18 мая в СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» состоялся семинар в рамках Всемирного дня борьбы с артериальной гипертензией. В работе семинара принимали участие врачи отделений и кабинетов медицинской профилактики, специалисты Центров здоровья, врачи терапевты, ВОП, врачи-кардиологи медицинских организаций.
Открыл работу семинара доклад «Неконтролируемая артериальная гипертензия (АГ) — как устранить причину и достичь эффективности лечения» д.м.н., зав. научно исследовательской лабораторией эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Ротарь Оксаны Петровны. Она рассказала о результатах перспективного исследования «ЭССЕ 10 лет спустя», которое показало, что наличие артериальной гипертензии достоверно ухудшает выживаемость и мужчин, и женщин, что особое внимание медицинской общественности должно быть направлено на увеличение доли эффективно леченных лиц с АГ. Кто виноват в неэффективности антигипертензивной терапии? Низкая приверженность пациентов и клиническая инерция. Врачи должны обращать внимание пациента на факторы риска и давать рекомендации по изменению образа жизни.
Доступные всем немедикаментозные меры помогают снизить артериальное давление. Полезно не только снижать потребление соли, но и увеличивать потребление калия. Разнообразие источников белка в рационе снижает риск АГ. Риск сердечной недостаточности снижается при потреблении достаточного количества жидкости. Для снижения риска рекомендовано потреблять 1,6-2,1 л жидкости в сутки женщинам и 2-3 литра мужчинам.
Докладчик подробно остановилась на вопросах индивидуального подбора лекарственной терапии при АГ, стратификации риска у пациентов с АГ, на назначении моно- и комбинированной терапии, на причинах отсутствия эффекта лечения, на диспансерном наблюдении пациентов с АГ, на тактике назначения антигипертензивной терапии при диспансерном наблюдении пациентов с АГ, на теме резистентной АГ и интервенционных методах и алгоритме ее лечения. Отметила, что 1 из 5 пациентов с АГ принимают препараты, способствующие повышению артериального давления (нестероидные противовоспалительные препараты, стероиды, антидипрессанты, эстрогены); что избыточное применение биодобавок и витаминов в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний ведет к поражению почек и печени. Лектор говорила о клинических рекомендациях при хронической почечной недостаточности и АГ. Курение – недооцениваемый, но реальный фактор риска хронической почечной недостаточности. Употребление более 2 стандартных доз кока-колы ежедневно ассоциировано с увеличением вероятности хронической болезни почек в 2,3 раза. Рассмотрены были рекомендации по лечению пациентов старших возрастных групп с АГ. Отдельный вопрос, на котором остановилась докладчик — двухсторонняя связь эпидемии COVID-19 и сердечно-сосудистых заболеваний, влияние пандемии на АГ.
Продолжил работу семинара доклад «Дистанционное диспансерное наблюдение пациентов с артериальной гипертензией в рамках бережливых технологий» главного врача ГБУЗ «Городская поликлиника №95» Исаевой Татьяны Викторовны.
Она представила проект «Дистанционное наблюдение за пациентами с артериальной гипертензией групп риска с использованием цифровых и телемедицинских технологий», работающий в поликлинике. Цель проекта была — обеспечение к концу 2021 года дистанционного мониторинга артериального давления не менее чем у 30 % пациентов с артериальной гипертензией. Обоснование проекта: высокий уровень инвалидизации и смертности у пациентов с неконтролируемым артериальным давлением (АД) и отсутствием его коррекции;
низкий охват диспансерным наблюдением группы пациентов страдающих артериальной гипертензией. Докладчик рассказала о проектном взаимодействии и рабочей группе, о проектной документации, о создании карт текущего и целевого состояний процесса, о выявлении основных проблем процесса дистанционного наблюдения, о способах передачи пациентами показателей АД (через личный кабинет, по телефону в ручном или автоматическом режиме), об отборе группы пациентов на курс дистанционного мониторинга, о стандартизации работы и информировании пациентов.
Для увеличения охвата пациентов, нуждающихся в дистанционном мониторинге и доступности, в поликлинике открыт кабинет диспансерного наблюдения и методического содействия для пациентов с обострением хронических сердечно-сосудистых заболеваний и выписанных из стационара, где производится постановка пациентов на дистанционное наблюдение, с дальнейшей передачей открытых обращений врачам первичного звена для включения в мониторинг. Дополнительно привлечены сотрудники для работы с пациентами, столкнувшимися с трудностями в передаче показателей АД, чаще всего — это регистрация на порталах и повторный вход. В заключение докладчик отметила, что дистанционный мониторинг значительно повышает приверженность к антигипертензивной терапии и контролю АД; ускоряет подбор эффективной фармакотерапии и сокращает срок достижения целевого АД; сокращает количество визитов в поликлинику и вызовов неотложной медицинской помощи; повышает качество дистанционного наблюдения и удовлетворенности пациентов.
Всероссийский конгресс «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»
12 мая в Городском центре медицинской профилактики состоялось секционное заседание «Медицинская психология сегодня: проблемы и пути решения». Оно проходило в рамках Всероссийского конгресса с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI», посвященного 115-летию ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России и 165-летию со дня рождения В.М. Бехтерева. Организаторы мероприятия: Министерство здравоохранения Российской Федерации, ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России, Российское общество психиатров, Ассоциация Наркологов России при участии: Российской Психотерапевтической Ассоциации, Всероссийского Общества Неврологов, Ассоциации нейрохирургов России.
Научная программа юбилейного конгресса проходила в очно-заочном формате и включала пленарные и секционные заседания, симпозиумы и совещания. На Конгрессе были представлены к обсуждению наиболее значимые научно-практические достижения в сфере психиатрии, психотерапии, наркологии, неврологии, нейрохирургии и клинической (медицинской) психологии последних столетий, а также актуальные проблемы диагностики и терапии психических, наркологических и неврологических расстройств.
Открыл работу секции Бузин Валерий Николаевич, член Межведомственного совета при Минздраве России по общественному здоровью. Доклад «Оценка доступности психологической помощи населению» был посвящен исследованию и оценке объемов, качества и доступности психологической помощи населению, которое показало, что каждый пятый житель Российской Федерации нуждается в помощи профессионального медицинского психолога. Но клиническая психология недостаточно интегрирована в систему здравоохранения.
С докладом «Психология астении» выступила Соловьева Светлана Леонидовна. Ее сообщение раскрывало психологические последствия астенических нарушений, показывая, каким образом в недрах астении зарождаются разнообразные патопсихологические феномены.
Доклад «Психологические особенности беременных женщин с нормально протекающей беременностью и с анемией в эпоху пандемии COVID-19» Воробьевой Елены Викторовны, д.пс.н., профессора, кафедры психофизиологии и клинической психологии Южного федерального университета прозвучал в форме видеовыступления. В нем было отмечено, что в период пандемии COVID-19 у беременных женщин с диагнозом «анемия», в сравнении с женщинами с нормально протекающей беременностью, достоверно выше выражены показатели нервно-психического напряжения и тревожности, а также таких типов акцентуации характера, как циклотимный, эмотивный, возбудимый, экзальтированный.
Фадеева Евгения Владимировна, к.пс.н., заведующая отделением организации профилактической помощи в наркологии, ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» выступила с докладом «Дистресс и проявления посттравматического стрессового расстройства у беременных женщин в начальный период пандемии COVID-19», в котором были представлены результаты опроса 204 женщин — пациентов одного из перинатальных центров Нижегородской области. Они показали, что у небольшой группы женщин наблюдалось состояние дистресса: около 12% в начальный период пандемии и около 9% в последний месяц. Признаки посттравматического стрессового расстройства отмечались у 10% женщин в начальный период пандемии и около 6% — в последние 7 дней, предшествующих опросу. Данные группы женщин нуждались в более пристальном внимании врачей-акушеров-гинекологов и медицинских психологов в течение беременности и в послеродовом периоде.
Шишкова Александра Михайловна, к.пс.н, старший научный сотрудник ФГБУ «НМИЦПН им. В.М. Бехтерева» выступила с докладом «Взаимосвязь «бремени семьи» и особенностей личностного функционирования у родственников, опекающих пациентов с расстройством личности тревожно-депрессивного круга». Необходимость опекать больного часто связана со значительными материальными, эмоциональными, временными и другими затратами у его родственников. Всесторонний учет объективно и субъективно переживаемых трудностей и потребностей родственников в процессе опеки хронически больного важен для формирования адекватного представления о необходимых психотерапевтических мероприятиях, направленных на повышение качества жизни больного и его близких. Концепт «бремени болезни» в настоящий момент является одним из важных объяснительных принципов в изучении переживаний родственников, опекающих хронически больных.
О проблеме враждебности в клинической психологии и психиатрии рассказал Ениколопов Сергей Николаевич, к.пс.н., заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Он отметил, что работа с психически больными требует учета такой характеристики участников взаимодействия как враждебность. Высокий уровень враждебности обнаруживается практически у всех психически больных и проявляется как в процессе их коммуникации с врачами, психотерапевтами, так и близкими. Как показали, исследования последних двух лет рост враждебности связан и с последствиями пандемии.
О значении дефекта в динамике когнитивных показателей больных шизофренией при ЭСТ говорила в своем выступлении Твердохлебова Анастасия Михайловна, медицинский психолог, младший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики ФГБУ «НМИЦПН им. В.М. Бехтерева» (Санкт-Петербург). Доклад был посвящён анализу динамики когнитивных функций и клинического состояния пациентов с шизофренией, получающих курс электросудорожной терапии.
С докладом «Медико-психологическое консультирование с применением дистанционных технологий в профилактической кардиологии» выступила Сирота Наталья Александровна, д.м.н., заведующий кафедрой клинической психологии. В докладе были представлены данные собственных авторских исследований.
Бузина Татьяна Сергеевна, д.п.н., заведующий кафедрой общей психологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России по ЦФО в своем выступлении говорила об эмоциональном интеллекте при зависимости от ПАВ и приводила данные исследований, которые показывают, что недостаточность способностей в данной сфере может быть рассмотрена, как возможный предиктор или фактор риска злоупотребления психоактивными веществами и зависимости от них на этапе профилактики, а также, как мишень для психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий на этапе лечения и реабилитации зависимости.
О проблеме психодиагностики тревожных состояний у женщин в перинатальном периоде рассказала Евмененко Алеся Олеговна, медицинский психолог Перинатального центра ФГБОУ ВО СПб ГПМУ Минздрава России (Санкт-Петербург). Она отметила, что растущая частота распространенности тревожных состояний у женщин в перинатальном периоде на фоне пандемии COVID-19 обнажает проблему своевременного выявления симптомов тревоги и определения группы риска развития тревожных состояний среди женщин, ожидающих рождения ребенка. С позиций биопсихосоциального подхода в психологии репродуктивной сферы специфичность и уникальность переживаний у женщин в перинатальном периоде требует обособленного изучения факторов развития страхов и тревожно-депрессивной симптоматики. В докладе был представлен обзор современных методов психодиагностики и выявления симптомов тревоги у женщин в гестационном и послеродовом периодах.
БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ (май, 2022 г.):
МЕДИЦИНА. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ
61
М74
Моисеев, Вячеслав Иванович.
Биоэтика : в 2-х т. : учеб. / В. И. Моисеев, О. Н. Моисеева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021.
Т. 1 : Общая часть. — 160 с. : ил.
61
М74
Моисеев, Вячеслав Иванович.
Биоэтика : в 2-х т. : учеб. / В. И. Моисеев, О. Н. Моисеева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021.
Т. 2 : Прикладные аспекты. — 368 с. : ил. — Список лит.: с. 363.
61(03)
Р65
Ройтберг, Григорий Ефимович.
Руководство для врача общей практики / Г. Е. Ройтберг. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 680 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 652-679.
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
61(08)
Д26
Дедов, Иван Иванович.
Эндокринология в искусстве / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 104 с. : ил.
61(08)
Р23
Рапопорт, Семен Исаакович.
Выдающиеся медики М. С. Вовси, В. Х. Василенко, Ф. И. Комаров — мои учителя / С. И. Рапопорт. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 208 с. : ил.
ГЕРОНТОЛОГИЯ
612.10
А43
Активное долголетие : практ. рук. / Е. Н. Дудинская, К. Консон, Ю. В. Котовская и др. ; ред. О. Н. Ткачева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 232 с. : ил., табл. — (Б-ка фельдшера). — Библиогр. в конце гл.
РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКА
615.8
Т92
Тшебятовская, Эльжбета.
Техника выполнения МРТ-исследований : пер. с нем. / Э. Тшебятовская ; ред. пер. С. С. Шлыков. — М. : МЕДпресс-информ, 2017. — 136 с. : ил. — Список лит.: с. 135.
615.81
У51
Ультразвуковая диагностика заболеваний головы и шеи : пер. с нем. / Х.-Ю. Велькоборски, П. Йеккер, Я. Маурер и др. — М. : МЕДпресс-информ, 2016. — 176 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Алф. указ.: с. 166-174.
ТЕРАПИЯ
616
В60
Внутренние болезни по Дэвидсону : [рук.] : в 5-ти т. : пер. с англ. / ред. С. Г. Рэлстон, ред. Й. Д. Пенмэн, ред. М. В. Дж. Стрэчэн и др., ред. пер. В. В. Фомин, ред. пер. Д. А. Напалков. — 2-е изд. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021.
Т. I : Кардиология. Пульмонология. Ревматология и заболевания опорно-двигательного аппарата. Нефрология и урология. — 544 с. : ил., табл., портр. — Библиогр. в конце разд.
616
В60
Внутренние болезни по Дэвидсону : [рук.] : в 5-ти т. : пер. с англ. / ред. С. Г. Рэлстон, ред. Й. Д. Пенмэн, ред. М. В. Дж. Стрэчэн и др., ред. пер. В. В. Фомин, ред. пер. Д. А. Напалков. — 2-е изд. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021.
Т. II : Гастроэнтерология. Эндокринология. Дерматология. — 536 с. : ил., табл., портр. — Библиогр. в конце разд.
616
В60
Внутренние болезни по Дэвидсону : [рук.] : в 5-ти т. : пер. с англ. / ред. С. Г. Рэлстон, ред. Й. Д. Пенмэн, ред. М. В. Дж. Стрэчэн и др., ред. пер. В. В. Фомин, ред. пер. Д. А. Напалков. — 2-е изд. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021.
Т. III : Онкология. Гематология. Клиническая биохимия. Возраст и болезни. — 416 с. : ил., табл., портр. — Библиогр. в конце разд.
616
В60
Внутренние болезни по Дэвидсону : [рук.] : в 5-ти т. : пер. с англ. / ред. С. Г. Рэлстон, ред. Й. Д. Пенмэн, ред. М. В. Дж. Стрэчэн и др., ред. пер. В. В. Фомин, ред. пер. Д. А. Напалков. — 2-е изд. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021.
Т. IV : Неврология. Психиатрия. Офтальмология. Инсульт. — 248 с. : ил., табл., портр. — Библиогр. в конце разд.
616
В60
Внутренние болезни по Дэвидсону : [рук.] : в 5-ти т. : пер. с англ. / ред. С. Г. Рэлстон, ред. Й. Д. Пенмэн, ред. М. В. Дж. Стрэчэн и др., ред. пер. В. В. Фомин, ред. пер. Д. А. Напалков. — 2-е изд. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021.
Т. V : Инфекции. Иммунология. Эпидемиология. Неотложные состояния. — 464 с. : ил., табл., портр. — Библиогр. в конце разд.
616
И24
Ивашкин, Владимир Трофимович.
Пропедевтика внутренних болезней : учеб. для вузов / В. Т. Ивашкин ; Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 784 с. : ил. — Список лит.: с. 782-783.
ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ
616.3
И24
Ивашкин, Константин Владимирович.
Аутоиммунные заболевания печени : от патогенеза к прогнозу и лечению / К. В. Ивашкин, Е. Н. Широкова, В. Т. Ивашкин. — М. : МЕДпресс-информ, 2017. — 96 с. : ил., 4 л. цв. ил. — Библиогр. в конце гл.
ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
616.4
С31
Сенча, Александр Николаевич.
Ультразвуковое исследование околощитовидных и слюнных желез : от простого к сложному / А. Н. Сенча. — М. : МЕДпресс-информ, 2020. — 232 с. : ил. — Список лит.: с. 224-228.
616.4
С31
Сенча, Александр Николаевич.
Ультразвуковое исследование щитовидной железы. Шаг за шагом. От простого к сложному / А. Н. Сенча. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2021. — 208 с. : ил. — Список лит.: с. 194-204.
616.4
Т15
Тактика врача-эндокринолога : практ. рук. / ред. И. И. Дедов, ред. Г. А. Мельниченко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 320 с. : табл.
ДЕРМАТОЛОГИЯ
616.5
Г74
Гоукроджер, Дэвид Дж.
Дерматология : иллюстрир. рук. : пер. с англ. / Д. Дж. Гоукроджер, М. Р. Ардерн-Джонс ; ред. пер. Н. Н. Потекаев, ред. пер. А. Н. Львов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. —
320 с. : ил. — Предм. указ.: с. 312-316.
УРОЛОГИЯ
616.6
У71
Урология : от симптомов к диагнозу и лечению : иллюстрир. рук. : учеб. пособие / Первый МГМУ им. И. М. Сеченова ; ред. П. В. Глыбочко, ред. Ю. Г. Аляев, ред. М. А. Газимиев . — 2-е изд. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 148 с. : ил.
БОЛЕЗНИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
616.7
Н76
Новосельцев, Святослав Валерьевич.
Остеопатия : учеб. для вузов / С. В. Новосельцев. — М. : МЕДпресс-информ, 2021.
Т. 1. — 688 с. : ил. — Список лит.: с. 683-684.
616.7
Н76
Новосельцев, Святослав Валерьевич.
Остеопатия : учеб. для вузов / С. В. Новосельцев, Н. П. Ерофеев. — М. : МЕДпресс-информ, 2021.
Т. 2. — 420 с. : ил. — Список лит.: с. 412-416.
НЕВРОПАТОЛОГИЯ
616.8
Б79
Болезни нервной системы : рук. для врачей : в 2-х т. / ред. Н. Н. Яхно . — 6-е изд., репринт. — М. : МЕДпресс-информ, 2022.
Т. 1 / Д. Р. Штульман, В. Н. Корниенко, И. Н. Пронин и др. — 760 с. : ил. — (Архив отечественной неврологии).
616.8
Б79
Болезни нервной системы : рук. для врачей : в 2-х т. / ред. Н. Н. Яхно . — 6-е изд., репринт. — М. : МЕДпресс-информ, 2022.
Т. 2 / Д. Р. Штульман, Г. Ю. Евзиков, Ю. Н. Аверьянов и др. — 512 с. : ил. — (Архив отечественной неврологии).
616.8
Е67
Епифанов, Виталий Александрович.
Медико-социальная реабилитация больных после инсульта / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 352 с. : ил. — Список лит.: с. 341-348. — Предм. указ.: с. 349-351.
616.8
М52
Мерхольц, Ян.
Ранняя реабилитация после инсульта : пер. с англ. / Я. Мерхольц ; ред. пер. Г. Е. Иванова. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2019. — 248 с. : ил. — Список лит.: с. 219-243.
616.8
М65
Мисулис, Карл Э.
Справочник по неврологии Неттера : пер. с англ. / К. Э. Мисулис, Т. К. Хэд ; ред. пер. А. Н. Боголепова, худ. Ф. Г. Неттер. — М. : МЕДпресс-информ, 2019. — 608 с. : ил.
616.8
Т12
Табеева, Гюзяль Рафкатовна.
Головная боль : рук. для врачей / Г. Р. Табеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 296 с. : табл. — Список лит.: с. 277-293.
ХИРУРГИЯ
617
С79
Стецюк, Виктор Григорьевич.
Сестринская помощь в хирургии : учеб. / В. Г. Стецюк. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 688 с. : ил., 6 л. цв. ил., табл. — (Учеб. для мед. училищ и колледжей). — Список лит.: с. 687.
617.0
Р32
Ревер, Норберт.
Атлас по анестезиологии : пер. с нем. / Н. Ревер, Х. Тиль. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : МЕДпресс-информ, 2020. — 416 с. : ил.
617.2
Ш32
Шахшаль, Гвидо.
Практическая колоноскопия : методика, рек., советы и приемы : пер. с нем. /
Г. Шахшаль ; ред. пер. И. В. Маев, ред. пер. Е. Ю. Стручкова. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2020. — 192 с. : ил. — Алф. указ.: с. 187-192.
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
617.7
В77
Воспалительные и инфекционные заболевания глаз : [ук.] : пер. с англ. / ред.
Ю. Хен Гон, ред. пер. И. А. Лоскутов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 248 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 246-247.
617.7
О-91
Офтальмология : клин. рек. / Общерос. обществ. орг. «Ассоциация врачей-офтальмологов» ; ред. В. В. Нероев. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 504 с. : ил., табл. — (Клинические рекомендации). — Предм. указ.: с. 488-491.
617.7
С74
Справочник врача-офтальмолога / Х. П. Тахчиди, Н. А. Гаврилова, Н. С. Гаджиева и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 224 с. — (Справочник врача-специалиста). — Список лит.: с. 223.
ГИНЕКОЛОГИЯ И АКУШЕРСТВО
618
М52
Мерц, Эберхард.
Ультразвуковая диагностика в акушерстве и гинекологии : [рук. : в 2-х т.] : пер. с англ. / Э. Мерц ; ред. А. И. Гус. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2016 — 2018.
Т. 1 : Акушерство. — 2016. — 720 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Алф. указ.: с. 701-719.
618
М52
Мерц, Эберхард.
Ультразвуковая диагностика в акушерстве и гинекологии : [рук. : в 2-х т.] : пер. с англ. / Э. Мерц ; ред. А. И. Гус. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2016 — 2018.
Т. 2 : Гинекология. — 2018. — 360 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Алф. указ.: с. 348-356.
618.1
В72
Вольфф , Михель фон.
Гинекологическая эндокринология и репродуктивная медицина : пер. с нем. /
М. Вольфф , П. Штуте ; ред. пер. Е. Н. Андреева. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2018. — 512 с. : табл. — Библиогр. в конце гл.
618.2
Д44
Диагностическая визуализация. УЗИ в акушерстве : рук. : пер. 3-го англ. изд. : в 2-х т. / П. Дж. Вудворд, Э. Кеннеди, Р. Сохи и др. ; ред. пер. О. В. Шарапова, ред. пер. Е. А. Зубарева. — М. : МЕДпресс-информ, 2021.
Т. 1. — 720 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.
618.2
Д44
Диагностическая визуализация. УЗИ в акушерстве : рук. : пер. 3-го англ. изд. : в 2-х т. / П. Дж. Вудворд, Э. Кеннеди, Р. Сохи и др. ; ред. пер. О. В. Шарапова, ред. пер. Е. А. Зубарева. — М. : МЕДпресс-информ, 2021.
Т. 2. — 644 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.
618.2
О-46
Озерская, Ирина Аркадиевна.
Руководство по ультразвуковой диагностике в акушерстве и гинекологии : учеб.- метод. пособие / И. А. Озерская. — М. : МЕДпресс-информ, 2021. — 304 с. : ил. — Список лит.: с. 301-302.
ПЕДИАТРИЯ
618.9
П81
Пропедевтика детских болезней : учеб. для вузов / Р. Р. Кильдиярова, В. И. Макарова, Ю. Ф. Лобанов и др. ; ред. Р. Р. Кильдиярова, ред. В. И. Макарова. — 2-е изд., испр. . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 520 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.:
с. 514-519.
618.92
Р43
Респираторный дистресс у новорожденных / М. В. Фомичев, С. Л. Иванов, И. О. Мельне и др. ; ред. М. В. Фомичев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : МЕДпресс-информ, 2020. — 536 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.
618.92
С42
Скворцов, Игорь Арнольдович.
Детский аутизм в неврологии / И. А. Скворцов. — М. : МЕДпресс-информ, 2020. — 592 с. : ил. — Список лит.: с. 581-591.
Круглый стол «Организация психологической помощи детям и подросткам в детской поликлинике на современном этапе»
22 апреля 2022г. в Городском центре медицинской профилактики для медицинских психологов детских поликлиник состоялся Круглый стол «Организация психологической помощи детям и подросткам в детской поликлинике на современном этапе».
Открыл работу круглого стола Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики: «В Санкт-Петербурге 78 детских поликлиник. Медицинский психолог в соответствии с приказом №92 МЗ РФ входит в штат детской поликлиники и является помощником педиатра и связующим звеном между детской поликлиникой и детским психиатром. Нельзя недооценивать его роль в лечебном процессе. Обеспеченность медицинскими психологами детских поликлиник на сегодняшний день в городе составляет 41%. Есть районы, в которых работает 1-2 психолога. К сожалению, до сих пор не принят Федеральный закон о психологической помощи, проект которого представлен еще в 2014г».
С приветственным словом к участникам обратился директор Городского центра медицинской профилактики Бережной Андрей Владимирович. Он отметил актуальность темы в связи с возрастающим в последнее время деструктивным поведением подростков и пожелал участникам успешной работы.
Ведущая, Исаева Елена Рудольфовна, заведующая кафедрой общей и клинической психологии, доктор психологических наук, главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению представила участникам круглого стола экспертов: Рослову Зинаиду Аркадьевну, к.м.н., заместителя главного врача по медицинской части, СПб ГБУЗ «Поликлиника №37», главного внештатного детского специалиста по медицинской профилактике Комитета по здравоохранению, Добрякова Игоря Валерьевича, к.м.н., старшего научного сотрудника Научно-организационного отделения ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева; Секацкую Любовь Ивановну, медицинского психолога отделения кризисной профилактической помощи детям и подросткам Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина». Участники круглого стола – психологи из детских городских поликлиник: №№ 17, 11, 63, 71, 118, 29, 51, 35, 44, 62, 19.
В рамках работы круглого стола медицинские психологи поделились своим опытом работы с коллегами.
Об организации и содержании работы отделения психологической помощи в ЦОРЗП «Ювента» рассказала Кононова Татьяна Алексеевна, медицинский психолог городского консультативно-диагностического Центра для детей «Ювента». В структуре отделения психологической помощи ведут прием 8 психологов и 1 специалист по социальной работе, работает круглосуточный телефон доверия. Формы оказываемой психологической помощи: индивидуальное, групповое, семейное консультирование и телефон доверия. Подростки обращаются по направлению врача центра или специалистов других лечебных учреждений, а также самостоятельно по записи, а в экстренных случаях — без записи. Докладчик познакомила с программами и алгоритмом работы по сопровождению несовершеннолетних беременных в ситуации репродуктивного выбора, по сопровождению пациентов с нарушением пищевого поведения, по профилактике девиантного поведения «Азбука успеха», с работой школы профессионального общения для специалистов.
Организацию работы психологической помощи детям и подросткам в отделении медико-социальной помощи детской поликлиники представил Канашов Антон Евгеньевич, медицинский психолог ДПО №64 городской поликлиники №109 Фрунзенского района. В отделении ведут прием психолог, педиатр, медицинская сестра, работает телефон доверия, проводится он-лайн консультирование. Докладчик рассказал о плане приема, об используемых методических материалах, о внутриклиническом взаимодействии между медицинским психологом и специалистами детской поликлиники, остановился на актуальных трудностях в работе психолога. Антон Евгеньевич привел пример работы с конкретным случаем «подросток с нервной анорексией», анализ динамики и причин обращений, статистику проведенных индивидуальных бесед, отметил важность проведения психопрофилактической работы со школьниками, особое внимание уделил профилактике суицидального поведения.
Плаксина Ольга Сергеевна, медицинский психолог СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №30», говорила об алгоритме оказания психологической помощи медицинским психологом в рамках поликлинического приема. На прием к психологу в 50% приходят по направлению врача-специалиста, остальные записываются напрямую через регистратуру. Докладчик рассказала об организации первичного приема психологом в кабинете. Первый этап – выявить болевые точки ребенка, семьи. По результатам даются задания родителям и детям на дом, ведение дневника определенного образца. На втором этапе идет углубленная диагностика, экспериментально-психологическое обследование и последующая коррекционная работа с элементами психотерапии. Если требуется более серьезная помощь, то дается направление в ПНД, в «Ювенту», в ЦВЛ «Детская психиатрия», в районный центр социальной помощи.
На особенностях психологической работы с детьми и подростками сделала акцент в своем выступлении Улюкова Рушана Рафиковна, медицинский психолог СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №122», Она рассказала о взаимодействии с врачами-специалистами, о контакте со школами, о методах просветительской работы с детьми и подростками возрастной категорией 7-18 лет. Очень эффективно работает метод наблюдения и беседы. В беседе подросток раскрывается, выговаривается, часто родители узнают о своем ребенке много нового из таких бесед. Главный принцип во время беседы не критиковать, не исправлять, не воспитывать. Хорошие результаты дает метод «вопрос-ответ» по самостоятельно подготовленному опроснику для детей разного возраста. В сложных ситуациях, дети и родители направляются в ПНД, центр «Ювента», ЦВЛ «Детская психиатрия».
О работе медицинского психолога Центра охраны репродуктивного здоровья подростков ГБУЗ ДГП №68 шла речь в докладе Захаровой Алёны Геннадьевны, медицинского психолога СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №68» Красногвардейского района. Организована работа с подростками 12-17 лет. Психолог участвует в профилактических осмотрах вместе с гинекологом, андрологом, проводит беседы, просветительскую работу в школах по заявкам учебных заведений, индивидуальные консультации, оказывает помощь семьям. Если говорить об особенностях работы в районе, то следует отметить рост числа подростков на подведомственной территории из-за большого количества новостроек, поэтому требуются дополнительные кадры психологов.
О важности межведомственного взаимодействия с целью профилактики деструктивных форм поведения в подростковой среде говорила Тихомирова Ольга Геннадьевна, клинический психолог СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №49» Пушкинского района. У психологов нет налаженных контактов с детскими психиатрами – это осложняет работу. Если психолог направляет ребенка на консультацию в ПНД, то должен замотивировать родителей, чтобы они привели его туда. Но вот дойдут ли ребенок до организации, неизвестно. Нет обратной связи. С целью профилактики деструктивного поведения подростков осуществляется медико-социальный патронаж по спискам, которые предоставляют органы правопорядка.
После завершения докладов состоялся обмен мнениями и подведение итогов. По результатам работы круглого стола была выработана резолюция.
Семинар «Иммунопрофилактика инфекционных болезней» в рамках Единой недели иммунизации-2022
26 апреля в Городском центре медицинской профилактики для районных эпидемиологов, врачей кабинетов иммунопрофилактики, заведующих поликлиническими отделениями детских и взрослых поликлиник, в рамках Единой недели иммунизации, состоялся семинар по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней.
«О Единой неделе иммунизации-2022» рассказала врач-эпидемиолог отдела мониторинга иммунизации населения СПб, СПб ГБУЗ «Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина» Петрова Ирина Гаврииловна.
Всемирная неделя иммунизации, которая проводится в последнюю неделю апреля, призвана привлечь внимание к необходимости коллективных действий и популяризировать применение вакцин для защиты людей всех возрастов от различных болезней. В медицинских учреждениях, в школах, институтах проводятся различные акции, круглые столы, семинары на тему иммунизации. В 2022 году Единая неделя иммунизации проводится с 24 по 30 апреля. Цель акции – подчеркнуть важность вакцинации, способствующей обеспечению долгой и здоровой жизни каждого человека. Иммунизация всемирно признана одной из самых успешных и эффективных мер здравоохранения по сохранению жизни и здоровья людей. Вакцины имеют решающее значение для предотвращения и подавления вспышек инфекционных заболеваний. Иммунизация позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти от дифтерии, столбняка, коклюша и кори. Вакцины защищают каждого из нас по отдельности и позволяют нам защищать коллективное здоровье всех людей. В России поддерживается высокий уровень охвата профилактическими прививками против дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, эпидемического паротита, вирусного гепатита В детей младшего возраста и составляет 95,0% -96,2%. Высокий уровень охвата прививками против полиомиелита, эффективный эпидемиологический надзор и отсутствие регистрации случаев полиомиелита с 1997 года, позволили нашей стране, наряду с 50 государствами Европейского региона, получить в 2002 году Сертификат ВОЗ, подтверждающий ликвидацию полиомиелита в 51 стране Европы. Иммунопрофилактика – это право и обязанность каждого человека. Недостаточная ответственность людей, отказ от вакцинации имеет свои последствия. Неделя вакцинации – это не разовая акция. Разъяснением важности вакцинации надо заниматься постоянно, а не только раз в году, тогда отказов от прививок не будет.
Об изменениях в Национальном календаре профилактических прививок, утвержденном приказом МЗ РФ от 06.12.2021 года №1122 рассказала Калинина Зинаида Петровна, к.м.н., доцент кафедры эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава РФ, врач-эпидемиолог отдела мониторинга иммунизации населения СПб, СПб ГБУЗ «Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина».
Каков порядок проведения профилактических прививок? Профилактические прививки гражданам проводятся медицинскими работниками, прошедшими обучение технике проведения вакцинации, а также вопросам оказания экстренной медицинской помощи. Все лица перед прививкой осматриваются врачом и дают информированное добровольное согласие на вакцинацию. Ключевые изменения в календаре прививок: иммунизация всех детей раннего возраста против гемофильной инфекции типа b; вакцинация и первая ревакцинация против полиомиелита проводится только инактивированной вакциной, только вторая и третья ревакцинации — в 20 месяцев и 6 лет – проводятся живой ослабленной вакциной против полиомиелита. Дети из группы риска (страдающие некоторыми заболеваниями и иммунодефицитными состояниями) все прививки против полиомиелита проводятся только инактивированной вакциной. Вакцинация детей от 12 до 17 лет (включительно) против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, проводится добровольно по письменному заявлению одного из родителей (или иного законного представителя). Докладчик рассказала о Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям и отметила, что планы профилактических прививок в Санкт-Петербурге в 2021 г. полностью выполнены.
Цели ВОЗ, поставленные перед системами общественного здравоохранения стран мира, такие, как: глобальное искоренение полиомиелита, столбняка у новорожденных, врожденной краснухи; снижение заболеваемости населения корью, дифтерией, эпидемическим паротитом, вирусным гепатитом В, в России достигнуты.
О методических рекомендациях по проведению профилактических прививок в соответствии с приказом МЗ РФ №1122н шла речь в выступлении
д.м.н., профессора, главного внештатного специалиста по иммунопрофилактике Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, ведущего научного сотрудника, руководителя отдела профилактики инфекционных болезней клинического отдела ФГБУ ДНКЦИБ ФМБА России Харит Сусанны Михайловны. Она говорила о ключевых изменениях в календаре прививок РФ. Особенности переносимости и эффективности при одновременном введении конкретных вакцин указаны в инструкциях по применению. Прерванный цикл прививок не требует повторения предыдущих доз, вакцинация продолжается в соответствии с числом доз вакцины, необходимых ребенку на данный возраст. При изменении возрастных сроков («догоняющая» вакцинация) — проводят по схемам, предусмотренным национальным календарем и в соответствии с инструкциями по применению.
Докладчик познакомила с рекомендациями по составлению заявок на иммунобиологические лекарственные препараты (ИЛП) на 2023 год, рассказала о том, какие общие и частные проблемы выявились при планировании вакцин на 2022 год.
«Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» — такова была тема доклада главного специалиста-эксперта отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Чугуновой Галины Владимировны. Докладчик подробно остановилась на действующих и утративших силу нормативно-правовых документах иммунизации населения в РФ. Уровень заболеваемости инфекциями определяется эффективностью иммунопрофилактики. Подтверждение этого — низкие показатели заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями. В 2021 году в Санкт-Петербурге не регистрировались случаи кори, краснухи, врождённой краснухи, дифтерии, столбняка. В виде единичных случаев регистрировался эпидемический паротит, гепатит В. План профилактических прививок национального календаря в 2021 году выполнен в полном объеме. В городе поддерживаются высокие уровни охвата населения профилактическими прививками.
Иммунопрофилактика инфекционных болезней – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Государственную политику по развитию иммунопрофилактики в Российской Федерации на период до 2035 года определяет «Стратегия развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 2390-р. Для ее реализации утвержден план мероприятий, который предусматривает развитие системы информированности населения, повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников по вопросам иммунопрофилактики.
Цель стратегии — предупреждение, ограничение распространения и ликвидация инфекционных болезней.
Задачи:
• активизировать работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов;
• активизировать информационную работу с населением по усилению приверженности вакцинопрофилактике;
• организовать проведение «подчищающей» иммунизации против кори, полиомиелита детей, подростков и взрослых из групп риска, а также детей до 15 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней), въехавших на территорию Российской Федерации из ЛНР, ДНР, Украины;
• обеспечить достоверность учета привитости населения, обратив особое внимание на иммунизацию лиц групп риска;
• обеспечить преемственность в передаче сведений о прививках детей и взрослых.
Семинар «Организация занятий с беременными женщинами в Школе материнства в период эпидемии новой коронавирусной инфекции»
18 апреля, в Городском центре медицинской профилактики, для специалистов Школ материнства, психологов родильных домов и женских консультаций состоялся семинар «Организация занятий с беременными женщинами в Школе материнства – реальная возможность снизить заболеваемость новорожденных и перинатальную смертность».
Открыл работу семинара заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП Заозерский Юрий Александрович. «Школа материнства входит в стандарт оказания акушерской помощи женщинам во время беременности и организуется в женской консультации. На занятиях, большая команда специалистов, в которую входят: врачи акушеры-гинекологи, акушерки, педиатры, психологи, информирует женщин, о происходящих во время беременности изменениях в организме, рассказывают о факторах, влияющих на неё и развитие плода, готовят женщину к материнству. Такие знания женщины получают от медицинских работников женских консультаций, а не из непроверенных и порой недостоверных сведений в интернете. По результатам опроса, проведенного Городским центром медицинской профилактики в 2021г., в котором приняли участие 786 беременных женщин, было отмечено, что 96% женщин высоко оценивали знания, полученные в Школах материнства они были полезны и в дальнейшем применялись на практике. Занятия позволяют подготовить беременную женщину к материнству, что в конечном итоге влияет на заболеваемость и смертность среди детей первого года жизни».
«Школа беременных во время COVID. Дистанционное обучение, как альтернативная замена» — такова была тема доклада акушера-гинеколога женской консультации №39 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №86» Калининского района Фетисовой Ольги Александровны. Пандемия новой коронавирусной инфекции внесла свои особенности в проведение наших занятий с беременными. В 2020 году у нас началась другая жизнь – объявили изоляцию, карантин по covid-19. И никто не понимал, что делать. Были женщины, которые планировали беременность. Женщины, попавшие в рамки сложного выбора во время ранних сроков беременности. Беременные женщины, которые не понимали – как и где они будут рожать, как защитить себя и своего будущего ребенка. Женщины, которые не знали, как обратится на прием к гинекологу, откладывали плановые осмотры и операции. Они все хотели получить информацию. Но как? Мы решили помочь нашим женщинам онлайн. Преимущества дистанционного метода — можно получить знание в удобное время и в любом месте, где есть интернет. Мы проводили регулярные лекции наших ведущих специалистов. Мы выбрали наиболее актуальные темы: репродуктивный выбор, пройти беременность без осложнений, родить мягко и без потерь, адаптация к материнству: восстановление после родов и адаптация ребенка, грудное вскармливание, послеродовая депрессия, здоровье женщины в любом возрасте. Дистанционное обучение — это легко, доступно, понятно. Суть: поддержка женщин. Миссия: информационная помощь женщинам. Позиционирование: поддержание женского здоровья – диалог «женщина-врач». Только актуальная проверенная информация. Рациональное преимущество: важная информация «без воды» в диалоге с женщиной. Атрибуты: помощь рядом. Целевая аудитория сегодня – это 25-34 года; молодая женщина, планирующая беременность; беременная; женщина, которая недавно родила; ищет ответ на главный и важный вопрос: сохранение и поддержание женского здоровья; хочет знать, как справиться и что делать с гинекологическими проблемами.
В планах – запустить онлайн проект «Женская консультация», где эксперты на страницах в социальных сетях в доступном формате ответят на важные вопросы о женское здоровье: ответы. Это будет информация от практикующих врачей и проверенных экспертов, проведение чат-общения, ведение страницы в социальных сетях. В помощь женщинам планируется создание коротких видео, брошюр. Уже есть брошюра «Приветствие новорождённого: первые 5 дней жизни мамы и малыша». В заключение докладчик рассказала о плане на мероприятия, посвященного дню защиты детей.
Об организации психологической помощи беременным женщинам в женской консультации говорила в своем выступлении к.м.н., медицинский психолог ЖК №14 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №32» Петроградского района Пчелинцева Галина Викторовна. Для беременных запланированы три визита к психологу. Часто приходится сталкиваться с непониманием – зачем меня направили к психологу, ведь я не больная, у меня все в порядке. Когда объясняешь, что это плановый визит обязателен для всех беременных, женщины успокаиваются. С какими проблемами чаще всего обращаются беременные? Это тревога, страх, стресс, хроническая усталость, бессонница, проблемы во взаимоотношении в семье, гнев, курение, эмоциональное напряжение. В работе с некоторыми обращениями достаточно двух-трех консультаций. А в более сложных случаях требуется длительное психологическое сопровождение беременной. Сначала я провожу диагностику, собираю анамнез, провожу тестирование на отношение к беременности, на тревожность, рассказываю о психофизиологических особенностях течения беременности и развития плода. По показаниям провожу психокоррекцию эмоционального состояния с помощью дыхательных техник. Докладчик привела конкретные примеры техник работы в случаях дезадаптации при неожиданной новости о беременности, рассказала о техниках психологического консультирования беременных из групп риска, в частности десенсибилизации психических травм с помощью движений глаз,арт-терапии, об используемых упражнениях на расслабление, подробно остановилась на модели формирования проблемы и тактике работы с ней на примере фобии инъекций.
Об организации работы школы Материнства в условиях пандемии в бюджетной и коммерческой структурах рассказала психолог, акушерка женской консультации СПб ГБУЗ «Городская больница №40» Курортного района Ботвиньева Светлана Викторовна. Когда в марте 2020 г стало понятно, что ограничения – это всерьез и надолго, пришлось искать новые формы общения и ведения занятий, так как рожать не перестали, а страхов стало еще больше. Уровень тревоги в тот момент был максимальным у всех людей. А во время беременности, когда впереди и так много неизвестного и пугающего, плюс все антиковидные меры и ограничения, повышало уровень напряжения и стресса в разы. И так как я веду занятия с беременными более 20 лет, то чувствовала личную ответственность за их физическое и психологическое состояние. Меня засыпали личными обращениями и просьбами в мессенджерах о продолжении ведении занятий. Начался поиск возможных вариантов дистанционного обучения. Было перепробовано несколько вариантов: Zoom/Webinar/ ВКонтакте. Но, проведя своеобразный кастинг, приоритет был отдан платформе Инстаграм. На тот момент в ИГ была самая удобная форма виртуального общения, но сейчас нахожусь в поиске новых платформ.1 апреля 2020 г начала работать моя страница в Инстаграм. Темы занятий выбрали самые актуальные: правильное, рациональное и сбалансированное питание, изменения в организме во время беременности, формирование оптимального психологического компонента гестационной доминанты и адекватного настроя на роды путем выстраивания взаимодействия с ребенком при помощи тактильных контактов, обзор роддомов и перинатальных центров СПб и ЛО, необходимые вещи и документы для поездки в роддом, предвестники родов и возможные варианты трафика в роддом, три периода родов, Шкала Абгар, особенности ухода за новорожденными, занятие с консультантом по грудному вскармливанию, педиатром, представителями МФЦ Курортного района СПб. Отдельная тема — Школа Отцов (2 занятия). При постановке на учет по беременности или на консультации психолога беременным выдаются памятки о нашей онлайн Школе материнства, что помогает получить нужную поддержку и создать благоприятных фон течения беременности. С января 2021 года в Курортном районе начала работу коммерческая Многопрофильная Клиника Сестрорецка. Клиника работает по многим направлениям, но главное – родовспоможение. В женской консультации я веду прием, как перинатальный психолог. Там же организовали работу школы по подготовке к родам (малыми группами, парами и индивидуально). Проблемы при организации психопрофилактической помощи: в обеих структурах данное направление не является рентабельным: в бюджетной сфере это отвлекает специалистов от основного вида оказания медицинской помощи, а в коммерческой — не является главным источником получения дохода. Не всегда есть единое представление о важности формирования родовой доминанты даже среди коллег.
Финансовые сложности на сегодняшний день находят свое отражение и в распределении вложений в будущее по степени важности для каждой семьи.
О важности рационального питания во время беременности говорила в своем докладе врач-диетолог роддом № 10 Диогрик Лада Валерьевна. Она дала обзор современных научных подходах к питанию беременных. Недостаточное питание матери во время беременности «включает» адаптацию плода к бедной нутриционной внутриматочной среде и формированию «экономного» фенотипа с целью сохранения энергии и выживания в послеродовом периоде: у таких детей, как правило, маленький рост, ранний пубертат, изменение гормональной оси, изменение поведения, увеличение резистентности к инсулину и склонность к накоплению жировой ткани Последние открытия генетики четко показали, что на экспрессию генов могут оказывать влияние пищевые вещества и сила этого влияния значительно сильнее генетических факторов и даже активных химико-фармацевтических воздействий. Ожирение во время беременности увеличивает риск невынашивания, преэклампсии, эклампсии. У плода — риск неблагоприятного метаболизма с развитием избыточной жировой ткани и снижением чувствительности к инсулину, макросомией, высоким индексом массы тела. Избыток углеводов в пищевом рационе беременной значительно повышает частоту внутриутробной гибели плода, особенно у беременных с ожирением и нарушением толерантности к глюкозе. Сочетание ожирения с множественным дефицитом микронутриентов способствует трансгенерационной передаче хронических неинфекционных заболеваний. Чем выше индекс массы тела беременной, тем серьезнее риск множественного дефицита микронутриентов, особенно фолиевой и аскорбиновой кислот, железа и кальция. Исследования витаминного статуса беременных, проведенные в 2016 г. ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», показали, что большинство женщин (49–66%) испытывают дефицит витамина В2, D и β-каротина. Бурный рост тканей, формирование систем плода требует постоянного обеспечения его полным набором заменимых и незаменимых аминокислот. Одной из причин перинатальной заболеваемости и смертности плода является недостаток белка в рационе питания матери. Установлена прямая связь между дефицитом питательных веществ и частотой гестозов, внутриутробной гипоксии и гипотрофии плода. По мнению ряда авторов, причиной гестозов является выраженная белковая недостаточность – «хронический алиментарный шок». При недостаточном потреблении углеводов и более высокой скорости окисления глюкозы у беременных, особенно в поздние сроки беременности, усиливается катаболизм белков у плода, что отрицательно сказывается на его развитии. Состав микробиоты кишечника определяет и регулирует иммунный ответ, участвует в обмене всех макро- и микронутриентов. Кишечная микробиота является «виртуальным эндокринным органом» и синтезирует такие нейромедиаторы, как ГАМК, серотонин. 80% серотонина вырабатывается в толстом кишечнике. Изменение состава микробиоты изменяет концентрацию триптофана – предшественника серотонина, ключевого нейромедиатора вегетативной и центральной нервной системы. Бифидобактерии синтезируют и секретируют фолиевую кислоту. Возможно, уменьшение концентрации фолиевой кислоты в плазме крови женщин, страдающих ожирением, связано со снижением содержания бифидобактерий в кишечной микробиоте. Микробиота кишечника контролирует гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему: регуляцию аппетита гипоталамусом, липогенез и метаболизм глюкозы, обмен адипоцитов и накопление жировой ткани. По сути микробиоценоз управляет практически всеми процессами поддержания гомеостаза в нашем организме. Докладчик рассказала о том, какие рекомендации получает беременная у диетолога, о формировании пищевого поведения у ребенка, о том, какие особенности вскармливания влияют на формирование вкусовых ощущений ребенка, назвала факторы риска нарушения пищевого поведения у ребенка: позднее введение прикорма, насильственное кормление, стремление докормить до «последней капли в бутылочке», «до последней ложки», отсутствие вкусового разнообразия в рационе, в том числе у матери.
О работе школы материнства женской консультации №16 в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции рассказала психолог женской консультации №16 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №4» Василеостровского района Стрельникова Елизавета Алексеевна. Она познакомила со структурой организации психопрофилактической работы
с беременными женщинами в Женской консультации № 16, рассказала о размещенном на страницах социальной сети ВКонтакте цикле вебинаров по основным темам Школы здоровой семьи, о Школе родителей «Василиса» в Instagram, о проведении с беременными арт-терапевтических занятий, о взаимодействии с другими организациями в проведении акций и праздников. Докладчик отметила увеличение обращений к психологу женщин по направлению от акушера-гинеколога.
«Школа материнства: опыт совместной работы акушера-гинеколога и медицинского психолога в СПб ГБУЗ Городской перинатальный центр №1» — такова была тема лекции Балезиной Ольги Дмитриевны, врача акушера-гинеколога и Несветаевой Анны Гурьевны, медицинского психолога, СПб ГБУЗ «Городской перинатальный центр №1». В женской консультации ГПЦ №1 много лет организована Школа материнства, чтобы помочь будущим молодым родителям подготовиться к рождению малыша без страха и сомнений. На занятиях, которые проходят в уютной, спокойной, дружественной атмосфере в специально оборудованном зале выступают опытные специалисты женской консультации: врач акушер-гинеколог и медицинский психолог, врачи-педиатры, детские неврологи и инфекционисты. На еженедельной основе проводятся лекционно-практические занятия: психопрофилактическая подготовка беременных к родам, питание и гимнастика беременных, грудное вскармливание, психологический аспект грудного вскармливания, послеродовый период и особенности психоэмоционального состояния в послеродовый период. В ходе практических занятий «Уход за новорожденным» будущие мамы и папы могут получить необходимые навыки по уходу за малышом.
Для будущих пап в «Школе материнства» также предусмотрены лекции и практические занятия. В условиях хронического стресса, связанного с эпидемиологической обстановкой, в женской консультации оборудован кабинет психопрофилактики, где проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия. В кабинете проходят занятия по обучению методам дыхания и релаксации «Колыбелька», арт-терапевтическое занятие «Мой ребенок — мой цветочек». Проводятся занятия по подготовке к родам и для семейных пар. Индивидуальные и групповые занятия состоят из практической и теоретической частей. В заключение докладчик отметила, что женское здоровье в условия современности требует комплексного подхода и тесного сотрудничества акушера-гинеколога и медицинского психолога.
Аудиологический скрининг в КЗР детской поликлиники
15 апреля в Городском центре медицинской профилактики для педиатров, медицинских сестер кабинетов здорового ребенка детских поликлиник состоялся семинар «Нарушения слуха у новорожденных: как поставить диагноз и что делать дальше?», который провел Туфатулин Газиз Шарифович, к.м.н., главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», ассистент кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ.
Слух играет огромную роль в жизни человека. С помощью слуха человек воспринимает звуки, ориентируется в пространстве, воспринимает материнскую речь. Снижение слуха у детей вызывает нарушение развития речи, глухой ребенок без слухопротезирования и специальных сурдопедагогических занятий становится немым. Очень важно, как можно раньше выявить нарушения слуха, особенно у ребенка, чтобы наиболее эффективно помочь ему. Раннее выявление нарушения слуха – основа успешного развития ребенка. От 1 до 3 детей на 1000 рождаются с нарушением слуха. Установлено, что лишь 50% детей с нарушениями слуха имеют факторы риска по тугоухости. 80% детей с нарушениями слуха имеют слышащих родителей.
Распространенность тугоухости на первом году жизни составляет 0,2–0,4%, от 1 до 4 лет — 1%, от 5 до 9 лет — 1,5%, у детей старше 10 лет — до 1,9%. До 60% случаев нарушений слуха может быть предотвращено. В мире живут 34 миллиона детей с инвалидизирующей потерей слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга, развитию речи, трудностям обучения в школе. Развитие слуховых и речевых центров мозга происходит особенно интенсивно в первые два года жизни, что делает раннее выявление патологии слуха важнейшим этапом программы помощи детям со слуховыми нарушениями. Доказано, что при нарушениях слуха у детей наиболее эффективной оказывается помощь, начатая не позднее 6 месяцев жизни. Поэтому выявление и последующая диагностика нарушения слуха должны быть проведены путем аудиологического скрининга новорожденных в роддоме и в первые три месяца жизни ребенка в детской поликлинике. «Золотой стандарт» диагностики и реабилитации детей с нарушением слуха: до 1месяца – должны быть завершены все процедуры аудиологического скрининга (роддом, поликлиника); до 3 месяцев – должен быть поставлен точный диагноз в сурдоцентре; до 6 месяцев — должна быть начата реабилитация слуха (слухопротезирование, психолого-педагогическая коррекция). В этом случае ребенок имеет все шансы на нормальное развитие к 5 годам.
Почему так важна ранняя диагностика слуха? Если диагноз поставлен до 3 месяцев, то при своевременном слухопротезировании, кохлеарной имплантации произойдет близкое к физиологическому созревание слуховых и речевых зон коры головного мозга и проводящих путей, будет нормальное развитие речи, что позволит обучение в массовой школе. В дальнейшем — широкие возможности выбора профессии, социализации, создания семьи. Формально – «ребенок с ограниченными возможностями по слуху», фактически -ребенок с неограниченными возможностями по жизни. Поздняя диагностика – после 2-3 лет: это позднее слухопротезирование и кохлеарная имплантация; пропускается критический период созревания слуховых и речевых зон коры головного мозга и проводящих путей; происходит задержка слухоречевого развития, иногда – возможность общения только жестами; обучение в коррекционной школе; в дальнейшем — ограниченный выбор профессий, социальные и психологические проблемы и ограниченные возможности по слуху.
Проведение широкомасштабного аудиоскрининга еще и экономически выгодно, так рубль, инвестированный в диагностику и реабилитацию нарушений слуха, через 10 лет принесет 16. Если хотя бы половина детей с тугоухостью, выявленной в результате аудиологического скрининга, получит соответствующую раннюю помощь, то затраты на внедрение скрининга окупятся уже через 10 лет.
Каковы же критерии качества системы аудиологического скрининга новорожденных? Охват первичным обследованием не менее 95% новорожденных до 1 месяца; полное аудиологическое исследование не менее 90% детей в возрасте до 3 месяцев; число детей с положительным результатом скрининга на первом его этапе не должно превышать 4%; число ложноположительных результатов должно составлять менее 3% при полном отсутствии ложноотрицательных результатов.
Газиз Шарифович подробно рассказал, как проводится скрининг в России с использованием объективного метода регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ). В Санкт-Петербурге для этой цели родильные дома и детские поликлиники оснащены специальными приборами. Программа скрининга включает 2 этапа. 1 этап (выявление детей с подозрением на наличие нарушений слуха) – проводится в роддомах у всех новорожденных в возрасте 3-4 дней. У детей в возрасте 4-6 недель проводится обследование в детской поликлинике, если оно не проводилось в роддоме. 2 этап (диагностический) – проводится в Детском городском сурдологическом центре (ДГСЦ) в возрасте до 3 месяцев для детей, имеющих негативные результаты обследования на 2-ом этапе, а также всех детей, имеющих факторы риска по тугоухости.
Факторы риска по тугоухости:
· Отягощенная наследственность по слуху
· Наличие генетических синдромов
· Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности
· Токсикозы беременности
· Тяжелая гипоксия (кислородное голодание) плода
· Асфиксия новорожденного
· Недоношенность (менее 36 недель) или переношенность (более 42 недель гестации).
· Очень низкая и экстремально низкая масса тела при рождении (менее 1500 г).
· Врожденная патология челюстно-лицевого скелета
· Внутричерепная родовая травма
· Внутричерепное кровоизлияние или ишемия
· Гемолитическая болезнь новорожденного (желтуха)
· Использование для лечения новорожденного ребенка лекарственных препаратов, способных оказать негативное влияние на слух
Дополнительные факторы риска: лечение в реанимации более 48 ч., внутриутробные инфекции.
Универсальный скрининг новорожденных и детей первого года жизни проводят медицинские работники родовспомогательных учреждений, детских поликлиник, прошедшие специальное обучение. Сведения о проведении и результатах первого этапа скрининга вносятся в историю родов и историю развития ребенка, и передаются в ДГСЦ. Выявленные дети с подозрением на наличие нарушения слуха должны направляться в ДГСЦ, специалисты которого проводят углубленное диагностическое обследование слуха у ребенка.
Отдельно докладчик остановился на влиянии цитомегаловирусной инфекции (ЦМВИ) на возникновение нарушений слуха. У 10% детей с врожденной и у 35% с отсроченной тугоухостью была верифицирована ЦМВИ. Частота встречаемости тугоухости при ЦМВИ – 10-15%: 30-40% при острой форме, 5-10% – при латентной.
Среди всех случаев сенсоневральной тугоухости у детей на ЦМВ-этиологию приходится до 21%. Тугоухость развивается у каждого пятого внутриутробно инфицированного новорожденного. Тугоухость может развиваться сразу или отсроченно, вплоть до 5-6 лет, может поражаться как рецепторный аппарат улитки, так и центральные отделы слухового анализатора
Важно убедить родителей не пренебрегать рекомендацией педиатра посетить сурдолога. Во-первых, в первые полгода достоверно убедиться, что ребенок отреагировал именно на звук бывает сложно. Во-вторых, часть детей с выраженной тугоухостью и даже глухотой реагирует на громкие звуки или на вибрацию, возникающую вместе со звуком. В-третьих, дети со средними потерями слуха хорошо реагируют на голос человека, окружающие звуки на близком расстоянии, потому что слышат низко частотные звуки (в речи — гласные) и совсем не слышат высокочастотные звуки (согласные).. Если не выявить такое снижение тугоухости в младенчестве и своевременно не начать реабилитационные мероприятия, то у ребенка будет задержка и нарушение развития речи. Важно иметь в виду, что использование при скрининге новорожденных только метода регистрации ВОАЭ не позволяет своевременно выявлять нарушения слуха по типу слуховой нейропатии, особенно часто встречающегося у недоношенных детей и у детей с неонатальной желтухой. Только обследование в сурдоцентре поможет обнаружить этот тип нарушения слуха.
Установлено, что у 2-3 детей из тысячи нарушение слуха развивается в течение первого года жизни. Поэтому при наличии у ребенка плохих реакций на звуки и/или задержки речевого развития (ребенок не говорит слов в возрасте 1,5-2-х лет или начал говорить их после 2-х лет, ребенок не говорит 2-х словных предложений в возрасте 2-х лет или начал говорить после 2,5 лет) он также должен быть направлен в детский сурдологический центр для комплексного обследования слуха.
Как заподозрить снижение слуха у ребенка дошкольного возраста (4-7 лет)? Ребенок произносит слова неправильно, даже если вы его поправляете, занятия с логопедом малоэффективны. У него ограниченный словарь (100-150 слов). Он не может определить источник звука, часто переспрашивает, не понимает смысл сказки или мультфильма, просит сделать телевизор громче, не отвечает на вопросы, не реагирует на имя особенно в шуме, предпочитает подойти/прислониться ушком к источнику звука.
Как заподозрить снижение слуха у ребенка школьного возраста? Если у него низкая успеваемость, особенно по русскому языку и литературе, ему сложно даются иностранные языки, он не распознает интонацию. Некорригируемые логопедические проблемы, утомляемость после школы, головная боль, замкнутость, ребенок избегает общения в шуме, высокая громкость в наушниках, на компьютере, стремление видеть лицо собеседника, слушать определенным ухом- все это должно насторожить родителей.
При выявлении у ребенка, по результатам комплексного диагностического обследования, типа нарушения слуха и его степени, назначается лечение, слухопротезирование слуховыми аппаратами и занятия с сурдопедагогом. При глухоте возможно проведение операции кохлеарной имплантации.
В заключение докладчик рассказал о результатах аудита I этапа аудиологического скрининга и направлениях развития этой системы в Санкт-Петербурге.