29 января в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Профилактика употребления никотиносодержащих и психоактивных веществ у детей и подростков» для заместителей директоров по воспитательной работе; педагогов, в том числе социальных педагогов; психологов школ, информационно-методических центров и Центров ППМСП; руководителей служб здоровья образовательных организаций.
Учитывая актуальность тематики, семинар вызвал огромный интерес у аудитории. Большой зал ГЦМП едва смог вместить всех желающих.
Первым прозвучал доклад «Социальные и психологические и факторы, предрасполагающие к формированию зависимостей у детей» к.м.н., заведующей отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Валентины Владимировны Яковенко. Она отметила актуальность проблемы. Каковы же причины возникновения употребления психоактивных веществ и наркомании? В первую очередь, это социальные причины, заложенные в обществе и непосредственном окружении человека.
Есть психологические причины, связанные с характеристиками личности человека, и биологические. Если говорить о глобальных макросоциальных причинах, то здесь надо отметить всеобщее падение нравов, низкую духовность и культуру у значительной части населения, сформировавшуюся наркотическую субкультуру и «моду» на наркотики среди молодежи, относительную доступность наркотиков «на черном рынке», активную деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики. Говоря о локальных макросоциальных причинах, стоит выделить недостаточную воспитательную работу среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга, агрессивную пропаганду наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп).
Какие же черты характера предрасполагают к формированию зависимости? Это личностная незрелость; слабая или отсутствующая воля; отсутствие жизненных целей и ориентиров; стремление к получению удовольствия и неспособность сопротивляться собственным желаниям; неумение или нежелание оценивать возможные последствия принятых решений; желание получать желаемое немедленно и без оглядки на потенциальные риски; импульсивность;проблемы в межличностных отношениях, дезадаптивные способы совладания со стрессом. Лектор отметила, что большое значение в формировании зависимостей у детей, имеют патологизирующие стили воспитания, такие как гипоопека, гиперопека, гипопротекция, гиперпротекция и различные сочетания стилей. Семья — это самый первый институт социализации ребенка. «Психотерапевтическая», поддерживающая функция семьи дает ее членам чувство защищенности и психологического комфорта, принятие объективной сложности окружающего мира, формирует полноценную адаптацию к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор. В задачи образовательных учреждений, помимо передачи знаний и формирования культурных и нравственных ценностей, входит помощь в социальной адаптации, выработке адекватного социального поведения и содействие личностному росту. Для сегодняшней школьной образовательной системы характерно перекладывание ответственности за асоциальное поведение учеников на их родителей. Дисфункциональная семья плюс проблемы образовательного процесса (загруженность учебой, невнимание к естественным потребностям и интересам учеников, невнимание к личностному аспекту, недостаточная компетентность педагогов в вопросах профилактики наркомании) дают почву для развития зависимости. Дети отвлечены от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком смысле этого слова.
Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, это то, чего хочется избежать любыми средствами. Фрустрация наступает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия.
Каковы же общие признаки употребления наркотиков? Это изменение поведения: потеря интереса к учебе; ухудшение успеваемости; утрата прежних интересов; отдаляется от прежних друзей и одноклассников; общается в агрессивном тоне, вспышки гнева; выходит полностью из подчинения; сбегает из дома при попытке ограничить общения с новыми друзьями.
Беспричинная смена настроения: безудержное веселье переходит в мрачное расположение духа или безразличие. Суетливая активность сменяется заторможенностью движений и речи. О многом может рассказать и внешний вид: одежда с длинными рукавами, игнорирование требований к личной гигиене, неряшливость в одежде, бледная, с серым оттенком кожа, отечность лица, кистей рук, сухие ломкие волосы. Изменение аппетита: забывает о еде, ненормально высокий аппетит, граничащий с обжорством, высокая жажда.
Речь: изменение темпа и связности речи в состоянии опьянения, употребление слов и выражений: дурь, кислота, химка, план, травка, солома, винт, чек, колеса и т.д.
Наблюдаются такие соматические расстройства, как тошнота, рвота, приступы чрезмерной потливости, заложенность носа, насморк, слезотечение, пересыхание красной каймы губ до растрескивания кожи.
Старший научный сотрудник, врач-нарколог отделения терапии больных с аддиктивными расстройствами ФГБУ СПб «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Дмитрий Иванович Громыко продолжил работу семинара выступлением «Никотиновая зависимость в подростковом возрасте». Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества, воздействующие на психические процессы, например, на когнитивную или аффективную сферы, и способные формировать психическую и физическую зависимость.
Классификация ПАВ в зависимости от вызываемых психических эффектов: седативные и успокаивающие вещества, стимулирующие вещества, психоделические вещества. Токсикомания — это зависимость от ПАВ, которые законом не отнесены к наркотическим веществам: алкоголь, никотин и др. Факторы, влияющие на приобщение к никотину: генетические, социальные, экономические, психологические. Никотин – это седативный ПАВ. Каковы же мотивы употребления табака? Он дает ощущение стимуляции; уменьшение раздражительности и вспыльчивости; прилив сил при приеме никотина; чувство расслабления после стрессовых ситуаций; стимулирует налаживание межличностных контактов. Курят «за компанию», если кто-то курит рядом. При наличии зависимости курят для снятия симптомов отмены. Готовность подростка к употреблению никотина может быть обусловлена многочисленными факторами. Это и конфликтные отношения в семье, и проблемы школьной успеваемости, и нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, и склонность к девиантному поведению, и наличие коморбидных психических заболеваний, и потребление ПАВ членами семьи, и традиции потребления никотина в референтной группе времяпровождения, и социально неблагополучный район проживания и т.д. Докладчик рассказал об интоксикации никотином и способах лечения табачной зависимости: фармакологическом, психотерапевтическом, комбинированном.
В настоящее время особое беспокойство у медиков вызывает употребление подростками снюса. Снюс — вид табака, увлажнённый и измельчённый, порционный (в пакетах) или рассыпной, который обычно помещают между верхней губой и десной на 5 – 30 мин. (по данным производителя). Через слизистую оболочку рта никотин поступает в организм.
Снюс является бездымным табаком. Может содержать высокий и низкий уровень никотина. Никотин в снюсе содержится в гораздо большей дозе, чем в сигаретах. Употребление снюса предполагает, что табак остаётся во рту до 30 минут, за это время в организм попадает в десятки раз больше никотина, нежели при выкуривании одной, даже самой крепкой сигареты. Если в самой крепкой сигарете содержится до 1,5 мг никотина, то при употреблении табачного снюса можно получить до 22 мг никотина. Снюс с чистым никотином содержит в разы больше миллиграммов вещества – от 40 до 60. Очень опасны последствия хронического потребления снюса в подростковом возрасте: остановка роста, повышенная агрессивность и возбудимость, ухудшение когнитивных процессов, нарушение памяти и концентрации внимания, высокий риск развития онкологических новообразований, прежде всего желудка, печени, полости рта. Большую обеспокоенность вызывает и мода на электронные сигареты, используемые для генерации аэрозольного никотина, а также для образования ароматизированного пара без содержания никотина.
Содержание никотина в одной затяжке зависит от интенсивности работы испарителя. При увеличении мощности генерируется больше пара и большее количество никотина в одной порции. Присутствующий в паре электронных сигарет никотин является выраженным нейротоксином и способен вызывать зависимость. Стоит отметить и распространение употребления насвая, в состав которого входят табак и щелочь (гашеная известь). Дополнительными инградиентами могут быть вкусовые добавки. Внешне на ощупь насвай похож на пластилин грязно-зеленого цвета. Гашеная известь способствует ощелачиванию среды, что повышает уровень всасывания никотина через слизистую оболочку ротовой полости. Потребление насвая также приводит к формированию никотиновой зависимости. В качестве мер профилактики необходимо: активно вести антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни, информировать родителей учащихся о новых видах подростковой токсикомании, как можно раньше выявлять среди подросткового населения лиц со склонностью к токсикомании, выделять потенциальных токсикоманов в группы риска, чаще проводить разъяснительные мероприятия о вреде токсикомании среди подросткового населения, запретить реализацию «бестабачных никотин-содержащих жевательных смесей» на территории Российской Федерации, своевременно блокировать информационные ресурсы, пропагандирующие употребление ненаркотических ПАВ и реализующие «бестабачные никотин-содержащих жевательные смеси».
Заведующий диспансерно-поликлиническим отделением №2 СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Сергей Владимирович Коряковский в своем выступлении подробно рассказал о факторах риска формирования у детей и подростков алкогольной зависимости. Он отметил, что детский мозг – это несформированный орган. Любое повреждение имеет как острое, так и отдаленное последствие, нередко грубое и необратимое. Причины могут быть разные- как наследственные, так воздействовавшие в процессе жизни. В данном случае — это последствия от интоксикации ПАВ. Подросток — человек, у которого не сформированы навыки социального поведения, зачастую отсутствуют навыки превентивной психологической защиты. Особенностями психологии детско-подросткового периода являются: неспособность вовремя и без нарушений адаптироваться к новым условиям и среде, характерное подражательное поведение, активизация гормональной деятельности, потребность в автономии, стремление ощутить себя старше, любопытство. Все эти факторы являются почвой приобщения к потреблению психоактивных веществ. Токсичность воздействия наркотика на детский организм значительно более опасна, чем для взрослых потребителей, что приводит к ускоренному формированию болезненной зависимости. Вот почему для данной возрастной группы особенно значимо своевременное выявление потребителей алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ как для индивидуальной профилактики наркозависимости, так и для предотвращения группового вовлечения в наркопотребление.
В процессе общения с учащимися, их обучения и внеклассной работы преподаватели, школьные психологи, социальные работники, практически ежедневно наблюдая за поведением и внешним видом учащихся, имеют реальную возможность выявления среди учащихся лиц, потребляющих психоактивные вещества. Особое внимание привлекают подростки, которые попадают в «группу риска». «Группа риска» — лица, которые вследствие психологических и социальных причин находятся в ситуации, располагающей к употреблению алкоголя и наркотических средств, и формированию зависимости.
«Группа риска» определяется несколькими факторами: биологическиими, генетическими, психосоциальными. Профилактика подросткового алкоголизма и зависимого поведения должны бать направлена на выявление «группы риска», здесь немаловажная роль играет первичная профилактика, требующая участия не только специалистов, но и более широких кругов населения.
«Рекомендации медицинского психолога специалистам, работающим в сфере получения среднего образования, по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних» дала участникам семинара медицинский психолог СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Валентина Борисовна Родионова. Стратегическая направленность профилактики употребления ПАВ заключается в воспитании здорового, психически развитого и психически устойчивого ребенка, способного справляться с жизненными проблемами, не прибегая к ПАВ. Важно понимать, что эффективная профилактика употребления психоактивных веществ начинается не в подростковом возрасте, а значительно раньше, как минимум, в начальной школе. Причем в каждом возрастном периоде профилактика обладает своими особенностями. В начальной школе в рамках профилактики употребления рекомендуется делать акцент на позитивном восприятии здорового образа жизни, спорта, формировать адекватное отношение к ценности собственного здоровья, продолжать осваивать навыки безопасного поведения, выявлять и развивать интересы ребенка. В средней школе важно продолжать изучать склонности ребенка, корректировать его интересы, если в этом есть необходимость, организовывать досуг, формировать ответственность за свои действия и их последствия, формировать устойчивость к негативному влиянию окружающей среды, развивать навыки оказания сопротивления при склонении к употреблению вредных веществ. В старшей школе рекомендуется учить, как четко формулировать и отстаивать свою точку зрения даже в компании значимых людей, укреплять устойчивость к стрессам, неудовлетворению текущих потребностей, учить справляться с разочарованием, чувством обиды, вины, агрессией адекватными способами, объяснять связь между употреблением и ближайшими и отдаленными последствиями, в том числе и заболеваниями. Основная задача – проинформировать, проанализировать моменты, кажущиеся подростку спорными, и в дальнейшем помочь ему сделать правильный выбор. В рамках проведения профилактических мероприятий желательно избегать ряда ошибок.
Не следует: запугивать ребенка, рассказывать о тяжелых последствиях употребления ПАВ в драматичной манере, обсуждать состояния, которые испытывает наркозависимый при употреблении, перечислять виды психоактивных веществ, использовать сложную терминологию или, наоборот, сленг. Мишенями профилактической работы должно стать развитие самоуважения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие навыков противостояния влиянию, то есть умение сказать «нет», отказаться от сомнительного предложения. Работа с семьей – важнейший этап профилактики. Эта тема должна регулярно освещаться на родительских собраниях. Желательно не уставать подчеркивать родителям важность сохранения комфортной атмосферы в семье, атмосферы доверия. В конечном счете, именно ощущение тыла за своей спиной в виде семьи помогает подростку преодолевать трудности. Поддержка нужна каждому человеку, подростку – в большей степени, потому что он зависим и не уверен в себе. Понимание того, что дома тебя поймут, что можно обсудить любую тему – существенно снижает вероятность того, что ребенок не будет ничего пробовать. Кроме того, именно в атмосфере доверия дети могут рассказать об известных им случаях употребления ПАВ среди сверстников. А выявленные случаи употребления – это пресечение дальнейшего распространения психоактивных веществ. Что делать, если ребенок находится в нестабильном состоянии, если ему некомфортно? В индивидуальном порядке побеседовать с ребенком, с его друзьями, одноклассниками, поговорить с родителями, определить, могут ли специалисты школы улучшить ситуацию, сделать для ребенка пребывание в школе более комфортным. В одном случае это может быть включение его в совместную деятельность, стабилизация межличностных отношений. В другом – индивидуальные беседы с психологом, рекомендация обратиться в помогающую организацию. Возникли подозрения, указывающие на риск употребления психоактивных веществ? Максимально тактично сообщить о своих подозрениях родителям или законным представителям ребенка, организовать встречу подростков со специалистом поддерживающей организации или наркокабинета, а также организовать консультирование родителей, дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме, все действия строить на доверительной, конфиденциальной основе. Не рекомендуется запугивать родителей, поскольку они начинают неадекватно вести себя со своими детьми: обнюхивают, начинают проверять телефон, запрещают гулять и так далее. Если подтверждено, что ребенок выпил, курил или попробовал что-то запрещенное, не нужно себя сразу с ним вести как с матерым преступником или конченым человеком.
Семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой»
17 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов, социальных педагогов, психологов школ, информационно-методических центров и Центров ППМСП, руководителей служб здоровья образовательных организаций состоялся семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой».
Открыл работу семинара доклад «Обследование слуха у детей в условиях амбулаторного приёма детской поликлиники» врача-оториноларинголога высшей категории, врача-сурдолога высшей категории Районного специализированного реабилитационного центра СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109», детское поликлиническое отделение №3 Фрунзенского района Ольги Васильевны Генераловой. Она отметила, что в России в 2019 г. было более 1 млн. детей с социально значимым нарушением слуха. Основная масса детей с тугоухостью – это дети, у которых нарушение слуха произошло до 2-3 лет. Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Аудиологический скрининг новорожденных в России обязателен. В Санкт-Петербурге внедрена система раннего выявления нарушения слуха у детей. Скрининговое обследование проводится первый раз в родильном доме после рождения, второй раз в поликлинике в 1 месяц. Цель абилитации ребенка с нарушенным слухом – интеграция в нормальную жизнь. Она может проходить в специальном учреждении или путем инклюзивного обучения. Инвалиды по слуху обследуются 1-2 раза в год в сурдологическом центре или кабинете. У 30-50% детей раннего возраста с двухсторонней сенсорной тугоухостью нарушение слуха является генетически обусловленным. Экссудативный отит, аденоидит, синусит при неадекватном лечении могут приводить к кондуктивной тугоухости. Докладчик рассказала о строении слухового аппарата, о видах и степени тугоухости, о методах восстановления слуха, о показаниях к кохлеарной имплантации, привела примеры из собственной практики работы с детьми с нарушением слуха.
Второй докладчик — доктор психологических наук, профессор, научный руководитель реабилитации СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», главный научный сотрудник ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» МЗ РФ Инна Васильевна Королёва рассказала о психолого-педагогической поддержке детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях инклюзии. Где должен учиться ребенок с кохлеарным имплантом или слуховым аппаратом? В массовой школе и обычном детском саду вся структура не подготовлена к работе с детьми с нарушением слуха. Среди проблем – трудности в понимании речи учителя, трудности в овладении программой, психологические проблемы взаимодействия с учителем и одноклассниками. Но сегодня все больше детей со слуховыми аппаратами ходят в обычную школу. Часть детей со слуховыми аппаратами учатся в специализированных учреждениях с качественной звуковой средой. Даже небольшое снижение слуха отрицательно влияет на речевое развитие ребенка, а речь важна для обучения и коммуникации. Нарушение слуха – неизлечимое заболевание. Медицина не может полностью вылечить ребенка с нарушением слуха. Родители должны быть к этому готовы. Сурдопедагогическая реабилитация направлена на компенсацию нарушения слуха посредством сохранных анализаторов (зрение, тактильные ощущения), на предупреждение и коррекцию вторичных нарушений развития, на адаптацию глухого ребенка к жизни в обществе. Технические средства реабилитации людей с нарушением слуха – устройства, основанные на использовании сохранных анализаторов, помогающие ориентироваться в окружающем мире, общаться и обучаться; устройства, обеспечивающие возможность слухового восприятия речи (слуховые аппараты). Лектор рассказала об эволюции методов реабилитации детей с нарушением слуха, от жестового до современных медико-технических методов, отметила, что 30% детей с нарушением слуха рождается у нормально слышащих и говорящих родителей. Какие факторы влияют на речевое развитие детей со слуховыми аппаратами? Эндогенные (степень и тип нарушения слуха, наличие других нарушений, влияющих на овладение речью) и экзогенные (возраст слухопротезирования, качество слухового аппарата и точность его настройки, постоянство его использования, эффективность слуховой среды, коррекционная поддержка по развитию слухового восприятия, языковых и речевых навыков посредством слуха). Инна Васильевна доложила о сурдопедагогических критериях эффективности слухопротезирования, об условиях для слухо-речевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом и слуховым аппаратом, познакомила специалистов с печатными материалами по реабилитации таких детей. Также она ответила на вопрос по наушникам. Современные дети постоянно ходят с внутриушными наушниками, слушая громкую музыку несколько часов подряд. Здесь есть гигиенический негативный аспект – грязный наушник может травмировать слуховой проход, протолкнуть внутрь серу. Плюс — ребенок получает шумовую травму, что ведет к снижению слуха. Каков же выход? Использовать качественные большие внешние наушники и обязательно делать перерывы в их использовании.
Конференция «Особенности психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи в XXI веке. Профилактика асоциального поведения и противодействие противоправным посягательствам детей и молодежи»
19 февраля 2020 года в Городском центре медицинской профилактики состоялась конференция «Особенности психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи в XXI веке. Профилактика асоциального поведения и противодействие противоправным посягательствам детей и молодежи» для медицинских работников (психологов) детских поликлиник, социальных работников центров социальной помощи семье и детям, специалистов Федеральной службы исполнения наказаний, социальных педагогов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Открыл конференцию Ченцов Д.В., директор Городского центра медицинской профилактики. В своем приветствии Дмитрий Викторович обратил внимание, что решение этой очень сложной проблемы возможно только при объединении и слаженной работе многих ведомств.
Добряков И. В., старший научный сотрудник научно-организационного отдела ФГБУ «НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» МЗ РФ, к. пс.н. с выступил с докладом «Особенности и проблемы психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи. Профилактика отклонений и их коррекция». Было приведено определение аномии — критического состояния общества, характеризующееся тем, что старые нормы перестают действовать, а новые ещё не установились, старые ценности девальвируются, а новые находятся в процессе формирования. Индивидуальное психологическое состояние аномии характеризуется деморализацией, ослаблением связи человека с обществом, переживанием беспочвенности, отчуждённости. Это состояние приводит к росту базальной тревоги в обществе, у его представителей; негативно влияет на семейные отношения; создает неблагоприятные условия становления полового влечения, полоролевой идентификации. Современное поколение – поколение Z– для него приоритетны удовольствия. Это «вечные мальчики и девочки», которые начинают и заканчивают день со смартфоном в руках. Они не поступаются комфортом, не напрягаются ради создания отношений, их формирования. Для них характерно ранняя проба отношений, что приводит к разочарованию и поиску других удовольствий вне секса. Игорь Валерьевич привёл цитату, характеризующую философию современного поколения – «Зачем напрягаться – надо радоваться». В подростковом периоде всегда возрастает базальная тревога, подростки закрывают свои душевные и телесные границы, остаются в одиночестве. Преодоление последствий сепарации могут быть конструктивными, социально приемлемыми (творчество, учеба, работа, спорт, увлечения, любовь, образование семьи) и неконструктивными, социально неприемлемыми (алкоголь, наркотики, стяжательство, бродяжничество, ауто- и гетероагрессия, сверхценные увлечения, промискуитет). Так же выступающим было рассказано о трёх типах этических установок морализации (репрессивная, либеральная и «золотая середина») и их взгляды на деторождение, контрацепцию, аборты и другие вопросы.
Горьковая И. А., заведующая кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии СПб ГПМУ МЗРФ, д.п.н., профессор кафедры психологии человека института Психологии РПГУ им. А.И. Герцена выступила с докладом «Преступления, связанные с сексуальной и половой неприкосновенностью несовершеннолетних и молодёжи». Лектор рассказала о распространенности сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, о том, что имеющиеся цифры не отражают полную картину происходящего. Детям в таких ситуациях внушают, что это нормально. Отдельно остановилась на факторах уязвимости детей и подростков. Ирина Алексеевна озвучила проблему того, что не прописаны, не конкретизированы критерии сексуального злоупотребления в отношении детей. Также в докладе была освещена тема последствий сексуального насилия.
Своё выступление «Формы сексуальных преступлений в сети интернет в отношении несовершеннолетних» Армер Л. А., психолог, руководитель проекта РОО «Молодёжная служба безопасности», общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге начал с показа видеоролика «Только не говори маме». Он отметил, что количество преступлений через интернет растёт во всех странах и Россия здесь не исключение. Необходимо помнить – всё, что делается в интернете – делается своими руками. По статистке после выхода из кризисной ситуации каждый четвертый вновь создаёт условия для подобных ситуаций. Были объяснены термины: груминг, сексчатинг, секстинг, сексторшен. К сожалению, из-за ложной анонимности и ложной невидимости в сети, считая, что никто ничего не узнает, дети делятся интимной информацией о себе. Докладчик привел примеры из своей практической работы по выявлению лиц, совершающих преступления в отношении детей в сети интернет.
О факторах психосексуального здоровья подростков, живущих с ВИЧ с рождения, рассказала Сафонова П. В., к.п.н., СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями». Докладчик напомнила о самом заболевании, лечении, основном пути передачи ВИЧ. Основные стереотипы, которые окружают людей с ВИЧ: «Детей рожать нельзя, потому что я передам ВИЧ», «Отношения нельзя… можно только с ВИЧ+», «Про свой ВИЧ статус никому говорить нельзя». Всё это плохо сказывается на определении детьми своего места в жизни. Подростки, живущие с ВИЧ с рождения, испытывают трудности психосексуального развития. Связаны они со сложившимися стереотипами в обществе. Из-за страха быть отвергнутыми, подростки скрывают свой ВИЧ статус. У них складывается мнение, что сексуальные отношения могут быть только с ВИЧ + людьми, а рожать детей нельзя, так как ты передашь им ВИЧ.
Основной путь передачи ВИЧ-половой путь. При соблюдении правил приёма АРВТ, ВИЧ-инфекция не передается половым путем. Всё это необходимо доносить до подростков, для сохранения психосексуального здоровья проводить с ними беседы о возможности создания семьи и рождения детей без ВИЧ.
Дети с ВИЧ начинают принимать лечение в раннем возрасте и живут с этим постоянно, но подростки хуже придерживаются терапии. По данным исследования приверженность к лечению в большей степени зависит от режима дня и недели, места нахождения подростка, воспринимаемой ими эмоциональной поддержки. Профилактика психосексуального и соматического здоровья возможна во время беседы-разговора с психологом и возможности общения с ВИЧ+ сверстниками.
Петунова Янина Георгиевна, к.м.н., заведующая организационно-методическим консультативным отделом по дерматовенерологии Городского кожно-венерологического диспансера в своем докладе «Роль дерматовенерологической службы Санкт – Петербурга в профилактике ИППП среди детей и подростков» сообщила, что работа по профилактике заболеваний передающихся преимущественно половым путем проводится во всех районах Санкт-Петербурга, привела показатели заболеваемости среди несовершеннолетних, рассказала о той какую помощь могут оказать несовершеннолетним психологи детских поликлиник, молодежные консультации. В Санкт-Петербурге заболеваемость хламидиозом среди подростков высокая, превышает заболеваемость среди взрослого населения. На репродуктивное здоровье подростков влияет снижение возраста вступления в сексуальные отношения, аборты, заражение ИППП. К факторам риска ИППП у детей и подростков относятся акселерация, возрастные особенности подростков, изменение половой морали, низкий уровень просвещенности. Заболевания, вызванные ИППП, часто являются причиной бесплодия, невынашивания беременности. Чтобы «маленькие мамы» могли рожать здоровых детей, предотвратить их от аборта и отказа от рожденных детей, необходимо заниматься профилактикой ИППП среди подростков, повышать их сексуальную культуру и давать им необходимые знания по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
Тарасова Юлия Николаевна, к.п.н., доцент Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия в свое докладе «Содержание и особенности мер по противодействию спросу, порождающему сексуальную эксплуатацию женщины и ребенка», рассмотрела этапы психосексуального развития, отметив, что на I этапе, с первых месяцев жизни до 2-4 лет, происходит формирование полового самосознания. На II этапе, от 2-5 лет до 7-10 лет, идет научение ребенка полоролевому поведению в играх со сверстниками и формирование половой роли в соответствии со своим полом. И наконец на III этапе, от 7-10 лет до 18-20 лет, происходит окончательное формирование психосексуальной ориентации, обуславливающей выбор объекта полового влечения и форм его реализации. В это время для ребенка свойственны платонические мечты, фантазии; эротические фантазии; сексуальные фантазии; сексуальная активность и воздержание. Происходит постепенная интеграция ребенка, молодого человека в жизнь социума, принятие им социальных норм поведения.
Юлия Николаевна обратила внимание участников конференции на международные правовые документы защищающие права ребенка, такие как: Декларация прав ребенка, 1924 г., Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Конвенция о правах ребенка,1989 г.. Подробно остановилась на Конвенции Совета Европы «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений», 2007 г. В России также приняты законы, защищающие ребенка от нежелательной и вредной для него информации, в частности Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В конце своего выступления Юлия Николаевна призвала участников конференции проявлять гражданскую активность при формирование идеологии в обществе, осуждающей насилие во всех его проявлениях, участвовать в создании соответствующих законодательных актов, норм, регулирующих СМИ, телевидение и киноиндустрию, индустрию игр и т.д., оказывать помощь женщине и ребенку в понимании возникающих у них чувств и умении их выражать, уважительно относится к жертвам насилия.
После окончания конференции для участников была организована экскурсия в Музей гигиены, которую провели врачи Городского центра медицинской профилактики: Вдовиченко Е.А. и Живчикова Е.В.
Семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей»
12 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей» для заведующих, врачей, медицинских сестёр отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, врачей-педиатров отделений медико-социальной помощи, врачей-оториноларингологов, врачей-сурдологов детских поликлиник и детских поликлинических отделений. Туфатулин Газиз Шарифович, к.м.н., главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», ассистент кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ познакомил участников семинара с современными возможностями диагностики и коррекции слуха у детей.
Для начала докладчик напомнил о терминологии. Так врач-оториноларинголог (ЛОР) – специалист, занимающийся диагностикой, медикаментозным и хирургическим лечением заболеваний уха, горла и носа. Врач-сурдолог-оториноларинголог – «узкоспециализированный ЛОР» — специализируется на диагностике и лечении нарушений слуха и равновесия. Врач-сурдолог-протезист –«узкоспециализированный сурдолог» специализируется на подборе, настройке слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов.Аудиолог – за рубежом – специалист по диагностике слуха и слухопротезированию. Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков.
Как измеряется слух? Методом тональной пороговой аудиометрии, являющимся золотым стандартом диагностики. Пороги слуха в норме не должны превышать 25 дБ в диапазоне 125-8000 Гц. Различают тугоухость: легкой степени, когда человек не слышит тихих звуков (шелеста листвы, пение птиц, некоторые фонемы, поэтому имеетнекоторые проблемы с разборчивостью речи); при умеренной степени пациент не слышит примерно половину от сказанного; при тяжелой степени с пациентом надо говорить очень громко, чтобы он нас понимал, такой пациент обязательно нуждается в слуховой коррекции; при глубокой степени восприятие речи невозможно. Различают следующие типы тугоухости: кондуктивная и сенсоневральная,последнюю делят напериферическую, слуховую нейропатию ицентральные слуховые расстройства. Бывают и смешанные формы тугоухости. Кондуктивная тугоухость поддается лечению и во многих случаях — полному восстановлению слуха. Она связана с нарушением звукопроведения (например, отит, серная пробка). Сенсоневральная тугоухость связана с потерей чувствительности рецепторного аппарата к звукам.
Каковы же причины тугоухости у детей? Они разнообразны: генетические факторы, инфекционные и вирусные заболевания, использование лекарственных препаратов с ототоксическим эффектом, токсикозы беременности, тяжелая анте- и интранатальная гипоксия плода, глубокая степень недоношенности (гестационный возраст менее 32 недель), переношенность (гестационный возраст более 41 недели), низкая масса тела при рождении, врожденная патология челюстно-лицевого скелета, внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденного, стойкая и/или выраженная гипербилирубинемия , острые и хронические отиты, аденоидиты, синуситы, травмы головы. У пациентов с сенсоневральной тугоухостью могут наблюдаться следующие проблемы: ухудшение восприятия тихих звуков, дискомфортное восприятие громких звуков, недостаточная разборчивость речи в тишине, очень плохая разборчивость речи в шуме, сложности в локализации источника звука, психологические проблемы (замкнутость, подозрительность, депрессия, стресс) и социальные проблемы (например, трудности в трудоустройстве). Слух должен быть восстановлен до 2-3 лет с помощью коррекции и лечения, тогда прогноз будет благоприятен и ребенок заговорит. Если слух не восстановить до 5 лет, то ребенок вряд ли сможет догнать сверстников в речевом развитии. Поэтому диагноз необходимо поставить как можно раньше. Для этого скрининг проводят еще в роддоме на третьи сутки жизни ребенка методом вызванной отоакустической эмиссии.В детской поликлинике после выписки из роддома также проверяют слух. Если выявляются нарушения или есть факторы риска по тугоухости, то ребенка направляют на углубленное обследование в детский сурдологический центр. Там для диагностики слуха у детей применяютсяобъективные методы, которые чаще всего проводятся у детей до 3 лет, во сне или под наркозом (импедансометрия,регистрация отоакустической эмиссии,регистрация слуховых вызванных потенциалов мозга) исубъективные методы, работающие у детей с 6 месяцев, требующие участия ребенка (6 мес.-1,5 года –поведенческая аудиометрия с визуальным подкреплением, с 1,5 лет-игровая аудиометрия, с 4-5 лет –тональная пороговая аудиометрия по стандартной методике). Диагноз должен быть подтвержден и субъективными, и объективными методами. У детей есть особые слуховые потребности. Они изучают, познают язык и не имеют возможности «заполнить пробелы» в тех случаях, когда отдельные звуки или слова не слышны, как это происходит у взрослых. Им необходимо обеспечение слышимости всего фонематического ряда и тихих звуков. Большую часть времени дети слышат речь других детей или женщин, она имеет больший высокочастотный компонент, нежели мужская речь. Им важно обеспечить слышимость высокочастотных звуков. Дети нуждаются в лучших акустических условиях для понимания речи, чем взрослые и испытывают большие сложности понимании тихой речи, речи в условиях шума.При использовании коррекции слуха с помощью слухового аппарата у детей есть необходимость выбора больших значений усиления, чем для взрослых; уменьшение шума; применение вспомогательных слуховых технологий. Как минимум в первые три года жизни ребенка использование им слухового аппарата контролируется родителями. Есть необходимость обучения родителей правилам эксплуатации и ухода за слуховым аппаратом. Если ребенок использует аппараты, которые не обеспечивают ему слышимости всего речевого диапазона, то он имеет риск отставания в речевом развитии и/или обучении.
Каков же современный подход к абилитации детей с тугоухостью?
Во-первых, это медицинский (медико-технический) компонент: постановка диагноза по слуху – до 4 мес, слухопротезирование – до 6 мес кохлеарная имплантация (глухие дети) — с 8 мес,стволомозговая имплантация – с 2-х лет.
Во-вторых, психолого-педагогический компонент:занятия с ребенком по развитию слухового восприятия, моторики, языка, речи и др.;психологическая поддержка и обучение родителей.Если раньше основной задачейабилитации было предотвращение развития и коррекция вторичных нарушений, то сегодня основная задача – создание условий для нормального развития. Цель слухопротезирования – обеспечить ребенку с тугоухостью возможность доступа к звукам окружающей среды, в частности, речи, настолько, насколько это возможно в конкретном случае, минимизация негативного влияния тугоухости на слухоречевое развитие и академическую успеваемость.
Лектор подробно остановился на возможностях современного слухопротезирования, на типах и устройстве слуховых аппаратов, рассказал об этапах слухопротезирования, о правилах адаптации к слуховым аппаратам, о показаниях к кохлеарной имплантации, о вспомогательных слуховых технологиях, о пилотном проекте по массовому обследованию слуха у учащихся школ Санкт-Петербурга, о работеДетского сурдологического центра, где состоит на учете в 2 645 детей, инвалидов – 1 233, детей после кохлеарной имплантации – 380 (билатеральной – 77), выдается слуховых аппаратов ежегодно – 100 штук, о том, как попасть на прием в Центр.
Конференция в рамках Всемирного дня борьбы с раком
5 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заведующих медицинскими организациями, врачей отделений и кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья, врачей терапевтов, ВОП, онкологов, сотрудников смотровых кабинетов состоялась большая конференция в рамках Всемирного дня борьбы с раком.
Открыл работу конференции и выступил с докладом «Организация помощи онкологическим больным в Санкт – Петербурге. Реализация
региональной программы Санкт – Петербурга «Борьба с онкологическими
заболеваниями» главный внештатный специалист онколог Комитета по здравоохранению, заместитель главного врача по хирургии СПб ГБУЗ «Городская больница № 40», д.м.н. Гладышев Дмитрий Владимирович. Он рассказал о нормативной базе оказания онкологической помощи взрослому населению, о динамике заболеваемости и смертности от ЗНО в Санкт-Петербурге, о выявляемости ЗНО на ранних стадиях, отметив, что 57% -хороший показатель ранней диагностики, о целевых показателях и реализации проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в Санкт-Петербурге, о маршрутизации онкопациентов. Лектор отметил, что в городе нет дефицита коек онкопрофиля – сегодня функционирует 1723 койки. Нет и кадрового дефицита – стационары укомплектованы специалистами на 95,5%, амбулаторное звено на 81,7%. Эталонная модель оказания онкологической помощи – один онкоцентр на 50 тысяч населения. В нашем городе наблюдается неравномерность охвата в различных районах такой помощью. Приблизить помощь к пациенту должно новое подразделение – Центры амбулаторной онкологической помощи. На сегодня уже открыто 8 таких центров. До конца 2022 года планируется развернуть 18 ЦАОПов в различных районах города.
С докладом «Центр амбулаторной онкологической помощи: цели и задачи» выступил главный врач СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр № 1», к.м.н. Попов Евгений Александрович. Он рассказал о функциональных обязанностях, специфике и проблемах работы ЦАОПов в Санкт-Петербурге в настоящее время.
Заведующий отделением эндоскопических методов исследования и лечения СПб ГБУЗ «Ленинградский областной клинический онкологический диспансер», к.м.н. Лукьянчук Руслан Михайлович сделал доклад «Онкопрофилактика, ранняя диагностика, скрининг». Он сделал акцент на скрининге ЗНО ЖКТ. Современная статистика отмечает рост смертности от злокачественных новообразований ЖКТ. Основная причина такой ситуации во многом связана с недостаточной информированностью общества о необходимости своевременной диагностики и профилактики заболеваний пищеварительных органов. В общей структуре онкологической смертности в России колоректальный рак занимает второе место, а рак желудка – третье. Только ранняя диагностика опухолей приводит к положительному результату, ведь на начальных стадиях раковые заболевания ЖКТ можно полностью излечить. Надо отметить, что опухоль не возникает за пару недель. Это процесс длительный и постепенный. Она может развиваться в течение нескольких лет. Но, к сожалению, в большинстве своем больные обращаются к врачу на 3-4 стадии, а здесь возможности помощи весьма ограничены. Почему же так происходит? Коварство онкопатологии ЖКТ заключается в том, что на ранних стадиях конкретная симптоматика отсутствует. Значит, надо обследовать здоровых людей, у которых еще нет жалоб. Главное, чтобы люди сами позаботились о своем здоровье и захотели обследоваться, проявили онконастороженность. Реально работающих программ скрининга рака ЖКТ у нас на сегодня нет. Идеальным вариантом стало бы поголовное эндоскопическое обследование населения. Если человек здоров, то с профилактической целью его стоит выполнять раз в пять лет. Если он входит в группу риска, то чаще. Но метод этот очень дорогой. Эндоскопия дает стопроцентную эффективность, но у нее есть ряд противопоказаний и осложнений. Сегодня в программу диспансеризации входит тест кала на скрытую кровь. Но его эффективность не так высока. Для диагностики и скрининга рака толстой кишки идеально подходит колоноскопия — это полное визуальное обследование стенок толстого кишечника с помощью зонда, которое позволяет не только установить состояние слизистой оболочки кишечника, но и безболезненно взять фрагменты ткани для биопсии. А при обнаружении небольших полипов сразу их удалить. Если в семье есть наследственная склонность к раковым заболеваниям, то такое обследование необходимо делать всем достигшим сорокалетнего возраста и проводить повторные осмотры раз в 4-5 лет. В группу риска входят пациенты с хроническими заболеваниями органов ЖКТ. Причинами рака желудка могут быть хронические гастриты, полипы желудка, язва желудка. К скрытым факторам риска развития опухолей ЖКТ можно отнести курение, употребление алкоголя, нарушение режима питания, наличие бактерии Helicobacter Pylori. В заключение выступления лектор продемонстрировал фильмы о проведении эндоскопических операций.
На вопрос «Почему и как нужно перестроить просвещение населения в борьбе против рака молочной железы» ответил в своем выступлении доцент кафедры онкологии СПБГМУ им. И.П. Павлова, к.м.н. Ли Антон Леонидович. Еще 20-30 лет в нашей стране диагноз «рак молочной железы» был приговором, к врачу пациентки приходили в далеко запущенных случаях, когда мало чем уже можно было помочь. Сегодня, благодаря появлению и развитию современной медицинской техники, мы имеем прорыв в диагностике рака. На маммограмме можно увидеть опухоль размером 1-2 мм. Сегодня рак молочной железы, безусловно, диагноз, а не приговор. Десятилетняя выживаемость при 1стадии после лечения составляет 85-95%. Но, чтобы выявить опухоль на самых ранних стадиях, необходимо, чтобы сама женщина захотела заниматься своим здоровьем! Мы имеем 10 миллионов больных раком различной локализации, среди них – 10% это рак молочной железы, а это каждая пятая женщина с онкологией. Так что эта проблема касается всех женщин. На начальных стадиях опухоль себя никак не проявляет, не болит, не беспокоит. Рак молочной железы – болезнь смертельно опасная, если выявлена поздно. В этих случаях может помочь только радикальная мастэктомия – тотальное удаление груди, а это калечащая операция. В России диагноз РМЖ ставится в основном по жалобам женщин, когда они сами у себя обнаружили уплотнение. Доля больных с 0 и 1 стадией РМЖ составляет всего 15-20%. Радикальная мастэктомия проводится в 70% случаев. Что же делать? Помочь исправить ситуацию должен скрининг. Скрининг достоверно снижает риск смертности от РМЖ, если случится эта болезнь. На маммограмме можно обнаружить TIS –неинвазивный рак, «предрак». Это 0 стадия РМЖ. Он может регенерировать вплоть до самоизлечения и не проявлять себя в течение жизни женщины как болезнь. Доля неинвазивного рака составляет 15-20%, то есть каждая пятая женщина имеет TIS. В 25% случаев TIS протекает мультифокально и тогда проводится радикальная мастэктомия.
Женщина должна понимать, что ее грудь требует постоянного внимания, особенно если у ее ближайших родственниц есть рак молочной железы. Существует несколько вариантов наблюдения за состоянием молочных желез: самоконтроль, участие в популяционном скрининге по программе диспансеризации, ежегодное врачебное онкомаммологическое обследование. Как стимулировать потребность в скрининге у женщин? Наиболее эффективным будет санитарное просвещение, которое должно строиться на основе принципов психологии убеждения. Каналы убеждения: врачи, СМИ, лидеры общественного мнения, благотворительные организации, волонтеры, PR-cлужбы. Необходимо донести до женщин следующие аргументы: каждая женщина, особенно старше 40 лет, может заболеть раком молочной железы; рано выявленный рак молочной железы успешно лечится; наиболее эффективный метод раннего выявления рака молочной железы – маммография.
Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака в детском возрасте как превентивная мера онкологических заболеваний
В 2019-2021 годах Всемирный день борьбы против рака проходит под лозунгом «Я есть и я буду». 15 февраля — Международный день детей, больных раком, который отмечается ежегодно с 2003 года.
4 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака в детском возрасте как превентивная мера онкологических заболеваний», посвященный Всемирному дню борьбы с онкологическими заболеваниями. Участниками семинара стали заведующие и врачи педиатрических отделений и отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, участковые педиатры детских поликлиник.
Работу семинара открыла демонстрация мультфильма Благотворительного фонда семьи и детства «Симптомы рака у детей».
Затем выступила Полина Сергеевна Шило, онколог, программный директор образовательного проекта «Высшая школа онкологии» с докладом «Принципы скрининга и раннее выявление рака». Докладчик говорила о скрининге и естественном течении конкретных локализаций злокачественных новообразований (ЗНО), о «скрининговом окне». Цель скрининга – продление жизни населения, снижение смертности, замедление развития рака. Скрининг направлен на выявление предопухолевых изменений, протекающих без симптомов. Если есть симптомы, то это уже будет ранняя диагностика, а если опухоль большая и дала метастазы, то это уже поздняя диагностика. Чем чаще выполняется скрининг, тем выше вероятность не пропустить начало заболевания. Кому и когда показан скрининг? Когда заболевание очень распространено, когда есть преимущества от выявления на бессимптомной стадии, принадлежность к группе риска, возможность выявления в рамках «скринингового окна», наличие дешевого высокоинформативного теста. На какие заболевания должен быть направлен скрининг? На выявление рака толстой кишки, предстательной железы, легкого, молочной железы, рака шейки матки.
По рекомендациям ВОЗ, детские онкологические заболевания не подлежат скринингу. Наблюдение и обследование показано группам детей с наследственными опухолевыми синдромами. И здесь речь идет скорее о ранней диагностике и мерах профилактики. Если говорить о вкладе в будущее по предотвращению рака у женщин, то надо говорить о вакцинации девочек с 9 лет против Вируса папилломы чедовека (ВПЧ).
Об онкологической настороженности в практике врача — педиатра говорил в своем выступлении онколог, завуч кафедры онкологии, детской онкологии и лучевой терапии СПб ГПМУ Глеб Валентинович Кондратьев. В Санкт-Петербурге ежегодно ЗНО заболевают до 120 детей. У 60-70% диагноз ставится на поздних стадиях, как следствие – тяжелые последствия противоопухолевой терапии. В лидерах острый лейкоз (32%), опухоли ЦНС (20%), злокачественные лимфомы (13%), нейробластомы(7%), нефробластомы (7%). У детей, в отличие от взрослых, опухоль растет очень быстро. 20% опухолей растут молниеносно, 40% — выявляются к сожалению на поздних стадиях, 40% -то, что не смогли увидеть и распознать. У врачей всегда должна быть онконастороженность: «Если диагноз не ясен – думай о раке». В Санкт-Петербурге есть большие возможности для лечения детей с ЗНО. Долговременная выживаемость очень высока – при лимфогранулематозе -97%, при опухоли Вилмса -90%, при остром лимфобластном лейкозе — 87%, при этом сохраняется хорошее качество жизни. Основной метод лечения у детей – химиотерапия, а не операция, как у взрослых. Симптомы опухолевого процесса у детей неспецифичны. При подозрении на ЗНО необходимо выполнить УЗИ-скрининг. Необходима дифференциация злокачественного и незлокачественного процесса, для этого предложен ряд дополнительных исследований. У детей до года самая частая опухоль – нейробластома. Пик заболеваемости острым лейкозом – 2-5 лет. У школьников преобладает ЗНО костной системы. Докладчик рассмотрел конкретные примеры ЗНО из практики.
Об опыте реабилитации детей с онкопатологией после химиотерапии в НИИ ДОГ и Т им. Р.М.Горбачевой рассказала Алла Аскольдовна Потапчук, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и АФК Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. После трансплантации костного мозга страдает качество жизни, у детей появляется боль, одышка, наблюдается физическое и психическое истощение, депрессия, слабость, страдают когнитивные функции. Докладчик подробно остановилась на этапах и методах ранней реабилитации детей, отметила необходимость психологической реабилитации как ребенка, так и его родственников. Большое внимание Алла Аскольдовна уделила проекту «УчимЗнаем» о построении образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в условиях онкологического стационара и «госпитальной педагогике».
- 1
- 2
- 3
Круглый стол «Психологическая помощь родителям при перинатальной утрате»
31 января в Городском центре медицинской профилактики для психологов женских консультаций, родильных домов и детских поликлиник, специалистов районных центров социальной помощи семье и детям состоялся межведомственный круглый стол «Взаимодействие в оказании психологической помощи родителям при утратах и рождении детей с низкой массой тела и пороками развития».
Для начала участникам был продемонстрирован мультипликационный фильм «Депрессия», показывающий необходимость своевременного обращения родителей за психологической помощью при утрате ребенка.
Затем состоялось выступление клинического психолога СПб ГБУЗ «Родильный дом №9» Татьяны Даниловны Боязитовой на тему «Актуальные вопросы оказания экстренной помощи женщинам в ситуациях перинатальной утраты и рождения ребёнка с пороками развития, а также в послеродовом периоде». Психологическая помощь – это поддержка и содействие человеку или социальной группе в психологически сложной ситуации. Цель такой помощи – снять психоэмоциональное напряжение, улучшить качество жизни и социальную адаптацию, повысить личную эффективность и привнести гармонию в отношения с самим собой и окружающим миром. Виды психологической помощи: консультирование, психокоррекция, психотерапия, психопрофилактика. Кризисная психологическая помощь – это помощь в кризисе после утраты. Экстренная психологическая помощь – система краткосрочных мероприятий при помощи профессиональных методов, соответствующих ситуации. Кому нужна такая помощь в родильном доме? Женщинам в случае гибели плода, преждевременных родов, рождения ребенка с тяжелым диагнозом, с симптомами послеродовой депрессии. Гибель плода – это острое состояние горя. Женщина не знает, кто ей должен оказать психологическую помощь в таких случаях. Экстренную психологическую помощь в роддоме в идеале должна оказать целая команда специалистов – врач-акушер-гинеколог, владеющий знаниями и навыками психологической поддержки, неонатолог, психолог, психиатр, юрист. Такая помощь направлена на коррекцию стресса, получение необходимой информации, ориентирование в работе социальных служб. Что затрудняет оказание экстренной психологической помощи? Отсутствие такой службы на базе родильного дома, отсутствие такой профильной медико-психологической помощи женщинам на базе кризисных центров, отсутствие телефона экстренной психологической помощи для беременных и родильниц, находящихся в состоянии острого кризиса или в сложных жизненных ситуациях. Женщины в таких случаях часто ищут помощи в интернете, но там есть советы и предложения помощи от непрофессионалов, которые могут только навредить. Татьяна Даниловна привела несколько конкретных примеров из собственной практики, когда женщине требовалась экстренная психологическая помощь. Докладчик отметила отсутствие специально оборудованных кабинетов психологической помощи в женских консультациях и пригласила специалистов к дискуссии о необходимости создания службы экстренной психологической помощи на базе роддомов.
Модераторами Круглого стола выступили Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и к.м.н., старший научный сотрудник Научно-организационного отделения ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Игорь Валерьевич Добряков и Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом оранизации профилактической помощи матерям и детям.
Елена Рудольфовна, отметила отсутствие алгоритма оказания психологической помощи при перинатальной утрате и тот факт, что психологическая помощь не входит в стандарт ОМС, Игорь Валерьевич обратил внимание участников, что не каждый психолог может работать с перинатальной утратой, так как для этого требуется специальная подготовка. Эксперты Круглого стола осветили ряд тем, обозначили проблемы в своей работе и пригласили психологов женских консультаций и родильных домов — участников семинара к дискуссии. О своем практическом опыте работы психолога с женщинами с перинатальной утратой рассказал клинический психолог СПб ГБУЗ «Родильный дом №10» Дмитрий Александрович Хинин. Об организации психологической помощи несовершеннолетним мамам» говорила психолог СПб ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам» «Маленькая Мама» Евгения Михайловна Федосеева. О психосоциальном обслуживании женщин с зависимым поведением, имеющих детей от рождения до трех лет, проинформировала психолог Центра социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Ольга Анатольевна Велигжанина. О мерах социальной поддержки семьям с детьми в Санкт-Петербурге шла речь в выступлении юрисконсульта того же Центра Людмилы Петровны Никитиной. Как пережить утрату ребенка в семье родителям и родственникам рассказала клинический психолог СПб ОО СП «Семейный информационный центр» Надежда Геннадьевна Степанова. А о проблемах семьи после рождения недоношенного или особого ребенка говорила психолог того же «Семейного информационного центра» Вита Валерьевна Шувалова.
Круглый стол позволил выделить несколько направлений работы психолога в медицинской организации: необходимо решить, какая конкретно помощь должна оказываться женщине, пережившей перинатальную утрату, и куда ее направлять. Для этого нужна брошюра для специалистов с информацией по алгоритму работы и конкретная маршрутизация. Требуют своего решения вопросы профилактики профессионального выгорания врачей и психологов, организации взаимоотношений медицинского персонала и психолога в родильном доме, женской консультации, детской поликлиники.