Семинар «Организация психологической помощи женщинам в консультации и родильном доме»

 27 сентября в Городском центре медицинской профилактики для психологов родильных домов и женских консультаций, специалистов Школ материнства и центров социальной помощи семьи и детям состоялся семинар «Организация психологической помощи женщинам». Семинар дал возможность познакомиться с методиками, используемых психологом при работе с беременными женщинами и будущими отцами, женщинами в ситуации репродуктивного выбора и перенесших оперативное лечение, в профилактике профессионального выгорания медицинских работников и пр.
             Модераторами семинара выступили заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики Юрий Александрович Заозерский и Ника Викторовна Пчелинцева, к.м.н., медицинский психолог женской консультации №14 городской поликлиники №32 Петроградского района. Работа семинара началась с минуты молчания в память о погибших в трагедии в Ижевске.
Илья Олегович Ефременко, медицинский психолог женской консультации №9 городской поликлиники №17 Красногвардейского района в своем выступлении рассказал о техниках когнитивно-поведенческой психотерапии. В частности, о АВС – модели «стимул-оперант-реакция», теории Аарона Бека «произвольные мысли, автоматические мысли, глубинные убеждения». Он привел пример конкретной техники работы с когнитивными искажениями, где сначала требуется распознавание автоматической мысли, затем выявление когнитивного искажения в ней, после чего идет формулировка опровержения и рациональной мысли. «Этот метод эффективен и должен быть в арсенале каждого специалиста» отметил докладчик.
С опытом работы медицинского психолога в родильном доме познакомил слушателей семинара медицинский психолог родильного дома №10 Дмитрий Александрович Хинин. Он рассказал о структуре роддома №10 в составе которой находится женская консультация. Всех женщин, встающих на учет по беременности, обязательно направляют к психологу. Таким образом, психолог может вести женщину на всем протяжении беременности. С каждой пациенткой проводится беседа, выявляя, кому конкретно требуется психологическая помощь. Обязательно должны пройти консультацию психолога несовершеннолетние беременные, многодетные мамы, женщины в ситуации репродуктивного выбора и при отказе от ребенка. Психолог работает в роддоме на каждом отделении, выходит к пациенткам по запросу. На дородовом и послеродовом отделении много запросов на работу с тревогой. Бывают случаи, когда психолога вызывают к женщине прямо в родильный зал. Докладчик привел конкретные примеры работы с беременными в различных техниках.
О структуре и содержании работы отделения психологической помощи со службой «Телефон доверия» говорила в своем выступлении медицинский психолог городского центра охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювента» Оксана Андреевна Архиповская. Отделение психологической помощи со службой «Телефон доверия» является структурным подразделением Учреждения. Основная цель работы отделения — оказание психологической помощи подросткам  (от 10 до 17 лет), направленной  на сохранение и укрепление  психосоматического/репродуктивного здоровья, подготовку к ответственному родительству, семейной жизни, ориентацию на здоровую семью. Пациенты направляются на консультацию и обследование к специалистам Учреждения, врачам других медицинских организаций. Законодательством Российской Федерации предусмотрено самостоятельное обращение. Прием пациентов осуществляется по предварительной записи, при необходимости проводится консультация и обследование пациентов в экстренном порядке. В основу ведения пациентов с нарушением репродуктивной функции, профилактику заболеваний положен мультидисциплинарный подход. Основные причины обращения подростков: психологическое сопровождение лечебно-диагностического процесса; ситуации, связанные с рискованным репродуктивным поведением; психосоматические нарушения; нарушения пищевого поведения; нарушения в системе значимых отношений; эмоционально-поведенческие нарушения; нарушение процессов социально-психологической адаптации. Виды оказываемой психологической помощи: психологическая профилактика и психологическое просвещение, психологическая поддержка, психологическое консультирование, психологический анализ, психологическая диагностика, коррекция, тренинг. В отделении работают 8 психологов и 1 социальный работник. Разработаны эффективные программы работы с подростками: комплексная программа сопровождения  несовершеннолетних беременных и несовершеннолетних  матерей с детьми; комплексная программа  сопровождения пациентов с нарушениями пищевого поведения; алгоритмы индивидуального и группового психологического консультирования подростков, телефонного психологического  консультирование подростков, психологического сопровождения пациентов с нарушениями пищевого поведения, трехэтапного психологического консультирования в ситуации репродуктивного выбора, социального сопровождения подростков находящихся в трудной жизненной ситуации. С успехом работают программа профилактики девиантного поведения «Азбука успеха» и профилактическая программа «Азбука здоровья». Круглосуточно ведется консультирование по  «Телефону доверия»  8-812-251-00-33. Сюда могут обратиться за помощью и дети, и взрослые.
 «Арт-терапевтические методики, используемые в практике медицинского психолога в школе родителей «Василиса» — такова была тема выступления медицинского психолога женской консультация №16 городской поликлиники №4 Василеостровского района Елизаветы Валериевны Стрельниковой. В школе проводятся регулярные занятия по арт-терапии, где идет погружение в мир истории искусства, а занятие творчеством помогает в осознании себя и своей ценности. Для беременных они проводятся бесплатно. Главная задача для беременной в процессе арт-терапии – выразить свое эмоциональное состояние через язык художественных образов. Как строятся занятия? На первом этапе идет процесс настройки на дальнейшую творческую работу: беременные приобщаются к всемирному художественному наследию, обсуждают особенности образа матери в разных мировых художественных культурах. На втором этапе происходит создание своей картины. Беременным предлагалось почувствовать себя в роли современных художниц и поработать в любой технике, взаимодействуя с художественными материалами и цветом. Свободное рисование позволяет воспроизводить любые образы. Они могут быть связаны с будущим материнством, отражать представления о ребенке, или же извлекать из подсознания актуальные переживания, тревоги и страхи. Предлагались темы: «Я и мой ребенок», «Любовь к малышу», «Я и моя мама», «Я в родах», свободная тема. После создания рисунков беременным предлагалось дать название своей работе и на оборотной стороне написать свой авторский комментарий в духе «что хотел сказать художник», то есть пояснение, которое раскроет авторскую концепцию произведения и расскажет о языке символов беременной художницы. В процессе создания продуктов творчества особое значение имеет музыкальное сопровождение. Используется классическая музыка, благоприятно воздействующая на общее состояние беременных. Благоприятный эффект дает прослушивание и пение колыбельных. Они помогают беременным расслабиться и установить взаимосвязь с будущим ребенком. Таким образом, создается безопасное арт-терапевтическое пространство. В процессе арт-терапевтической работы они погружаются в расслабленное состояние и наслаждаются процессом творчества. Продукт творчества может быть ресурсом для беременной, подарком для будущего ребенка, и также может стать материалом для индивидуальной арт-терапевтической сессии. В ходе арт-терапевтической работы беременные ощущают уникальность своего состояния, чувствуют родство со знаковыми материнскими образами мирового искусства. Докладчик рассказала о песочной терапии, об используемой методической литературе по арт-терапии.
С темой «Методология краткосрочной терапии дезадаптивных психологических расстройств» выступила к.м.н., медицинский психолог, женской консультации №14 городской поликлиники №32 Петроградского района Ника Викторовна Пчелинцева. Она подробно рассказала о методике «Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)», разработанный Френсин Шапиро для лечения стрессовых расстройств, вызванных переживанием таких событий, как насилие, когда запускаются неврологические и физиологические изменения, которые способствуют переработке травматических воспоминаний в терапии. ДПДГ содержит элемент двусторонней стимуляции (движения глаз, звуковая и тактильная стимуляция). Негативные мысленные установки (я ничего не стою, я плохой человек, я беспомощен, мне нельзя довериться и т.д.) поддаются корректировке в рамках метода ДПДГ, заменяются на позитивные (я хороший, я ценен, я силен, мне можно доверять). Объяснить суть предстоящей работы методике можно по метафоре Перлза: «Все, что случилось, надо пережевать, проглотить и переварить». Заблокированная после травмы в нейроструктурах мозга информация должна и может быть высвобождена – иначе она будет хранится очень долго. Схему работы участники семинара попробовали на себе. Для начала надо было выбрать «мишень» — образ, с которым будете работать, вспомнить все негативные ситуации, которые всплывают с данной проблемой, определить условия и обстоятельства существования проблемы, определить уровень проблемности «мишени» по 10 балльной системе. После ряда манипуляций предлагалось оценить произошедшие изменения. Приемлемый уровень снижения негатива 0-1 балл, увеличение позитива 8-9 баллов.
Закончила докладчик выступление словами К. Уилбера: «Всякая вина есть состояние потерянности в прошлом, всякая тревога есть состояние потерянности в будущем».

29.09. Семинар «Онкоскрининг колоректального рака в рамках диспансеризации»

Начало в 10.00
Адрес- СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» (Итальянская, 25)
Программа
10.00.-10.10 Вступительное слово — директор СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Бережной Андрей Владимирович.
10.10.-10.40 Колоректальный рак. Ранняя диагностика — к.м.н. доцент каф. хирургических болезней с курсом колопроктологии ППСГМУ им. ак. И.П. Павлова главный внештатный специалист колопроктолог Комитета по здравоохранению Попов Дмитрий Евгеньевич.
10.40-11.10 Каких результатов можно достичь в ранней диагностике колоректального рака при использовании современных методов диагностики — заведующий ЦАОП Фрунзенского района Натха Александр Сергеевич.
11.10.-11.30 Исследование кала на скрытую кровь в ходе скрининга колоректального рака при проведении диспансеризации — заведующий МКДЛ ГБУЗ «Городская поликлиника № 107» Золотарев Алексей Юрьевич.
11.30.-11.45. Результаты скрининга колоректального рака в рамках диспансеризации за 8 мес. 2022 — к.м.н. заведующая отделом ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Дровнина Софья Павловна
Приглашаем врачей отделений и кабинетов медицинской профилактики, специалистов центров здоровья, врачей терапевтов, ВОП, врачей хирургов, проктологов

Профилактика воспалительных заболеваний и травм органа зрения у детей и подростков

19 сентября в Городском центре медицинской профилактики для участковых педиатров, врачей, медицинских сестёр отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, кабинетов здорового ребенка детских поликлиник и детских поликлинических отделений состоялся семинар «Профилактика воспалительных заболеваний и травм органа зрения у детей и подростков». Его провела лектор — врач-офтальмолог отделения общего приема отдела помощи детскому населению СПб ГБУЗ «Диагностический Центр №7» (глазной) для взрослого и детского населения Елена Сергеевна Петрова.
Открыл работу семинара заведующий отделом координации и организации
профилактической работы женщинам и детям Юрий Александрович Заозерский. Он отметил, что заболевания и травмы органа зрения нередко приводят к инвалидности и существенному ухудшению качества жизни. Говоря об актуальности темы семинара, Юрий Александрович привел статистические данные. Так, в 2021 году показатель общей заболеваемости детей от 0 до 14 лет составил 3227,6 на 1000 детей. При этом в ранговой структуре болезни глаза и его придаточного аппарата – 203,2 на 1000 детей находятся на 2-м месте, они также остаются ведущими среди причин хронической заболеваемости. Болезни глаза находятся ведущими в заболеваемости детей 15-17 лет – 365,3 на 1000 детей, а в ранговой структуре причин хронической заболеваемости болезни глаза и его придаточного аппарата у подростков находятся на втором месте – 92,2 на 1000 детей.
Основным воспалительным заболеванием, с которым сталкивается почти каждый ребенок, являются: конъюнктивит, который поражает слизистую оболочку глаза, а также воспаления роговицы и век. Воспаление глаза у ребенка может быть вызвано как внешним воздействием, так и реакцией на внутренние нарушения в работе организма.
Докладчик сначала напомнила об анатомии органа зрения. Воспалительные заболевания век — острый мейбомиит, ячмень, халязион век с абсцедированием. Для них характерны покраснение, отек, болезненность век, иногда повышение температуры тела, общее недомогание. Здесь возможно применение антибактериальных капель и мазей. Тепловые и физиотерапевтические процедуры запрещены! При отсутствии динамики в течение 3-4 дней необходима консультация офтальмолога.
Если говорить о признаках острых бактериальных конъюнктивитов, то здесь наблюдается покраснение слизистой глаз, век, слезотечение, гнойное отделяемое. Первая помощь ребенку в этом случае — антисептические препараты и антибактериальные капли и обязательная консультация офтальмолога.
Особенно опасны в связи с высокой контагиозностью острые вирусные конъюнктивиты. Здесь требуется изоляция заболевшего и проведение карантинных мероприятий. Симптомы – снижение остроты зрения, выраженная инъекция, светобоязнь, слезотечение, резь в глазах, отек век, скудное слизистое отделяемое, часто сопутствующее поражение роговицы. В данном случае нет гнойного отделяемого. Требуется немедленная консультация офтальмолога!
Признаками кератита (воспаления роговицы) является так называемый роговичный синдром: выраженная светобоязнь, слезотечение, рефлекторный спазм век (блефароспазм), также покраснение глаза, резкая боль. И в этом случае требуется немедленная консультация офтальмолога! Лечение проводится амбулаторно или стационарно в зависимости от клинической ситуации.
Важно!!! При отсутствии адекватного лечения и прогрессировании инфекционного процесса может произойти прободение роговицы или в более благоприятном случае, может остаться стойкое помутнение, приводящее к снижению остроты зрения.
Профилактика острых воспалительных заболеваний.
1. Личная гигиена. При ношении детьми контактных линз – строгая гигиена рук, смена раствора для линз каждый день, исключение обработки линз в проточной воде, исключение сна в линзах, особенно если родитель или ребенок не смоги извлечь их самостоятельно.
2. Консультации смежных специалистов (педиатр, ЛОР, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог) по возрасту, по показаниям.
3. Профилактика, выявление и лечение хронических общих заболеваний, хронических очагов инфекции в организме
Травмы глаз являются одной из наиболее актуальных проблем офтальмологии в связи с их распространением. Они могут быть в виде контузии (сотрясения) глазного яблока, попадания в глаза химических веществ или проникающей травмы глаза, при котором нарушится целостность оболочки органа (склеры, роговицы). Травмы причиняют серьезные нарушения формы и функций органа зрения вследствие самого повреждения и сопутствующих ему или отдаленных осложнений, поэтому имеют высокий удельный вес в этиологии инвалидности по зрению.
Первая помощь при травме глаза, в том числе проникающей: закапать антисептик или антибиотик, наложить стерильную повязка на глаз; немедленно обратиться в кабинет неотложной офтальмологической помощи.
Первая помощь при попадании инородных тел (соринки, песчинки и т.д.): необходимо несколько секунд поморгать, возможно, соринка выплывет со слезой. Пострадавший глаз ни в коем случае нельзя тереть. Если дискомфорт не проходит, нужно промыть глаз 0,25% раствором левомицетина или 20% альбуцида, закапать по 2-5 капель 5-7 раз подряд. Если под рукой не оказалось нужных препаратов, можно воспользоваться кипячёной водой. Если жалобы сохраняются, следует обратиться к офтальмологу.
Ожоги глаз делятся на: термические (огонь, горячие предметы и жидкости, газы, пар и др.); химические: кислотные и щелочные, а также косметические средства, растворители, отбеливатели, детергенты; электро (гелио) офтальмия (ожоги роговицы солнечным светом, сваркой). При ожогах глаз помощь оказывается немедленно.
Первая помощь состоит в удалении с лица и из под век ожоговых компонентов с последующим длительным промыванием глаз проточной водой (лучше из спринцовки) не менее 30 минут. Закапать обезболивающие капли, антисептик (альбуцид 20%) или антибактериальные капли. Срочно обратиться в глазной травмпункт!
Важно знать, что тяжесть травмы, адекватное лечение и показания к госпитализации достоверно определить может только врач-офтальмолог!
Травмы глаз у детей чаще всего происходят во время подвижных игр, драк. Важно наблюдать за ребенком, пресекать опасные игры (бросание друг в друга предметов и т.п.). В школе в школьных мастерских существует вероятность попадания стружки, опилок в глаза, поэтому необходимо носить защитные очки.
Также причиной травмы, особенно микротравмы роговицы, которая может служить воротами для опасных инфекций, часто бывает неправильное обращение с контактными линзами – важно следить за правильностью их надевания, целостностью самой контактной линзы.
Дома нужно содержать в недоступном для детей месте опасные жидкости – различные кислоты, спирты, щелочи, бытовую химию; спички; использовать газовые и электроплиты с детским замком.

14.09. Семинар для медицинских работников «Актуальные вопросы проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации»

Программа
10.00.-10.10. Вступительное слово – главный внештатный специалист по медицинской профилактике Комитета по здравоохранению Ченцов Дмитрий Викторович.
10.10.-10.30. О важности анкетирования и интерпретации результатов при проведении профилактических медицинских осмотров и диспансеризации – к.м.н. врач-методист СПБ ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Котова Татьяна Евгеньевна.
10.30.-11.30. Правила интерпретации и учета факторов риска, определения сердечно-сосудистого риска и групп здоровья при проведении профилактических медицинских осмотров и диспансеризации — к.м.н. заведующая отделом СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Дровнина Софья Павловна.

Дровнина Софья Павловна,
заведующая отделом,
571-65-01

Всероссийской акции «10000 шагов к жизни»

2 октября 2022 г.
Всероссийская акция «10 000 шагов к жизни», приуроченная к Всероссийскому дню ходьбы

Акция призвана привлечь внимание максимального количества граждан к выбору и ведению здорового образа жизни, повышению двигательной активности.
Задачи:
• Содействие в реализации Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья»;
• Увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни;
• Увеличение доли граждан систематически занимающихся физической культурой и спортом до 70%;
• Формирование навыков и знаний, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья и работоспособность человека.
Участники:
• Граждане всех возрастов, проживающие на территории РФ, особенно молодежь и лица старшего возраста.
Проект «10 000 шагов к жизни» основан на рекомендованном ВОЗ оптимуме дневной двигательной активности для взрослого населения и предусматривает открытие соответствующих пешеходных маршрутов в и организацию регулярных пешеходных оздоровительных походов по маршрутам с инструктором ЗОЖ и ГТО, с возможностью индивидуального сопровождения участников проекта.
Более подробно https://ligazn.ru/blog/event/vserossijskaya-akciya-10-tysyach-shagov-k-zhizni

baner_sojvdofb9owrhg9qw4e2

Да, гигиена!

5 сентября на Малой Садовой открылась выставка «Да, гигиена!», посвященная 100-летию со дня образования Государственной санитарно-эпидемиологической службы России и стилизованная фотозона. Вдоль улицы на афишных тумбах представлены 26 советских агитационных плакатов — копий соцрекламы 1920–1981 годов из архивов Российской национальной библиотеки, призывающих советских граждан бросать курить, делать прививки, уничтожать мух, мыть руки и отдыхать после работы. Некоторые из них «оживают» с помощью технологий дополненной реальности: стоит направить на них смартфон и персонажи начинают разговаривать и двигаться.
Гостей встречали талисман выставки «Мойдодыр», диджей Дмитрий Сапфиров, сыгравший сет из популярных советских песен на патефонах 1935 года, выступление хора пионеров с горнистом и барабанщиком и викторина, посвященная вопросам гигиены.
Экспозицию открыли почетные гости — руководитель петербургского управления Роспотребнадзора Наталия Башкетова, вице-губернатор Олег Эргашев и председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский.
Продолжением экспозиции на Малой Садовой стала уникальная мультимедийная выставка «Да будет благо народа высшим законом!»  в единственном российском Музее гигиены, рассказывающая о непростом становлении Госсанэпидслужбы России.
Роспотребнадзор предоставил всем желающим возможность окунуться в историю и с помощью интерактивных тач-столов проследить эволюцию санитарного дела в России. При помощи современных технологий посетители смогут совершить увлекательное путешествие во времени: от XI– XII веков и до современного этапа развития Службы.
На огромных проекционных стендовых панелях показаны драматические истории о бедствиях и антисанитарии, о «злом Средневековье» и власти Советов. Зрители проникнутся духом блокадных лет и поймут, почему Ленинград, в отличие от многих окруженных городов, не пал жертвой инфекций и антисанитарии, увидят, как проходили и ликвидировались эпидемии в XX веке, узнают, как связаны радиация и каша в тарелке, что такое «санитарный щит» и где вода чище. На выставке можно даже примерить настоящий противочумный костюм и прочувствовать всю сложность работы сотрудников санэпидслужбы в наше непростое время.
Выставка будет работать до 22 сентября.

Урок здоровья в отделении социальной помощи семье и детям Красносельского района

24 августа 2022г. состоялся урок здоровья для детей 7-10 лет в отделении социальной помощи семье и детям Красносельского района, который провела Герасимова Л.А., инструктор по гигиеническому воспитанию Городского центра медицинской профилактики.

Цель урока здоровья — сформировать у детей приверженность к здоровому образу жизни.
Урок здоровья проходил в интерактивной форме и начался с вопросов: «Что такое здоровье? Что нам дает здоровье? Как его сохранить?» Ребята приняли самое активное участие в обсуждении. Во время урока была показана презентация урока здоровья, из которой дети узнали: как правильно мыть руки, об интимной гигиене, о гигиене ротовой полости и правильной и регулярной чистке зубов, о полезных и не полезных продуктах питания, о режиме дня, о профилактике заболеваний зрения и слуха. А еще поговорили об инфекциях, которые передаются от животных и о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать травм.
Занятие проходило с элементами игровой программы и на мягкой игрушке были продемонстрированы основные гигиенические навыки, задавали вопросы.
Урок сочетался с практическими заданиями в виде оздоровительных минуток – упражнения для глаз, для поддержания осанки. По окончании состоялась игра с детьми на закрепление полученных на уроке здоровья навыков.
С большим интересом дети посмотрели мультфильм «Сказочное путешествие в страну Гигиены» созданный Городским центром медицннской профилактики.
Детям были подарены пособия по привитию правил здорового образа жизни «Возьми в друзья здоровье», «Азбука здоровья» и тематические раскраски.
Благодаря таким занятиям у детей закрепляются гигиенические навыки, они учатся следить за чистотой тела и опрятностью одежды, полоскать рот, чистить зубы, иметь носовой платок, запоминают предметы, опасные и не опасные для жизни и здоровья. Детям прививается потребность в здоровом образе жизни, соблюдению режима дня, уважение к физическим упражнениям, формируется представление о полезных продуктах.
Уроки здоровья помогают понять детям как здоровый образ жизни, правильное питание, физические упражнения влияют на организм человека, его самочувствие и в целом на сохранение и укрепление его здоровья.