21.10. Семинар «Эмоции и здоровье. Влияние культуры речи на здоровье человека»

21 октября в Городском центре медицинской профилактики состоялся   семинар «Эмоции и здоровье. Влияние культуры речи на здоровье человека».

Лектор, преподаватель педагогики ГБОУ СПО «Некрасовский педагогический колледж №1 Санкт-Петербурга» Ирина Геннадьевна Самойленко познакомила участников семинара с результатами большого исследования речевого поведения учащихся «Употребление ненормативной лексики».

Целью этого исследования, которое проводили учащиеся пятого курса педагогического колледжа, стало установление влияния мата на физическое и психологическое здоровье человека и выявление уровня культуры. Было проведено анонимное анкетирование учащихся, где предлагалось ответить на различные вопросы об употреблении мата самими учащимися и их родственниками и друзьями, отношении к сквернословию и т.д.

В результате исследования выяснилось, что ненормативная лексика служит способом выражения эмоций, агрессии, привлечения внимания. Все, кто принимал участие в опросе, негативно относятся к мату, но допускают его употребление в различных ситуациях.

По результатам исследования были проведены беседы с учащимися. В ходе этих бесед им был показан видеофильм «Как слово наше отзовется», где наглядно были продемонстрированы опыты с водой и  ростками пшеницы. Оказалось, что мат негативно влияет на структурное изменение состава воды. Если такой водой полить зародыши пшеницы, то они будут медленнее прорастать и покрываться плесенью. Если воду обработать, например, молитвой, то ростки взойдут быстрее. А ведь наш организм почти на 80% состоит из воды. Все увиденное произвело большое впечатление на ребят. Связь культуры речи и состояния здоровья стала очевидной.

После исследования была разработана психологическая памятка по профилактике сквернословия, где рекомендуется самому не употреблять ненормативную лексику, читать хорошие книги, искренне любить людей и бояться их обидеть нехорошими словами.

Само исследование было оформлено в методические рекомендации по проведению классных часов на тему профилактики использования ненормативной лексики.

Работа Музея гигиены с посетителямив историческом контексте и тенденции дальнейшего развития

В.Е.Жолобов, А.В.Дубовик, Т.М. Голубева

Место и роль естественнонаучных музеев в современном обществе. Материалы X Всероссийской конференции Ассоциации естественноисторических музеев РФ/ Сост. В.С.

Ионкина.-М.:ГДМ, 2016.- С.92-93

X Всероссийская научно-практическая конференция «Место и роль естественнонаучных музеев в современном обществе»

19-21 октября 2016 года в Москве в Дарвиновском музее проходила X  Всероссийская конференция « Место и роль естественнонаучных музеев в современном обществе». В конференции на секции  «Музей и посетитель» с докладом  «Работа Музея гигиены с посетителями в историческом контексте и тенденции дальнейшего развития»  выступила врач –экскурсовод Живчикова Е.В.

Семинар «Вопросы психологии в работе акушерки смотрового кабинета»

19 октября в  Городском центре медицинской профилактики для акушерок смотровых кабинетов поликлиник  взрослой сети состоялся семинар «Вопросы психологии в работе акушерки смотрового кабинета».

Медицинский психолог Городской поликлиники №32, Женской консультации №14 — Инга Александровна Уварова рассмотрела подробно три вопроса – стресс, синдром эмоционального выгорания и  общение с «трудными» пациентами.

Стресс — это не просто нервное и физическое напряжение, это ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления.

Стресс — это реакция на новизну, т.е. ситуацию, для которой нет готовой программы действия, в том числе и готовой программы поведения.

Стоит отметить, что стресс могут вызывать и приятные стимулы. Стресс всегда сопровождается конкретным набором физиологических изменений.

Столкнувшись с чем угодно, если это случилось неожиданно и может потребовать активных действий, наш умный организм запускает стрессорную реакцию.

По концепции Ганса Селье, у стресса есть несколько стадий.

На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения. Если первые две стадии безопасны для организма, то на третьей идет обострение хронических болезней, начинают появляться психосоматические заболевания.

Стресс направлен на приспособление к неожиданным изменениям окружающей среды, но может становиться фактором, вызывающим расстройства. Это происходит когда стрессорная ситуация является неконтролируемой, то есть такой, к которой невозможно приспособиться, которую невозможно избежать, предсказать. Человек постоянно тревожится. Стресс становится хроническим.

Что делать? Необходимо дать человеку больше знаний о стрессе, навыков саморегуляции, техник самопомощи. При стрессе необходимо как-то отреагировать свои чувства, особенно агрессию, снять ее приемлемым способом, обсудить с кем-то. Подойдут дыхательные техники, мышечное расслабление по Джекобсону, сжимание эспандера. Проплакаться, порыдать  — тоже хороший способ облегчить свое состояние.

Если говорить о синдроме эмоционального выгорания, то медики здесь находятся на первом месте. Главный фактор синдрома эмоционального выгорания – работа с большим количеством людей и огромная эмоциональная нагрузка. Проявляется синдром эмоционального выгорания в первую очередь нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе; дегуманизацией (развитие негативного отношения как к пациентам, так и к сотрудникам); ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой. Важно не прозевать начало синдрома. И «первая ласточка» здесь – неудовлетворенность ситуацией.

Какие здесь могут быть способы профилактики? Во-первых, физическая профилактика синдрома эмоционального выгорания. Это

питание, с адекватным количеством животных жиров, включающее необходимое количество витаминов, минералов и растительной клетчатки;

занятия физическими упражнениями или, как минимум, прогулки на свежем воздухе; полноценный сон не менее восьми часов; соблюдение режима дня.

Во-вторых, психологическая профилактика. Она подразумевает обязательный выходной раз в неделю, в течение которого делать, по возможности, только то, что хочется; творчество, увлечения, хобби;

освобождение от беспокоящих мыслей или проблем путем анализа (на бумаге или в беседе с внимательным слушателем); расстановка приоритетов (в первую очередь выполнять действительно важные дела, а остальные – по мере успеваемости), планирование. Сюда же надо отнести овладение

техниками регуляции эмоционального состояния, медитации, аутотренинги;

библио-, музыко- и фильмотерапию; ароматерапию.

Теперь рассмотрим психологические аспекты работы с «трудным» пациентом. Человек перед визитом к врачу всегда испытывает тревогу. Осмотр, особенно гинекологический, это вторжение в личное пространство, в организм. А что такое тревога? Это напряженное эмоциональное состояние человека, который оценивает обстоятельства, в которых он оказался, как неопределенно угрожающие и представляющие негативные для него последствия в будущем. Состояние тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением (т.е. с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы, может сопровождаться учащением сердцебиения и дыхания, повышением давления, потливостью, тошнотой). Это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. И вот в таком состоянии пациент приходит в медицинский кабинет. А если он до этого еще посидел в очереди, послушал различных историй, жалоб на лечение…  И вот он уже открывает дверь кабинета «с ноги».  Как должен вести себя медик?  Он должен снять тревожность пациента. Доброжелательность, вежливость, предупредительность  врача должны дать пациенту ощущение безопасности, успокоить его. Так же можно воспользоваться приемами неагрессивного ответа на давление и агрессию. Это может быть фиксация замешательства: «Я просто растерялся от такого напора»; Я-высказывание: «Когда на меня кричат (интерпретация действий агрессора) я обычно не в состоянии нормально работать…»;  «Мне трудно воспринимать информацию, давайте спокойно разберем Вашу проблему»;  Вы-посыл(персонализация ответственности): «Вы хотите сказать, что уверены в том, что Вам важно(фиксация причины обращения): «Я правильно поняла, вы хотите…»; «Ширма» (фиксация параметров имиджа): «Я всегда готов выслушать конструктивные замечания и предложения»;  «Я всегда ответственно выполняю свою работу». Можно просто зафиксировать эмоциональное состояние пациента спросив: «Вам плохо?Вы злитесь? Вы расстроены?. Вполне возможно, что пациент ответит: «Да, я раздражен» и успокоится. Важно отметить, что цель применения этих приемов – не допустить наращивания агрессии. Поэтому важно избегать проявлений агрессии, сарказма и издевки в ответ.

Международный форум здоровья

12-14 октября 2016 года в Санкт-Петербурге прошел Международный форум здоровья на территории конгрессно-выставочного центра «Экспофорум», в котором принимал участие  СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики».

13 октября 2016 года в рамках проведения Форума состоялось совещание руководителей медицинских организаций по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний. На совещании выступил директор ГЦМП В.Е. Жолобов с докладом «Роль Городского центра медицинской профилактики в системе профилактики неинфекционных заболеваний»

Специалисты  центра провели анкетирование населения по вопросам информированности о здоровом образе жизни, распространяли более 20 наименований информационных материалов, издаваемых Городским центром медицинской профилактики.

Семинар «Профилактика табакокурения у пациенток женских консультаций и родильных домов»

11 октября 2016 года, для акушеров-гинекологов, психологов, специалистов «Школы материнства» родильных домов, женских и молодежных консультаций состоится семинар, посвященный профилактики табакокурения у пациенток женских консультаций и родильных домов.

Проблема курения у беременных женщин, является актуальной в связи с тем, что от воздействия вредных продуктов страдает не только здоровье  женщины, но и плода. Данные опроса 437 молодых матерей, проведенном в 2015г. Городским центром медицинской профилактики в детских поликлиниках Санкт-Петербурга показывает, что до беременности курит 30% женщин, во время беременности 10%.

С докладом «Проведение консультирования курящих пациенток женской консультации и родильного дома» выступила С.П. Дровнина, к.м.н., заведующая отделом координации и организации профилактической работы среди взрослого населения. В своем сообщении Софья Павловна обратила внимание на многочисленные исследования, доказывающие вредное воздействие табакокурения на течение беременности и плод. При курении в I триместре беременности возрастает на 2% число новорожденных, страдающих пороками сердца, на 20% увеличивается риск рождения ребенка с дефектом межпредсердной перегородки, число преждевременных родов и спонтанных абортов. При проведении консультирования необходимо всегда помнить что, когда и кому говорить, выражать поддержку действиям пациента, направленных на прекращение курения и давать уверенность. Необходимым является информирование пациента о службах, которые  помогают в этом вопросе, такие как: центр здоровья, интернет ресурс, Всероссийский телефон — 8 800 200 0 200, наркологическая служба, школы по отказу от куренияи т.д. Табачная зависимость имеет физическую, психическую и социальную составляющие. В завершении своего выступления лектор остановился на лечении табачной зависимости и ответил на многочисленные вопросы.

С докладом о «Влиянии никотина на плод. Аспекты взаимодействия с наркологической службой» выступила Н.П. Короленко, психиатр-нарколог городского организационно-методического отдела Городской наркологической больницы. Наталья Павловна отметила в сообщении негативное влияние никотина и продуктов табакокурения.  Все неблагоприятные последствия курения во время беременности делятся на 4 группы:

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ САМОЙ ЖЕНЩИНЫ — нарушается усвоение и использование фолата, цинка, витамина В12, аминокислот. На треть увеличивается риск бесплодия, причем, как показано в опытах на животных, степень поражения яйцеклеток находится в прямой зависимости от концентрации никотина в организме.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭМБРИОНА И ПЛОДА — развитие фетального табачного синдрома.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОДИВШЕГОСЯ РЕБЕНКА — пороки сердца, врожденные аномалии и уродства (заячья губа, волчья пасть, паховые грыжи, косоглазие и др.)

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ВОЗРАСТА — дети в 3 раза чаще страдают заболеваниями дыхательной системы, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, девочки подвержены бесплодию, увеличивается вероятность развития лейкемии.

При завершении выступления Наталья Павловна обратила внимание врачей на необходимость более тесного взаимодействия врачей женских консультаций с наркологической службой Санкт-Петербурга, представила алгоритм этого взаимодействия.

Психическое здоровье детей и подростков

10 октября  в Городском центре медицинской профилактики для заведующих и врачей отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, заведующих педиатрическими отделениями, психологов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи состоялась конференция «Психическое здоровье детей и подростков. Факторы неблагоприятного влияния и способы их предупреждения», которая была посвящена Международному дню психического здоровья.

Основная цель Всемирного дня психического здоровья – это содействие сокращению состояний и психических заболеваний. Важной задачей в ходе проведения Дня психического здоровья является использование культурных традиций и формирование позитивного эмоционального климата в семье, образовательной организации.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась заместитель директора ГЦМП, к. пед. н., Людмила Васильевна Винтухова: «Мы часто слышим «будьте спокойны». Но не всегда и не у всех это получается. Сегодня в нашей жизни много негатива, различных эмоций, страхов. Как  сохранить душевное спокойствие? Что для этого надо делать? Ответы на эти вопросы мы должны получить в ходе конференции».

 Открыл конференцию доклад д.п.н., профессора, зав.кафедрой психосоматики и психотерапии СПб Государственного педиатрического медицинского университета МЗ РФ, профессора кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Ирины  Алексеевны Горьковой «Современные проблемы психического здоровья детей и подростков». В начале своего доклада Ирина  Алексеевна показала небольшой фильм о Человеке с большой буквы, близком друге, известным ученым — профессоре Никольской Ирине Михайловне.

Определений здоровья сегодня много, все они очень обтекаемы. Последние пятнадцать лет к определению  психического здоровья  добавляют «духовность и субъективное благополучие».

 Существует ряд факторов – стрессоров, которые влияют на психическое здоровье детей. Это стрессы, как общая реакция организма в ответ на угрозу. У каждого ребенка различная устойчивость к стрессам.  Есть стрессоры активной деятельности, когда ребенок использует экстремальные аттракционы, прыгает с парашютом, погружается с аквалангом.  Не всякому ребенку такие развлечения  показаны. Есть стрессоры, связанные с большой ответственностью  и дефицитом времени. Здесь речь идет о перфекционизме, в частности, в учебе. Есть стрессоры психо — социальной мотивации (конкурсы, игры, викторины). Различают стрессоры эмоций; рассогласованности деятельности (конфликты); зрелищ (когда родители всюду берут с собой ребенка – в путешествия, аквапарки, сафари, часто нарушая тем самым нервно-психический статус ребенка). Сегодня появились дети, у которых нет чувства страха. Такие дети отличаются рискованным поведением, это для них очень плохо, так как не формируется чувство опасности. Помимо прочих, есть физические и природные стрессоры (темнота, жара, качка). Стоит отметить, что одни и те же стрессоры на всех детей действуют по-разному. Следующий параметр, влияющий на психическое здоровье ребенка, это семья. Неполная семья, личностные особенности родителей, если в семье один или больше пяти детей — все это может влиять на психическое здоровье ребенка.

Заведующая  отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам ЦВЛ «Детская психиатрия» им. М.М. Мнухина», к.м.н., Валентина Владимировна Яковенко говорила о современных проблемах охраны психического здоровья детей и подростков. Психические расстройства делят на пять групп: органические поражения ЦНС, эндогенно обусловленные, умственная отсталость, расстройства личности и поведения, невротические расстройства.

Большую проблему в настоящее время представляет суицидальное поведение детей и подростков. Среди причин такого поведения – пропаганда суицида в интернете. Эта новая проблема, с которой мы столкнулись. Суицид – это новая молодежная субкультура. За 2015 год было выявлено больше 400 сайтов, призывающих к суицидам. Их закрывают, но появляются новые, учитывающие детскую возрастную специфику. Взрослому в это сообщество вступить практически невозможно. А подростки воспринимают суицид как очередной квест с набором заданий, который нередко печально заканчивается.

Еще одна распространенная проблема – проблема принятия себя, недовольство собой, внешностью, положением в семье, школьном сообществе. Бич этой проблемы – нервная анорексия, которая растет в геометрической прогрессии. Сегодня она появилась и у мальчиков и даже «помолодела» — был случай у девятилетней девочки. Виновата в этом повсеместная пропаганда «красивого тела». Дети понимают это буквально – будет у тебя красивая фигура, будет и счастье, и успех в жизни. А услужливые сайты и СМИ дают «полезные» советы как этого достичь, в том числе и убийственными диетами, приемом антидепрессантов, мочегонных и слабительных средств.  За год было выявлено 14 таких сайтов.

Не легче химической зависимости компьютерная и интернет зависимость у детей и подростков. Они утрачивают связь с реальностью, угрожают суицидом или агрессией на попытку отлучения от компьютера. Более четырех тысяч сайтов пропагандируют принятие психоактивных веществ. А еще есть детские порносайты, троллинг, эпидемия «лайкомании». Современные дети бесконтрольно, безнадзорно путешествуют по интернету вместо живого общения со сверстниками. Что делать? Следить за интернет-путешествиями своих детей, налаживать доверительные отношения между детьми и родителями.

Вопросы психического здоровья детей раннего возраста осветил  Северин Вячеславович Гречаный, д.м.н., доцент, декан педиатрического факультета, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Государственного педиатрического медицинского университета. Он рассказал о подходах к диагностике аутизма, направлении диагностической работы в раннем возрасте (до  3 лет), проблемах обследования в детском возрасте, о сложностях контакта с ребенком, диагностике семьи и детско-родительских отношениях, психообразовании родителей, об общих подходах к терапии таких детей. Открытие аномальности ребенка – это всегда шок для родителей. В раннем возрасте психический статус трудно оценить, так как нельзя поговорить и расспросить ребенка как взрослого. Здесь для диагностики используется игра.

«Психосексуальное развитие детей и подростков на современном этапе. Профилактика отклонений» — такова была тема выступления   Игоря Валерьевича Добрякова, к.м.н., доцента кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного Государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. Сегодня дети очень растеряны, так как идет жесткое противоборство двух противоположных взглядов на сексуальную мораль. С одной стороны – сексуальный либерализм, с другой – репрессивная этика, считающая, что секс – это грязь, запрет на сексуальность. И нет золотой середины. Идет проекция взглядов родителей и врачей на детей.

Говоря об особенностях сегодняшней сексуальности, надо отметить, что сексуальность у детей стимулируется до полового созревания, поощряются добрачные контакты, широкое распространение получила порнография в интернете, идет выхолащивание эмоциональных переживаний в сфере интимных отношений. Либерализация сексуальной морали привела к  моде на гомосексуализм и лесбийские отношения. Идет нарушение принципов полового воспитания, нет единства подхода. Пока у ребенка нет запроса, не надо ему говорить об интимных отношениях. А сегодня ему навязывают ненужные в его возрасте знания.

Мы сейчас живем в эпоху постмодернизма, когда идет переоценка ценностей и все члены общества испытывают базальную тревогу. Чтобы ее унять, нам надо найти другого человека, с кем у нас возникнет душевная близость, а уж затем телесная. Идет снятие душевных и телесных границ. В сексуальности различают три начала: половое, сексуальное (специфические эмоции и ощущения), эротическое (душевные отношения, душевная близость). Дети не способны к эротике. Поэтому зачастую первый сексуальный опыт приносит глубокое разочарование и  негативно отражается на всей дальнейшей жизни. Дети не понимают, что сексуальный и эротический объекты могут быть разными.

Что делать для профилактики психосексуальных отклонений? Необходимо повышать самооценку ребенка, делать все, чтобы ему было интересно жить. Для этого годятся спорт, искусство, творчество.  Надо, чтобы он читал книги, а не комиксы, смотрел хорошие фильмы, а не экшн. И, конечно, пример семьи.

Алина Равильевна Толстых, клинический психолог института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского сделала доклад «Профилактика невротических расстройств у школьников». По статистике, 75% обращений – это невротические расстройства. Невроз не является тяжким душевным расстройством и заболеванием, которое приводит к значительным ограничениям в жизни. Невроз – это не обман и не выдумка подростка. Нервный тик, субфебрильная температура, паническая атака, страхи, навязчивые состояния – все это может быть симптомами невроза и иметь исключительно психологические причины, а не физиологические. Надо смотреть, что происходит в данный момент в жизни ребенка.

Семья, дисфункциональный стиль воспитания, личностные особенности, психотравмы, внутриличностный конфликт – это психогенные факторы возникновения невротических расстройств у школьников. Визитной карточкой невроза является конфликтогенность.

Если говорить о профилактике неврозов, то необходимо в первую очередь снизить остроту внутриличностного конфликта у школьника, соотнести возможности ребенка с требованиями среды, объяснить, что важны знания, а не оценка в дневнике, повысить мотивацию к обучению. Необходимо  также повышать психологическую адаптацию школьников. Для этого подойдет обсуждение сложных ситуаций и способов их разрешения на классном часе, психологические тренинги для подростков, рациональный режим нагрузок и отдыха, внеклассная занятость.

Перед началом конференции для участников состоялась экскурсия в Музей гигиены, которую провели врачи Вдовиченко Е.А. и Сиренек Н.Н.