Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы комплексной реабилитации детей: от теории к практике»

14 апреля 2016 г. состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы комплексной реабилитации детей: от теории к практике»,  посвященная 110-летнему юбилею Детского санатория — Реабилитационного центра «Детские Дюны».

После фильма об истории создания санатория, состоялся большой концерт детей, находящихся на лечении и реабилитации детей.

В своем докладе Винтухова Л.В., к.п.н., заместитель директора Городского центра медицинской профилактики, отметила значение межведомственного и межсекторального сотрудничества в вопросах формирования у населения высокой гигиенической культуры, стратегии, направленной на профилактику заболеваний у детей и подростков.  Заозерский Ю.А., заведующий отделом координации организации профилактической работы женщинам и детям,   обозначил роль Городского центра медицинской профилактики в пропаганде гигиенических знаний детям и подросткам, обратил внимание на дальнейшую кооперацию усилий  педагогов и медицинских работников в работе по  гигиеническому воспитанию населения. Шарафилова Н.В., к.м.н., врач Городского центра медицинской профилактики, провела показательный открытый урок здоровья с детьми и подарила им на прощание методические пособия и книжки-раскраски.

Гостей конференции познакомили с условиями, в которых находятся дети, оздоровительными возможностями санатория, пригласили всех участников конференции к дальнейшему сотрудничеству.

«Неврозы у обучающихся. Факторы, способствующие их возникновению и меры профилактики»

В Городском центре медицинской профилактики 18 апреля 2016 года  проведён семинар: «Неврозы у обучающихся. Факторы, способствующие их возникновению и меры профилактики».

doc_nevroz1Янушанец О. И., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены питания и диетологии с курсом гигиены детей и подростков медико-профилактического факультета, СЗГМУим. И.И. Мечникова в докладе «Неврозы у обучающихся, факторы, способствующие их возникновению, и меры профилактики» дала  понятие невроза как заболевания. Невроз – это группа функциональных психогенных обр атимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина характеризуется астеническими, навязчивыми или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Авторы по-разному представляют характерологические особенности личности, у которой может развиться невроз. Это и повышенно впечатлительный, эмоционально-чувствительный, ранимый, не сразу раскрывающий себя, наивный, бесхитростный, непосредственный и доверчивый, добрый и отзывчивый, с выраженным чувством «Я» тип личности, и  повышенная амбициозность, эгоцентризм, высокий уровень самовнушаемости, низкая степень самоконтроля, и слабый тип высшей нервной деятельности, тревожно-мнительные, не уверенные в себе, с низкой самооценкой личности,  и  сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, чрезмерно уверенный в себе, преувеличивающий свои возможности.

doc_nevroz2Докладчик подчеркнула, что провоцирующие факторы, вызывающие невроз у младших и старших школьников различны. Так, у младших школьников наибольшее беспокойство в ызывают такие ситуации как постоянно не успевание за всеми, постоянно не понимание, что объясняет учитель, «со мной никто не хочет дружить»,  «учитель не обращает на меня внимания».

У подростков школьного возраста наибольшее беспокойство вызывают иные ситуации: на тебя смотрят, как на маленького; слышим за своей спиной смех; проверяют твои способности;  сдача экзаменов в школе;  сравнение  тебя с другими; ожидание родителей с родительского собрания.

При этом, по мнению докладчика, эффективные формы и методы психолого-педагогического воздействия  различны для детей в разном возрасте. Для  детей с 7 до 10 лет важно для  стабилизирующей ситуации поощрение, отсутствие сравнения с другими детьми. В целях эффективного  метода  психолого-педагогического воздействия  для  детей  данного возраста необходимо дать возможность попробовать свои силы  в общественной деятельности,  в  общественно-полезных проектах;  оказать помощь ребёнку в трудной ситуации; не навязывая ему свои ориентиры, лишь помогая ему делать правильный выбор в трудной ситуации.

doc_nevroz3При неврозе у ребёнка родителям рекомендуется эмоциональное общение с ним, внутрисемейное общение и совместное проведение досуга, очень важно планирование мероприятий режима дня, выбор дополнительных образовательных услуг.

В целях решения психосоциальных проблем школьников важна коррекция дезадаптации, тревожности и страхов; повышение самооценки и мотивации к обучению; развитие навыков общения, самоконтроля; тренинги  коммуникативных навыков; а также семейная терапия и просвещение по вопросам воспитания и психогигиены.

В докладе «Неврозы у школьников. Точка зрения врача-невролога» врач-невролог высшей квалификационной категории Снегова Е.В., заведующая неврологическим отделением СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей», подчеркнула актуальность проблемы. Неврозы – одна из самых частых в современный период форм нервно-психического расстройства, имеющая тенденцию к росту, особенно в условиях кризиса в обществе. Так с начала текущего столетия к настоящему времени число больных неврозами в 15- ти экономически наиболее развитых странах мира выросло 61,7 раз. В детском, подростковом, юношеском возрасте неврозы развиваются не реже, а даже, по некоторым данным, чаще, чем в другие возрастные периоды.

doc_nevroz4Особенности неврозов у школьников, по мнению докладчика, заключаются в следующем:  частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения; в возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень заболеваемости; больше неврозов в периоды возрастных кризисов; расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек – в подростков возрасте. Школьная дезадаптация способствует развитию неврозов. Лечение неврозов комплексное, применяется психотерапия, медикаментозная терапия, физио — и рефлексотерапия.

Профилактика неврозов заключается в понимании причин их возникновения и правильном воспитании. Для того чтобы предотвратить заболевания родителям стоит создать благоприятную атмосферу, умерить физические нагрузки и занятия спортом, своевременно начинать лечение соматических болезней; питание ребенка должно быть сбалансированным, содержать питательные вещества, необходимые для реализации нормального функционирования нервной системы.

В профилактике неврозов важную роль играет лечение и устранение острых и хронических инфекций, профилактика травм мозга, острая и хроническая интоксикация, нарушение питания организма, нехватка сна и отдыха. Недосыпание у детей влияет на развитие астенического состояния.

Правильное воспитание является одним из условий профилактики неврозов и подразумевает развитие у ребенка таких качеств как выдержка, терпение, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, умение делиться с другими детьми, уступать, считаться с интересами других, научиться социально контактировать.

Семинар «Неврозы у обучающихся. Факторы, способствующие их возникновению и меры профилактики»

В Городском центре медицинской профилактики 18 апреля 2016 года  проведён семинар: «Неврозы у обучающихся. Факторы, способствующие их возникновению и меры профилактики» для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и педагогов средних общеобразовательных школ, Центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов, врачей отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детских поликлиник.

Янушанец О. И., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены питания и диетологии с курсом гигиены детей и подростков медико-профилактического факультета, СЗГМУим. И.И. Мечникова в докладе «Неврозы у обучающихся, факторы, способствующие их возникновению, и меры профилактики» дала  понятие невроза как заболевания. Невроз – это группа функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина характеризуется астеническими, навязчивыми или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Авторы по-разному представляют характерологические особенности личности, у которой может развиться невроз. Это и повышенно впечатлительный, эмоционально-чувствительный, ранимый, не сразу раскрывающий себя, наивный, бесхитростный, непосредственный и доверчивый, добрый и отзывчивый, с выраженным чувством «Я» тип личности, и  повышенная амбициозность, эгоцентризм, высокий уровень самовнушаемости, низкая степень самоконтроля, и слабый тип высшей нервной деятельности, тревожно-мнительные, не уверенные в себе, с низкой самооценкой личности,  и  сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, чрезмерно уверенный в себе, преувеличивающий свои возможности.

Докладчик подчеркнула, что провоцирующие факторы, вызывающие невроз у младших и старших школьников различны. Так, у младших школьников наибольшее беспокойство вызывают такие ситуации как постоянно не успевание за всеми, постоянно не понимание, что объясняет учитель, «со мной никто не хочет дружить»,  «учитель не обращает на меня внимания».

У подростков школьного возраста наибольшее беспокойство вызывают иные ситуации: на тебя смотрят, как на маленького; слышим за своей спиной смех; проверяют твои способности;  сдача экзаменов в школе;  сравнение  тебя с другими; ожидание родителей с родительского собрания.

При этом, по мнению докладчика, эффективные формы и методы психолого-педагогического воздействия  различны для детей в разном возрасте. Для  детей с 7 до 10 лет важно для  стабилизирующей ситуации поощрение, отсутствие сравнения с другими детьми. В целях эффективного  метода  психолого-педагогического воздействия  для  детей  данного возраста необходимо дать возможность попробовать свои силы  в общественной деятельности,  в  общественно-полезных проектах;  оказать помощь ребёнку в трудной ситуации; не навязывая ему свои ориентиры, лишь помогая ему делать правильный выбор в трудной ситуации.

При неврозе у ребёнка родителям рекомендуется эмоциональное общение с ним, внутрисемейное общение и совместное проведение досуга, очень важно планирование мероприятий режима дня, выбор дополнительных образовательных услуг.

В целях решения психосоциальных проблем школьников важна коррекция дезадаптации, тревожности и страхов; повышение самооценки и мотивации к обучению; развитие навыков общения, самоконтроля; тренинги  коммуникативных навыков; а также семейная терапия и просвещение по вопросам воспитания и психогигиены.

В докладе «Неврозы у школьников. Точка зрения врача-невролога» врач-невролог высшей квалификационной категории Снегова Е.В., заведующая неврологическим отделением СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей», подчеркнула актуальность проблемы. Неврозы – одна из самых частых в современный период форм нервно-психического расстройства, имеющая тенденцию к росту, особенно в условиях кризиса в обществе. Так с начала текущего столетия к настоящему времени число больных неврозами в 15-ти экономически наиболее развитых странах мира  выросло  61,7 раз. В детском, подростковом, юношеском возрасте неврозы развиваются не реже, а даже, по некоторым данным, чаще, чем в другие возрастные периоды.

Особенности неврозов у школьников, по мнению докладчика, заключаются  в следующем:  частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения; в возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень заболеваемости; больше неврозов в периоды возрастных кризисов; расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек – в подростков возрасте. Школьная дезадаптация способствует развитию неврозов. Лечение неврозов комплексное, применяется психотерапия, медикаментозная терапия, физио — и рефлексотерапия.

Профилактика неврозов заключается в понимании причин их возникновения и правильном воспитании. Для того чтобы предотвратить заболевания родителям стоит создать благоприятную атмосферу, умерить физические нагрузки и занятия спортом, своевременно начинать лечение соматических болезней; питание ребенка должно быть сбалансированным, содержать питательные вещества, необходимые для реализации нормального функционирования нервной системы.

В профилактике неврозов важную роль играет лечение и устранение острых и хронических инфекций, профилактика травм мозга, острая и хроническая интоксикация, нарушение питания организма, нехватка сна и отдыха. Недосыпание у детей влияет на развитие астенического состояния.

Правильное воспитание является одним из условий профилактики неврозов и подразумевает развитие у ребенка таких качеств как выдержка, терпение, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, умение делиться с другими детьми, уступать, считаться с интересами других, научиться социально контактировать.

Акция в библиотеке к Всемирному дню здоровья

8 апреля 2016 г. в библиотеке филиале № 2 Калининского района была проведена акция, посвященная Всемирному дню здоровья. В этом году тема Всемирного дня здоровья — «Победите диабет!»

Мероприятие организовали специалисты Городского центра медицинской профилактики совместно с сотрудниками библиотеки. Участие в ее проведении принимали сотрудники центра здоровья Городской поликлиники № 118.

promo_helthday2016_1

Всем желающим провели  экспресс – анализ  определения содержания глюкозы в крови, измерение артериального давления, роста, веса, окружности талии и определение индекса массы тела, обследовали курящих на «Смокелайзере». Было обследовано 173 чел.

Особенный интерес посетителей вызвало измерение роста на специальном ростомере, который позволял померяться ростом с разными спортсменами и политиками, музыкантами и актерами, писателями и общественными деятелями.

 promo_helthday2016_2 promo_helthday2016_3

На демонстрационных площадках с использованием модели «Курильщица Сью» показывали  вред курения для здоровья, а с помощью специальных очков, имитирующих состояние алкогольного опьянения, показывали вред злоупотребления алкоголем.

promo_helthday2016_4

По результатам обследований специалисты Городского центра медицинской профилактики  проводили консультирование, обращая внимание на то, что простые меры по изменению образа жизни эффективно предотвращают или отсрочивают начало диабета 2 типа. Поддержание нормального веса, регулярная физическая нагрузка и здоровый рацион могут снизить риск возникновения этого тяжелого заболевания. Во время консультации рекомендовали необходимость обследования в центре здоровья с целью сохранения своего здоровья.

Все желающие могли посмотреть видеофильмы на темы здорового питания, о вреде курения и злоупотребления алкоголем. Во время акции распространялись информационные материалы по здоровому образу жизни, профилактике сахарного диабета, о работе центра здоровья.

Витамины и микроэлементы

В лектории «Университет» здоровья» Городского центра медицинской профилактики прошло очередное занятие для населения. В этот раз доктор химических наук, зав. кафедрой биохимии СЗ ГМУ им. И.И. Мечникова Владимир Абдуллаевич Дадали  рассказал слушателям о  роли витаминов и микроэлементов в жизни человека.

Сегодня много говорится об увеличении продолжительности жизни и роли здорового образа жизни в этом процессе. Такой образ жизни подразумевает здоровое питание и регулярные физические нагрузки, которые тоже являются системой питания для организма. Ведь активно работающая мышца вырабатывает многие необходимые вещества, которые мы получаем из пищи.

Говоря о питании, необходимо сказать о его законах. Один из них гласит - энергия, получаемая из пищи, должна соответствовать энергозатратам. У каждого человека они разные. Поэтому и количество потребляемой пищи должно быть разным. Надо еще учесть, что только природные продукты, а не «химия», идут на пользу здоровью.

На сегодняшний день мы в среднем получаем в день на 1500 калорий больше нормы. Это результат нашей гиподинамии. Лишние калории откладываются в виде жира.

Растительные и животные белки

doc_vitamins1

Еще один закон питания говорит: химический состав рациона должен соответствовать  физическим потребностям человека. Нашему организму требуется множество разных пищевых веществ. Это не только белки, жиры, углеводы, пищевые волокна и витамины. Но еще около 180 различных элементов – фенолы, флавоноиды и т д. Нужно удовлетворять потребности во всех компонентах. Но проблема в том, что наш рацион не соответствует нашим потребностям. К акие-то вещества мы потребляем с избытком, а каких-то не хватает. Если говорить о макронутриентах, то белка нам в сутки необходимо потреблять 60-80 грамм. Это должны быть как белки животного происхождения, которые мы получаем из мяса, рыбы, яиц, молока и кисло-молочных продуктов, так и растительного, которые содержатся, например, в различных кашах – овсяной, гречневой, кроме манной.  В пожилом возрасте разумно ограничить потребление красного мяса. А вот рыба, желательно из холодных морей, должна быть на столе не реже двух раз в неделю.

Сахар – «необходимый враг»

doc_vitamins2В пище должны быть углеводы, к которым относится сахар. Так вот, сахара мы потребляем в 60 раз больше нормы. Это уже больше психологическая особенность, вредная привычка – кушать много сладкого. Все продукты, приготовленные промышленностью, уже содержат сахар.  Мы связываем сахар с праздником – идем в гости с тортиком, конфеты преподносим в подарок. Угощаем ребенка шоколадкой и он привыкает к сладостям. Доказано, что у нас вырабатывается склонность к сахару. Сахар вызывает зависимость, как легкий наркотик. Может быть стоит вообще отказаться от сладкого? Нет. Но рекомендуемая доза – две чайные ложки в день и не больше!  Самый лучший заменитель сахара – это мед. Еще полезно пить чай с финиками. Такое чаепитие — дело привычки. К тому же, с избытком сахара мы теряем цинк и хром.

О жирах

Норма суточного потребления жиров – 60 грамм. В жирах содержится необходимый нам продукт – жирные кислоты омега-3,6,9. У нас сегодня наблюдается десятикратный дефицит омега-3 в рационе. В идеале омега-9 мы должны получать из подсолнечного масла. Но у нас сейчас оно выпускается преимущественно рафинированное, дезодорированное, горячего отжима. В таком продукте нет ничего кроме жира. К тому же, масло должно храниться в прохладном, защищенном от света месте, иначе оно окисляется и становится прогорклым. А у нас повсеместно нарушены условия хранения.

doc_vitamins3Много говорится о пользе оливкового масла. Но и тут надо смотреть, чтобы оно было первого холодного отжима. Жарить на нем нежелательно. Льняное масло вообще нельзя нагревать, иначе оно превратиться в олифу.

Дефицит омега-кислот по идее можно восполнить, принимая рыбный жир. В норме, если продукт правильно изготовлен и хранится, он не должен издавать неприятный запах. Если вы покупаете в аптеке капсулированный рыбий жир и чувствуется характерный запах, знайте, что продукт окислился и пользы от него – ноль, есть его нельзя.

Тотальный дефицит

doc_vitamins4По результатам многочисленных исследований установлено, что в настоящее время российское население испытывает дефицит 15 витаминов и 30 минералов. Витамин С у 70% россиян в дефиците, фолиевая кислота (витамин В9) –у 80%, железодефицит – у 40%, кальция – у 60%, йода – у 70%, селена – у 90-95%.. Современные продукты обеспечивают россиян микронутриентами только на  5-6%.

Восполнить потребность организма в витаминах и минералах могут либо добавки, либо органическая пища. Но органические продукты дороги, их не везде купишь. Остаются аптечные витаминно-минеральные комплексы. Но не стоит сразу бежать в аптеку и скупать все подряд.

Чтобы понять, какой именно препарат нужен вам, посоветуйтесь с врачом.

Городская акция «Зачем рисковать, если можно защитить!»

7 апреля 2016 года на Малой Конюшенной улице состоялась городская акция «Зачем рисковать, если можно защитить!»

при поддержке Фонда Вишневской-Ростроповича, Научно-исследовательского института детских инфекций федерального медико-биологического агентства, «Городского центра социальных программ «КОНТАКТ», Городского диабетологического центра, Общественного движения спортивных волонтёров, СПб диабетического общества.

  В период проведения акции проводилось:

  • консультирование специалистами населения по вопросам вакцино- профилактики и профилактики сахарного диабета;
  • измерение глюкозы всем желающим;
  • распространение информационных материалов по вакцинопрофилактике и профилактике сахарного диабета.
  • опрос населения «Что Вы знаете о сахарном диабете ?»

Профилактика наркомании среди подростков

Психиатр-нарколог, зам главного врача по организационно-методической работе Межрайонного наркологического диспансера №1 Сергей Иванович Докукин.

В Санкт-Петербурге есть вся необходимая помощь наркозависимым подросткам, есть детские койки в отделениях социальной и медицинской реабилитации в НРЦ. Но родители таких наркоманов не спешат обращаться к специалистам из-за боязни, что их детей поставят на учет и это отразиться на всей их дальнейшей жизни.  Они хотят сохранить недуг своего ребенка в тайне, обращаясь за анонимной помощью.

Лечение  зависимых строится поэтапно – амбулаторная помощь, стационарная, реабилитация. Наркозависимость затрагивает все стороны жизни человека – психическую, физическую, социальную. Поэтому так важно пройти все этапы лечения, чтобы не было рецидивов. Какой-то единой таблетки от наркомании нет! Вылечиться моментально от неё невозможно.

Не стоит думать, что наркомания – это удел детей из социально

неблагополучных слоев общества. Приобщиться к пагубному пристрастию может любой, даже самый благополучный и любимый ребенок из любопытства, за компанию, в погоне за модой, из-за незнания последствий, «я только попробую». Поэтому необходимо быть внимательнее к своим детям.

Наркомания – это болезнь, которая лечится очень долго. А после лечения необходима длительная реабилитация. Поэтому при появлении первых признаков приема наркотиков ребенком взрослым необходимо проконсультироваться с врачом. Есть ряд признаков употребления психоактивных веществ. Они различны и зависят от конкретного наркотического средства, частоты приема наркотика. В основном они касаются изменений в поведении. Что должно насторожить взрослых? Резкие перепады настроения у ребенка, нарушения ритмов сна и бодрствования, изменение аппетита и манеры поведения за столом, неряшливый внешний вид, странная компания, потеря интереса к хобби, появление в доме разноцветных таблеток, шприцев, закопченных ложек. Если что-то подобное вы заметили, то это повод забить тревогу

Самые распространенные наркотики — препараты конопли (гашиш, марихуана). Коноплю еще называют «групповым наркотиком». Характерным признаком ее употребления является зверский аппетит и несвоевременная сонливость. Большой популярностью в молодежной среде пользуются психостимуляторы, позволяющие по двое суток не спать и не есть, сохраняя двигательную активность. Распространены СПАЙСы – так называемые курительные смеси, которые активно рекламируются в интернете. Менее популярны сегодня у молодежи опиаты.

Надо помнить, что подростковый возраст располагает к поиску новых впечатлений, является сам по себе фактором риска, когда подросток пробует все подряд, ищет свой наркотик.

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику. В задачу первичной профилактики ставят предупреждение употребления наркотиков. На этом этапе идет активная воспитательная работа среди молодежи и подростков, проводится санитарно-гигиеническое воспитание населения, ведется общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков, применяются административно-законодательные меры. Вторичная профилактика наркомании – это раннее выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, и их лечение, а также предупреждение рецидивов и проведение поддерживающей терапии.

В задачу третичной профилактики входит социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией.

Важнейшая роль в деле профилактики наркомании принадлежит семье.