Организация работы психолога в женской консультации и детской поликлинике

18 апреля в Городском центре медицинской профилактики для медицинских психологов и ответственных за медицинскую профилактику в женской консультации, родильном доме и детской поликлинике/поликлиническом отделении состоялся семинар «Организация работы психолога в женской консультации и детской поликлинике».
С приветственным словом к участникам семинара обратился заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП Юрий Александрович Заозерский. В работе семинара приняла участие Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии ГБОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова», главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению.
Открыл работу семинара доклад «Профилактика и диагностика депрессии у женщины во время беременности и в послеродовом периоде» медицинского психолога женской консультации №32 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №96 Калининского района Елены Васильевны Яковлевой. К спектру психических расстройств относят синдром «грусти рожениц» или материнский «бейби- блюз», до- и послеродовую депрессию и послеродовый психоз. Во время беременности первое место по распространенности психоэмоциональных нарушений занимает тревожно-депрессивное расстройство, которое наблюдается хотя бы однократно у 50% беременных, а устойчивое состояние у 17%.
Каковы симптомы депрессии во время беременности? На разных сроках они могут быть разными. Это снижение настроения, повышенная тревожность и утомляемость, раздражительность, слезливость, снижение жизненной активности, соматические нарушения, несформированность или слабая сформированность материнской позиции. Депрессии во время беременности приводит к осложнениям во время беременности и в родах, к нарушениям психического развития ребенка внутриутробно, к нарушению взаимодействия в диаде «мать-дитя», к развитию послеродовой депрессии. Причинами депрессии во время беременности могут стать физиологические изменения, опасения за здоровье ребенка, смена социальной роли, необратимость изменений в семейной системе и жизни в целом, невозможность прогнозирования и контроля результата разрешения беременности, иррациональное чувство вины и страха и даже мифы из СМИ.
Основные симптомы послеродовой депрессии: сниженное настроение, падения интереса к окружающему или уменьшению обычной активности, нечувствительность к ребенку или чрезмерная забота о нем, неадекватный характер ухода за младенцем. При депрессии отмечается следующие симптомы: расстройство сна, чувство вины, идеи самоуничижения, утомляемость, апатия, снижение концентрации внимания, расстройства аппетита, психомоторная заторможенность или расторможенность, суицидные тенденции. Докладчик подробно остановилась на дополнительных симптомах и факторах, предрасполагающих к послеродовой депрессии. «Бейби-блюз», или синдром «грусти рожениц – это кратковременная послеродовая аффективная депрессивная реакция. Возникает с 3 по 6 день после рождения ребенка и
длится от 2 до 6 недель.
Какова профилактика депрессии во время беременности и после родов? Это выявление и снижение психоэмоционального напряжения будущей матери, помощь в формировании психологической готовности к материнству, психологическое просвещение беременной женщины и ее супруга, диагностика во время беременности и после родов с учетом факторов риска, психологическая подготовка к родам с ранних сроков беременности, информирование будущих родителей о возможных осложнениях в родах, трудностях послеродового периода и при уходе за новорожденным. Среди направлений работы в этот период — обследование будущих матерей, имеющих факторы риска по развитию депрессии, консультации по необходимости на всем протяжении беременности с использованием ряда техник, таких как арт-терапия, музыкотерапия,
дыхательные тренинги, семейные консультации. Докладчик привела конкретные примеры тестов и шкал для диагностики депрессии в перинатальный период.
Профилактика антенатальной депрессии – это курсы подготовки к родам и
материнств, которые включают в себя психологическую, информационную и физическую подготовку. Работа психолога направлена на улучшение психоэмоционального состояния
участниц, снижение тревоги, обучение навыкам саморегуляции. С этой целью также проводятся занятия с будущими отцами, где они получают знания о психологических особенностях беременной жены, послеродового периода; узнают особенности психофизиологии новорожденного.
Профилактика послеродовой депрессии включает в себя индивидуальные консультации с женщинами в послеродовом периоде (до года), встречи с мамами и малышами 1 раз в 2-3 месяца для оказания взаимопомощи и поиска ресурсов.
Медицинский психолог женской консультации №9, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №17» Красногвардейского района Илья Олегович Ефременко представил доклад «Школа психологической разгрузки женской консультации № 9». Он рассказал о форме организации и основных методах работы школы, отметил, что ее программа очень вариабельна, нет жестких рамок по составу участников, поэтому к группе женщина может присоединиться на любом этапе. Врач направляет всех, кто становятся на учет по беременности к психологу. Психолог проводит психологическую диагностику, определяет тип отношения к беременности, оценивает, какие меры профилактической и коррекционной поддержки необходимы для конкретного случая.
Цели и задачи школы: повышение психологической поддержки для беременных женщин в условиях стресса и неопределенности; улучшение самочувствия и настроения женщин путем предоставления информации и поддержки психолога и других участников группы; помощь женщинам в осознании и решении своих проблем, связанных с беременностью, родами и материнством; создание сообщества женщин, которые могут поддерживать друг друга во время беременности и в период после рождения ребенка; обучение методам саморегуляции своего состояния, формирование навыков самопомощи при стрессе.
Если говорить о способах реализации программы, то это групповые дискуссии, релаксации, медитации, аудио и видеолекции, обмен опытом между участниками группы, снижение стресса с помощью игр и упражнений, проведение встреч с матерями, у которых уже есть дети.
Что касается самих методов работы в школе, то они очень разнообразны: проводятся индивидуальные и групповые занятия, медитация и дыхательные упражнения, арт-терапия, терапия и консультирование, групповые дискуссии и обмен опытом, физические упражнения, работа со страхами и фобиями идет в групповом формате. Все методы и методики комбинируются между собой.
Конечный результат работы – повышение качества жизни и самооценки, снижение стресса, развитие навыков коммуникации у беременных. В ходе доклада Илья Олегович предложил вниманию участников семинара ряд конкретных методик, которые успешно используются при работе с беременными.
Об организации профилактики профессионального выгорания в ЦОРЗП Петроградского района рассказала медицинский психолог детского поликлинического отделения №14 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №30» Петроградского района Юлия Вячеславовна Янчикова. Она отметила, что выгоранию больше подвергаются люди помогающих профессий, занятые монотонным трудом. Докладчик говорила об истории возникновения терминов синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Выгорание представляется приобретенным стереотипом эмоционального, чаще всего профессионального поведения, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В. В. Бойко, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПб Института стоматологии считает СЭВ конструктивным, а дисфункциональными – его последствия, когда СЭВ отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами и приводит к профессиональной деформации личности.
СЭВ — синдром, который возникает в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Он характеризуется следующими составляющими: чувством истощения энергии или изнеможения; возрастанием эмоциональной отстраненности от работы, негативным или циничным отношением к работе; чувством неэффективности и недостатка достижений. Выгорание относится только к явлениям в профессиональном контексте и не должно применяться к описанию опыта в других сферах жизни.
Причины СЭВ бывают личными и внешними. К личным относят перфекционизм, трудности с выражением чувств, слишком амбициозные и нереалистичные цели, плохую адаптивность, проблемы в личных отношениях, отсутствие отдыха, интересов и хобби, не связанных с работой, конфликты в коллективе, тревожность. Внешние причины бывают организационные (несоответствие заработной платы и выполняемым обязанностям; частые переработки; отсутствие вознаграждение; нет организованного рабочего места; разобщенность сотрудников; противоречивые требования руководителей; неумелое руководство) и содержательные (монотонность; работа с тяжелым контингентом; высокое конкурентное давление; отсутствие признания и поддержки).
Симптомы ЭВ делятся на физические (усталость; головные боли; нарушения сна и т.п.); эмоциональные (эмоциональное истощение, дефицит энергии, подавленность, сниженное настроение, раздражение, апатия, чувство беспомощности и уныния, чувство никчемности); интеллектуальные (потеря интереса ко всему новому, к саморазвитию, к тому, что ранее было интересно, к общению, к участию в обучающих семинарах и тренингах, снижается эффективность работы, производительность, концентрация, есть трудности с принятием решений); социальные (изоляция сотрудника от коллектива, потерю интереса к своему хобби, прекращение общения с коллегами, друзьями).
Если говорить об СЭВ у работников медицинской сферы, то оно обусловлено ответственностью за жизнь и здоровье пациента, высокой степенью стрессогенности, низким престижем профессии и зарплаты, активным межличностным взаимодействием. Стоит отметить, что в детской поликлинике, с точки зрения эмоциональной нагрузки, врачам и медсестрам еще труднее, чем во взрослой.
Как конкретно организуется профилактика профессионального выгорания в Центре охраны репродуктивного здоровья подростков Петроградского района? Это грамотная организация рабочего места и самого процесса работы, разграничение сфер деятельности, когда у каждого сотрудника свои должностные обязанности, выход за которые считается скорее исключением из правил.
Основные методы профилактики СЭВ: проведение организационных мероприятий, содержащих в себе работу администрации трудовых коллективов по формированию корпоративной культуры, способствующей оптимизации социальной поддержки и эмоциональной удовлетворенности работой сотрудниками, а также создания условий для мотивации и личностного роста; диагностика и профилактическая работа СЭВ, психокоррекционная работа психологов в индивидуальном и групповом формате с проявлениями СЭВ у персонала. Профилактика СЭВ сохраняет ресурсы специалистов.
В конце семинара состоялась дискуссия по вопросам структурирования и стандартизации работы медицинских психологов.