БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ИЮЛЬ 2018г.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

61(08)
Ч-14
Чазов, Евгений Иванович.
Здоровье и власть / Е. И. Чазов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 496 с. : ил. — Указ. имен.: с. 231-240; с. 488-495.

ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
612.2
С87
Стручков, Петр Владимирович.
Спирометрия : рук. для врачей / П. В. Стручков, Д. В. Дроздов, О. Ф. Лукина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 112 с. : ил. — Библиогр.: с. 105-106.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
614
Х12
Хабриев, Рамил Усманович.
Государственные гарантии медицинской помощи / Р. У. Хабриев, В. М. Шипова,
В. С. Маличенко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 232 с. : табл.

614
Х12
Хабриев, Рамил Усманович.
Комментарии к нормам труда в здравоохранении / Р. У. Хабриев, В. М. Шипова,
С. М. Гаджиева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 144 с. : ил.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
615.82
Е67
Епифанов, Виталий Александрович.
Лечебная физическая культура : учеб. пособие для мед. вузов / В. А. Епифанов,
А. В. Епифанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 656 с. : ил. — Список лит.: с. 645-647. — Предм. указ.: с. 648-655.

ОБЩАЯ ТЕРАПИЯ
616
А93
Аутоиммунные заболевания : диагностика и лечение : рук. для врачей / А. В. Москалев, А. С. Рудой, В. Н. Цыган и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 224 с. : ил. — Список лит.: с. 216-218.

616
Р32
Ревматология : российские клин. рекомендации / З. С. Алекберова, Е. Н. Александрова, Л. И. Алексеева и др. ; ред. Е. Л. Насонов ; Общерос. обществ. орг. «Ассоц. ревматологов России». — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 464 с. : ил. — (Клинические рекомендации). — Библиогр. в конце гл.

СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
616.0
С44
Скорая медицинская помощь : клин. рекомендации / Ю. С. Александрович, Е. А. Алексеева, А. С. Аль-Шукри и др. ; ред. С. Ф. Багненко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 896 с. — (Клинические рекомендации). — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 884-890.

КАРДИОЛОГИЯ
616.1
В85
Всероссийские клинические рекомендации по контролю над риском внезапной остановки сердца и внезапной сердечной смерти, профилактике и оказанию первой помощи / А. Ш. Ревишвили, Р. Е. Баталов, О. В. Благова и др. ; Рос. кардиологич. о-во. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 256 с. : ил. — Список лит.: с. 199-255.

ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ
616.3
Г22
Гастроэнтерология : стандарты мед. помощи / сост. А. С. Дементьев, сост. Н. И. Журавлева, сост. С. Ю. Кочетков и др. — 2-е изд. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 392 с. — (Стандарты мед. помощи). — Список лит.: с. 388-389.

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
616.4
С37
Симоненко, Владимир Борисович.
Нейроэндокринные опухоли : [рук.] / В. Б. Симоненко, П. А. Дулин, М. А. Маканин. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 240 с. : ил. — (Б-ка врача — специалиста : терапия, хирургия). — Библиогр. в конце гл.

616.4
С22
Сахарный диабет и нарушения углеводного обмена : пер. с англ. / Г. М. Кроненберг, Ш. Мелмед, К. С. Полонски и др. ; ред. И. И. Дедов, ред. Г. А. Мельниченко, пер. И. И. Дедов, пер. Г. А. Мельниченко. — М. : Рид Элсивер, 2010. — 448 с. : ил. — (Эндокринология по Вильямсу). — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 432-437.

616.4
С37
Симоненко, Владимир Борисович.
Нейроэндокринные опухоли : [рук.] / В. Б. Симоненко, П. А. Дулин, М. А. Маканин. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 240 с. : ил. — (Б-ка врача — специалиста : терапия, хирургия). — Библиогр. в конце гл.

616.4
Э64
Эндокринные заболевания у детей и подростков : рук. для врачей / Е. Б. Башнина , О. С. Берсенева, Н. В. Ворохобина и др. ; ред. Е. Б. Башнина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 416 с. : ил. — Список лит.: с. 376-387.

НЕВРОПАТОЛОГИЯ
616.8
Н40
Неврология : стандарты мед. помощи / сост. А. С. Дементьев, сост. Н. И. Журавлева, сост. С. Ю. Кочетков и др. — 2-е изд., доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 824 с. — (Стандарты мед. помощи). — Список лит.: с. 821.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
616.89
К34
Кельмансон, Игорь Александрович.
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие / И. А. Кельмансон. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 328 с. : ил. — Библиогр.: с. 322-328.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
616.9
А97
Ачкасов, Евгений Евгеньевич.
Инфекционные заболевания в спортивной среде : учеб. пособие / Е. Е. Ачкасов,
М. Г. Авдеева, Г. А. Макарова ; Моск. гос. мед. ин-т им. И. М. Сеченова, 1-й. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 192 с. : табл. — Список лит.: с. 191.

616.9
Л68
Лобзин, Юрий Владимирович.
Руководство к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов медицинских вузов : учеб. пособие / Ю. В. Лобзин, Е. С. Белозеров, Е. И. Архипова. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 576 с. : ил. — Предм. указ.: с. 571-575.

АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ
617.0
А66
Анестезиология и реаниматология : клинические рекомендации / С. Г. Абабков,
И. А. Авдюнина, А. П. Аверин и др. ; ред. И. Б. Заболотских, ред. Е. М. Шифман ; Федерация анестезиологов и реаниматологов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 960 с. : ил. — (Клинические рекомендации). — Список лит.: с. 944-947.

617.0
С82
Стоун, Джулиан.
Наглядная анестезиология : пер. с англ. : [учеб. пособие] / Д. Стоун, У. Фоусетт ; ред. В. А. Светлов, пер. А. В. Алексеев. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 120 с. : ил. — Предм. указ.: с. 114

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ
617.3
О-70
Ортопедия : клин. рекомендации / Общерос. обществ. орг. «Ассоц. травматологов-ортопедов России» ; ред. С. П. Миронов, сост. Т. И. Александров, сост. А. А. Байкалов, сост. Е. С. Байков и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 784 с. : ил. — (Клинические рекомендации). — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 779-783.

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
617.7
Б87
Бржеский, Владимир Всеволодович.
Синдром «сухого глаза» и заболевания глазной поверхности : клиника, диагностика, лечение / В. В. Бржеский, Г. Б. Егорова, Е. А. Егоров. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 464 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.

ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
617.8
Р85
Руководство по очаговой инфекции в оториноларингологии / Д. В. Андрияшкин, Д. Ф. Асхабова, Е. В. Гаров и др. ; ред. В. Т. Пальчун, ред. А. И. Крюков, ред. М. М. Магомедов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 224 с. — (Б-ка врача — специалиста : оториноларингология). — Список лит.: с. 207-217. — Предм. указ.: с. 218-219.

ГИНЕКОЛОГИЯ И АКУШЕРСТВО
618
А44
Акушерство и гинекология : стандарты мед. помощи / сост. А. С. Дементьев, сост. И. Ю. Дементьева, сост. Н. И. Журавлева и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 1040 с. — (Стандарты мед. помощи). — Список лит.:
с. 1034.

618.1
Д56
Доброкачественные заболевания молочной железы : [рук.] / Н. И. Рожкова, А. Д. Закиряходжаев, И. И. Бурдина и др. ; ред. А. Д. Каприн, ред. Н. И. Рожкова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 272 с. : ил. — (Б-ка врача — специалиста : маммология, онкология, хирургия, гинекология). — Список лит.: с. 255-267.

618.1
В29
Венедиктова, Марина Георгиевна.
Онкогинекология в практике гинеколога / М. Г. Венедиктова, Ю. Э. Доброхотова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 288 с. — Библиогр. в конце гл.

618.1
З-12
Заболевания шейки матки и генитальные инфекции / В. Н. Прилепская, П. Р. Абакарова, Г. Р. Байрамова и др. ; ред. В. Н. Прилепская. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 384 с. : ил. — Библиогр.: с. 352-371.

618.2
Д56
Доброхотова, Юлия Эдуардовна.
Неразвивающаяся беременность : тромбофилические и клинико-иммунологические факторы : [рук.] / Ю. Э. Доброхотова, Э. М. Джобава, Р. И. Озерова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 144 с. : ил. — (Б-ка врача — специалиста : акушерство, гинекология).

ПЕДИАТРИЯ
618.92
В64
Воздушно-капельные инфекции : стандарты мед. помощи / сост. А. С. Дементьев, сост. Н. И. Журавлева, сост. С. Ю. Кочетков и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 448 с. — (Стандарты мед. помощи). — Список лит.: с. 446.
618.920
Ж72
Жила, Николай Григорьевич.
Амбулаторная травматология детского возраста : рук. для врачей / Н. Г. Жила,
В. И. Зорин. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 256 с. : ил., портр. — Предм. указ.: с. 250-253.

618.92
Н52
Неотложная неврология новорожденных и детей раннего возраста / В. И. Гузева, Д. О. Иванов, Ю. С. Александрович и др. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 215 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.

618.90
Ш17
Шайтор, Валентина Мироновна.
Диспраксия у детей / В. М. Шайтор, В. Д. Емельянов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 112 с. : ил. — Библиогр.: с. 86-92; Прил.: с. 93-108.

Cеминар «Роль отца, матери и ближайших родственников в воспитании ребёнка»

12 октября в Городском центре медицинской профилактики для участковых врачей и медицинских сестер, медицинских работников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник и детских поликлинических отделений в рамках Всемирного дня психического здоровья состоялся семинар «Роль отца, матери и ближайших родственников в воспитании ребёнка».
«Роль отца, матери и ближайших родственников в воспитании ребенка» — на эту тему выступили сразу три докладчика из СПб ГКУЗ «Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями»: заведующая медико-психологическим отделением Раиса Геннадьевна Юрьева, психолог Игорь Рэмович Елисеев и медицинская сестра Надежда Николаевна Ягодкина. Раиса Геннадьевна отметила, что среди заболеваний, которые ведут к инвалидизации детей и подростков, одна треть – это психические нарушения. А психоречевые нарушения у детей сегодня чуть ли не ведущая патология. Это расплата за увеличение скорости и количества информационных потоков, влияющих на развитие ребенка. Для того, чтобы лечение ребенка было успешным, необходимо работать со всей семьей, мотивировать на работу всех ее членов. Отрадно, что все больше стало участвовать в лечебном и реабилитационном процессе пап и дедушек.
«У нас особое отношение к мамам и папам. Мы стараемся дать им больше информации, передать методику занятий с детьми, чтобы они были компетентны, не зависели постоянно от врача, могли помогать своим детям дома. Ведь врач – это посторонний человек, а ребенку нужно родительское тепло. Наши занятия с детьми – это и открытые уроки для родителей», — говорит Надежда Николаевна. Она привела примеры игр с детьми.
«Многие родители не знают, как можно помогать своим «особенным» детям дома. Мамы попросту не умеют играть с детьми. На своих мероприятиях мы рассказываем и показываем родителям, как можно и нужно играть с ребятами, в частности, с ДЦП, как искать ту точку, на которую ребенок отзывается. Необходимо играть с ребенком, а не развивать его! Игры на руках и коленях у родителей очень нужны, чтобы ребенок начал ощущать свое тело, чувствовать родительское тепло, связь с близкими, доверие к миру. Наша личность формируется из привязанности к родным. Необходима физическая близость, игра, а не дорогие игрушки на раннем этапе развития. Если мама мало играла с малышом на руках в то время, когда зарождались все его чувства, то позже потребуется его «добаюкать». Если не было этих игр с матерью, ее физического тепла, то все это будет иметь отдаленные последствия в эмоциональной жизни ребенка», — рассказал Игорь Рэмович.
О типах семейного воспитания и расстройств поведения у детей шла речь в выступлении доцента кафедры психиатрии и наркологии СПб ГПМУ, к.м.н., Веры Владимировны Поздняк. Выделяют несколько типов семейного воспитания.
Первый – гипопротекция. Он характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. Есть скрытая гипопротекция, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Есть потворствующая гипопротекция, когда недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Второй тип — доминирующая гиперпротекция. Проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Это тот случай, когда ребенка буквально душат родительской любовью. «Мы очень любим свое чадо и боимся, что с ним что-то случится» — основной родительский мотив гиперпротекции.
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Обычно это происходит в семьях, где много опекунов – бабушек, дедушек, дядь, теть и т. д. Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности. Здесь может идти декомпенсация по истерическому типу. Приходя в коллектив, ребенку трудно понять, почему он не центр внимания, почему его не выделяют. У него то голова болит, то вдруг рвота, то обморок при вызове к доске. В подростковом возрасте такие дети становятся манипуляторами, нанося себе то уколы, то порезы. Этот тип воспитания может навредить ребенку уже во взрослой жизни.
Есть тип воспитания в культе болезни. Он обычно специфичен для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Когда мы говорим об эмоциональном отвержении, как о типе воспитания, то часто речь идет о многодетных семьях, о детях от разных браков. Картина усугубляется, когда падчерица, пасынок в семье принимаются родителями на положении Золушки. До семи лет ребенок не обязан помогать родителям. Его основное занятие – только игра! А здесь старшая девочка должна ухаживать за младшими детьми, выполняя функции мамы. Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
Следующий тип воспитания — «жестокое отношение». Оно может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку: «Ты плохо себя ведешь, я с тобой не говорю». Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Тип «повышенная моральная ответственность» характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию
Наконец, тип «противоречивое воспитание». Это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.

Педагогический совет районного методического объединения социальных педагогов Кировского района

Городском центре медицинской профилактики, по инициативе ГБУДО «Центр психолого-педагогического сопровождения» Кировского района Санкт-Петербурга, прошёл педагогический совет районного методического объединения социальных педагогов Кировского района. Участники педагогического совета, наряду с профессиональными вопросами, заслушали доклад к.м.н., врача ГЦМП Шарафиловой Н.В. «Комплексные формы работы в гигиеническом воспитании детей и подростков», в которой докладчик подробно изложила информацию о формах работы, проводимой с обучающимися, как школах – Уроки здоровья, так и в Музее гигиены – Игры по станциям. Основная цель всех комплексных форм работы – дать представление о здоровье сберегающем поведении детей и подростков, сформировать мотивацию на здоровый образ жизни.
Участникам была предложена игра «Составь правильное меню», которую провела врач ГЦМП Панфилова Е.Ю. В игровой форме дана информация о правильном рационе на день, составе блюд, калораже.
Все участники получили газету «Домашний доктор», листовки и буклеты по профилактике гриппа.

Конференция к Всемирному дню психического здоровья «Сохранение психического здоровья у лиц пожилого возраста»

10 октября в Городском центре медицинской профилактики для специалистов отделений и кабинетов профилактики, центров здоровья, зав. терапевтическими отделениями, участковых врачей, врачей общей практики, врачей психотерапевтов, психиатров, психологов учреждений здравоохранения состоялась конференция, посвященная Всемирному дню психического здоровья.
Д.м.н. профессор, заслуженный врач РФ, директор ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Владимир Евгеньевич Жолобов в своем вступительном слове сказал: «Тема психического здоровья не только медицинская, но и социальная. Мы выплескиваем накопившийся дома негатив на улице, на работе. Портим настроение другим. Они в ответ нам. Получается круговорот. Необходимо разорвать порочный круг, задуматься о своем психическом здоровье. Ведь психическое здоровье – основа благополучия каждого человека, при котором он может реализовать свой потенциал и способности, противостоять стрессам, продуктивно работать и привносить весомый вклад в жизнь общества. Цель Всемирного дня психического здоровья – информирование населения о проблемах психического здоровья, о методах и способах его укрепления, профилактики и лечения».
О сохранении психического здоровья у лиц пожилого возраста говорил в своем выступлении д.м.н. главный специалист-психотерапевт Комитета по здравоохранению, заведующий психотерапевтическим центром Городской психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко Владимир Иванович Курпатов. Психологическая помощь должна быть приближена к населению. Человек должен ее получить по месту жительства. В нашем городе только в 48 поликлиниках есть психотерапевтические кабинеты. С ростом напряженности в обществе растет количество психически неустойчивых лиц, которые не идут к психологу или психотерапевту, а принимают «бытовой транквилизатор» – алкоголь, пытаясь решить свои проблемы. Среди лиц БОМЖ 70% — психически больные люди. Из-за социальной изоляции они не могут вернуться в общество. Увеличивается количество инвалидов 2 и 3 группы, которые не могут работать из-за депрессии. Мы теряем этих людей.
В тот или иной период жизни каждый четвертый человек испытывает изменения в состоянии психического здоровья. Увеличение плотности населения, урбанизация, ухудшение экологической обстановки, увеличение информационного прессинга, усложнение производственных и образовательных технологий, миграция, обострение социальных проблем – все это сопровождается ухудшением психического здоровья.
Старость – биологический феномен. В старости идут изменения личности, нравственности, кадровой динамики, взаимоотношения индивида и общества. Старость при полном психическом здоровье воспринимается личностью как естественный отрезок жизни, который приходит на смену детству, молодости, зрелости. Есть много заблуждений, которые заставляют пожилого человека чувствовать себя несчастным. В старости происходят различные биологические изменения в организме, падает активность и жизненный тонус, появляется недомогание и чувство слабости. Пожилым людям присущи социальная зрелость, особое мировоззрение, устоявшиеся жизненные ценности. Благоприятное старение связано с наличием социального капитала. Старость раскрывает новые перспективы перед человеком, но изменяет приоритеты. Сохранению психического здоровья в пожилом возрасте способствует ведение здорового образа жизни. Людям рекомендуется дозировать психоэмоциональные нагрузки, сочетать эмоциональные нагрузки с физическими, отказаться от курения и алкоголя, рационально питаться, полноценно отдыхать и спать, гармонизировать семейные отношения, общаться, помогать другим. Должны быть определенные условия, чтобы обеспечить пожилое население психотерапевтической помощью. Она должна быть в комплексе с другими видами медицинской помощи. Врачи-психотерапевты должны иметь подготовку по гериатрии. Пожилых пациентов лучше лечить амбулаторно, не вытягивая из привычной среды в стационар. У пожилых людей — значительный эффект дает поведенческая психотерапия. Среди ее техник –саморегуляция, ведение различных дневников (пищевого поведения, активности, мастерства и удовольствий, подкрепления), система поощрений и наказаний, система десенсибилизации, метод остановки мыслей. Эффективны тренинги и групповая работа.
Заведующий отделением медицинской реабилитации ГБУЗ «Психоневрологический диспансер №3» Виталий Юрьевич Задвинский рассказывал об основных аспектах медицинской реабилитации в психиатрии на примере медико-реабилитационного отделения. Он подробно остановился на целях и задачах отделения, на работе полипрофессиональной бригады, на структуре психокоррекционных и социально-реабилитационных мероприятий, на этапах реабилитационного процесса пациента, сделал акцент на психологическом благополучии сотрудников и профилактике их эмоционального выгорания.
С докладом «Состояние и перспективы развития психотерапевтической помощи в соматических стационарах» выступил д.м.н. профессор, зав. психотерапевтическим отделением ГМПБ №2 Вадим Леонидович Филиппов. Он говорил об актуальности проблемы психопрофилактики. По данным ВОЗ, 40% пациентов, обращающихся к врачам, не нуждаются ни в какой помощи, кроме как психотерапевтической. К факторам, дестабилизирующим здоровье населения мегаполиса относятся: геополитический и геоэкономический моббинг, возрастание нервно-психического напряжения в обществе, качество ранней диагностики и лечения психосоматических расстройств. В России есть тенденции роста психических расстройств в детско-подростковой популяции. Из-за стигматизации психических расстройств наше население прибегает к психиатрической помощи лишь в крайних случаях, оставаясь без квалифицированного лечения. Лектор говорил о проблеме кадров в психотерапии, о проблеме выявляемости психических расстройств (в поликлинике выявляется не более 10% случаев, депрессий – 5%), о нормативных документах в области психического здоровья и психотерапевтической помощи.
Своим опытом работы врача – психотерапевта в условиях городской поликлинике поделилась психотерапевт ГБУЗ «Городская поликлиника №24» Анна Александровна Селецская. Докладчик отметила, что по статистике у неврологов лечатся 49 -57%, у терапевтов 34 -47% больных, которые нуждаются в психотерапевтической помощи. Распространенность психосоматических расстройств населения – от 15 до 60%, среди пациентов врачей первичной практики – 30 -57%. Она рассказала о компетенциях врача в условиях психотерапевтического кабинета, о методах работы с пациентами с конверсионными симптомами и функциональными синдромами, привела конкретные примеры.

Неврогенная анорексия у девушек-подростков: причины, диагностика, профилактика

О нарушении пищевого поведения у детей и подростков рассказала к.м.н., заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Валентина Владимировна Яковенко.
doc_pishnar1Нервная анорексия входит в группу нарушений пищевого поведения. Что такое нервная анорексия? Это упорный активный отказ от приёма пищи со стремлением к максимальной худобе и потере веса.
Так же к нарушениям пищевого поведения относятся нервная булимия и переедание, связанное с другими психологическими расстройствами.
Нервная булимия (волчий аппетит) – это пищевое расстройство, при котором человек регулярно испытывает приступы неконтролируемого обжорства, за которым следует осознанно вызванная рвота, очищение кишечника или другие виды компенсаторного поведения (истязания физическими упражнениями), сопровождается интенсивным самоосуждением. Как и в случае с нервной анорексией, больные проявляют аномальную озабоченность размерами своего тела и панически боятся растолстеть.
doc_pishnar2Что касается переедания, связанного с другими психологическими расстройствами, то часто это психогенное переедание, связанное со стрессом,
тревогой, атипичной депрессией, скукой, культуральными особенностями (длительные застолья).
Анорексия – серьёзное психическое расстройство, процент смертности от которого один из самых высоких среди всех других психических расстройств. Это расстройство возникает в подростковом возрасте и чаще у девочек. Заболевание стремительно молодеет. «К нам приводят девочек 10-11 лет. И хотя нервная анорексия считается чисто женским заболеванием, сегодня мы все чаще встречаем мальчиков, подверженных этой напасти, которые хотят быть стройными, субтильными, нежными», — отмечает докладчик. Опасность заключается в том, что признаки анорексии, особенно начальных её стадий, родители очень легко могут спутать с нормальными психологическими особенностями подросткового возраста. Поэтому взрослым необходимо иметь ясное понимание, когда стоит беспокоиться и как можно повлиять на ситуацию.
Надо отметить, что рост заболеваемости нервной анорексией происходит в результате влияния средств массовой информации, культивирующих образ женского тела в стиле «унисекс», следствием чего является снижение самооценки, озабоченность фигурой, экспериментирование с диетами и физическими упражнениями. Сегодня огромно влияние и давление средств массовой информации, индустрии моды, интернета, тиражирующих успешность звезд и кумиров молодежи. А подростки напрямую связывают внешность кумиров с их популярностью и тем, чего они добились в жизни.
doc_pishnar3Каковы же психологические особенности лиц, подверженных нервной анорексии? Главная — гиперсоциальность как ведущая личностная черта. До развития заболевания пациенты, а чаще – пациентки, всегда были требовательными к себе и окружающим. Часто они находились в центре внимания сверстников, участвовали во всех школьных мероприятиях и, зачастую, были старостами в классе или в учебной группе. Наличие в анамнезе, так называемого, «синдрома отличниц», характеризующегося стремлением к получению высоких оценок, центрированием на вопросах учебы, отношение к которой всегда очень ответственное, что выражается в особой тщательности и аккуратности выполнения школьных заданий. Нередко в анамнезе можно обнаружить признаки какого — либо психогенного фактора: со слов пациенток, их дразнили, называли толстыми и т.д.
Больные анорексией воспринимают жизненные обстоятельства как от них независящие, на них они не могут повлиять, контролировать. Контроль аппетита, пищевого поведения и массы тела для них единственный показатель способности быть продуктивными и компетентными. Девочки боятся взросления и принятия женской роли. Когда они голодают, то испытывают эйфорию.
«Каждого третьего подростка с анорексией мы госпитализируем в психиатрический стационар с дисморфофобией (недовольство собственным телом). Эти дети нуждаются в психиатрической помощи и лекарственной терапии», — говорит Валентина Владимировна.
Анна Никитична Завьялова, к.м.н., доцент кафедры общей врачебной практики, ФГБОУ ВО СПб «Государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава РФ, врач-диетолог. К нарушениям пищевого поведения относятся: анорексия – личностное расстройство, проявляющееся чрезмерным отвращением к еде; булимия — повторные и скрытые приступы обжорства с неконтролируемым быстрым проглатыванием больших количеств еды за короткое время с последующим вызыванием рвоты, очищением кишечника и анорексией, сопровождающиеся чувством вины, самопрезрения, депрессией; нарушения пищевого поведения не уточненные.
Булимия — неконтролируемый прием пищи, возникающий и протекающий циклами, который сопровождается чувством стыда или вины.
И анорексия, и булимия ведет к развитию белково-энергетической недостаточности (БЭН).
doc_pishnar4Разновидности анорексии: первичная – при гипоталамической недостаточности (депрессивные состояния); вторичная – (атипичная) – при невротических состояниях, и вследствие длительного самоограничения в еде с целью похудения. Анорексия – это всегда активные действия по улучшению своего тела. У отдельных пациентов с нервной анорексией отмечаются суициды и суицидальные попытки. Смертность в этих случаях составляет 20%.
«Красные флаги» или что должно насторожить? Потребление энергии на уровне менее 100 ккал /сутки; подсчет ребенком потребляемых калорий;
отказ от лег ких приемов пищи в течение дня; излишняя (экстремальная) физическая активность; голодание и самоограничение в пище; избегание приемов пищи. Похудение становится сверхценной идеей. Цель – вес 85% от физиологической нормы. Формирование отношения к пище как к хорошей или плохой, пропуск приемов пищи, частые мысли о еде, страх набора веса,
аменорея, плохая переносимость холода, задержка психосексуального развития, состояние депрессивного аффекта, трудности в решении повседневных проблем, перфекционизм, недавнее отстранение от друзей, «зацикленность» на собственном внешнем виде и массе тела, активные действия по «улучшению» собственного тела – все это «красные флаги» для родителей.
doc_pishnar5Независимо от процента утраты веса, наблюдается ряд проблем: с усвоением объемов питания – вздутие, застой; с перевариванием пищи – дефицит ферментов пищеварительного тракта; с эвакуацией пищи из ЖКТ.
Темпы роста достигают пика на первом году жизни и в младшем подростковом возрасте. Голодание в этих возрастных периодах тормозит рост и развитие. Проблема не только в субкалорийном или суббелковом питании, но и в обеспечении организма минералами (кальций, фосфор), микроэлементами и витаминами, потребность в которых также возрастает.
Физическое развитие – это маркер достаточности и адекватности питания ребенка.
Для диагностики заболевания применяются следующие методы исследования: метод антропометрии (масса тела, рост, индекс массы тела, окружность плеча, толщина кожной складки над трицепсом); импедансометрия; метод анкетирования /скрининг. При физикальном обследовании наблюдаются: бледность, атрофия мышечной массы, отеки, кожная сыпь, истончение волос.
Как помочь больным анорексией? Необходима модификация поведения; психотерапия, причем семейная; умеренная оздоравливающая физическая активность (изнуряющие физические нагрузки смертельно ОПАСНЫ!); диетотерапия, сбалансированная по нутриентам и микронутриентам (витамины, минералы, минорные компоненты); ферментотерапия.
«Нервная анорексия – взгляд гинеколога»- Анна Валерьевна Миронова к.м.н., доцента кафедры акушерства и гинекологии с курсом гинекологии детского возраста ФГБОУ ВО СПб «Государственный педиатрический медицинский университет» МЗ РФ. Нервная анорексия – это патологическое поведение, которое выражается сознательным отказом от еды, приводит к снижению массы тела, выраженным соматическим и эндокринным нарушениям. Ее распространенность — 0,7-1% среди подростков и молодежи (Великобритания – 1:90 у девочек-школьниц, Швеция – 1:150, РФ (Москва) – 1:200 подростков обоего пола). Соотношение мужчин и женщин 1:10. относительно участились случаи заболевания среди мужчин. Пик — в 14 — 18 лет, но возможно ее начало у лиц 20 — 28 лет.
Одним из первых и основных симптомов нервной анорексии является нарушение менструальной функции (аменорея), когда выраженного дефицита массы тела ещё нет.
Клиническая классификация нервной анорексии: I стадия – невротическая – нарушение менструального цикла; II стадия – аноректическая – аменорея; III стадия – кахектическая; IV стадия — реконвалисценции.
Нарушения функций репродуктивной системы при нервной анорексии: являются одним из первых, клинически определяемых симптомов; усугубляют метаболические нарушения; являются фактором риска развития остеопороза; обусловлены нарушениями центральных механизмов регуляции менструальной функции и появляются раньше развития кахексии. Гормональные нарушения при нервной анорексии приводят к гипотрофическим изменениям в половых органах. Своевременная, ранняя диагностика нервной анорексии, коррекция гормональных нарушений обеспечивает профилактику развития дистрофических изменений в системе репродукции и метаболических нарушений (остеопороза).
Для лечения нарушений функций репродуктивной системы при нервной анорексии применяется гормональная терапия. При проведении рациональной комплексной терапии и полноценном питании возможно восстановление почти всех функций. При выраженном дефиците массы тела, длительной аменореи (2 года и более), дистрофических изменениях в половой системе более чем у половины остаются стойкие нарушения менструальной и репродуктивной функции, вплоть до стойкой гипоганадотропной аменореи.

Семинар «Неврогенная анорексия у девушек-подростков: причины, диагностика, профилактика»

9 октября в Городском центре медицинской профилактики для врачей и медицинских сестёр отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детских поликлиник и поликлинических отделений состоялся семинар «Неврогенная анорексия у девушек-подростков: причины, диагностика, профилактика».
О нарушении пищевого поведения у детей и подростков рассказала к.м.н., заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Валентина Владимировна Яковенко. Она отметила актуальность темы семинара. Нервная анорексия входит в группу нарушений пищевого поведения. Что такое нервная анорексия? Это упорный активный отказ от приема пищи со стремлением к максимальной худобе и потере веса.
Так же к нарушениям пищевого поведения относятся нервная булимия и переедание, связанное с другими психологическими расстройствами.
Нервная булимия (волчий аппетит) – это пищевое расстройство, при котором человек регулярно испытывает приступы неконтролируемого обжорства, за которым следует осознанно вызванная рвота, очищение кишечника или другие виды компенсаторного поведения (истязания физическими упражнениями), сопровождается интенсивным самоосуждением. Как и в случае с нервной анорексией, больные проявляют аномальную озабоченность размерами своего тела и панически боятся растолстеть.
Что касается переедания, связанного с другими психологическими расстройствами, то часто это психогенное переедание, связанное со стрессом,
тревогой, атипичной депрессией, скукой, культуральными особенностями (длительные застолья).
Анорексия – серьёзное психическое расстройство, процент смертности от которого один из самых высоких среди всех других психических расстройств. Это расстройство возникает в подростковом возрасте и чаще у девочек. Заболевание стремительно молодеет. «К нам приводят девочек 10-11 лет. И хотя нервная анорексия считается чисто женским заболеванием, сегодня мы все чаще встречаем мальчиков, подверженных этой напасти, которые хотят быть стройными, субтильными, нежными», — отмечает докладчик. Опасность заключается в том, что признаки анорексии, особенно начальных её стадий, родители и педагоги очень легко могут спутать с нормальными психологическими особенностями подросткового возраста. Поэтому взрослым необходимо иметь ясное понимание, когда стоит беспокоиться и как можно повлиять на ситуацию.
Надо отметить, что рост заболеваемости нервной анорексией происходит в результате влияния средств массовой информации, культивирующих образ женского тела в стиле «унисекс», следствием чего является снижение самооценки, озабоченность фигурой, экспериментирование с диетами и физическими упражнениями. Сегодня огромно влияние и давление средств массовой информации, индустрии моды, интернета, тиражирующих успешность звезд и кумиров молодежи. А подростки напрямую связывают внешность кумиров с их популярностью и тем, чего они добились в жизни.
Каковы же психологические особенности лиц, подверженных нервной анорексии? Главная — гиперсоциальность как ведущая личностная черта. До развития заболевания пациенты, а чаще – пациентки, всегда были требовательными к себе и окружающим. Часто они находились в центре внимания сверстников, участвовали во всех школьных мероприятиях и, зачастую, были старостами в классе или в учебной группе. Наличие в анамнезе, так называемого, «синдрома отличниц», характеризующегося стремлением к получению высоких оценок, центрированием на вопросах учебы, отношение к которой всегда очень ответственное, что выражается в особой тщательности и аккуратности выполнения школьных заданий. Нередко в анамнезе можно обнаружить признаки какого — либо психогенного фактора: со слов пациенток, их дразнили, называли толстыми и т.д.
Больные анорексией воспринимают жизненные обстоятельства как от них независящие, на них они не могут повлиять, контролировать. Контроль аппетита, пищевого поведения и массы тела для них единственный показатель способности быть продуктивными и компетентными. Девочки боятся взросления и принятия женской роли. Когда они голодают, то испытывают эйфорию.
«Каждого третьего подростка с анорексией мы госпитализируем в психиатрический стационар с дисморфофобией (недовольство собственным телом). Эти дети нуждаются в психиатрической помощи и лекарственной терапии», — говорит Валентина Владимировна.
Продолжила тему нарушений пищевого поведения и анорексии у подростков к.м.н., доцент кафедры общей врачебной практики, ФГБОУ ВО СПб «Государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава РФ, врач-диетолог Анна Никитична Завьялова. К нарушениям пищевого поведения относятся: анорексия – личностное расстройство, проявляющееся чрезмерным отвращением к еде; булимия — повторные и скрытые приступы обжорства с неконтролируемым быстрым проглатыванием больших количеств еды за короткое время с последующим вызыванием рвоты, очищением кишечника и анорексией, сопровождающиеся чувством вины, самопрезрения, депрессией; нарушения пищевого поведения не уточненные.
Булимия — неконтролируемый прием пищи, возникающий и протекающий циклами, который сопровождается чувством стыда или вины.
И анорексия, и булимия ведет к развитию белково-энергетической недостаточности (БЭН).
Разновидности анорексии: первичная – при гипоталамической недостаточности (депрессивные состояния); вторичная – (атипичная) – при невротических состояниях, и вследствие длительного самоограничения в еде с целью похудения. Анорексия – это всегда активные действия по улучшению своего тела. У отдельных пациентов с нервной анорексией отмечаются суициды и суицидальные попытки. Смертность в этих случаях составляет 20%.
«Красные флаги» или что должно насторожить? Потребление энергии на уровне менее 100 ккал /сутки; подсчет ребенком потребляемых калорий;
отказ от легких приемов пищи в течение дня; излишняя (экстремальная) физическая активность; голодание и самоограничение в пище; избегание приемов пищи. Похудение становится сверхценной идеей. Цель – вес 85% от физиологической нормы. Формирование отношения к пище как к хорошей или плохой, пропуск приемов пищи, частые мысли о еде, страх набора веса,
аменорея, плохая переносимость холода, задержка психосексуального развития, состояние депрессивного аффекта, трудности в решении повседневных проблем, перфекционизм, недавнее отстранение от друзей,
«зацикленность» на собственном внешнем виде и массе тела, активные действия по «улучшению» собственного тела – все это «красные флаги» для родителей.
Независимо от процента утраты веса, наблюдается ряд проблем:с усвоением объемов питания – вздутие, застой; с перевариванием пищи – дефицит ферментов пищеварительного тракта; с эвакуацией пищи из ЖКТ.
Темпы роста достигают пика на первом году жизни и в младшем подростковом возрасте. Голодание в этих возрастных периодах тормозит рост и развитие. Проблема не только в субкалорийном или суббелковом питании, но и в обеспечении организма минералами (кальций, фосфор), микроэлементами и витаминами, потребность в которых также возрастает.
Физическое развитие – это маркер достаточности и адекватности питания ребенка.
Для диагностики заболевания применяются следующие методы исследования: метод антропометрии (масса тела, рост,
индекс массы тела, окружность плеча, толщина кожной складки над трицепсом); импедансометрия; метод анкетирования /скрининг. При
физикальном обследовании наблюдаются: бледность, атрофия мышечной массы, отеки, кожная сыпь, истончение волос.
Как помочь больным анорексией? Необходима модификация поведения; психотерапия, причем семейная; умеренная оздоравливающая физическая активность (изнуряющие физические нагрузки смертельно ОПАСНЫ!); диетотерапия, сбалансированная по нутриентам и микронутриентам (витамины, минералы, минорные компоненты); ферментотерапия.
Лектор подробно остановилась на нормах потребности в белках, жирах, углеводах, рассказала о коррекции питания при анорексии, о принципах назначения энтеральных смесей, призвала обратить внимание на семейное питание.
«Нервная анорексия – взгляд гинеколога» — такова была тема доклада к.м.н., доцента кафедры акушерства и гинекологии с курсом гинекологии детского возраста ФГБОУ ВО СПб «Государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава РФ Анны Валерьевны Мироновой.
Нервная анорексия – это патологическое поведение, которое выражается сознательным отказом от еды, приводит к снижению массы тела, выраженным соматическим и эндокринным нарушениям. Ее распространенность — 0,7-1% среди подростков и молодежи (Великобритания – 1:90 у девочек-школьниц, Швеция – 1:150, РФ (Москва) – 1:200 подростков обоего пола). Соотношение мужчин и женщин 1:10. относительно участились случаи заболевания среди мужчин. Пик — в 14 — 18 лет, но возможно ее начало у лиц 20 — 28 лет.
Одним из первых и основных симптомов нервной анорексии является нарушение менструальной функции (аменорея), когда выраженного дефицита массы тела ещё нет.
Клиническая классификация нервной анорексии: I стадия – невротическая – нарушение менструального цикла; II стадия – аноректическая – аменорея; III стадия – кахектическая; IV стадия — реконвалисценции.
Нарушения функций репродуктивной системы при нервной анорексии: являются одним из первых, клинически определяемых симптомов; усугубляют метаболические нарушения; являются фактором риска развития остеопороза; обусловлены нарушениями центральных механизмов регуляции менструальной функции и появляются раньше развития кахексии. Гормональные нарушения при нервной анорексии приводят к гипотрофическим изменениям в половых органах. Своевременная, ранняя диагностика нервной анорексии, коррекция гормональных нарушений обеспечивает профилактику развития дистрофических изменений в системе репродукции и метаболических нарушений (остеопороза).
Для лечения нарушений функций репродуктивной системы при нервной анорексии применяется гормональная терапия. При проведении рациональной комплексной терапии и полноценном питании возможно восстановление почти всех функций. При выраженном дефиците массы тела, длительной аменореи (2 года и более), дистрофических изменениях в половой системе более чем у половины остаются стойкие нарушения менструальной и репродуктивной функции, вплоть до стойкой гипоганадотропной аменореи.
Для профилактики нервной анорексии необходима санпросветработа — лекции, беседы с подростками и родителями; работа со школьным психологом по выявлению стертых форм дисморфофобии.
О работе психолога молодёжной консультации по формированию здорового образа жизни и профилактике нарушения пищевого поведения шла речь в выступлении педагога-психолога СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №68 Детское поликлиническое отделение № 9» Красногвардейского района Ольги Николаевны Удаловой. Она отметила, что сегодня часто к психологу приходят пациенты с нарушением питания от гинеколога, что упор в своей работе делает на профилактическое направление, рассказала, о своих наработках в области санпросветработы с подростками, о презентации «Мода и здоровье», затрагивающей правила рационального питания, привела примеры из своей практики.

Акция «День здоровья» в Пушкине

Городской центр медицинской профилактики (далее – ГЦМП) 6 октября 2018 года участвовал в акции «День здоровья», которая традиционно состоялась в Пушкине.
В Доме молодежи врач по гигиеническому воспитанию Панфилова Е. Ю. провела для ребят «Урок Здоровья», рассказала о полезных продуктах, как сохранить зрение и зубы здоровыми. Все слушатели активно тянули руки и отвечали на вопросы, делились своим мнением. После беседы о здоровье дети посмотрели мультфильм «Сказочное путешествие в страну гигиены» и в конце Урока получили книжки с заданиями по правилам гигиены.
Для подростков и взрослых посетителей акции был проведён урок здоровья «Курить – здоровью вредить», в котором врач ГЦМП, к.м.н. Шарафилова Н.В. убедительно рассказала о влиянии курения на организм человека, дала разъяснение о связи табакокурения и развитии хронических неинфекционных заболеваний, а Заозерским Ю.А. была продемонстрирована кукла-курильщик и пробирка с продуктами дыма от сигареты. Посетителям был предложен мультипликационный фильм «Тайна едкого дыма», который в анимационной форме, но очень наглядно и убедительно, представил изменения, происходящие в организме курящего человека.
В холле, Панфилова Е. Ю. проводила интерактивную игру «Составь правильное меню». Участники акции, дети и взрослые, с интересом рассматривали карточки с блюдами и пробовали составить меню на день.
Для посетителей широко была представлена литература, издаваемая ГЦМП по вопросам здорового образа жизни и профилактики заболеваний.