Инсульты у детей

КНИГИ:
618.92
И72
Инсульты у детей : учеб. пособие / Л. М. Щугарева, Т.А. Лазебник,
Н. В. Андрущенко и др. ; ред. Л. М. Щугарева. — СПб. : СпецЛит, 2019. — 40 с. : табл. — Список лит.: с. 39-40.

618.9
П24
Педиатрия : нац. рук. : крат. изд. / Т. Г. Авдеева, Е. И. Алексеева, М. Д. Бакрадзе и др. ; ред. А. А. Баранов ; Ассоц. мед. о-в по качеству, Союз педиатров России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. — С. 111-112. — (Национальные руководства).
618.9
Б50
Берман, Р. Э.
Педиатрия по Нельсону : [рук.] : в 5-ти т. : т. 4 : пер. с англ. / Р. Э. Берман, Р. М. Клигман, Х. Б. Дженсон ; ред. А. А. Баранов. — 17-е изд. — М. : Рид Элсивер, 2009. — С. 942.

618.92
Р 85
Руководство по детской неврологии / В. И. Гузева, М. Л. Чухловина,
Е. А. Савельева-Васильева и др. ; ред. В. И. Гузева. — 3-е изд. перераб. — М. : МИА, 2009. — С. 359-388.

618.92
Ф 42
Феничел, Д. М.
Педиатрическая неврология : основы клинической диагностики : пер. с англ. / Д. М. Феничел ; ред. Н. Н. Заваденко. — М. : Медицина, 2004. — С. 420, 421, 505, 506.
СТАТЬИ:
Иванова, А. А.
Изучение роли инфекционного фактора в развитии инсульта у детей. Результаты 5-летнего ретроспективного анализа / А. А. Иванова, О. В. Шамшева, И. О. Щедеркина // Детские инфекции. — 2021. — Том 20, N 2. —
С. 10-15.

Камышанская, Д. Н.
Перинатальный инсульт : особенности течения : тезисы ХХ Российского конгресса с международным участием / Д. Н. Камышанская,
О. С. Панина, А. А. Сушкова // Российский вестн. перинатологии и педиатрии. — 2021. — Том 66, N 4. — С. 267.

Комарова, И. Б.
Антиагреганты в лечении и вторичной профилактике детского артериального ишемического инсульта : состояние проблемы / И. Б. Комарова // Педиатрия. — 2021. — Том 100, N 5. — С. 151-159.

Комарова, И. Б.
Артериальный ишемический инсульт раннего возраста, ассоцированный с минерализующей лентикулостриарной ангиопатией и легкой черепно-мозговой травмой / И. Б. Комарова, В. П. Зыков // Педиатрия. — 2021. — Том 100, N 1. — С. 42-51.

Артериальный ишемический инсульт у детей : использование тромболитической терапии / И. О. Щедеркина, Н. Н. Володин, П. В. Свирин и др. // Педиатрия. — 2020. — Том 99, N 2. — С. 153-162.

Догоспитальная диагностика инсультов у детей. Анализ работы службы скорой медицинской помощи Москвы и первичного центра по лечению цереброваскулярной патологии у детей и подростков / Ю. А. Хачатуров, И. О. Щедеркина, А. М. Сидоров и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2020. — Том 120, N 8/2 Инсульт. — С. 65-72.

Журкабаева, Б. Д.
Неврологические проявления геморрагического инсульта у детей грудного возраста / Б. Д. Журкабаева, А. Е. Аскарова // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2019. — Том 119, N 8/2 Инсульт. — С. 70-74.

Перинатальный артериальный ишемический инсульт : частота, диагностика, варианты клинического течения, ранние исходы / М. В. Нароган, В. Г. Быченко, Л. В. Ушакова и др. // Педиатрия. — 2019. — Том 98,
N 2. — С. 35-42.

Церебральный инсульт у ребенка с инвазивной формой гемофильной инфекции / А. А. Вильниц, Н. В. Скрипченко, А. А. Вожик и др. // Педиатрия. — 2019. — Том 98, N 1. — С. 254-258.

Журкабаева, Б. Д.
Роль инфекции в развитии геморрагического инсульта у детей / Б. Д. Журкабаева, А. Е. Аскарова, О. Д. Бердина // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2018. — Том 118, N 5/2 Нервные и психические заболевания детского возраста. — С. 31-37.

Комарова, И. Б.
Значимость факторов, ассоциированных с тромбозом для развития и прогноза артериального ишемического инсульта у детей / И. Б. Комарова,
В. П. Зыков, Л. В. Ушакова // Педиатрия. — 2018. — Том 97, N 4. — С. 100-109.

Повышение осведомленности детей и подростков о симптомах инсульта / Сун Чер И, А. С. Орлова, Е. В. Силина и др. // Профилактическая медицина. — 2018. — Том 21, N 5. — С. 107-112.

Клинические и нейровизуализационные признаки кардиоэмболического инсульта у детей / И. Б. Комарова, В. П. Зыков, Л. В. Ушакова и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2017. — Том 117, N 3/2 Инсульт. — С. 11-19.

Комарова, И. Б.
Связь инфекции и вакцинации с артериальным ишемическим инсультом у детей / И. Б. Комарова, В. П. Зыков, Э. А. Каширина, Ю. В. Наугольных // Педиатрия : прил. к журн. CONSILIUM MEDICUM. — 2017. —
N 3. — С. 108-115.

Причины поздней диагностики острого ишемического инсульта у детей / И. О. Щедеркина, Н. Н. Заваденко, М. И. Лившиц и др. // CONSILIUM MEDICUM. — 2017. — Том 19, N 9. — С. 26-30.

Тулянганова, Н. М.
Качественная и количественная оценка проводящих путей с помощью диффузионно-тензорной МРТ у детей с церебральным инсультом / Н. М. Тулянганова // Медицинская визуализация. — 2017. — N 1. — С. 5-12.

Этиология и клинико — нейровизуализационные признаки ишемического инсульта, вызванного цервикальной артериальной диссекцией у детей / И. Б. Комарова, В. П. Зыков, М. Ю. Чучин и др. // Педиатрия. — 2017. — Том 96, N 5. — С. 81-89.

Диссекция средней и передней мозговых артерий как причина ишемического инсульта у мальчика 7 лет / Л. А. Калашникова, М. В. Древаль, Л. А. Добрынина и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2016. — Том 116, N 4/2 Детская неврология и психиатрия. —
С. 89-94.

Ишемический инсульт у девочки с системной красной волчанкой и антифосфолипидным синдромом : (клиническое наблюдение) / Н. С. Подчерняева, Л. Г. Хачатрян, Ю. О. Костина и др. // Лечащий врач. — 2016. — N 4. — С. 47-50.

Комарова, И. Б.
Кардиоэмболический инсульт у детей / И. Б. Комарова // Педиатрия. — 2016. — Том 95, N 3. — С. 175-182.

Предикторы формирования эпилепсии у перенесших ишемический инсульт детей / О. А. Львова, Л. В. Шалькевич, А. Н. Дронь и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2016. — Том 116, N 8/1. —
С. 4-8.

Щедеркина, О. И.
Инсульт у детей и подростков : формирование педиатрического регистра / О. И. Щедеркина, Н. Н. Заваденко, И. Е. Колтунов // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2016. — Том 116, N 9/1. —
С. 24-29.

Риск развития ишемического инсульта у детей — носителей протромботических полиморфизмов / П. А. Жарков, П. В. Свирин, Л. Е. Ларина и др. // Педиатрия. — 2015. — Том 94, N 3. — С. 99-104.

Факторы семейного, анти-перинатального анамнеза в прогнозировании инсульта у детей / О. А. Львова, Л. В. Шалькевич, А. Н. Тырсин и др. // Российский вестн. перинатологии и педиатрии. — 2015. —
Том 60, N 1. — С. 58-65.

Анализ полиморфизмов генов гемостаза и фибринолиза у детей с ишемическим инсультом / О. Е. Громыко, Е. Н. Арсеньева, Н. Л. Нечаева и др. // Российский педиатр. журн. — 2014. — N 6. — С. 4-9.

Гайнетдинова, Д. Д.
Перивентрикулярный неонатальный инсульт / Д. Д. Гайнетдинова,
Л. К. Каримова // Неврологический вестник. — 2014. — Том XLVI, N 3. —
С. 71-75.

Комарова, И. Б.
Трудности и ошибки диагностики артериального ишемического инсульта у детей / И. Б. Комарова // Педиатрия. — 2014. — Том 93, N 6. —
С. 105-112.

Факторы риска и маркеры эндотелиальной дисфункции у детей, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения / И. Е. Смирнов, Н. Л. Нечаева, А. Г. Кучеренко и др. // Российский педиатр. журн. — 2014. —
N 1. — С. 9-14.

Комарова, И. Б.
Классификация CASCADE артериального ишемического инсульта в детском возрасте / И. Б. Комарова, В. П. Зыков // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2013. — Том 113, N 5/2, Детская неврология и психиатрия. — С. 10-15.

Комарова, И. Б.
Роль инфекции в развитии церебрального артериального ишемического инсульта у детей / И. Б. Комарова, В. П. Зыков // Педиатрия. — 2013. — Том 92, N 6. — С. 54-60.

Наследственные проакугулянтные и протромботические нарушения как ведущий этиологический фактор ишемических инсультов у детей раннего возраста / О. А. Львова, В. В. Гусев, Н. Н. Кузнецов и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2013. — Том 113, N 9/2 Инсульт. — С. 13-20.

Зыков, В. П.
Вторичная профилактика ишемического инсульта у детей / В. П. Зыков, И. Б. Комарова // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2012. — Том 112, N 12/2, Инсульт. — С. 61-66.

Инсульты у детей / В. М. Студеникин, С. Ш. Турсунхужаева, Н. Л. Нечаева и др. // Справ. врача общей практики. — 2012. — N 4. — С. 43-52.

Львова, О. А.
Генетически детерминированные нарушения гемокоагуляции как причина ишемических инсультов у детей / О. А. Львова, О. П. Ковтун, Д. А. Чегодаев // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2011. — Том 111, N 12/2, Инсульт. — С. 3-9.

Причины ишемических инсультов у детей и подростков / Л. В. Жданова, М. Ю. Щербакова, Г. М. Решетняк и др. // Педиатрия. — 2011. —
Том 90, N 5. — С. 88-90.

Фактор риска ишемических инсультов у детей и пациентов молодого возраста / О. П. Ковтун, О. А. Львова, В. В. Гусев и др. // Российский педиатр. журн. — 2011. — N 5. — С. 39-45.

Ишемический инсульт в детском возрасте / О. Е. Зиновьева, Э. А. Катушкина, Е. Г. Роговина и др. // Неврологический журнал. — 2010. — Том 15, N 5. — С. 41-46.

Чучин, М. Ю.
Диссекция сосудов шеи и головы как причина ишемического инсульта в детском возрасте / М. Ю. Чучин, Л. В. Ушакова, И. Б. Комарова
// Педиатрия. Журн. им. Г. Н. Сперанского. — 2009. — Том 88, N 5. — С. 22-27.

Диагностика ишемического инсульта у детей : (обзор литературы, анализ клинических случаев) / В. П. Зыков, И. Б. Комарова, М. Ю. Чучин и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2008. — Вып. 22. Инсульт. — С. 71-76.

Зыков, В. П.
Ишемический инсульт у детей / В. П. Зыков, И. Б. Комарова, Л. В. Ушакова // Российский мед. журн. — 2008. — N 6. — С. 27-31.

Маска медицинская: (история и современность)

КНИГИ:

Маски медицинские : требования и методы испытаний : ГОСТ Р 58396-2019 : офиц. изд. – М., 2019. — 14 с. — (электронная копия).

61(03)
Б 79
Большая медицинская энциклопедия : [в 30-ти т.] / АМН СССР ; ред. Б. В. Петровский. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1974 — 1988
Т. 13 : ЛЕНИН И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — МЕДИНАЛ. — 1980. — Столб. 1259-1260.

617
Ж86
Жуков, Борис Николаевич.
Хирургия : учеб. / Б. Н. Жуков, С. А. Быстров ; ред. Б. Н. Жуков. — 6-е изд., стереотип. — М. : Издат. центр «Академия», 2014. — С. 41-42. — (Профессиональное образование. Здравоохранение).
61(08)
М 64
Мирский, Марк Борисович.
Хирургия от древности до современности : очерки истории / М. Б. Мирский ; РАН, Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. — М. : Наука, 2000. — С. 532.

616
О-26
Обуховец, Тамара Павловна.
Основы сестринского дела : практикум : учеб. пособие / Т. П. Обуховец ; ред. Б. В. Кабарухин. — 16-е изд., стереотип. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — С. 223. — (Среднее мед. образование).

617
О-28
Общая хирургия : в 2-х т. / ред. Э. Р. Гессе и др., сост. Л. А. Андреев и др. — 3-е изд., испр. и доп. — М.; Л. : Биомедгиз , 1934
Т. 1 : Антисептика и асептика. Обезболивание. Кровотечение. Раны. / С. С. Гирголов, В. А. Шаак, Э. Р. Гессе и др. — С. 86-89 : ил.
617
С74
Справочник операционной и перевязочной сестры / ред. Б. Д. Комаров, сост. М. М. Абакумов . — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Медицина, 1985. — С. 46-47.

617
С74
Справочник по антисептике и асептике для медицинских сестер / сост. С. И. Фроленко. — Ростов н/Д : Феникс, 2001. — С. 120. — (Медицина для Вас).
СТАТЬИ:
Бенцкий, Л.
Обманчивое ощущение стерильности. Во время пандемии коронавируса в аптеках раскупают не только маски, но и одноразовые перчатки. Однако специалисты говорят, что от последних гораздо больше вреда, чем пользы / Л. Бенцкий // Медицинская газ. — 2020. — N 16, 22 апреля. — С. 14.

Бузунова, С.
COVID-19. Готовый инструктаж по эпидбезопасности для медперсонала, который никогда не работал с инфекцией / С. Бузунова // Зам. гл. врача. — 2020. — N 7. — С. 40-55. ; Здравоохранение : журн. для управления мед. организацией. — 2020. — N 7. — С. 88-91.
Содержание:
Алгоритм действия медработника в аварийной ситуации. — С. 44.
Оперативный план мероприятий по локализации очага при выявлении больного с подозрением на COVID-19. — С. 45-47.
Как надевать и снимать одноразовую медицинскую маску : алгоритм. — С. 51.
Как надевать и снимать противочумный костюм : алгоритм. — С. 52-53.
Как проводить профилактическую дезинфекцию : памятка. — С. 54.
Как проводить очаговую дезинфекцию : памятка для медперсонала. — С. 55.

От Леонардо да Винчи до наших дней : из истории создания противочумного костюма / А. А. Калмыков, Р. М. Аминев, А. Г. Корнеев и др. // Военно-мед. журн. — 2016. — Том 337, N 1. — С. 76-80.

Туманова, М.
Маска как реальность / М. Туманова // Будь здоров!. — 2021. — N 2. — С. 17-21.

Фролова, Е. В.
История венецианской маски «Доктор Чума» / Е. В. Фролова // Справ. врача общей практики. — 2019. — N 1. — С. 65-68.
Фролова, Е. В.
Чума : исторические факты и реалии сегодняшнего дня / Е. В. Фролова // Справ. врача общей практики. — 2017. — N 7. — С. 64-75.

Семинар «Организация работы медицинского психолога в женской консультации»

7 июля в Городском центре медицинской профилактики» для психологов родильных домов и женских консультаций, специалистов Школ материнства, специалистов районных центров социальной помощи семье и детям состоялся семинар «Организация работы медицинского психолога в женской консультации».
Медицинский психолог женской консультации №9 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №17» Красногвардейского района Илья Олегович Ефременко поделился опытом использования методики «Линия жизни» в женской консультации. Почему именно эта методика? Она проста в использовании, не требует дополнительного методического материала, нужны только ручка и бумага. Методику можно использовать и как диагностический материал, и как этап психотерапии. Для начала нужно погрузить женщину в ее прошлый опыт переживания значимых событий, как позитивных, так и негативных. Переживание позитивных моментов – это ресурсный опыт, негативных – травмирующий, его надо проработать. На этом этапе обозначаем конкретные вопросы для дальнейшей работы. Затем приступаем к составлению графика –«линии жизни». Рисуем вертикальную, где отмечаем шкалу с делениями от +5 до – 5, и горизонтальную ось, обозначающую ноль. Затем точками обозначаем значимые события, ранжируя их по шкале значимости – хорошие события ставим в поле с плюсом, травмирующие, негативные –в поле с минусом и соединяем их в график. Смотрим, куда направлен вектор. Если вектор смещен в отрицательное пространство, то надо проанализировать, какие это события, страхи, тревоги, с чем они связаны. Это поле для работы с негативными аспектами в будущем. Цель — сместить фокус внимания на позитив, взять контроль над своей жизнью.
Медицинский психолог женской консультации №16 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №4» Василеостровского района Елизавета Валерьевна Стрельникова рассказала о применении метода арт-терапии при работе с беременными женщинами в школе родителей «Василиса» женской консультации, которая существует с 2001 года. Елизавета Валерьевна работает с беременными уже пять лет. В школе проводятся регулярные занятия по арт-терапии, где идет погружение в мир истории искусства, а занятие творчеством помогает в осознании себя и своей ценности. Для беременных они проводятся бесплатно. Главная задача для беременной в процессе арт-терапии – выразить свое эмоциональное состояние через язык художественных образов. Как строятся занятия? На первом этапе идет процесс настройки на дальнейшую творческую работу: беременные приобщаются к всемирному художественному наследию, обсуждают особенности образа матери в разных мировых художественных культурах. На втором этапе происходит создание своей картины. Беременным предлагалось почувствовать себя в роли современных художниц и поработать в любой технике, взаимодействуя с художественными материалами и цветом. Свободное рисование позволяет воспроизводить любые образы. Они могут быть связаны с будущим материнством, отражать представления о ребенке, или же извлекать из подсознания актуальные переживания, тревоги и страхи. Предлагались темы: «Я и мой ребенок», «Любовь к малышу», «Я и моя мама», «Я в родах», свободная тема. После создания рисунков беременным предлагалось дать название своей работе и на оборотной стороне написать свой авторский комментарий в духе «что хотел сказать художник», то есть пояснение, которое раскроет авторскую концепцию произведения и расскажет о языке символов беременной художницы. В процессе создания продуктов творчества особое значение имеет музыкальное сопровождение. Используется классическая музыка, которая благоприятно воздействует на общее состояние беременных. Благоприятный эффект дает прослушивание и пение колыбельных. Они помогают беременным расслабиться и установить взаимосвязь с будущим ребенком. Таким образом создается безопасное арт-терапевтическое пространство. В процессе арт-терапевтической работы они погружаются в расслабленное состояние и наслаждаются процессом творчества. Продукт творчества может быть ресурсом для беременной, подарком для будущего ребенка, и также может стать материалом для индивидуальной арт-терапевтической сессии. В ходе арт-терапевтической работы беременные ощущают уникальность своего состояния,
чувствуют родство со знаковыми материнскими образами мирового искусства.
Докладчик рассказала о песочной терапии, об используемой методической литературе по арт-терапии.
С докладом «Коррекция дисстресса у беременных женщин» выступила медицинский психолог СПб ГБУЗ «Женская консультация №33» Невского района Елена Анатольевна Пазарацкас. Она рассказала о проведенном на базе женской консультации исследовании. У группы беременных женщин проводилось измерение дистресса до и после коррекционного вмешательства – краткосрочной психотерапии. По результатам исследовательской деятельности было выпущено методическое пособие.
Период беременности женщины сопровождается не только положительными, но и отрицательными эмоциями. В психокоррекции беременной необходимо учитывать ее физиологические особенности и ограниченность по времени гестационным периодом.
В основе психокоррекции беременных используется краткосрочная групповая динамическая психотерапия, в основе которой лежит личностно –ориентированная (реконструктивная ) психотерапия.Цель психокоррекции- регуляция особенностей дисстресса у беременных женщин. Задачи: формирование открытого доверительного общения по вопросам протекания беременности у каждой женщины-участницы; формирование более адаптивного мышления; отреагирование отрицательных эмоций; просвещение беременных в вопросах важности грудного вскармливания, гармоничного воспитания детей, гармонизации отношений в семье. Докладчик подробно остановилась на вопросах формирования групп и условиях отбора участников. Инструменты психологического вмешательства: спонтанное рисование, сюжетно — ролевые игры.
Также используется визуализация, упражнения на мышечную релаксацию.
Механизм лечебного воздействия спонтанного рисования -субъективные образы отрицательных переживаний переносятся на бумажный лист, а сама беременная не испытывает, при этом чрезмерного эмоционального потрясения. Психологическая беседа в процессе рисования помогает проговорить деструктивные когниции и яснее их осознать.
Определенный ритм рисования способствует выражению внутриличностного напряжения символами рисунка. Использовались и другие методы психокоррекции, способствующие укреплению эмоциональной сферы беременной: освоение техник релаксации, танцы (сидя на стуле) расслабляющие тело и возвращающие участников в ситуацию здесь и сейчас, групповое общение, как возможность сказать то, что каждый считает важным.
Результаты групповых психологических встреч оцениваются методом наблюдения, обратной связью от беременных в период посещения и после окончания групп.
В итоге: снижаются симптоматические жалобы, повышается терпимость к стрессу, расширяются копинг-стратегии, укрепляется самооценка и формируется более адаптивное поведение в кругу значимых людей. В целом, психологические групповые занятия подтверждают целесообразность использования спонтанного рисования с учетом теоретического подхода к феномену беременности и его следует реализовывать во время беременности с целью улучшения состояния женщин.
О влиянии музыки на эмоциональное состояние беременной женщины говорила в своем выступлении старшая акушерка физиологического отделения СПб ГБУЗ «Родильный дом №9», победитель 2022г. в номинации «Лучшая акушерка учреждения здравоохранения» Евгения Леонидовна Рыжакова. Музыка имеет удивительное воздействие на организм человека. Уже давно в разных странах использует метод лечения музыкой – музыкотерапия. Более спокойная классическая музыка способна успокоить сердцебиение и снизить кровяное давление. Доказано, что ещё не рождённый малыш, находясь в животе у матери, способен слышать и ощущать. Если начать разговаривать с ребёнком уже на этапе беременности, то после своего рождения он будет узнавать голоса близких людей. Общение с малышом в период его вынашивания с помощью прикосновений и звуков называют гаптономией. Музыка при беременности – отличный вариант такого общения. Спокойные классические мелодии оказывают благотворное воздействие на развитие плода, а также успокаивают, умиротворяют и расслабляют его маму Музыкотерапия — одно из наиболее эффективных направлений внутриутробного развития детей. Она позволяет гармонично развивать оба полушария их головного мозга: левое, отвечающее за решение логических задач, и правое, позволяющее мыслить творчески. Такая стимуляция мозга способствует росту нейронов и положительно отражается как на физическом, так и психическом состоянии малыша. Музыкотерапия крайне полезна для беременных. Она помогает успокоиться, настроиться на позитивный лад, учит расслабляться и сосредотачиваться. Такие умения пригодятся в родах, помогут ослабить болевые ощущения. Многие роженицы слушают умиротворяющую музыку, находясь уже в родовой палате. Для улучшения психоэмоционального состояния беременных женщин могут использоваться специально разработанные музыкальные программы, состав­ленные из классических произведений. Классическая музыка в большей степени, чем современные ритмы, подходит для релаксации. Много исследований проводится по вокалотерапии беременных женщин.  Вокалотерапия – лечение пением.
Многими учеными доказан тот факт, что малыш, находясь в утробе матери, слышит и запоминает её голос, пение во время беременности положительно влияет не только на эмоциональное стояние матери, но и будущего ребенка. При пении спокойных песен у женщины улучшается общее состояние, нормализуется давление, а это самым положительным образом влияет на здоровье будущего плода. После родов женщины, которые пели мелодичные песни своему ребенку, замечали, что ребенок более спокойный меньше плачет между матерью и малышом возникает тесный духовный контакт.
Ученые добавляют и другие детали. Они считают, что роль дыхания, (а без ритмичного дыхания пение невозможно) является ведущей для физиологического развития будущего ребенка, а психические процессы у него запускает не что иное, как вибрация маминого голоса. Пение мамы не просто помогает ей общаться с еще не родившимся крохой, устанавливая между ними какую-то совсем особенную, крепкую связь, но и способствует правильному развитию малыша. Но поскольку здоровье, интеллект, способности закладываются еще в период внутриутробного развития, роль музыкотерапии наиболее актуальна для беременных женщин.

Профилактика травматизма у детей раннего возраста

30 июня в СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» для участковых педиатров, врачей, медицинских сестер отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, психологов детских поликлиник и детских поликлинических отделений состоялся семинар «Профилактика травматизма у детей и подростков».
С приветственным словом к участникам семинара обратился заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП Юрий Александрович Заозерский: «Летом у детей больше свободного времени и количество травм резко возрастает. Свою лепту в негативную статистику вносит купание в неприспособленных водоемах. Поэтому тема профилактики детского травматизма особенно актуальна в летнее время. Ребята сами интересуются своим здоровьем, но ищут ответы на свои вопросы в основном в социальных сетях, где информация не всегда достоверна. Медицинским работникам стоит задействовать эти интернет-площадки для информирования по различным аспектам здоровья, в том числе по вопросам профилактики детского травматизма».
Открыл работу семинара доклад «Профилактика дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков» подполковника полиции, заместителя начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со СМИ УГИБДД ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Екатерины Павловны Новоселовой. В настоящее время на четверть снизилось число ДТП с участием детей. В тоже время число погибших в ДТП детей осталось на уровне прошлого года. На дорогах города произошло 131 ДТП с участием детей. 2 ребенка погибли и 138 несовершеннолетних получили ранения. 54% ДТП произошло с детьми – пешеходами. В 75% случаев ДТП в темное время суток дети-пешеходы находились без световозвращающих элементов, а значит, они были менее заметны на дороге. Каждое третье ДТП с участием детей пешеходов произошло из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов водителями транспортных средств. Треть ДТП произошло, так как дети нарушили правила дорожного движения. Несовершеннолетние переходят дорогу в неположенных местах, на красный сигнал светофора и т.д. Дети копируют поведение взрослых на дороге, а взрослые часто пренебрегают правилами, показывая плохой пример детям. Около 50% детей-пассажиров получают травмы по вине водителей, которые их перевозят. При перевозке детей-пассажиров очень важно использовать специальное сертифицированное детское удерживающее устройство – нужно постоянно напоминать об этом водителям. Особое внимание нужно уделить перевозке младенцев. Ни в коем случае нельзя перевозить их на руках. Отдельно стоит сказать о велосипедистах. На 40% возросло количество происшествий и травм с их участием. Необходимо усиление профилактической работы. Подобная деятельность ведется круглогодично. Используется все средства. ГИБДД организует уроки в детских садах и школах, посвященные вопросам безопасности на дорогах, проводятся профильные акции для различных категорий участников дорожного движения, в СМИ распространяется информация о правилах безопасности, задействована социальная реклама.
О профилактике травматизма у детей и подростков рассказала Мария Сергеевна Великанова, специалист ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера» Минздрава России. Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах. Детский травматизм –одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, зачастую приводя к инвалидности, но и влечет проблемы для родителей. Более 3 миллионов детских травм ежегодно регистрируется в медицинских учреждениях РФ. Каждый восьмой ребенок до 18 лет обращается с травмой в больницы. Порядка 50% детских травм – это бытовые травмы; 32% — уличные; 7% — школьные. 60% травм происходят у мальчиков, 40% — у девочек. Часто причиной детского травматизма является халатность родителей.
Основные государственные задачи по профилактике детского травматизма: принятие всех необходимых законов и мер; введение стандартов безопасности для основных предметов детского потребления; адаптация окружающей среды под потребности детей; пропаганда средств и систем личной безопасности; введение образовательных программ по безопасности для детей; повышение качества неотложной медицинской помощи. Меры профилактики детского травматизма на дорогах и улицах: обучение детей правилам дорожного движения; обеспечение транспорта детскими креслами; наличие защитных шлемов, наколенников, налокотников при катании на велосипеде, роликах, самокатах и т.д.; обеспечение детей светоотражающими элементами в темное время суток. Профилактика бытового травматизма: ограничить доступ детей к розеткам и электроприборам; закрыть все острые углы мебели специальными накладками; подбирать игрушки по возрасту; детская кроватка должна иметь боковые ограничители; горючие и горячие (чайник) вещества, бытовая химия, лекарственные средства должны быть недоступны для детей. Родители не должны перекладывать ответственность за жизнь и здоровье своих детей на других. Этапы оказания помощи при травме: первый этап – на месте, второй – амбулаторное звено, третий – специализированная травматологическая помощь в стационаре.
С докладом «Ранняя помощь детям и их семьям – область межведомственного взаимодействия» выступила Валькова Ирина Анатольевна, руководитель подразделения службы ранней помощи ГБДОУ №41 Центрального района Санкт-Петербурга «Центр интегративного воспитания», член Координационного совета по ранней помощи Центрального района, член межотраслевой рабочей группы по вопросам развития ранней помощи при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга. Она показала видеоролик про детей с особенностями здоровья, которым нужна ранняя помощь.
Ранняя помощь детям и их семьям включена в формируемую систему комплексной реабилитации и абилитации и должна стать ее начальным звеном, способствующим как раннему выявлению нарушений функций организма детей, так и комплексной профилактики формирования и утяжеления детской инвалидности. Что это такое? Ранняя помощь – это поддержка семей с детьми от рождения до трех лет, направленная на развитие и благополучие детей, у которых выявлено отставание в развитии или существует риск его появления. Это может проявляться в таких областях развития, как социально-эмоциональное, познавательное, двигательное, коммуникативное и развитие навыков адаптации. Программы ранней помощи направлены на поддержку компетентности родителей, включение ребенка в жизнь сверстников, повышение качества жизни семьи. Ранняя помощь бесплатна. Ее оказывают службы и отделения, работающие на базе государственных учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Как понять, что нужно обратиться за ранней помощью? Наличие одной из этих причин является сигналом: если у вас есть беспокойство или возникают вопросы про развитие и воспитание ребенка; если вы видите, что поведение, развитие ребенка отличается от развития и поведения сверстников; если ребенку поставлен медицинский диагноз, который может отразиться на его развитии; если у ребенка есть инвалидность; если в жизни вашей семьи есть сложные обстоятельства, влияющие на развитие и поведение ребенка. Команда специалистов (психологи, педагоги, специалисты по движению, социальные работники, врачи) совместно с родителями определяют, нуждается ли ребенок в ранней помощи. Совместно с родителями разрабатывают индивидуальную программу сопровождения. Специалисты в ряде случаев имеют возможность осуществлять домашние визиты (проводить консультации или занятия на дому). В рамках программы сопровождения специалисты поддерживают:
развитие социальных способностей ребенка (способность вступать в отношения с другими детьми и взрослыми); коммуникации и речи ребенка; его двигательных возможностей; приобретение навыков самостоятельности ребенка; его познавательную активность. Специалисты также предоставляют психологическую поддержку членам семьи,
консультируют родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Раннюю помощь оказывают более чем в 40 учреждениях по Санкт-Петербургу.
В заключение семинара был показан видеоролик «Безопасность детей в ваших руках».
После завершения работы семинара состоялась экскурсия в Музей гигиены.

Профилактика вредных привычек у беременных женщин

27 июня в СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» для акушеров-гинекологов, психологов родильных домов и женских консультаций, специалистов Школ материнства состоялся семинар «Профилактика вредных привычек у беременных женщин».
Открыл работу семинара доклад «Отказ от табака и никотина» врача-пульмонолога СПб НИИФ Минздрава России Марии Александровны Смирновой. По определению ВОЗ, табачная зависимость ― это хроническое рецидивирующее заболевание. Люди с табачной зависимостью, также как и с другими хроническими заболеваниями, должны получать эффективное и адекватное лечение. Синдром зависимости от табака – это комплекс поведенческих когнитивных и соматических симптомов, который возникает после неоднократного использования табака или никотина и обычно включает сильное желание принять его, трудности в контролировании его употребления, упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия, возрастание допустимых пределов употребления и иногда состояние абстиненции. Синдром отмены табака ― это группа симптомов различного характера и различной тяжести, возникающих в результате полного или частичного удаления из организма никотина после постоянного употребления. Для диагностики табачной зависимости применяется: тест Фагерстрема для определения степени выраженности никотиновой зависимости; опросник Прохаска для оценки степени мотивации к отказу от употребления табака; проведение расчета индекса курения (ИК). Лечение никотиновой зависимости проводится с учетом степени ее выраженности и включает когнитивно-поведенческую терапию и фармакологическую терапию, которые могут проводится как отдельно, так и в комбинации. При никотиновой зависимости высокой и очень высокой степени строго рекомендуется назначение комбинации поведенческой и фармакологической терапии. При синдроме зависимости от табака возможно дополнительное назначение фармакологических препаратов или других воздействий для устранения симптомов отмены. Для лечения никотиновой зависимости. не рекомендуется: применение антидепрессантов, так как они не имеют доказанной эффективности и обладают серьезными побочными эффектами; лазерная терапия, гипноз, электронные сигареты, антагонисты каннабиоидных рецепторов, лобелин, мекамиламин, никобревин, ацетат серебра. Рекомендуется применение иглорефлексотерапии с целью снижения проявления симптомов отмены. Лечение является эффективным, если оно обеспечивает период воздержания от потребления табачных продуктов в течение не менее 6 месяцев. Лектор рассказала о рисках пассивного курения, о противопоказаниях для назначения различных форм фармакотерапии, о кабинете помощи в отказе от курения при СПб НИИ фтизиопульмонологии, об организации консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака с государственным финансированием — 8-800-200-0-200, о том, что телефонное консультирование является обязательным компонентом антитабачных программ во многих странах мира. Цель телефонного центра — снизить число курильщиков в Российской Федерации. Задачи — предоставление информации о влиянии табака на здоровье и об эффективных методах отказа от курения; повышение/укрепление мотивации к отказу от табакокурения; обучение методам самопомощи при отказе от табакокурения; информирование о ЛПУ, оказывающих помощь при отказе от табакокурения, ответы на вопросы, связанные с отказом от табакокурения, лечением никотиновой зависимости; поддержка при отказе от потребления табака. Бросающим курить необходимо рассказывать о преимуществах жизни без табака в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Курение во время беременности является фактором риска заболеваний как матери, так и ребёнка. Отмечено увеличение вероятности рождения ребёнка с низкой массой тела, пороками развития. Доказано, что курение матери в период беременности повышает вероятность развития астмы у ребёнка почти в 2 раза по сравнению с детьми, матери которых не курили.
О вредном влиянии алкоголя на организм женщины рассказала врач-нарколог, заведующая диспансерно-поликлиническим отделением №3 СПб «Городская наркологическая больница» Мария Георгиевна Гамаева. Тема женского алкоголизма сегодня очень актуальна – доля пьющих женщин увеличивается с каждым годом. Алкоголизм постепенно становится женской болезнью. У женщин сегодня мы все чаще видим увеличение нагрузки на работе, рост стрессов и депрессий. Весь этот негатив снимается традиционным способом – алкоголем. Очень быстро от бытового пьянства, да еще на пару с пьющим мужем, женщина приходит к алкогольной зависимости. Ведь у женщин ниже толерантность к алкоголю, чем у мужчин. На что следует обращать внимание акушерам-гинекологам при работе с беременными? Если на прием приходит женщина с запахом перегара, с отеками, неопрятная, с проблемами с алкоголем в анамнезе или часто пропускает плановые визиты в консультацию. Женщина будет до последнего отрицать свое пьянство, что у нее бывают запои. Увидев признаки алкоголизма у женщины, надо с ней мягко поговорить, дать номер горячей линии анонимного телефона доверия. Задача врача- мотивировать ее на обращение к наркологу за консультацией, хотя бы анонимно. Только 20% женщин получают помощь при отказе от алкоголя у нарколога
На теме профилактики употребления алкоголя женщинами фертильного возраста сделала акцент в своем выступлении к.пс.н., доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии СПбГУ Ирина Владимировна Грандилевская. Она рассказала об исследовательской группе по изучению профилактики фетального алкогольного синдрома (ФАС) в России, о результатах и выводах ее работы. Анализ результатов исследования показал, что в целом существующие установки в отношении употребления алкоголя во время беременности не содержат жестких запретов. В опросе приняло участие 648 женщин детородного возраста (из них, 301 беременная) и 203 врача (100 гинекологов и 103 педиатра). Больше половины обследованных женщин считают, что употребление небольшого количества качественного алкоголя на поздних строках беременности при нормальном ее течении является допустимым (и, может быть, даже полезным). ФАС – расстройство развития ребенка вследствие употребления алкоголя матерью в пренатальный период. Особо опасно потребление алкоголя в период зачатия, однако и на втором и третьем триместрах беременности употребление алкоголя не является безвредным, так как ассоциировано c дальнейшими когнитивными и поведенческими нарушениями у ребенка. Существует ли «безопасная доза» алкоголя для беременной? При употреблении 54г «абсолютного алкоголя» ежедневно – ФАС развивается у 19% детей; 27 – 54 г алкоголя – у 11% детей; менее 27 г алкоголя — у 2% детей.
Что такое доза? За одну дозу алкоголя в медицинской практике принято считать: 45 мл водки (40 градусов), 150 мл сухого вина (12 градусов,) 100 мл крепленого вина (18 градусов), 250 мл джина с тоником (7 градусов), 350 мл пива (4,5 градуса).
ФАС – неизлечимые врожденные нарушения. Патогенетического лечения не существует. Лечение направлено на коррекцию симптомов, включая проблемы поведения и адаптации. Разработка превентивных программ – единственный возможный способ борьбы с этим заболеванием. У детей с ФАС наблюдается: отставание в весе и росте; врожденные аномалии лица; проблемы в обучении; снижение памяти и внимания; плохой контроль эмоций и поведения. Врачи акушеры–гинекологи являются для женщин наиболее значимым и авторитетным источником информации о здоровье и беременности. 75% женщин, прекративших употребление алкоголя после того, как узнали о беременности, сообщили, что на их решение повлиял врач акушер-гинеколог. Обязанность врача – помочь женщине: выяснить наличие у нее проблем с алкоголем; предоставить полную информацию о вреде алкоголя для плода. Даже краткий совет врача уменьшает употребление алкоголя. Единственной причиной возникновения ФАС у плода является прием алкоголя матерью во время беременности. Краткосрочное вмешательство является эффективным инструментом в работе с проблемой употребления алкоголя во время беременности. Принципы краткосрочного вмешательства: просвещать, предоставлять факты, а не обвинять, предоставлять возможность выбора: контрацепция или прекращение/уменьшение употребления алкоголя, подчеркивать ответственность самой пациентки за выбор, поддерживать и выражать уверенность в ее способности изменить поведение. Цели краткосрочного вмешательства. Если женщина беременна или планирует беременность: любое количество алкоголя представляет риск и цель вмешательства — полный отказ от употребления алкоголя. Если женщина нерегулярно использует контрацепцию (может забеременеть), то цель вмешательства зависит от выбора женщины: предупреждение беременности и/или отказ от употребления алкоголя.
Шаги краткосрочного вмешательства: Спросить — Обратная связь — дать Совет – Помочь — Проследить. Докладчик рассказала об оценке эффективности вмешательства, о мониторинге работы врача, о сложности, с которыми сталкивается врач при проведении вмешательства. «Помощь женщине в формировании осознанной потребности отказаться от приема алкоголя в периоды планирования беременности и вынашивании ребенка – главная и трудная задача. Только знаний недостаточно, необходимы конкретные навыки, терпение и вера врача в важность этой работы и возможность успеха» — сказала Ирина Владимировна в заключение своего выступления.
В заключение семинара заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Юрий Александрович Заозерский рассказал об итогах акции «Ребенок – наше счастье!», прошедшей в Городском центре медицинской профилактики 4 июня в рамках Дня защиты детей. Акция получилась! В течение 5 часов беременные женщины получали нужные и полезные знания от ведущих специалистов, получали ответы на свои вопросы, отрабатывали практические навыки, находясь в зоне комфорта. И никто не хотел уходить! Это масштабное мероприятие для беременных женщин было организовано ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики совместно с общественной организацией «НОВО рождение» и семейной клиникой «Родильный дом на Фурштатской». Участники акции — врачи акушеры-гинекологи, психологи, акушерки, педиатры, специалисты школ материнства по дородовой подготовке из женских консультаций №8; №11; №39, Николаевской больницы, СЗ ГМУ им. И.И. Мечникова, семейной клиники «Родильный дом на Фурштатской», центра социальной помощи семье и детям Красногвардейского района прочитали 8 лекций, провели 9 мастер-классов, 4 видео занятия. По отзывам будущих мам, эта акция оказалась нужной и полезной, оставила массу приятных впечатлений, дала почувствовать себя не одинокой, помогла развеять массу страхов и сомнений. «Подобные мероприятия, как показала практика, нужны беременным женщинам. Такие акции осуществимы во всех женских консультациях и ГЦМП готов оказать необходимую поддержку», — сказал Юрий Александрович.

Семинар «Арттерапия — метод групповой работы психолога в Школе материнства по преодолению тревожности у беременных женщин»

30 мая, в Городском центре медицинской профилактики» для акушеров-гинекологов, психологов родильных домов и женских консультаций, специалистов Школ материнства состоялся семинар «Арттерапия — метод групповой работы психолога в Школе материнства по преодолению тревожности у беременных женщин».
Открыл семинар доклад «Скрининговая диагностика тревожных состояний у женщин в период беременности и после родов. Метод PASS-R.», который представили Коргожа Мария Александровна, к. психол. н., доцент кафедры клинической психологии и Евмененко Алеся Олеговна, аспирант кафедры клинической психологии, медицинский психолог Перинатального центра ФГБОУ ВО СПБГПМУ. Было отмечено, что скрининговое выявление симптомов тревоги у женщин проводится в дородовом и послеродовом периодах с целью оказания им своевременной психологической помощи. Определение степени выраженности симптомов тревоги и специфика их проявления, позволяет акушеру гинекологу строить индивидуальную программу ведения беременности. Задача психолога — определение мишеней психологической помощи женщинам при рождении ребенка с учетом индивидуальных особенностей, наблюдение за динамикой симптомов тревоги у женщин в период беременности и после родов, а также дополнительная оценка эффективности методов психологической помощи.
Кулиш Татьяна Сергеевна рассказала, что арт-терапия для беременных – это хороший способ расслабиться, забыв о постоянных стрессах и семейных проблемах. Творчество, которым занимаются будущие мамы, является отображением их эмоционального состояния. Татьяна Сергеевна подробно остановилась на практических вопросах применения арттерапии в женской консультации. Как проходит арт-терапия, какие существуют техники изотерапии, обратила внимание на то, в каких вопросах помогает арт-терапия? А именно: обретение внутренней гармонии; уменьшение страхов и тревог; улучшение самочувствия; увеличение количества позитивных эмоций; осознание родительства; изменение восприятия предстоящих родов (от стресса – к празднику); гармонизация партнерских отношений.

Абросимова Ангелина Игоревна, психолог-консультант, руководитель проекта «Жизнь продолжается» и Березина Надежда Васильевна, медицинский психолог, СПб ГБУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» рассказали о сложной задаче психолога при работе с женщиной с перинатальной потерей. Эта проблема является серьезным испытанием для матери и для семьи. Появляется страх новой беременности, замкнутость, отстраненность, депрессия. Это лишь часть последствий, с которыми может столкнуться женщина и семья в целом. Что необходимо делать:
1.Создать безопасную среду для родителей и их родственников, испытывающих горе потери.
2.Оказывать поддержку родителям и их родственникам на каждой стадии горя.
3.Помочь родителям найти ресурсы – источник новых сил в них самих, в мире.
4.Помочь выстроить новую картину мира родителям и их родственникам. 
5.Помочь родителям проживать жизнь без защиты, щита от травмы.
6.Способствовать формированию новой модели поведения и реагирования на жизненные ситуации. Арттерапия входит в один методов оказания психологической поддержки и помощи женщинам в это период.

Доклад Глебовой Натальи Алексеевны, медицинский психолог женской консультации СПб ГБУЗ «Николаевская больница» был посвящен использованию динамического рисования цветным песком при арт-терапевтических занятиях с беременными женщинами. Привлечение средств искусства, творчества в терапевтические и коррекционные программы помощи беременным издавна считалось мягким и эффективным способом влияния на состояние женщин и внутриутробное психическое развитие детей. Одним из таких методов является арт-терапия – «терапия изобразительным творчеством». Песочная терапия с беременными женщинами ориентирована на поддержание их внутреннего потенциала здоровья и силы в период подготовки к материнству, на развитие механизмов самонаблюдения и саморегуляции.
С докладом «Ресурсные, проективные арт-терапевтические техники» выступила Лосюкова Виктория Витальевна, педагог-психолог Центра социальной помощи семье и детям Московского района. Виктория Витальевна подробно описала техники, которые она часто использует при работе, в т.ч. с беременными женщинами: «Поэтичная живопись» — создание живописных картин на образы японских стихов – хокку, «Бодиарттерапия» — отражение своего внутреннего состояния с помощью театрального грима, проективный метод: «Пейзаж актуального состояния», изготовление традиционной куклы «Сила рода».
После окончания всем слушателям были предоставлены методические материалы для использования в работе

Акция « Ребенок — наше счастье!»

В рамках Дня защиты детей 04.06.2022 г. прошла акция « Ребенок — наше счастье!» для беременных женщин организованная СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики», совместно с общественной организацией «НОВО рождение» и семейной клиникой «Родильный дом на Фурштатской».
Участники акции — большая команда специалистов, в которую вошли: врачи акушеры-гинекологи, психологи, акушерки, педиатры, специалисты школ материнства по дородовой подготовке женских консультаций №8; №11; №39, Николаевской больницы, СЗ ГМУ им. И.И. Мечникова, семейной клиники «Родильный дом на Фурштатской», центра социальной помощи семье и детям Красногвардейского района, педагоги. Специалисты рассказали о происходящих во время беременности изменениях в организме, о факторах, влияющих как на неё, так и на развитие плода, обучили полезным знаниям и практическим навыкам.
Будущие мамы и отцы познакомились с арт-терапевтическими практиками, которые используются для гармонизации внутреннего состояния и уменьшения тревожности у женщин в период беременности и после родов.
Проведенная акция была масштабной, регистрация на нее была открыта заранее, были задействованы все залы дворца И. И. Шувалова.
В вестибюле первого этажа гостей встречала выставка товаров и услуг для мамы и ребенка и огромный холст на котором, при активном участии беременных женщин, создавалась картина «Рисуем Счастье» с Валерией Лошак — современной петербургской художницей, членом союза художников России и Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.
Для желающих была организована фото-зона, где могла сфотографироваться каждая желающая. Рядом находился специалист — консультант по правильному выбору слингов и обучению эргономичной переноски малыша.
На втором этаже в малом конференц-зале для беременных женщин специалисты провели мастер-классы по арт-терапии и песочной терапии, обучали мастерству изготовления куклы-Берегини.
Огромный интерес беременных женщин привлекла большая познавательная образовательная программа, подготовленная специалистами медицинских организаций и ведущими экспертами в этой области. На занятиях, проходящих с динамическими физкультпаузами, были даны ответы на вопросы, связанные с родами, материнством, развитием ребенка и лактацией. Были показаны обучающие практики и активности, где будущие мамы учились правильно держать ребенка на руках и прикладывать к груди.
Зал украшала выставка картин «Цветы жизни» Валерии Лошак и музыкальное сопровождение профессионального музыкального струнного квартета «Аллегро».
В малом конференц-зале первого этажа, для будущих отцов, состоялись познавательные лекции с видео сопровождением по вопросам вакцинации беременной женщины и новорожденного, гимнастике и различным сценариям родов.
Приятным бонусом для участниц акции явилась цветочная церемония и розыгрыш тематических подарочных наборов, в которых находились полезные товары для будущих малышей.
По завершению Акции участникам была предложена познавательная экскурсия в Музей гигиены в сопровождении врача-экскурсовода.
Проведенная Акция была интересной, познавательной и увлекательной, яркой и красочной, оставила приятное впечатление и порадовала заинтересованностью беременных женщин и тем, что было задействовано большое количество специалистов, с удовольствием поделившихся своими знаниями, навыками и умениями.