Противоэпидемические и профилактические мероприятия в образовательных организациях

20 декабря в Городском центре общественного здоровья и медицинской профилактики для преподавателей ОБЖ, руководителей служб здоровья, представителей родительских комитетов образовательных организаций, родителей, медицинских работников детских поликлиник, школьных врачей состоялось очередное занятие в лектории «Открой мир здоровья!». В этот раз оно было посвящено противоэпидемическим и профилактическим мероприятиям в образовательных организациях. Профилактике гриппа и ОРВИ в организованных коллективах.
Об эпидемиологической ситуации в Санкт-Петербурге по острым респираторным инфекциям, гриппу, новой коронавирусной инфекции и мероприятиям по профилактике рассказала заместитель начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу Самарина Оксана Александровна. Динамика заболеваемости гриппом и ОРВИ в Санкт-Петербурге имеет тенденции к росту. Это связано с хорошей диагностикой. COVID-19 уже вошел в структуру сезонной заболеваемости и регистрируется круглогодично, с пиком осень-зима. Настораживает ситуация с внебольничными пневмониями. Увеличилась доля заболевших детей – 55% от всех ВП, большинство из них школьники. В 2023 заболеваемость ВП, вызванными микоплазменной и хламидийной инфекциями превышает уровень аналогичного периода 2022 года. На долю общеобразовательных организаций приходится до 85% зарегистрированных эпидемических очагов. Причины и условия способствующие возникновению групповых очагов в образовательных учреждениях это: низкий охват вакцинацией сотрудников учреждений; несоблюдение «утреннего фильтра», допуск в образовательные учреждения детей и сотрудников с симптомами инфекционного заболевания; несвоевременное принятие решения о разобщении детей при высокой доле отсутствующих по причине инфекционного заболевания; нарушения санитарно-эпидемиологических требований по условиям размещения учащихся; несоблюдение оптимальных параметров микроклимата в учебных помещениях и кратности проветривания, дезинфекционного режима, включая обеззараживание воздуха закрытых помещений. Негативные моменты в работе медицинских организаций по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях: поздняя диагностики первых случаев, что создает условия распространения инфекции внутри детского коллектива; несвоевременная изоляция больных из детского организованного коллектива и разобщение детей; несвоевременное и некачественное проведение первичных противоэпидемических мероприятий; отсутствие оперативной этиологической расшифровки заболевания на базе медицинских организаций; поздняя передача экстренных извещений на случаи заболевания в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге».
Меры профилактики включают: мероприятия, направленные на источник инфекции (выявление инфекционных больных и бессимптомных носителей возбудителей инфекционных болезней, лечение); мероприятия, направленные на механизм передачи (санитарно-гигиенические и дезинфекционные мероприятия); мероприятия, направленные на восприимчивость организма человека (иммунопрофилактика, иммунокоррекция; общие мероприятия (гигиеническое обучение).
Для активного выявления источников инфекции необходимо в повседневной работе обеспечить контроль за проведением утренних «фильтров» детей и сотрудников.
Для прерывания этого механизма передачи требуется: своевременное введение ограничительных мероприятий при регистрации 2 и более случаев заболевания внебольничными пневмониями детей с разобщением классов/групп, при регистрации 10 случаев и более в целом по учреждению временное приостановление учебного процесса;
своевременное введение ограничительных мероприятий при отсутствии 20% списочного состава детей по причине заболевания гриппом, острыми респираторными вирусными инфекциями с разобщением по классам/группам/учреждениям в период подъема заболеваемости, в том числе по временному приостановлению учебного процесса, отмене массовых культурных и спортивных мероприятий; соблюдение оптимального теплового режима, режима проветривания и обеззараживание воздуха помещений в организациях,
обеспечение достаточной оснащенности и работы бактерицидных лампах, термометров, наличия достаточного объема дезинфекционных препаратов, соблюдения правил пользования ими, использование средств индивидуальной защиты органов дыхания, антисептиков; проведение ревизии и заключительной дезинфекции вентиляционной системы учреждения, очистка шахт вентиляции. Для изменения восприимчивости организма: иммунопрофилактика, охват коллектива вакцинацией; обучение сотрудников организаций, беседы с детьми и родителями о мерах профилактики инфекционных заболеваний.
Противоэпидемические мероприятия включают: изоляцию источника инфекции от остального коллектива; проветривание помещений, проведение заключительной дезинфекции помещений, контактных поверхностей мест общего пользования, вентиляционной системы учреждения. Для изменения восприимчивости здоровых лиц коллектива требуется наблюдение за состоянием здоровья контактных лиц в течение максимального инкубационного периода после изоляции
больного из коллектива, иммунопрофилактика, профилактическое лечение; прекращение приема новых и временно отсутствовавших детей в группу (класс), из которой изолирован заболевший, в течение максимального инкубационного периода после изоляции больного из этого коллектива; использование средств защиты органов дыхания – маски, респираторы, соблюдение респираторного этикета, гигиена и дезинфекция рук; обучение сотрудников организаций, беседы с детьми и родителями о мерам профилактики респираторных инфекций.
Врач по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детского поликлинического отделения № 38 СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №43» Кировского района Илюхина Ольга Александровна подробно рассказала о противоэпидемических и профилактических мероприятиях в образовательных организациях.
Образовательные организации могут стать источником эпидемий, если не выполняются условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней (выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов; своевременное и в полном объеме проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществление производственного контроля; принятие мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, прерывание путей передачи (дезинфекция);медицинские осмотры; иммунопрофилактика инфекционных болезней, гигиеническое воспитание и обучение).
Докладчик рассказала о нормативных документах, о вводе в действие новых ГОСТов, вступивших в силу с 01.09.2023 г.- «Уборка в общеобразовательных организациях» и «Уборка в дошкольных образовательных организациях».
Противоэпидемические мероприятия проводят в случае возникновения (выявления) инфекционной болезни. Профилактические – постоянно, независимо от наличия или отсутствия инфекционного больного. Противоэпидемические и профилактические мероприятия проводятся по следующим направлениям: мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание или устранение – диагностические, лечебные, режимно-ограничительные; мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с целью разрыва путей передачи — санитарно-гигиенические, дезинфекционные, дератизационные, дезинсекционные; мероприятия по повышению невосприимчивости подрастающего поколения (иммунопрофилактика инфекционных болезней); организационная и санитарно-просветительская работа, повышение квалификации.
Отдельно лектор остановилась на проекте «Чистота в школах – здоровье детей» по внедрению новых технологий уборки в школах. Был показан ролик, рассказывающий о преимуществах бесконтактной уборки и показывающий зависимость заболеваемости от выбора метода уборки. Условиями эффективных уборочных и дезинфекционных мероприятий являются: гладкость и устойчивость поверхностей, мобильность мебели и оборудования, качественный уборочный инвентарь, правильно подобранные моющие и дезинфицирующие средства, обученный персонал.