Мечникова Елена Юрьевна.

doc_gomeopat1

Гомеопатия — способ лечения болезни, заключающийся в применении малых доз тех лекарств, которые в больших дозах вызывают у здорового человека признаки этой болезни. Главный принцип гомеопатии - «подобное лечится подобным». Как раздел медицины гомеопатия появилась в 1796 году.  Основоположником гомеопатии считается немецкий медик Самюэль Ганеман, описавший в своем труде новый подход к изготовлению и использованию лекарственных препаратов.

Идеи гомеопатии витали в воздухе еще до Ганемана. Два принципа «подобное лечится подобным» и «противоположное лечится противоположным» были положены в основу лечения более дв
ух веков назад. Можно говорить о том, что еще Парацельс применял гомеопатический подход в лечении. Для изготовления гомеопатических лекарств использовались яды, минералы, вещества растительного и животного происхождения. В Санкт-Петербург гомеопатию «привез» в 1824 году медик Адам, который лично знал Ганемана. В 1833 году появился императорский указ о гомеопатии. С этого момента она стала очень популярна в России. В 1891 году в нашем городе было две гомеопатические лечебницы, щестнадцать врачей-гомеопатов, две гомеопатические аптеки, гомеопатический санаторий.

doc_gomeopat2

«Больница в память Императора Александра II Санкт-Петербургского благотворительного общества последователей гомеопатии», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д.8, лит. А.-стала региональным памятником культуры

Но история гомеопатии в России переживала взлеты и падения: то ее объявляли буржуазной наукой и подвергали гонениям, критиковали, то появлялся всплеск интереса и ее рекомендовали использовать. В советские годы в нашей стране  работали три гомеопатические поликлиники:  в Москве, Ленинграде и Киеве. Сейчас в восьмидесяти субъектах РФ работают врачи-гомеопаты, в Российском гомеопатическом обществе, учрежденном в 1990 году, состоит более 1000 практикующих специалистов. Доля гомеопатических препаратов занимает около 1% российского рынка лекарственных средств.

Каковы принципы сегодняшней гомеопатии? Принцип подобия, который утверждает, что лекарство излечивает те же самые симптомы болезни, которые оно же в состоянии вызвать в здоровом организме. Принцип исследования фармакодинамики на здоровых людях. Путем многочисленных экспериментов было выявлено, что лекарство, принятое внутрь даже здоровым человеком вызывает определенные симптомы в его организме. Принцип назначения малых доз потенцированных препаратов. Гомеопатическое лекарство, используемое при тех же симптомах заболевания, которое оно само вызывает при испытании в материальных дозах на здоровом человеке. Например, препарат, вызывающий понос у здорового человека, эффективен при определенных формах диареи.

Также есть определенные принципы изготовления гомеопатических средств: разведение и потенцирование. Гомеопатиче5ские препараты выпускаются в различных формах: гранулы, капли, таблетки, свечи, мази и т.д.

Существуют несколько направлений гомеопатии. Первое – уницизм, когда больному назначают только один препарат. Второе – плюрализм, когда назачают несколько гомеопатических препаратов с учетом психотипа  пациента. Третье – комплексизм, когда фирмы выпускают комплексные гомеопатические средства, которые можно принимать без назначения врача-гомеопата.

В гомеопатии существуют «женские» и «мужские» средства – конституциональные препараты, регулирующие состояние симпатической и парасимпатической нервной системы на различные внешние раздражители ( пищевые, эмоциональные, физические и т. д.).

doc_gomeopat3

Основными преимуществами гомеопатии являются: эффективность, безвредность, возможность длительного применения, отсутствие привыкание, производство препаратов из экологичн6ого сырья. Гомеопатические лекарства можно применять как для лечения, так и для реабилитации и профилактики взрослых и детей.

Важно помнить, что гомеопатия – это не волшебная таблетка, которая может вылечить в одночасье: «Вот схожу к экстрасенсу, астрологу, а еще к гомеопату». Здесь важна приверженность лечению, мгновенного эффекта от гомеопатических лекарств нет. Их принимают многократно, по времени, месяцами для достижения результата.

Рациональное питание школьников как основа профилактики ожирения

20 февраля в Городском центре медицинской профилактики  состоялся семинар «Рациональное питание школьников как основа профилактики ожирения».

Рациональное питание – неотъемлемая часть здорового образа жизни. Это обязательная профилактическая мера, необходимая для предотвращения развития ожирения, а также ряда хронических неинфекционных заболеваний. У человека с избыточной массой тела или ожирением часто возникают болезни сердца, повышенное артериальное давление, сахарный диабет. Чрезвычайно опасный недуг, ожирение является сегодня одним из самых распространенных хронических заболеваний в мире. Особенно важно осуществлять профилактику ожирения в детском возрасте, формировать правильное пищевое поведение у детей и подростков, избегать регулярного употребления «фаст-фуда».

Особых затрат на рациональное питание не нужно. Для него не требуется каких-то особых продуктов. Важно правильно его организовать. Для этого требуются желание и знания.

«Профилактика алиментарного ожирения с позиции диетолога» — такова была тема первого доклада, который прочитала к.м.н., доцент кафедры гастроэнтерологии ФП и ДПО Санкт-Петербургского  государственного педиатрического медицинского университета  Светлана Николаевна Минина.

Ожирение – хроническое заболевание обмена веществ, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани. По данным ВОЗ, к началу 21 века около 30% населения планеты имело избыток массы тела. Лидером по ожирению являются США, где 60% жителей живет с избыточным весом, а 20% имеют ожирение. В России сегодня живет 30% трудоспособного населения  с избытком массы тела и 25 % с ожирением. Если говорить об ожирении у российских детей, то им страдает 8,5% в городе и  5,5%  в сельской местности.

На лечение ожирения государство затрачивает огромные средства. Ожирение становится не только проблемой индивида. Из всех жителей СПб,  посетивших  врачей в течение года,  около 50% имели избыточную массу тела. Больные ожирением в 4 раза чаще обращаются к врачу.  Ожирение снижает репродуктивную способность женщин и мужчин. Избыточный вес – фактор риска большого числа заболеваний сердечно -сосудистой системы, сахарного диабета 2 типа, инсулинорезистентности, увеличения частоты случаев злокачественных новообразований.

При ожирении у детей будут поражаться все системы организма. Пациенты с ожирением склонны к депрессиям, имеют снижение самооценки.

Каковы же причины ожирения? Это может быть наследственность, раннее искусственноке вскармливание, неправильное введение прикорма, чрезмерное питание, переедание, пониженный расход энергии, низкая физическая активность, сидячий образ жизни, эндокринные расстройства. У 60-85% больных ожирением родители или другие родственники имеют избыток массы тела. Если говорить об энергетическом балансе, то здесь рассматривается два основных процесса в организме человека – поступление и расходование энергии. Расходуется энергия на основной обмен веществ, на физическую активность, на термогенный эффект (энергия на усвоение пищи). Если для взрослых важно равновесие между поступлением и расходом энергии, то для детей и подростков поступление энергии должно быть больше, чем расход. Переедание может проявляться как булемия, компульсивное расстройство, эпизоды обжорства, синдром ночной еды.

Нельзя сбрасывать со счетов и особенности питания. В частности, в России нарушена структура потребления продуктов: 25% населения испытывает дефицит полноценных  белков,  половина -  недостаток витаминов  и микроэлементов. Но при этом наблюдается избыток жиров животного происхождения. Но жировая ткань организму необходима, ведь именно она является энергетическим депо, депо воды, участвует в метаболизме половых стероидов.

Виды нарушения пищевого поведения:  гиперфагическая реакция на стресс (заедаем неприятности и проблемы); компульсивная гиперфагия; углеводная жажда; предменструальная гиперфагия; доедание. Во всех случаях в ход идет преимущественно сладкая и жирная пища.

У детей с ожирением обычно нарушен режим питания: часто отсутствует завтрак, зато перед сном они наедаются, а днем обходятся сухомяткой.

Профилактикой нарушения пищевого поведения у детей является рациональное питание беременной и кормящей мамы, грудное вскармливание, рациональное введение прикорма, правильное пищевое поведение всех членов семьи.

При не медикаментозном лечении ожирения эффективным способом будет ведение пищевого дневника, сочетание диеты и увеличение физической нагрузки при психологической поддержке.

Главное в лечении ожирения не ограничение или исключение каких-то продуктов, а сбалансированность питания. Помощь психолога при лечении ожирения обязательна.

Также Светлана Николаевна доложила о профилактике дисбиоза, о правильной организации питания школьников, о трех главных принципах рационального питания — это энергетическое равновесие, сбалансированность, режим питания и напомнила о том, что лечение ожирения нужно проводить пожизненно.

«Гигиенические аспекты профилактики ожирения детей в семье и в образовательном учреждении» — на эту тему выступила профессор кафедры гигиены обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены Медико-профилактического факультета Северо-Западного государственного медицинского университета Ольга Ивановна Янушанец. Во многом ее доклад перекликался с первым. Она также говорила о статистике. По данным ВОЗ, 22 миллиона детей старше 15 лет и 155 миллионов школьников на планете имеют избыточную массу тела. В России 20% детей и подростков имеют избыток веса. За последние 8 лет количество детей с избытком массы тела выросло в 1,5 раза – это неблагоприятная тенденция.

Ольга Ивановна дополнила список факторов риска ожирения у детей. Кроме генетики, недостатка физической активности, сидячего образа жизни, сюда же можно отнести потребление фаст-фуда, сладкой газировки, недостаток сна, проблемы в семье и со сверстниками, неблагоприятный семейный анамнез, прием некоторых лекарственных средств, низкую самооценку, некоторые болезни и расстройства. Она отметила, что с возрастом школьники перестают питаться в школьной столовой. Если дети в первом классе все завтракают и до 7 класса обедают, то старшеклассники преимущественно вообще не едят в школьных столовых.

Большие гигиенические просчеты есть в организации домашнего питания: дети дома не завтракают, поздно ужинают, смотрят телевизор во время еды, горячее питание получают реже 3 раз в день, принимают пищу не за столом. И на сегодня все это норма для семьи. Хотя основы здорового питания как составляющей здорового образа жизни закладываются именно в семье.  Ребенок перенимает пищевое поведение семьи, поэтому желательно, чтобы вся семья ела вместе. Нельзя «воспитывать» ребенка за столом и делать еду средством поощрения или наказания.  Не стоит кормить детей насильно.  То, как мы кормим ребенка в семье, формирует стереотип питания на всю жизнь.

Профилактика ожирения у детей должна вестись постоянно. Для этого должен быть режим дня и питания. Подавайте хороший пример пищевого поведения своим детям. Необходимо выработать у ребенка почтительное отношение к пище – есть только за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Организуйте активный досуг всей семьи, занимайтесь спортом вместе с детьми. Следите, чтобы ребенок высыпался. Норма сна старшеклассников – 9,5 часов.

По окончании семинара для слушателей состоялась экскурсия в Музей гигиены.

Игра по станциям «Мы идём дорогой здоровья»

15 февраля 2017 года в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики состоялись игры по станциям «Мы идём дорогой здоровья», в которой приняли участие команды учащихся седьмых классов общеобразовательных учреждений Фрунзенского района (школа №311, школа №443, школа №201, гимназия №227, школа №314). Ребята выполняли задания на темы здорового образа жизни, истории медицины, отвечали на вопросы по профилактике заболеваний. На всех этапах чувствовался азарт и напряжённая работа детей при прохождении каждой станции.

Во второй части игры команды показали своё домашнее задание. Все выступления отличались своей индивидуальностью и пониманием основных правил и понятий здорового образа жизни. Работу домашнего задания команд оценивали члены жюри: Шарафилова Н.В., врач Городского центра медицинской профилактики, Кудряшова А. С., заведующего детским поликлиническим отделением №32 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №78» и Морозову Л. Н., методиста по здоровьесбережению информационно-методического центра Фрунзенского района,

По итогам игр, набрав наибольшее количество баллов победителями стали: команда «Я здоров!» ГБОУ СОШ №311 Фрунзенского района и  команда «Питерские здоровики» ГБОУ средняя школа №201 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Все команды получили грамоты, победителям игры была вручена памятная награда.

Семинар «Синдром дефицита внимания»

17 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины и последствия».

Первый докладчик, к.м.н., заведующий психоневрологическим дневным реабилитационным стационаром Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С.Мнухина Артём Александрович Резаков доложил о клинико-диагностических и лечебно-реабилитационных аспектах синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Он подробно остановился на истории вопроса, отметив, что первые упоминания о нарушении внимания  у детей можно найти  еще у Гиппократа и Платона. В средние века появилась теория «морального помешательства», полагающая, что дети рождаются с проявлениями «аморальных черт характера». В 1848 году симптомы гиперактивности были описаны в виде образа Беспокойного Фила в описании доктора Генриха Хоффмана. в 1889 году американский философ и психолог Вильям Джеймс опубликовал труд «Принципы психологии», где рассеивание внимания объясняется внутримозговыми механизмами.В 1917-1918 годах эпидемия летаргического энцефалита  в Европе и США дала развитие биомедицинскому подходу к гиперактивности и проблемам поведения. Гиперкинетический синдром рассматривался и в работах отечественных учёных. В 1920 году П.И.Растегаев первым предлагает в России создать специальные условия обучения у детей с проявлениями СДВГ. В 1928 году Е.М.Захарьян и М.А.Голозко описывают явления психофизической незрелости и слабую память у пациентов с СДВГ.  Г.Е.Сухарева  гиперактивного ребёнка рассматривала как пациента с психопатоподобными нарушениями поведения. Так же занимались СДВГ В.А.Гиляровский, В.П.Осипов, Е.А.Осипова, С.С.Мнухин, А.Е.Личко,  В.В.Ковалёв. В 2009 г. Р.Ф.Гасанов  описал изменение представлений   о СДВГ и его основные клинические характеристики.

Если говорить об эпидемиологии СДВГ, то замечено, что чем более развита страна, тем больше в ней пациентов с  СДВГ. Так, в  США частота встречаемости – 20% от популяции, в Канаде – 15%, в России – 10%.

Какие факторы влияют на развитие СДВГ? Генетические, перинатальные, натальные, социально-психологические, фармакологические, а также травматический генез.

Основными нарушениями, которые отмечаются при СДВГ, являются: нарушение внимания, гиерактивность, импульсивность, трудности в общении и обучении.

Первые признаки СДВГ можно увидеть у детей от 1 до 3 лет. У них отмечаются: нарушения ритма сна и бодрствования, повышенная  возбудимость, беспокойство, тремор. В 3 года наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, непослушание, упрямство. В 5 лет — неуклюжесть ребёнка в связи с минимальной статико-моторной недостаточностью. Для 6-9 лет будут характерны бытовые травмы, речевые нарушения, расстройства школьных навыков, дислалия, дислексия, дискалькулия, энурез, заниженная самооценка, агрессия. В 12 -14 лет идет снижение гиперактивности, но остаются нарушение внимания и импульсивность. В15 лет гиперактивность исчезает, симптомы СДВГ сглаживаются и маскируются особенностями личности. С 18 лет и далее наблюдается недостаточная организованность, неспособность планировать время, плохая память, взрывной характер, эмоциональная лабильность, семейные проблемы, ДТП,  правонарушения, различные виды зависимостей (алкогольная, наркотическая, пищевая, игровая).

Лечебно-реабилитационные мероприятия при СДВГ состоят из фармакологической терапии, психотерапии и нелекарственных методов лечения. Фармпрепараты врач подбирает индивидуально, исходя из особенностей пациента. Психотерапия при СДВГ обязательна. Здесь используются семейная психотерапия и семейное консультирование; индивидуальная поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия; групповая психотерапия и групповая психокоррекционная работа с психологом; игровая психотерапия; арт-терапия, музыкотерапия; РАГ (ритмико-акустическая группа). В качестве нелекарственных методов лечения при СДВГ используется метод биологической обратной связи (БОС) и транскраниальная микрополяризация.

«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Что скрывается под маской СДВГ?» — такова была тема второго выступления врача-невролога, ведущего врача группы углубленного обследования детей с СДВГ  СПб ГУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей» Дианы Владимировны Леденцовой.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ( СДВГ) — это поведенческое расстройство в детском возрасте, связанное с возрастной незрелостью ЦНС и дисгармоничным развитием. Расстройство развития, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью и несдержанностью.

Стоит отметить, что СДВГ наблюдается как у детей, так и у взрослых;

лица мужского пола болеют в 2 раза чаще; нередко наблюдаются семейные случаи.

Каковы же основные проблемы у детей с СДВГ? Это, прежде всего, проблемы поведения:  протесты, ложь, драки, нарушение общественного порядка. В школьном возрасте — неуспеваемость, специфические трудности обучения, низкая степень понимания учебных заданий ,отсутствие завершения начатых дел, проблемы взаимоотношений со сверстниками и учителями.

Основные признаки СДВГ: невнимательность, импульсивность, гиперактивность. Невнимательность – ребенок не способен сосредоточиться на деталях, неустойчивость внимания во время выполнения заданий и во время игр — не следует указаниям, не слушает, забывает, отвлекается. Импульсивность – когда ребенок с трудом дожидается своей очереди, перебивает, вмешивается в чужие разговоры , выкрикивает с места ответы до завершения вопроса. Гиперактивность  - ребенок производит суетливые движения руками и ногами, непоседлив, бегает, карабкается на что-то в неподходящих для этого ситуациях, постоянно находится в движении, чрезмерно болтлив.

В зависимости от особенностей клинической картины выделяют три варианта СДВГ: сочетанный или комбинированный вариант СДВГ; СДВГ с преобладанием невнимательности; СДВГ с преобладанием гипреактивности и импульсивности.

Каковы диагностические критерии СДВГ? Симптомы проявляются до 7 лет, держатся не меньше 6 месяцев, обнаруживаются в двух и более сферах деятельности (в школе, дома), не обусловлены психическими расстройствами, вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию, создают трудности в обучении. Отмечаются частые сопутствующие нарушения: расстройства речи, расстройства учебных навыков – дислексия, дисграфия. Могут наблюдаться депрессивные состояния, тревожные, оппозиционно-вызывающие и поведенческие расстройства; тики и синдром Туретта.

В развитии СДВГ 80% играет наследственность. Увеличивают вероятность возникновения СДВГ пре- и перинатальные факторы риска. СДВГ может развиваться после черепно-мозговой травмы, менингита, энцефалита и других неблагоприятных воздействий на ЦНС.

Каковы проявления СДВГ? В младенческом возрасте это будет беспокойство, нарушение сна, высокая степень двигательной активности. Такие дети рано начинают ходить. Дошкольники гиперактивны и невнимательны. У них запаздывает формирование речи, отсутствует чувство страха, дистанции. Для них характерны постоянные стычки с ровесниками. В ранние школьные годы детям трудно концентрироваться, сидеть на одном месте и слушать, общаться со сверстниками. У них часто есть сложности в приобретении навыков чтения и письма (до 65%), нарушения координации, мелкой моторики. К 7-10 годам возникают и эмоциональные расстройства. У подростков есть трудности в концентрации внимания, неуклюжесть , дислексия, дисграфия, они словно «витают в облаках». У них могут возникнуть психические нарушения(депрессия, тревожный невроз, склонность к наркомании, токсикомании).

При  постановке  диагноза  необходимо  учитывать особенности личности и темперамента ребенка,  средовые  факторы, воспитание в семье, педагогическую запущенность. Стоит отметить, что отдельные, временные  характеристики поведения ребенка, даже если они похожи на СДВГ, не  могут считаться основанием для постановки диагноза

СДВГ необходимо дифференцировать:  от неврозов и невротических реакций, которые могут вызывать расстройства внимания и гиперактивность; от астенических синдромов при соматических заболеваниях, которые проявляются быстрой физической и

психической истощаемостью, утомляемостью, обидчивостью, капризностью, частыми головными болями, снижением показателей школьной успеваемости; от последствий перенесенной черепно-мозговой травмы; от когнитивной эпилептиформной дезинтеграции. Часто неверно диагностироваться как СДВГ может: задержка умственного развития, интеллектуальная недостаточность, аутистический спектр расстройств, психопатии.

Лечение СДВГ включает в себя медикаментозную терапию; массаж, ЛФК, ФТЛ, тепловые процедуры, соляно-хвойные ванны; диету с ограничением сахара, исключением красителей, ароматизаторов , глютаматов. Обязательны педагогическая и психологическая коррекция. Рекомендуется: режим, спорт, длительные прогулки, бег. Необходимо ограничение посещений мероприятий со скоплением большого количества народа.

Необходим комплексный подход к детям с СДВГ, поддержка семей, профилактика неуспеваемости. Детям с СДВГ необходимо общение с социально благополучными учениками, ориентация на успешных одноклассников. Родители, педагоги, психологи, врачи – неврологи должны быть командой заинтересованных участников в помощи детям с СДВГ.