Семинар «Неврозы у обучающихся. Факторы, способствующие их возникновению и меры профилактики»

В Городском центре медицинской профилактики 18 апреля 2016 года  проведён семинар: «Неврозы у обучающихся. Факторы, способствующие их возникновению и меры профилактики» для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и педагогов средних общеобразовательных школ, Центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов, врачей отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детских поликлиник.

Янушанец О. И., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены питания и диетологии с курсом гигиены детей и подростков медико-профилактического факультета, СЗГМУим. И.И. Мечникова в докладе «Неврозы у обучающихся, факторы, способствующие их возникновению, и меры профилактики» дала  понятие невроза как заболевания. Невроз – это группа функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина характеризуется астеническими, навязчивыми или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Авторы по-разному представляют характерологические особенности личности, у которой может развиться невроз. Это и повышенно впечатлительный, эмоционально-чувствительный, ранимый, не сразу раскрывающий себя, наивный, бесхитростный, непосредственный и доверчивый, добрый и отзывчивый, с выраженным чувством «Я» тип личности, и  повышенная амбициозность, эгоцентризм, высокий уровень самовнушаемости, низкая степень самоконтроля, и слабый тип высшей нервной деятельности, тревожно-мнительные, не уверенные в себе, с низкой самооценкой личности,  и  сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, чрезмерно уверенный в себе, преувеличивающий свои возможности.

Докладчик подчеркнула, что провоцирующие факторы, вызывающие невроз у младших и старших школьников различны. Так, у младших школьников наибольшее беспокойство вызывают такие ситуации как постоянно не успевание за всеми, постоянно не понимание, что объясняет учитель, «со мной никто не хочет дружить»,  «учитель не обращает на меня внимания».

У подростков школьного возраста наибольшее беспокойство вызывают иные ситуации: на тебя смотрят, как на маленького; слышим за своей спиной смех; проверяют твои способности;  сдача экзаменов в школе;  сравнение  тебя с другими; ожидание родителей с родительского собрания.

При этом, по мнению докладчика, эффективные формы и методы психолого-педагогического воздействия  различны для детей в разном возрасте. Для  детей с 7 до 10 лет важно для  стабилизирующей ситуации поощрение, отсутствие сравнения с другими детьми. В целях эффективного  метода  психолого-педагогического воздействия  для  детей  данного возраста необходимо дать возможность попробовать свои силы  в общественной деятельности,  в  общественно-полезных проектах;  оказать помощь ребёнку в трудной ситуации; не навязывая ему свои ориентиры, лишь помогая ему делать правильный выбор в трудной ситуации.

При неврозе у ребёнка родителям рекомендуется эмоциональное общение с ним, внутрисемейное общение и совместное проведение досуга, очень важно планирование мероприятий режима дня, выбор дополнительных образовательных услуг.

В целях решения психосоциальных проблем школьников важна коррекция дезадаптации, тревожности и страхов; повышение самооценки и мотивации к обучению; развитие навыков общения, самоконтроля; тренинги  коммуникативных навыков; а также семейная терапия и просвещение по вопросам воспитания и психогигиены.

В докладе «Неврозы у школьников. Точка зрения врача-невролога» врач-невролог высшей квалификационной категории Снегова Е.В., заведующая неврологическим отделением СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей», подчеркнула актуальность проблемы. Неврозы – одна из самых частых в современный период форм нервно-психического расстройства, имеющая тенденцию к росту, особенно в условиях кризиса в обществе. Так с начала текущего столетия к настоящему времени число больных неврозами в 15-ти экономически наиболее развитых странах мира  выросло  61,7 раз. В детском, подростковом, юношеском возрасте неврозы развиваются не реже, а даже, по некоторым данным, чаще, чем в другие возрастные периоды.

Особенности неврозов у школьников, по мнению докладчика, заключаются  в следующем:  частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения; в возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень заболеваемости; больше неврозов в периоды возрастных кризисов; расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек – в подростков возрасте. Школьная дезадаптация способствует развитию неврозов. Лечение неврозов комплексное, применяется психотерапия, медикаментозная терапия, физио — и рефлексотерапия.

Профилактика неврозов заключается в понимании причин их возникновения и правильном воспитании. Для того чтобы предотвратить заболевания родителям стоит создать благоприятную атмосферу, умерить физические нагрузки и занятия спортом, своевременно начинать лечение соматических болезней; питание ребенка должно быть сбалансированным, содержать питательные вещества, необходимые для реализации нормального функционирования нервной системы.

В профилактике неврозов важную роль играет лечение и устранение острых и хронических инфекций, профилактика травм мозга, острая и хроническая интоксикация, нарушение питания организма, нехватка сна и отдыха. Недосыпание у детей влияет на развитие астенического состояния.

Правильное воспитание является одним из условий профилактики неврозов и подразумевает развитие у ребенка таких качеств как выдержка, терпение, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, умение делиться с другими детьми, уступать, считаться с интересами других, научиться социально контактировать.