«Cиндром профессионального выгорания у медицинских работников»

у врачей:

616.89
В 62
Водопьянова, Н. Е.
Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб. : Питер, 2005. — Гл. 1. — С. 38-50.

616.89
Л25
Ларенцова, Лиана Ивановна.
Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей : психолог. аспекты / Л. И. Ларенцова, Л. М. Барденштейн. — М. : Мед. книга, 2009. -
142 с. : ил. — Библиогр.: с. 112-123.

616.89
П86
Психологические аспекты медицинской реабилитации : учеб. пособие / Е. Е. Ачкасов, Л. В. Веселова, Л. А. Гридин и др. ; ред. Е. Е.    Ачкасов, ред. Н. Д. Творогова ; Моск. гос. мед. ун-т, 1-й им. И. М. Сеченова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — Гл. 23. Психологические аспекты реабилитации медицинских работников при синдроме выгорания. С. 297-300.

613.9
П86
Психология здоровья / Л. И. Августова, Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев и др. ; ред. Г. С.    Никифоров. — СПб. : Питер    : Питер принт, 2003. — Гл. 24. Профессиональное выгорание. — С. 556-573.

616.89
Ч-95
Чутко, Леонид Семенович.
Синдром эмоционального выгорания : клинические и психологические аспекты / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. — М. : МЕДпресс-информ, 2015. — Гл. 15. Профессиональные аспекты эмоционального выгорания. — С. 75-107.

Данилова, С.   
Как начмеду купировать истерику сотрудника и справиться со стрессом /
С. Данилова // Зам. гл. врача. — 2020. — N 1. — С. 96-103.

Братухина, Е. А.
Личностные предпосылки синдрома эмоционального выгорания врачей / Е. А. Братухина, А. Г. Братухин, В. Г. Демченко // Здоровье населения и среда обитания. — 2019. — N 7. — С. 39-43.

Валиев, Р. И.
Сравнительное изучение распространенности эмоционального выгорания преподавателей и специалистов хирургического профиля / Р. И. Валиев, Ю. А. Кнни, О. Р. Радченко // Медицина труда и пром. экология. — 2019. — N 9. — С. 579-580.

            Особенности проявления агрессивного поведения врачей и медсестер в условиях современной медицины / Р. Н. Башилов, С. М. Башилова, Д. П. Дербенев и др. // Медицинская сестра. — 2019. — N 2. — С. 3-5.

Применение электростимуляции в профилактике синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников / С. Бурская, О. Белецкая, М. Шумилова и др. // Медицинская сестра. — 2019. — N 2. — С. 51-53.

              Психологические аспекты реабилитации медицинских работников при синдроме эмоционального выгорания / Е. Е. Ачкасов, А. И. Мельников, Б. Г. Белозеров и др. // Медицина труда и пром. экология. — 2019. — N 1. — С. 15-19.

Структура и динамика синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников в ходе коррекции техникой MINDEFULNESS / А. А. Овчинников, А. Н. Султанова, А. В. Винокуров и др. // Неврологический вестник. — 2019. — Том LI, N 2. — С. 44-48.

Личностные характеристики врача анестезиолога-реаниматолога при разных вариантах поведения в потенциально опасной ситуации / А. Ю. Новиков, Н. В. Виничук, И. Е. Голуб и др. // Анестезиология и реаниматоло-гия. — 2018. — N 6. —
С. 53-60.

Нетесин, Е. С.
Синдром профессионального выгорания анестезиологов-реаниматологов в России / Е. С. Нетесин, В. И. Горбачев // Анестезиология и реаниматология. — 2018. — N 3. — С. 7-13.

Низова, Л. М.
Зона риска как фактор профессионального выгорания медицинских работников / Л. М. Низова, И. Г. Кислицына, С. И. Иванова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2018. — N 3. — С. 137-140.

            Появление эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер
/ П. А. Бакумов, М. Е. Волчанский, Е. А. Зернюкова и др. // Медицина труда и пром. экология. — 2018. — N 2. — С. 30-36.

Профессиональное выгорание врачей : значение интенсивности и качества работы / Г. А. Сорокин, В. Л. Суслов, Е. В. Яковлев и др. // Гигиена и санитария. — 2018. — N 12. — С. 1221-1225.

Профессиональное выгорание медицинских работников в РФ на модели Томской области / О. С. Кобякова, И. А. Деев, Е. С. Куликов и др. // Профилактическая медицина. — 2018. — Том 21, N 6. — С. 68-73.

Спивак, И.   
Профессиональное выгорание : 7 неверных стратегий медработников
/ И. Спивак // Зам. гл. врача. — 2018. — N 9. — С. 96-100.

Чикина, О.   
Как организовать управление персоналом, чтобы получить сертификат Росздравнадзора. Чек-лист и образцы — документов / О. Чикина // Зам. гл. врача. — 2018. — N 6. — С. 48-73.

Лядова, А. В.
Влияние условий труда на состояние здоровья врачей-травматологов экстренной службы медицинской помощи / А. В. Лядова, М. В. Лядова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2017. — N 6. —
С. 344-348.

Мякотных, В. С.
Синдром эмоционального выгорания у женщин — врачей пожилого возраста / В. С. Мякотных, Т. А. Боровкова // Успехи геронтологии. — 2017. — Том 30, N 2. —
С. 208-214.

Озоль, С. Н.
Влияние злоупотребления алкоголем на аутоагрессивные факторы риска и развитие синдрома эмоционального выгорания среди врачей / С. Н. Озоль, Д. И. Шустов // Вопросы наркологии. — 2017. — N 8. — С. 36-48.

Попов, В. В.
Факторы профессионального выгорания врачей-терапевтов поликлиник / В. В. Попов, Ю. А. Дьякова, И. А. Новикова // Гигиена и санитария. — 2017. — N 3. —
С. 265-269.

            Профессиональное выгорание врачей различных специальностей / О. С. Кобякова, И. А. Деев, Е. С. Куликов и др. // Здравоохранение РФ. — 2017. — N 6. —
С. 322-329.

Самохвалов, А.   
Синдром эмоционального выгорания у врачей : (сколько лет мне осталось?) / А. Самохвалов, Н. Крылов, Д. Вычужанин // Врач. — 2017. — N 9. — С. 2-5.

Гиясова, Г. М.
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников, работающих с ВИЧ-инфицированными пациентами / Г. М. Гиясова, Д. М. Урунова, З. И. Ахмеджанова // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. — 2016. — Том 8, N 1. — С. 105-110.

Елфимова, Е. В.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания / Е. В. Елфимова, М. А. Елфимов, А. С. Березкин // Зам. гл. врача. — 2016. — N 5. — С. 82-90.

Новгородова, У. Р.
Социологическое исследование синдрома профессионального выгорания у врачей акушерского отделения / У. Р. Новгородова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2016. — N 3. — С. 147-151.

Связь между синдромом выгорания и особенностями личности работников скорой медицинской помощи / А. Берхмиллер, И. Завгородний, Н. Завгородняя и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2016. — Том 116, N 12. —
С. 25-29.

Агибалова, Т. В.
Влияние синдрома «эмоционального выгорания» врачей психиатров — наркологов на качество жизни пациентов с алкогольной зависимостью / Т. В. Агибалова, В. А. Козин // Вопросы наркологии. — 2015. — N 2. — С. 26-33.

Амирханова, А. А.
Исследование распространенности синдрома «эмоционального выгорания» среди врачей-фтизиатров / А. А. Амирханова, А. И. Цветков, И. А. Черняев // Туберкулез и болезни лёгких. — 2015. — N 7. — С. 17-18.

Петраш, М. Д.
Синдром эмоционального выгорания у сотрудников скорой медицинской помощи СПб : взгляд на проблему через 11 лет / М. Д. Петраш, А. А. Бойков // Скорая мед. помощь. — 2015. — Том 16, N 2. — С. 11-15.

Астения у руководящих медицинских работников / Т. В. Решетова,
Е. Ф. Онищенко, Н. Н. Березина и др. // Зам. гл. врача. — 2014. — N 3. — С. 76-81.

Бабанов, С.   
Профессия и стресс / С. Бабанов // Врач. — 2014. — N 4. — С. 15-20.

Ткаченко, Г. А.
Профессиональное выгорание у врачей онкологических клиник / Г. А. Ткаченко // Зам. гл. врача. — 2014. — N 12. — С. 84-88.

Бодагова, Е. А.
Психическое здоровье врачей разного профиля / Е. А. Бодагова, Н. В. Говорин // Социальная и клин. психиатрия. — 2013. — Том 23, N 1. — С. 21-26.

Говорин, Н. В.
Алкогольные и невротические расстройства среди врачей данные клинико-эпидемиологического исследования / Н. В. Говорин, Е. А. Бодагова, А. В. Сахаров // Российский мед. журн. — 2013. — N 4. — С. 29-32.

Козин, В. А.
Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у врачей-наркологов в амбулаторной и стационарной практике / В. А. Козин // Неврологический вестник. — 2013. — Том XLV, N 4. — С. 78-80.

Королева, Е. П.
Охрана труда медицинских работников : психоэмоциональные факторы
/ Е. П. Королева // Здравоохранение : журн. раб. ситуаций гл. врача. — 2013. — N 4. —
С. 44-51.

Профессиональное «выгорание» у врачей хирургического профиля
/ А. А. Баулин, Н. Г. Алакина, И. В. Стешкина и др. // Хирургия. — 2013. — N 7. -
С. 43-48.

Распространенность синдрома профессионального выгорания врачей первичного звена здравоохранения : тезисы к IV съезду ВОП / Е. Г. Артемьева, Е. И. Бусалаева, Н. П. Васильева и др. // Справ. врача общей практики. — 2013. — N 9. —
С. 21.

Социальная адаптация медицинских работников в период обучения и на разных этапах их профессиональной деятельности / К. А. Эхте, Д. П. Дербенев, О. В. Крячкова и др. // Профилактическая медицина. — 2013. — Том 16, N 2. — С. 13-17.

у медицинских сестёр:

616.89
В 62
Водопьянова, Н. Е.
Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб. : Питер, 2005. — Гл. 1. — С. 38-50.

613.9
П86
Психология здоровья / Л. И. Августова, Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев и др. ; ред. Г. С.    Никифоров. — СПб. : Питер : Питер принт, 2003. — Гл. 24. Профессио-
нальное выгорание. — С. 556-573.

616.89
Р83
Руденко, Андрей Михайлович.
Психология для медицинских колледжей : учеб. пособие / А. М. Руденко,
С. И. Самыгин. — 4-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2016. — Гл. 1. Введение в психологию как науку. — С. 12-13; Гл. 6. Основы медицинской психологии. — С. 191-199.

616.89
Ч-95
Чутко, Леонид Семенович.
Синдром эмоционального выгорания : клинические и психологические аспекты / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. — М. : МЕДпресс-информ, 2015. — Гл. 15. Профессиональные аспекты эмоционального выгорания. — С. 75-107.

Данилина, С.   
Как главной медсестре купировать истерику сотрудника и справиться со стрессом / С. Данилина // Главная мед. сестра. — 2020. — N 2. — С. 68-75.

Ерохова, М. В.
Причины снижения работоспособности старших медсестер и их склонности к «профессиональному выгоранию» / М. В. Ерохова // Медицинская сестра. — 2019. -
N 4. — С. 22-25.

Лазарева, М. Ю.
Как распознать у медсестер синдром эмоционального выгорания и исправить ситуацию, пока не поздно / М. Ю. Лазарева, К. О. Назарова // Главная мед. сестра. — 2019. — N 8. — С. 56-65.

            Особенности проявления агрессивного поведения врачей и медсестер в условиях современной медицины / Р. Н. Башилов, С. М. Башилова, Д. П. Дербенев и др. // Медицинская сестра. — 2019. — N 2. — С. 3-5.

Снегирева, Т. Г.
Балинтовские группы как профилактика профессиональной деструкции медсестер / Т. Г. Снегирева, Ю. Е. Шадрина // Медицинская сестра. — 2019. — N 7. —
С. 48-50.

Захаров, Р. И.
Синдром эмоционального выгорания и как с ним бороться / Р. И. Захаров,
И. А. Уваров, Г. Р. Иванова и др. // Медицинская сестра. — 2018. — N 1. — С. 36-38.

            Некоторые психологические особенности медсестер психиатрического и терапевтического профилей / А. В. Худяков, Д. А. Шуненков, А. Е. Сурина и др. // Медицинская сестра. — 2018. — N 7. — С. 51-53.

            Появление эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер
/ П. А. Бакумов, М. Е. Волчанский, Е. А. Зернюкова и др. // Медицина труда и пром. экология. — 2018. — N 2. — С. 30-36.

            Профессиональное выгорание медицинских работников в РФ на модели Томской области / О. С. Кобякова, И. А. Деев, Е. С. Куликов и др. // Профилактическая медицина. — 2018. — Том 21, N 6. — С. 68-73.

Прощаев, К. И.
Синдром хронического информационного истощения (SQUEEZED — синдром) и сестринская практика / К. И. Прощаев, С. Л. Жабоева // Медицинская сестра. — 2018. — N 5. — С. 4-6.

Спивак, И. М.
Проверенный способ выйти из профессионального кризиса / И. М. Спивак // Главная мед. сестра. — 2017. — N 5. — С. 24-26.

Спивак, И. М.
Профессиональное выгорание у сотрудников. Что делать? / И. М. Спивак, Е. Г. Бирюкова // Главная мед. сестра. — 2016. — N 6. — С. 83-90.

            Эмоциональное выгорание и качество жизни медсестер / А. В. Худяков,
А. В. Урсу, М. В. Пулялина и др. // Медицинская сестра. — 2016. — N 3. — С. 23-25.

Богатырева, Н. В.
Субъективное благополучие сотрудников отделения реанимации и интенсивной терапии / Н. В. Богатырева, Н. С. Кравцов // Медицинская сестра. — 2014. — N 3. — С. 28-31.

Великанова, Л. П.
Динамические характеристики синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Л. П. Великанова, Н. П. Потапова // Медицинская сестра. — 2014. — N 6. — С. 22-25.
         
Профессиональная деформация личности у медсестер разных профилей /
Л. В. Димитрова, В. М. Двуреченская, О. В. Мансурова и др. // Медицинская сестра. — 2014. — N 1. — С. 50-53.

Старостина, Н. В.
Проведение психофизиологической реабилитации медицинского персонала со средним образованием / Н. В. Старостина, Н. А. Носкина // Главная мед. сестра. — 2014. — N 1. — С. 76-89.

Третьяков, Н. В.
Синдром эмоционального выгорания / Н. В. Третьяков, А. Е. Крюков, В. П. Сверчкова // Медицинская сестра. — 2014. — N 4. — С. 12-14.

«Коронавирусная инфекция»

Выпустили рекомендации, как не допустить распространения коронавируса через общепит : «Письмо» Роспотребнадзора от 14.02.2020г.
№ 02/2230-2020-32 // Главная мед. сестра. — 2020. — N 4. — С. 108-109.

Исаков, В.
Профилактика и терапия коронавирусной инфекции / В. Исаков // Врач. 2020. — N 2. — С. 72-74.

Как медорганизации дать отпор коронавирусу : все указания от Роспотребнадзора // Главная мед. сестра. — 2020. — N 3. — С. 68-72.

Коронавирусная инфекция у детей / Н. Н. Зверева, М. А. Сайфуллин, А. Ю. Ртищев и др. // Педиатрия. — 2020. — Том 99, N 2. — С. 270-278.

Напомнили об ответственности за неисполнение предписаний в связи с профилактикой коронавируса : «Информация» Роспотребнадзора // Главная мед. сестра. — 2020. — N 4. — С. 109-110.
О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV : Пост. Гл. гос. сан. врача от 24 января 2020 г. № 2 // Новые законы и норм. акты. — 2020. — N 5. — С. 244-247; Рос. газ. — 2020. — № 17, 29 января. — С. 4.
О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV : Пост. Гл. гос. сан. врача от 24 января 2020 г. № 3 // Новые законы и норм. акты. — 2020.-N 5. С. 248-249.
Овсянников, П.
Можно ли использовать тепловизор для контроля за коронавирусом без согласия на обработку персданных / П. Овсянников // Здравоохранение : журн. для управления мед. организацией. — 2020. — N 4. — С. 78.

Разработали новые меры против экспансии коронавируса : Пост. Гл. гос. сан. врача от 02.03.2020г. № 5 // Главная мед. сестра. — 2020. — N 4. -
С. 107-108

Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV. Временные методические рекомендации Министерства здравоохранения РФ // Пульмонология. — 2019. — N 6. — С. 655-671.
Разработали инструкцию по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами : «Письмо» Роспотребнадзора от 23.0.2020 № 02/770-2020-32 // Главная мед. сестра. — 2020. — N 4. — С. 111.
Сибирцева, Е.
Вирус «в короне» : власть неизвестности. Чего на самом деле стоит опасаться и как к этому готовиться? / Е. Сибирцева // Медицинская газ. — 2020. — N 7, 19 февраля. — С. 4.
ФАС предупредил клиники о штрафах за рекламу диагностики и лечения коронавируса // Зам. гл. врача. — 2020. — N 4. — С. 15. — Источник : fas.gov.ru.
Исследование видовой структуры риновирусов и коронавирусов, циркулировавших в Московском регионе в период с 2007 по 2012 годы /
С. А. Лободанов, И. С. Киселев, Ю. И. Аммур и др. // Вопросы вирусологии. — 2015. — Том 60, N 3. — С. 31-36.

Ближневосточный респираторный синдром — заболевание человека, вызываемое новым коронавирусом / Л. Ф. Стовба, В. Н. Лебедев, А. А. Петров и др. // Военно — мед. журн. — 2013. — Том 334, N 11. — С. 76-77.

Школа материнства онлайн

Эпидемиологическая обстановка, в связи с пандемией коронавируса, заставила отказаться от очной формы проведения занятий для беременных женщин по подготовке к родам и материнству.

СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» организовал онлайн-трансляцию занятий «Школы материнства» с участием ведущих специалистов-практиков Родильного дома на Фурштатской, ФГБУ НМИЦ им. В.А.Алмазова и Центра социальной помощи семье и детям Приморского района.

Цикл занятий «Школы материнства онлайн» проходил с 7 по 20 апреля, состоял из 8 занятий, каждое продолжительностью 1час 30 минут и числом просмотров более 3000 человек.
Многочисленные вопросы будущих родителей не оставались без внимания лекторов. Слова благодарности за организацию подобного цикла звучали во время каждого занятия. Посмотреть занятия в записи, можно воспользовавшись ссылками, указанными ниже.

I и II триместры беременности

Занятие 1 (Смотреть)

  • Физиологические изменения в организме женщины, периоды
  • беременности;
  • Роль плаценты и околоплодных вод;
  • Развитие плода по месяцам беременности его реакция на
  • внешние раздражители;
  • Значение физической активности во время беременности;
  • Рациональное питание.

Занятие 2 (Смотреть)

  • Как быть хорошей мамой
  • Особенности эмоционального состояния беременной и родильницы;
  • Роль мужа и близкого окружения в поддержке женщины после родов.

Занятие 3 (Смотреть)

  • Влияние алкоголя, курения, наркотических и токсических веществ на здоровье плода;
  • Влияние неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и пр.);
  • Режим труда в том числе домашней работы и отдыха;
  • Медицинские обследования во время беременности.
  • Личная гигиена.

III триместр беременности.

Занятие 4 (Смотреть)

  • Подготовка к поступлению в родильный дом;
  • 1, 2 и 3 периоды родов, их продолжительность;
  • Послеродовая гигиена, уход за швами;
  • Партнерские роды;
  • Комплекс физических упражнений в послеродовом периоде;
  • Послеродовая контрацепция.

Занятие 5 (Смотреть)

  • Подготовка и гигиена “уголка ребенка” в семье;
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного;
  • Грудное вскармливание. Техника прикладывания ребенка к груди;
  • Правила ухода за ребенком. Туалет ребенка;
  • Профилактические прививки;
  • Домашняя аптечка.

Занятие 6 (Смотреть)

  • Рациональное использование витаминов во время беременности и лактации.
  • Что надо знать о коронавирусе беременной и кормящей женщине.

Занятие 7 (Смотреть)

  • Как быть хорошей мамой
  • Особенности эмоционального состояния беременной и родильницы;
  • Роль мужа и близкого окружения в поддержке женщины после родов.

Занятие 8 (Смотреть)

  • Порядок оформления документов и пособий при рождении ребенка в Санкт-Петербурге в 2020 году».

Благодарим всех участников данного цикла!

«Медицинская профилактика: вчера, сегодня, завтра»

«Медицинская профилактика: вчера, сегодня, завтра»

Документ0

В материалах Всероссийской научно-практической конференции, посвященной методическим, организационным и управленческим проблемам медицинской профилактики на историческом и современном этапах развития здравоохранения, подробно рассматриваются актуальные вопросы научного обоснования, разработки и внедрения новых форм и методов профилактической работ, качества и образ жизни населения на основе использования мониторинга за управляемыми факторами риска.

Как сохранить зубы здоровыми

10 марта в лектории для населения «Университет здоровья» состоялось очередное занятие на тему «Как сохранить зубы здоровыми». Его провела стоматолог — ортопед Медицинского научного центра ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» Анастасия Сергеевна Пастухова.

Строение зуба человека не представляет сложности. Выделяют три главных составляющих зуба: коронка, шейка и корень. Если говорить о строении зубных тканей, то оно выглядит таким образом: самый верхний зубной слой, изначально покрытый кутикулой — эмаль. Под воздействием слюны на нем образуется защитная оболочка – пелликула. Дентин – это зубная основа. Он состоит на 28% из органических веществ и на 72% — из неорганических. Внутри дентин имеет полость, которая внутри корней зуба переходит в корневые каналы. Пульпа – это соединительная ткань, имеющая губчатое строение и пронизанная нервами и сосудами. Цемент – костная ткань, покрывающая шейку и зубной корень. Периодонт – ткани, которые расположены вокруг зуба в зубной альвеоле. Они фиксируют корень зуба в лунке.

Как образуется кариес? Сначала на видимой части зуба образуется зубной налет, затем на него заселяются микроорганизмы. В результате их «жизнедеятельности» образуется кислота, которая разъедает эмаль и образуется кариес. Кариес — заболевание, которое характеризуется образованием дефектов в тканях зуба и его постепенным разрушением. Кариес представляет собой одно из самых распространенных заболеваний. Исследователи утверждают, что каждый взрослый человек хотя бы раз в жизни обращается к стоматологу по поводу кариеса. По статистике у 98% взрослых людей имеются пломбы на зубах, установленные по поводу кариеса.
В зависимости от распространенности процесса кариес делится на неосложненный и осложненный. Виды неосложненного кариеса: стадия пятна (поверхностное повреждение эмали); поверхностный кариес (более выраженное разрушение эмали, не достигающее границы между эмалью и дентином); средний кариес (кариозный процесс распространяется на эмаль и дентин, формируя кариозную полость); глубокий кариес (патологический процесс достигает пульпы). Виды осложненного кариеса: пульпит (воспаление мягких тканей зуба – пульпы); периодонтит (воспаление тканей, которые окружают корень зуба в лунке). В зависимости от времени возникновения патологического процесса различают первичный кариес, который возникает на здоровом зубе и вторичный кариес, развивающийся под пломбой на зубе, который уже был подвергнут лечению.
Среди причин возникновения кариеса выделяют: действие на зубные ткани продуктов расщепления углеводов и патогенных микроорганизмов, низкий уровень резистентности эмали, плохая гигиена полости рта.
Основные меры профилактики кариеса – тщательное соблюдение правил гигиены ротовой полости и регулярные посещения стоматолога. Если говорить о профессиональной гигиене полости рта, то ее необходимо проводить не реже одного раза в полгода. Это своеобразное «техобслуживание» зубов. Как ее проводят? Снимают твердые отложения (зубной камень), не травмируя эмаль, с помощью ультразвукового скейлинга. Затем идет пескоструйная обработка, снимающая мягкий налет. Заключительный этап гигиены – полировка.
Самое главное условие гигиены в домашних условиях – это регулярность .Гигиенические мероприятия осуществляются при помощи: зубной щетки, зубной нити, зубной пасты, растворов для полоскания рта. Особое внимание надо уделить выбору зубной щетки. Хорошо зарекомендовали себя прямые щетки без выступающих щетинок. Мягкую щетку используем при повреждении эмали, при кровоточивости десен. Жесткая щетка – в исключительных случаях. Оптимальный вариант – зубная щетка средней жесткости. Электрические зубные щетки хороши тем, что никаких механических усилий прикладывать не надо, в них есть индикатор нажима и таймер чистки. Тем, у кого есть проблемы с деснами, можно порекомендовать приобрести ультразвуковую зубную щетку. При коронках, брекетах, протезах для прочистки межзубных промежутков используем монопучковые щетки. Для чистки зубных конструкций на имплантах применяются ершики. Зубные нити – флоссы рекомендуется использовать всем. Хороший уровень гигиены достигается применением аппаратов – ирригаторов, где очищение идет с помощью водяной струи. Зубную пасту выбираем в зависимости от желаемого эффекта. Пасты с фторидом натрия для чувствительных зубов имеют накапливающий эффект. Их не рекомендуют детям. Пасты с лечебными травами хороши для пожилых пациентов, с патологией парадонта, кровоточивостью десен. Пасты и ополаскиватели на основе антисептиков с хлоргексидином нельзя использовать более 1-1,5 месяцев. Пасты с повышенной очищающей активностью, с эзимами (для курильщиков) более грубые и агрессивные. Ими можно пользоваться изредка и непродолжительное время. Отбеливающие пасты не дадут нужного эффекта в домашних условиях. Они осветляют зубы на полтона, внешне это почти незаметно. Применяем их не более 1,5 месяцев. Отбеливание лучше проводить в стоматологическом кабинете.
В качестве профилактических мероприятий для защиты эмали применяют фторлак и двухфазные системы для глубокого фторирования. Детям для защиты от кариеса рекомендуется герметизация фиссур сразу после прорезывания постоянных зубов. В рамках профилактики кариеса стоит использовать конфеты, жвачки с сахарозаменителем – ксилитом, который сильно снижает кариесогенность микроорганизмов в полости рта. Полезна будет реминерализующая терапия – прием препаратов кальция. С профилактической целью – по 2 гр. в сутки 25-30 дней.
За несъемными ортопедическими конструкциями ухаживаем также, как за живыми зубами. Для съемных конструкций (протезов) применяются специальные очищающие таблетки и ультразвуковые ванночки. Чем лучше уход за протезом, тем он долговечнее.
В заключение лекции Анастасия Сергеевна еще долго отвечала на многочисленные вопросы слушателей.

Семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака у женщин»

28 февраля в Городском центре медицинской профилактики для акушеров-гинекологов, психологов женских консультаций состоялся семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака у женщин, как превентивная мера онкологических заболеваний».
Открыл работу семинара доклад «Скрининг рака шейки матки» к.м.н., врача- онколога, старшего научного сотрудника НИИ онкологии им Н.Н. Петрова Смирновой Ольги Алексеевны. В мире ежегодно регистрируется 555100 новых случаев рака шейки матки (РШМ). Рак шейки матки – распространенное злокачественное новообразование. К факторам риска развития РШМ относят: раннее начало половой жизни, частую смену половых партнеров; пониженный иммунитет; заболевания, передающиеся половым путем; длительный прием оральных контрацептивов; курение. Основной агент, провоцирующий развитие предрака и рака шейки матки, это онкогенные типы вируса папилломы человека (ВПЧ). На сегодняшний день разработана и внедрена в практику профилактическая вакцина против ВПЧ. Зарегистрированные В РФ на рынке вакцины дорогие и не входят в национальный календарь прививок. В России нет национальной программы скрининга РШМ. В рамках диспансеризации женщины обследуются один раз в три года. Часто пациентки с РШМ обращаются за помощью сами, а не активно выявляются. Основной метод скрининга, применяемый сегодня — цитологическое исследование мазков. Но здесь встречается ложноположительный или ложноотрицательный результат исследования мазка. В этом случае проводится ряд дополнительных исследований, в частности, кольпоскопия с взятием биопсии для гистологического исследования для уточнения диагноза. Новый скрининговый метод – жидкостная цитология. Он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Самый чувствительный метод – ВПЧ-тест, его прогностическая ценность – 99%.
Рак шейки матки находится на одном из ведущих месте в структуре онкозаболеваемости. К сожалению, чаще всего опухоль выявляется на поздних стадиях (около 30% пациентов). Что делать, чтобы повысить выявляемость на ранних стадиях и снизить смертность от РШМ? Внедрять ВПЧ-скрининг (сегодня он не входит в ОМС), проводить вакцинацию против папилломовирусной инфекции, проводить системную профилактику
Темой доклада к.м.н., онколога-маммолога, заведующего Университетским Маммологическим Центром ПСПбГМУ им.акад. И.П. Павлова Чижа Игоря Александровича стали профилактика, диагностика и раннее выявление рака молочной железы. По прогнозам у 1 из 8 женщин в течение жизни разовьется рак молочной железы. В Санкт-Петербурге в период с 2011 по 2018 г. число случаев рака молочной железы увеличилось на 5,6%. Выживаемость при РМЖ составляет в России 64%. Скрининг в России работает недостаточно эффективно. Опухоль около 2 см женщина часто находит у себя сама. Опухоль до 1,5 см можно найти только при маммографическом обследовании. Основной метод диагностики и скрининга – маммография. До 50 лет женщинам маммография показана 1 раз в 3 года, женщины 50-60 лет должны проходить ее ежегодно, с 60 лет – один раз в два года. С 35-40 лет женщине должна быть предоставлена возможность прохождения скрининга. Самый чувствительный и информативный метод – МРТ. УЗИ – метод дополнительной диагностики, а не скрининг. Наиболее информативна она у женщин до 35 лет. При наличии изменений в железе УЗИ рекомендуется делать 2 раза в год. Введение скрининга позволяет определить болезнь на «доклинической» стадии, то есть когда опухоль себя никак не проявляет. Распространенным методом дополнительной диагностики является биопсия. Спектр диагностических возможностей современной медицины достаточно широк. Что касается лечения, то здесь применяется комплекс – хирургическое вмешательство плюс лучевая, химиотерапия. Большое внимание уделяется возможности сохранения молочной железы в процессе лечения рака. При минимальных размерах опухоли выполняются органосохраняющие операции. Если железу приходится удалять, то рассматриваются варианты использования реконструктивной пластической хирургии для достижения косметического эффекта. Профилактика и ранняя диагностика злокачественных новообразований молочной железы не только спасают жизнь, но и являются экономически более выгодными мерами, чем лечение запущенных форм рака. Поэтому ближайшая задача – усовершенствование массового скрининга.
О принципах скрининга и раннего выявления онкологических заболеваний у женщин шла речь в докладе врача- онколога, программного директора образовательного проекта «Высшая школа онкологии» Шило Полины Сергеевны. Скрининг – выявление предопухолевых изменений, бессимптомного онкологического заболевания. Его смысл – продление жизни пациента. Докладчик рассказала о «скрининговом окне», о том, что раннее выявление опухоли не гарантирует полного излечения, о том, что чем чаще проводить скрининг, тем выше шанс не пропустить начало заболевания. Но при этом высок риск ложно положительных диагнозов и гипердиагностики. Кому нужен скрининг? Группам риска. На что сегодня есть скрининг? На рак простаты, рак шейки матки, рак молочной железы, рак легкого, колоректальный рак.
Онкопсихолог НИИ онкологии им Н.Н. Петрова Кондратьева Кристина Орхановна в своем выступлении рассказала об организации психологической помощи женщинам с онкологической патологей на примере гинекологических пациенток. Онкологические заболевания проявляются на всех уровнях существования человека – соматическом, психологическом, эмоциональном, духовном. Информация о смертельном заболевании создает для больного экстремальную и кризисную ситуацию. Внезапность витальной угрозы, разрушение стабильной картины мира, неопределенность будущего – вот реальность, с которой сталкивается раковый больной. Рак молочной железы и гинекологический рак вызывают у женщин двойной стресс: у нее появляются специфические переживания за свою женскую сущность, страх потери семьи, ущербности своего тела, невозможности стать матерью. Эти переживания предельны по своей интенсивности и есть опасность психологической травмы. Такие больные испытывают сильные отрицательные эмоции, идет нарушение мышления и познавательных процессов. В такой ситуации очень важна поддержка врача, который вступает в психологическое взаимодействие с пациентом. Эффективность такого взаимодействия влияет на эмоциональное состояние и врача, и пациента, И, в конечном счете, на результат лечения. В чем заключается эмоциональная поддержка больного врачом? В эмпатии, то есть безоценочном принятии человека, принятии в расчет его чувств и в донесении до пациента адекватной информации о картине его заболевания. В чем заключается психологическое сопровождение? В выявлении и коррекции дезадаптивного отношения к болезни на разных этапах заболевания (первичная диагностика, коррекция, маршрутизация, профилактика). Задача здесь – адаптироваться, привыкнуть к тяжелому хроническому заболеванию, таковым является рак. Докладчик рассказала о формах и способах психологической работы, о формировании зон ответственности психолога и пациента.
Завершал работу семинара доклад «Генетический паспорт человека и риск онкологических заболеваний» кандидата биологических наук, начальника сектора клинико-генетических исследований СПб ГБУЗ «Городская больница №40 Глотова Олега Сергеевича. Он говорил о проблемах внедрения геномной медицины в клиническую практику – это высокая стоимость геномных тестов, мало доказательств эффективности использования геномной информации в медицине. Основные направления исследования в медицине – геномное исследование эмбриона, полигеномный анализ, редактирование генома, генотипирование, экспресс-диагностика онкозаболеваний. Генетический паспорт позволит оценить риски онкологических заболеваний и будет эффективен в плане планирования семьи для профилактики генетических заболеваний.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей

21 февраля в Городском центре медицинской профилактики для участковых педиатров и медицинских сестер, медицинских работников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник состоялся семинар, где с докладом «Профилактика стоматологических заболеваний у детей. Взаимодействие педиатра и детского стоматолога» выступила врач-стоматолог высшей категории, главный врач СПб ГБУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника № 6» главный внештатный специалист по детской стоматологии в Северо-Западном ФО РФ Яна Юрьевна Седнева.
Яна Юрьевна отметила, что тема весьма актуальна для нашего города, где 90% детей шестилетнего возраста имеют кариес временных зубов, а это даже выше, чем в среднем по России (84%). Несмотря на различные профилактические программы, поражение кариесом неуклонно растет: у детей от года до 3 лет увеличение в 2,5 раза, а к 4 годам распространенность кариеса в различных регионах страны составляет от 20 до 80%. Тенденцию к росту имеет патология всей зубочелюстной системы у детей. В чем причина? Патология беременности, генетическая предрасположенность, ухудшение экологической ситуации, снижение иммунитета у детей, погрешности рациона питания, искусственное вскармливание, акселерация (раннее прорезывание зубов), низкий уровень гигиены полости рта. Стоматологические проблемы у детей до года: аномалии челюстно-лицевого отдела, вредные привычки (сосет пальчик), вялое сосание, короткая уздечка языка и верхней губы, кариес с первого зуба, кандидоз полости рта, герпетический стоматит. Проблемы у дошкольников: гипоплазия эмали, кариес и его осложнения, флюороз, аномалия прикуса и отдельных зубов, вредные привычки, стоматит, травма зубов. Все эти проблемы приводят к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, из-за очага хронической инфекции во рту (кариес) страдает иммунитет, неправильный прикус влияет на эстетику зубов и ведет к психологическим проблемам.
Кариес – это инфекционный патологический процесс, характеризующийся деминерализацией твёрдых тканей зуба и завершающийся образованием дефекта в виде полости, проявляется после прорезывания зубов. По данным наблюдений у четверти трехлетних детей встречается множественный кариес временных зубов. Если у матери при беременности увеличивалась интенсивность кариеса, а это очаги стрептококковой инфекции, которые передаются ребенку, то мы получаем множественные поражения (до 20) зубов у ребенка, «циркулярный» кариес, ведущий к потере зубов. Существуют факторы риска развития кариеса у ребенка: малообеспеченная семья, низкий образовательный уровень родителей, недоношенные, маловесные, часто и длительно болеющие дети, дети с системными патологическими процессами, с плохой гигиеной полости рта. Одним из источников стоматологических проблем у детей является мать. 60% мам пробуют еду из тарелки ребенка, 38% целуют в губы своих детей, 26% мам берут в рот пальцы ребенка, 9,8% облизывают соску малыша. Таким образом они передают свои кариесогенные организмы ребенку.
Первичная профилактика кариеса по принципам ВОЗ заключается в привитии здорового образа жизни, использовании фторидов, рациональном питании. Родители должны быть активно вовлечены в процесс ухода за полостью рта и питанием ребенка, мама должна быть направлена участковым педиатром к стоматологу после прорезывания у ребенка первого зуба. Детям обязательно нужен фтор в зубной пасте. Детям до года необходимо чистить зубы с момента прорезывания. Мама вместо зубной щетки надевает специальную насадку на палец, или использует чистый бинт, или специальную салфетку, которыми протирает зубы ребенку раз в день. Зубную пасту не используем. До трех лет родители чистят ребенку зубы, используя детские щетку и зубную пасту. Язык тоже нуждается в чистке. Чистить зубы надо по 2 минуты 2 раза в день – утром после завтрака и вечером перед сном. Сам процесс должен идти в форме игры. Здесь очень важен пример родителей. Щетку нужно регулярно менять, каждые 6-8 недель.
Если говорить о рациональном питании детей раннего возраста, то до 2 лет нежелательно добавлять в пищу сахар, ребенок должен получать не более 5% энергии в виде свободных сахаров. Отдельно стоит сказать о «Чупа-чупс». Это «кошмар стоматологов». Эти конфеты находятся у ребенка во рту очень долго, ребенок сосет легкоферментируемые углеводы, которые, соединяясь с микроорганизмами зубного налета образуют кислоту, ведущую к кариесу. «Долгоиграющие» карамельки лучше вообще стараться не давать детям. Надо, чтобы дети научились получать удовольствие от пережевывания пищи, давать твердые продукты (морковку, яблоко), а не протертые, не давать углеводы на перекус (булку), не есть сладкое на ночь.
Физиологическое прорезывание зубов начинается в 4-6 месяцев и заканчивается к 2,5-3 годам. Из-за акселерации зубы сегодня у детей прорезываются на 1-2 месяца раньше. У 70% детей встречается синдром прорезывания зубов – повышение температуры до 38 градусов, раздражение десен, боль, слюноотделение, потеря аппетита, насморк, нарушение сна. Симптомы похожи на ОРВИ, но здесь они держатся не более двух дней, а температура не поднимается выше 38 градусов. Здесь нужны способы облегчения – давать детям специальные резиновые охлаждающие прорезыватели, «светодиодную соску» со спектром синего цвета, мазать десны специальным гелем. Длительное сосание соски и пальчика – фактор риска развития патологи прикуса.
Педиатр – главная фигура воспитания стоматологического поведения семьи, источник грамотной информации, выявляет факторы риска развития стоматологических заболеваний, своевременно направляет к детскому стоматологу при обнаружении патологии и для диспансерного наблюдения.