17 ноября 2014г.
«Вредные привычки в поведении подростков»

17 ноября   2014г. в  Городском центре медицинской профилактики  состоялся семинар «Вредные привычки в поведении подростков» для  медицинских работников  детских поликлиник, школьных и подростковых врачей.

С  сообщением  «Вредные привычки в поведении современных подростков» выступила психолог консультативно- диагностического   центра для детей и подростков Калининского района Шкатова В. Б. Были рассмотрены такие вредные привычки, как игровая, телевизионная и интернет-зависимость, трудоголизм и др. Известно, что привычка необходима человеку для экономии различных ресурсов (временных, энергетических). При обучении чему-либо привычка позволяет постепенно устранить избыточные действия и, закрепившись подсознательно в качестве «приятного действия», может вызвать мотивационные изменения, переходящие в патологию. Привычки бывают полезные и вредные. Вредные привычки отвлекают человека от процесса познания, мешают взаимодействию с другими людьми, наносят вред самому человеку, могут быть неэстетичными и социально неприемлемыми. Многие  из них  приобретаются в раннем детстве и нередко остаются «на память» на всю жизнь. С годами они сглаживаются, или одна рождает другую, создавая патологический комплекс. Кроме того, они могут  оказывать неблагоприятное воздействие  на здоровье  человека,  а также на здоровье  других людей.

Одна из наиболее распространенных вредных привычек нашего времени – интернет-зависимость, представляющая навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него, постоянное 24 часовое нахождение в социальных сетях.

Для подростков более характерна такая вредная привычка, как игровая зависимость -  форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми; иногда может возникать патологическая склонность к азартным играм (лудомания), заключающаяся в частых повторных эпизодах участия в них. При телевизионной  зависимости подростки регулярно отдают телевидению время своего отдыха. Это такое проведение досуга, которое они чаще всего наблюдают у родителей и к подростковому возрасту приходят уже с серьезной зависимостью от просмотра телепередач.

Как правило,  к психологу обращаются, когда подростку уже 14 -15 лет, и когда становятся очевидными школьная неуспеваемость, изменения в поведении, неадекватная  реакция  на взрослых. Это возраст формирования новых психических образований. Старые методы воспитания не действуют, новые методы не используются. Суть кризиса 13 лет в глубоком, качественном изменении процесса психического развития. В возрасте 12,5-13 лет, что соответствует 6 классу школы, происходит резкая смена всей системы переживаний подростков — как их структуры, так и содержания. Потребности  и  мотивы  поведения в подростковом возрасте: потребность в общении со сверстниками, потребность подростков в признании их равноправными партнерами в общении (со взрослыми, особенно с родителями), потребность в самоосознании, потребность во взаимоотношениях с противоположным полом. Перед родителями, педагогами и родителями стоят задачи учета особенностей возраста, внимание к личности каждого подростка,  правильное общение с подростками.

С сообщением «Профилактика рискованного поведения подростков»  выступила Витюгова Е.В.- юрист молодежного консультативно-диагностического медицинского центра Петроградского района. Она начала свое выступление с раскрытия понятия «право». Право – это правила, по которым живут люди, они  охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе. Подробно рассмотрены права детей, обязанности и ответственность несовершеннолетних. Каждый человек рождается свободным, поэтому обязан соблюдать законы и уважать права и свободы других людей. Каждое право порождает определенную обязанность. Права без обязанностей порождают вседозволенность. Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если мы сегодня нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права. За проступки подростков к административной ответственности могут быть привлечены их родители.