Как сохранить зубы здоровыми

10 марта в лектории для населения «Университет здоровья» состоялось очередное занятие на тему «Как сохранить зубы здоровыми». Его провела стоматолог — ортопед Медицинского научного центра ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» Анастасия Сергеевна Пастухова.

Строение зуба человека не представляет сложности. Выделяют три главных составляющих зуба: коронка, шейка и корень. Если говорить о строении зубных тканей, то оно выглядит таким образом: самый верхний зубной слой, изначально покрытый кутикулой — эмаль. Под воздействием слюны на нем образуется защитная оболочка – пелликула. Дентин – это зубная основа. Он состоит на 28% из органических веществ и на 72% — из неорганических. Внутри дентин имеет полость, которая внутри корней зуба переходит в корневые каналы. Пульпа – это соединительная ткань, имеющая губчатое строение и пронизанная нервами и сосудами. Цемент – костная ткань, покрывающая шейку и зубной корень. Периодонт – ткани, которые расположены вокруг зуба в зубной альвеоле. Они фиксируют корень зуба в лунке.

Как образуется кариес? Сначала на видимой части зуба образуется зубной налет, затем на него заселяются микроорганизмы. В результате их «жизнедеятельности» образуется кислота, которая разъедает эмаль и образуется кариес. Кариес — заболевание, которое характеризуется образованием дефектов в тканях зуба и его постепенным разрушением. Кариес представляет собой одно из самых распространенных заболеваний. Исследователи утверждают, что каждый взрослый человек хотя бы раз в жизни обращается к стоматологу по поводу кариеса. По статистике у 98% взрослых людей имеются пломбы на зубах, установленные по поводу кариеса.
В зависимости от распространенности процесса кариес делится на неосложненный и осложненный. Виды неосложненного кариеса: стадия пятна (поверхностное повреждение эмали); поверхностный кариес (более выраженное разрушение эмали, не достигающее границы между эмалью и дентином); средний кариес (кариозный процесс распространяется на эмаль и дентин, формируя кариозную полость); глубокий кариес (патологический процесс достигает пульпы). Виды осложненного кариеса: пульпит (воспаление мягких тканей зуба – пульпы); периодонтит (воспаление тканей, которые окружают корень зуба в лунке). В зависимости от времени возникновения патологического процесса различают первичный кариес, который возникает на здоровом зубе и вторичный кариес, развивающийся под пломбой на зубе, который уже был подвергнут лечению.
Среди причин возникновения кариеса выделяют: действие на зубные ткани продуктов расщепления углеводов и патогенных микроорганизмов, низкий уровень резистентности эмали, плохая гигиена полости рта.
Основные меры профилактики кариеса – тщательное соблюдение правил гигиены ротовой полости и регулярные посещения стоматолога. Если говорить о профессиональной гигиене полости рта, то ее необходимо проводить не реже одного раза в полгода. Это своеобразное «техобслуживание» зубов. Как ее проводят? Снимают твердые отложения (зубной камень), не травмируя эмаль, с помощью ультразвукового скейлинга. Затем идет пескоструйная обработка, снимающая мягкий налет. Заключительный этап гигиены – полировка.
Самое главное условие гигиены в домашних условиях – это регулярность .Гигиенические мероприятия осуществляются при помощи: зубной щетки, зубной нити, зубной пасты, растворов для полоскания рта. Особое внимание надо уделить выбору зубной щетки. Хорошо зарекомендовали себя прямые щетки без выступающих щетинок. Мягкую щетку используем при повреждении эмали, при кровоточивости десен. Жесткая щетка – в исключительных случаях. Оптимальный вариант – зубная щетка средней жесткости. Электрические зубные щетки хороши тем, что никаких механических усилий прикладывать не надо, в них есть индикатор нажима и таймер чистки. Тем, у кого есть проблемы с деснами, можно порекомендовать приобрести ультразвуковую зубную щетку. При коронках, брекетах, протезах для прочистки межзубных промежутков используем монопучковые щетки. Для чистки зубных конструкций на имплантах применяются ершики. Зубные нити – флоссы рекомендуется использовать всем. Хороший уровень гигиены достигается применением аппаратов – ирригаторов, где очищение идет с помощью водяной струи. Зубную пасту выбираем в зависимости от желаемого эффекта. Пасты с фторидом натрия для чувствительных зубов имеют накапливающий эффект. Их не рекомендуют детям. Пасты с лечебными травами хороши для пожилых пациентов, с патологией парадонта, кровоточивостью десен. Пасты и ополаскиватели на основе антисептиков с хлоргексидином нельзя использовать более 1-1,5 месяцев. Пасты с повышенной очищающей активностью, с эзимами (для курильщиков) более грубые и агрессивные. Ими можно пользоваться изредка и непродолжительное время. Отбеливающие пасты не дадут нужного эффекта в домашних условиях. Они осветляют зубы на полтона, внешне это почти незаметно. Применяем их не более 1,5 месяцев. Отбеливание лучше проводить в стоматологическом кабинете.
В качестве профилактических мероприятий для защиты эмали применяют фторлак и двухфазные системы для глубокого фторирования. Детям для защиты от кариеса рекомендуется герметизация фиссур сразу после прорезывания постоянных зубов. В рамках профилактики кариеса стоит использовать конфеты, жвачки с сахарозаменителем – ксилитом, который сильно снижает кариесогенность микроорганизмов в полости рта. Полезна будет реминерализующая терапия – прием препаратов кальция. С профилактической целью – по 2 гр. в сутки 25-30 дней.
За несъемными ортопедическими конструкциями ухаживаем также, как за живыми зубами. Для съемных конструкций (протезов) применяются специальные очищающие таблетки и ультразвуковые ванночки. Чем лучше уход за протезом, тем он долговечнее.
В заключение лекции Анастасия Сергеевна еще долго отвечала на многочисленные вопросы слушателей.

Семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака у женщин»

28 февраля в Городском центре медицинской профилактики для акушеров-гинекологов, психологов женских консультаций состоялся семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака у женщин, как превентивная мера онкологических заболеваний».
Открыл работу семинара доклад «Скрининг рака шейки матки» к.м.н., врача- онколога, старшего научного сотрудника НИИ онкологии им Н.Н. Петрова Смирновой Ольги Алексеевны. В мире ежегодно регистрируется 555100 новых случаев рака шейки матки (РШМ). Рак шейки матки – распространенное злокачественное новообразование. К факторам риска развития РШМ относят: раннее начало половой жизни, частую смену половых партнеров; пониженный иммунитет; заболевания, передающиеся половым путем; длительный прием оральных контрацептивов; курение. Основной агент, провоцирующий развитие предрака и рака шейки матки, это онкогенные типы вируса папилломы человека (ВПЧ). На сегодняшний день разработана и внедрена в практику профилактическая вакцина против ВПЧ. Зарегистрированные В РФ на рынке вакцины дорогие и не входят в национальный календарь прививок. В России нет национальной программы скрининга РШМ. В рамках диспансеризации женщины обследуются один раз в три года. Часто пациентки с РШМ обращаются за помощью сами, а не активно выявляются. Основной метод скрининга, применяемый сегодня — цитологическое исследование мазков. Но здесь встречается ложноположительный или ложноотрицательный результат исследования мазка. В этом случае проводится ряд дополнительных исследований, в частности, кольпоскопия с взятием биопсии для гистологического исследования для уточнения диагноза. Новый скрининговый метод – жидкостная цитология. Он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Самый чувствительный метод – ВПЧ-тест, его прогностическая ценность – 99%.
Рак шейки матки находится на одном из ведущих месте в структуре онкозаболеваемости. К сожалению, чаще всего опухоль выявляется на поздних стадиях (около 30% пациентов). Что делать, чтобы повысить выявляемость на ранних стадиях и снизить смертность от РШМ? Внедрять ВПЧ-скрининг (сегодня он не входит в ОМС), проводить вакцинацию против папилломовирусной инфекции, проводить системную профилактику
Темой доклада к.м.н., онколога-маммолога, заведующего Университетским Маммологическим Центром ПСПбГМУ им.акад. И.П. Павлова Чижа Игоря Александровича стали профилактика, диагностика и раннее выявление рака молочной железы. По прогнозам у 1 из 8 женщин в течение жизни разовьется рак молочной железы. В Санкт-Петербурге в период с 2011 по 2018 г. число случаев рака молочной железы увеличилось на 5,6%. Выживаемость при РМЖ составляет в России 64%. Скрининг в России работает недостаточно эффективно. Опухоль около 2 см женщина часто находит у себя сама. Опухоль до 1,5 см можно найти только при маммографическом обследовании. Основной метод диагностики и скрининга – маммография. До 50 лет женщинам маммография показана 1 раз в 3 года, женщины 50-60 лет должны проходить ее ежегодно, с 60 лет – один раз в два года. С 35-40 лет женщине должна быть предоставлена возможность прохождения скрининга. Самый чувствительный и информативный метод – МРТ. УЗИ – метод дополнительной диагностики, а не скрининг. Наиболее информативна она у женщин до 35 лет. При наличии изменений в железе УЗИ рекомендуется делать 2 раза в год. Введение скрининга позволяет определить болезнь на «доклинической» стадии, то есть когда опухоль себя никак не проявляет. Распространенным методом дополнительной диагностики является биопсия. Спектр диагностических возможностей современной медицины достаточно широк. Что касается лечения, то здесь применяется комплекс – хирургическое вмешательство плюс лучевая, химиотерапия. Большое внимание уделяется возможности сохранения молочной железы в процессе лечения рака. При минимальных размерах опухоли выполняются органосохраняющие операции. Если железу приходится удалять, то рассматриваются варианты использования реконструктивной пластической хирургии для достижения косметического эффекта. Профилактика и ранняя диагностика злокачественных новообразований молочной железы не только спасают жизнь, но и являются экономически более выгодными мерами, чем лечение запущенных форм рака. Поэтому ближайшая задача – усовершенствование массового скрининга.
О принципах скрининга и раннего выявления онкологических заболеваний у женщин шла речь в докладе врача- онколога, программного директора образовательного проекта «Высшая школа онкологии» Шило Полины Сергеевны. Скрининг – выявление предопухолевых изменений, бессимптомного онкологического заболевания. Его смысл – продление жизни пациента. Докладчик рассказала о «скрининговом окне», о том, что раннее выявление опухоли не гарантирует полного излечения, о том, что чем чаще проводить скрининг, тем выше шанс не пропустить начало заболевания. Но при этом высок риск ложно положительных диагнозов и гипердиагностики. Кому нужен скрининг? Группам риска. На что сегодня есть скрининг? На рак простаты, рак шейки матки, рак молочной железы, рак легкого, колоректальный рак.
Онкопсихолог НИИ онкологии им Н.Н. Петрова Кондратьева Кристина Орхановна в своем выступлении рассказала об организации психологической помощи женщинам с онкологической патологей на примере гинекологических пациенток. Онкологические заболевания проявляются на всех уровнях существования человека – соматическом, психологическом, эмоциональном, духовном. Информация о смертельном заболевании создает для больного экстремальную и кризисную ситуацию. Внезапность витальной угрозы, разрушение стабильной картины мира, неопределенность будущего – вот реальность, с которой сталкивается раковый больной. Рак молочной железы и гинекологический рак вызывают у женщин двойной стресс: у нее появляются специфические переживания за свою женскую сущность, страх потери семьи, ущербности своего тела, невозможности стать матерью. Эти переживания предельны по своей интенсивности и есть опасность психологической травмы. Такие больные испытывают сильные отрицательные эмоции, идет нарушение мышления и познавательных процессов. В такой ситуации очень важна поддержка врача, который вступает в психологическое взаимодействие с пациентом. Эффективность такого взаимодействия влияет на эмоциональное состояние и врача, и пациента, И, в конечном счете, на результат лечения. В чем заключается эмоциональная поддержка больного врачом? В эмпатии, то есть безоценочном принятии человека, принятии в расчет его чувств и в донесении до пациента адекватной информации о картине его заболевания. В чем заключается психологическое сопровождение? В выявлении и коррекции дезадаптивного отношения к болезни на разных этапах заболевания (первичная диагностика, коррекция, маршрутизация, профилактика). Задача здесь – адаптироваться, привыкнуть к тяжелому хроническому заболеванию, таковым является рак. Докладчик рассказала о формах и способах психологической работы, о формировании зон ответственности психолога и пациента.
Завершал работу семинара доклад «Генетический паспорт человека и риск онкологических заболеваний» кандидата биологических наук, начальника сектора клинико-генетических исследований СПб ГБУЗ «Городская больница №40 Глотова Олега Сергеевича. Он говорил о проблемах внедрения геномной медицины в клиническую практику – это высокая стоимость геномных тестов, мало доказательств эффективности использования геномной информации в медицине. Основные направления исследования в медицине – геномное исследование эмбриона, полигеномный анализ, редактирование генома, генотипирование, экспресс-диагностика онкозаболеваний. Генетический паспорт позволит оценить риски онкологических заболеваний и будет эффективен в плане планирования семьи для профилактики генетических заболеваний.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей

21 февраля в Городском центре медицинской профилактики для участковых педиатров и медицинских сестер, медицинских работников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник состоялся семинар, где с докладом «Профилактика стоматологических заболеваний у детей. Взаимодействие педиатра и детского стоматолога» выступила врач-стоматолог высшей категории, главный врач СПб ГБУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника № 6» главный внештатный специалист по детской стоматологии в Северо-Западном ФО РФ Яна Юрьевна Седнева.
Яна Юрьевна отметила, что тема весьма актуальна для нашего города, где 90% детей шестилетнего возраста имеют кариес временных зубов, а это даже выше, чем в среднем по России (84%). Несмотря на различные профилактические программы, поражение кариесом неуклонно растет: у детей от года до 3 лет увеличение в 2,5 раза, а к 4 годам распространенность кариеса в различных регионах страны составляет от 20 до 80%. Тенденцию к росту имеет патология всей зубочелюстной системы у детей. В чем причина? Патология беременности, генетическая предрасположенность, ухудшение экологической ситуации, снижение иммунитета у детей, погрешности рациона питания, искусственное вскармливание, акселерация (раннее прорезывание зубов), низкий уровень гигиены полости рта. Стоматологические проблемы у детей до года: аномалии челюстно-лицевого отдела, вредные привычки (сосет пальчик), вялое сосание, короткая уздечка языка и верхней губы, кариес с первого зуба, кандидоз полости рта, герпетический стоматит. Проблемы у дошкольников: гипоплазия эмали, кариес и его осложнения, флюороз, аномалия прикуса и отдельных зубов, вредные привычки, стоматит, травма зубов. Все эти проблемы приводят к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, из-за очага хронической инфекции во рту (кариес) страдает иммунитет, неправильный прикус влияет на эстетику зубов и ведет к психологическим проблемам.
Кариес – это инфекционный патологический процесс, характеризующийся деминерализацией твёрдых тканей зуба и завершающийся образованием дефекта в виде полости, проявляется после прорезывания зубов. По данным наблюдений у четверти трехлетних детей встречается множественный кариес временных зубов. Если у матери при беременности увеличивалась интенсивность кариеса, а это очаги стрептококковой инфекции, которые передаются ребенку, то мы получаем множественные поражения (до 20) зубов у ребенка, «циркулярный» кариес, ведущий к потере зубов. Существуют факторы риска развития кариеса у ребенка: малообеспеченная семья, низкий образовательный уровень родителей, недоношенные, маловесные, часто и длительно болеющие дети, дети с системными патологическими процессами, с плохой гигиеной полости рта. Одним из источников стоматологических проблем у детей является мать. 60% мам пробуют еду из тарелки ребенка, 38% целуют в губы своих детей, 26% мам берут в рот пальцы ребенка, 9,8% облизывают соску малыша. Таким образом они передают свои кариесогенные организмы ребенку.
Первичная профилактика кариеса по принципам ВОЗ заключается в привитии здорового образа жизни, использовании фторидов, рациональном питании. Родители должны быть активно вовлечены в процесс ухода за полостью рта и питанием ребенка, мама должна быть направлена участковым педиатром к стоматологу после прорезывания у ребенка первого зуба. Детям обязательно нужен фтор в зубной пасте. Детям до года необходимо чистить зубы с момента прорезывания. Мама вместо зубной щетки надевает специальную насадку на палец, или использует чистый бинт, или специальную салфетку, которыми протирает зубы ребенку раз в день. Зубную пасту не используем. До трех лет родители чистят ребенку зубы, используя детские щетку и зубную пасту. Язык тоже нуждается в чистке. Чистить зубы надо по 2 минуты 2 раза в день – утром после завтрака и вечером перед сном. Сам процесс должен идти в форме игры. Здесь очень важен пример родителей. Щетку нужно регулярно менять, каждые 6-8 недель.
Если говорить о рациональном питании детей раннего возраста, то до 2 лет нежелательно добавлять в пищу сахар, ребенок должен получать не более 5% энергии в виде свободных сахаров. Отдельно стоит сказать о «Чупа-чупс». Это «кошмар стоматологов». Эти конфеты находятся у ребенка во рту очень долго, ребенок сосет легкоферментируемые углеводы, которые, соединяясь с микроорганизмами зубного налета образуют кислоту, ведущую к кариесу. «Долгоиграющие» карамельки лучше вообще стараться не давать детям. Надо, чтобы дети научились получать удовольствие от пережевывания пищи, давать твердые продукты (морковку, яблоко), а не протертые, не давать углеводы на перекус (булку), не есть сладкое на ночь.
Физиологическое прорезывание зубов начинается в 4-6 месяцев и заканчивается к 2,5-3 годам. Из-за акселерации зубы сегодня у детей прорезываются на 1-2 месяца раньше. У 70% детей встречается синдром прорезывания зубов – повышение температуры до 38 градусов, раздражение десен, боль, слюноотделение, потеря аппетита, насморк, нарушение сна. Симптомы похожи на ОРВИ, но здесь они держатся не более двух дней, а температура не поднимается выше 38 градусов. Здесь нужны способы облегчения – давать детям специальные резиновые охлаждающие прорезыватели, «светодиодную соску» со спектром синего цвета, мазать десны специальным гелем. Длительное сосание соски и пальчика – фактор риска развития патологи прикуса.
Педиатр – главная фигура воспитания стоматологического поведения семьи, источник грамотной информации, выявляет факторы риска развития стоматологических заболеваний, своевременно направляет к детскому стоматологу при обнаружении патологии и для диспансерного наблюдения.

Семинар «Профилактика употребления никотиносодержащих и психоактивных веществ у детей и подростков»

29 января в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Профилактика употребления никотиносодержащих и психоактивных веществ у детей и подростков» для заместителей директоров по воспитательной работе; педагогов, в том числе социальных педагогов; психологов школ, информационно-методических центров и Центров ППМСП; руководителей служб здоровья образовательных организаций.
Учитывая актуальность тематики, семинар вызвал огромный интерес у аудитории. Большой зал ГЦМП едва смог вместить всех желающих.
Первым прозвучал доклад «Социальные и психологические и факторы, предрасполагающие к формированию зависимостей у детей» к.м.н., заведующей отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Валентины Владимировны Яковенко. Она отметила актуальность проблемы. Каковы же причины возникновения употребления психоактивных веществ и наркомании? В первую очередь, это социальные причины, заложенные в обществе и непосредственном окружении человека.
Есть психологические причины, связанные с характеристиками личности человека, и биологические. Если говорить о глобальных макросоциальных причинах, то здесь надо отметить всеобщее падение нравов, низкую духовность и культуру у значительной части населения, сформировавшуюся наркотическую субкультуру и «моду» на наркотики среди молодежи, относительную доступность наркотиков «на черном рынке», активную деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики. Говоря о локальных макросоциальных причинах, стоит выделить недостаточную воспитательную работу среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга, агрессивную пропаганду наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп).
Какие же черты характера предрасполагают к формированию зависимости? Это личностная незрелость; слабая или отсутствующая воля; отсутствие жизненных целей и ориентиров; стремление к получению удовольствия и неспособность сопротивляться собственным желаниям; неумение или нежелание оценивать возможные последствия принятых решений; желание получать желаемое немедленно и без оглядки на потенциальные риски; импульсивность;проблемы в межличностных отношениях, дезадаптивные способы совладания со стрессом. Лектор отметила, что большое значение в формировании зависимостей у детей, имеют патологизирующие стили воспитания, такие как гипоопека, гиперопека, гипопротекция, гиперпротекция и различные сочетания стилей. Семья — это самый первый институт социализации ребенка. «Психотерапевтическая», поддерживающая функция семьи дает ее членам чувство защищенности и психологического комфорта, принятие объективной сложности окружающего мира, формирует полноценную адаптацию к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор. В задачи образовательных учреждений, помимо передачи знаний и формирования культурных и нравственных ценностей, входит помощь в социальной адаптации, выработке адекватного социального поведения и содействие личностному росту. Для сегодняшней школьной образовательной системы характерно перекладывание ответственности за асоциальное поведение учеников на их родителей. Дисфункциональная семья плюс проблемы образовательного процесса (загруженность учебой, невнимание к естественным потребностям и интересам учеников, невнимание к личностному аспекту, недостаточная компетентность педагогов в вопросах профилактики наркомании) дают почву для развития зависимости. Дети отвлечены от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком смысле этого слова.
Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, это то, чего хочется избежать любыми средствами. Фрустрация наступает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия.
Каковы же общие признаки употребления наркотиков? Это изменение поведения: потеря интереса к учебе; ухудшение успеваемости; утрата прежних интересов; отдаляется от прежних друзей и одноклассников; общается в агрессивном тоне, вспышки гнева; выходит полностью из подчинения; сбегает из дома при попытке ограничить общения с новыми друзьями.
Беспричинная смена настроения: безудержное веселье переходит в мрачное расположение духа или безразличие. Суетливая активность сменяется заторможенностью движений и речи. О многом может рассказать и внешний вид: одежда с длинными рукавами, игнорирование требований к личной гигиене, неряшливость в одежде, бледная, с серым оттенком кожа, отечность лица, кистей рук, сухие ломкие волосы. Изменение аппетита: забывает о еде, ненормально высокий аппетит, граничащий с обжорством, высокая жажда.
Речь: изменение темпа и связности речи в состоянии опьянения, употребление слов и выражений: дурь, кислота, химка, план, травка, солома, винт, чек, колеса и т.д.
Наблюдаются такие соматические расстройства, как тошнота, рвота, приступы чрезмерной потливости, заложенность носа, насморк, слезотечение, пересыхание красной каймы губ до растрескивания кожи.
Старший научный сотрудник, врач-нарколог отделения терапии больных с аддиктивными расстройствами ФГБУ СПб «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Дмитрий Иванович Громыко продолжил работу семинара выступлением «Никотиновая зависимость в подростковом возрасте». Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества, воздействующие на психические процессы, например, на когнитивную или аффективную сферы, и способные формировать психическую и физическую зависимость.
Классификация ПАВ в зависимости от вызываемых психических эффектов: седативные и успокаивающие вещества, стимулирующие вещества, психоделические вещества. Токсикомания — это зависимость от ПАВ, которые законом не отнесены к наркотическим веществам: алкоголь, никотин и др. Факторы, влияющие на приобщение к никотину: генетические, социальные, экономические, психологические. Никотин – это седативный ПАВ. Каковы же мотивы употребления табака? Он дает ощу­щение стимуляции; уменьшение раздражительности и вспыльчивости; прилив сил при приеме никотина; чувство расслабления после стрессо­вых ситуаций; стимулирует налаживание межличностных контактов. Курят «за компанию», если кто-то курит рядом. При наличии зависимости курят для снятия симптомов отмены. Готовность подростка к употреблению никотина может быть обусловлена многочисленными факторами. Это и конфликтные отношения в семье, и проблемы школьной успеваемости, и нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, и склонность к девиантному поведению, и наличие коморбидных психических заболеваний, и потребление ПАВ членами семьи, и традиции потребления никотина в референтной группе времяпровождения, и социально неблагополучный район проживания и т.д. Докладчик рассказал об интоксикации никотином и способах лечения табачной зависимости: фармакологическом, психотерапевтическом, комбинированном.
В настоящее время особое беспокойство у медиков вызывает употребление подростками снюса. Снюс — вид табака, увлажнённый и измельчённый, порционный (в пакетах) или рассыпной, который обычно помещают между верхней губой и десной на 5 – 30 мин. (по данным производителя). Через слизистую оболочку рта никотин поступает в организм.
Снюс является бездымным табаком. Может содержать высокий и низкий уровень никотина. Никотин в снюсе содержится в гораздо большей дозе, чем в сигаретах. Употребление снюса предполагает, что табак остаётся во рту до 30 минут, за это время в организм попадает в десятки раз больше никотина, нежели при выкуривании одной, даже самой крепкой сигареты. Если в самой крепкой сигарете содержится до 1,5 мг никотина, то при употреблении табачного снюса можно получить до 22 мг никотина. Снюс с чистым никотином содержит в разы больше миллиграммов вещества – от 40 до 60. Очень опасны последствия хронического потребления снюса в подростковом возрасте: остановка роста, повышенная агрессивность и возбудимость, ухудшение когнитивных процессов, нарушение памяти и концентрации внимания, высокий риск развития онкологических новообразований, прежде всего желудка, печени, полости рта. Большую обеспокоенность вызывает и мода на электронные сигареты, используемые для генерации аэрозольного никотина, а также для образования ароматизированного пара без содержания никотина.
Содержание никотина в одной затяжке зависит от интенсивности работы испарителя. При увеличении мощности генерируется больше пара и большее количество никотина в одной порции. Присутствующий в паре электронных сигарет никотин является выраженным нейротоксином и способен вызывать зависимость. Стоит отметить и распространение употребления насвая, в состав которого входят табак и щелочь (гашеная известь). Дополнительными инградиентами могут быть вкусовые добавки. Внешне на ощупь насвай похож на пластилин грязно-зеленого цвета. Гашеная известь способствует  ощелачиванию среды, что повышает уровень всасывания никотина через слизистую оболочку ротовой полости. Потребление насвая также приводит к формированию никотиновой зависимости. В качестве мер профилактики необходимо: активно вести антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни, информировать родителей учащихся о новых видах подростковой токсикомании, как можно раньше выявлять среди подросткового населения лиц со склонностью к токсикомании, выделять потенциальных токсикоманов в группы риска, чаще проводить разъяснительные мероприятия о вреде токсикомании среди подросткового населения, запретить реализацию «бестабачных никотин-содержащих жевательных смесей» на территории Российской Федерации, своевременно блокировать информационные ресурсы, пропагандирующие употребление ненаркотических ПАВ и реализующие «бестабачные никотин-содержащих жевательные смеси».
Заведующий диспансерно-поликлиническим отделением №2 СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Сергей Владимирович Коряковский в своем выступлении подробно рассказал о факторах риска формирования у детей и подростков алкогольной зависимости. Он отметил, что детский мозг – это несформированный орган. Любое повреждение имеет как острое, так и отдаленное последствие, нередко грубое и необратимое. Причины могут быть разные- как наследственные, так воздействовавшие в процессе жизни. В данном случае — это последствия от интоксикации ПАВ. Подросток — человек, у которого не сформированы навыки социального поведения, зачастую отсутствуют навыки превентивной психологической защиты. Особенностями психологии детско-подросткового периода являются: неспособность вовремя и без нарушений адаптироваться к новым условиям и среде, характерное подражательное поведение, активизация гормональной деятельности, потребность в автономии, стремление ощутить себя старше, любопытство. Все эти факторы являются почвой приобщения к потреблению психоактивных веществ. Токсичность воздействия наркотика на детский организм значительно более опасна, чем для взрослых потребителей, что приводит к ускоренному формированию болезненной зависимости. Вот почему для данной возрастной группы особенно значимо своевременное выявление потребителей алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ как для индивидуальной профилактики наркозависимости, так и для предотвращения группового вовлечения в наркопотребление.
В процессе общения с учащимися, их обучения и внеклассной работы преподаватели, школьные психологи, социальные работники, практически ежедневно наблюдая за поведением и внешним видом учащихся, имеют реальную возможность выявления среди учащихся лиц, потребляющих психоактивные вещества. Особое внимание привлекают подростки, которые попадают в «группу риска». «Группа риска» — лица, которые вследствие психологических и социальных причин находятся в ситуации, располагающей к употреблению алкоголя и наркотических средств, и формированию зависимости.
«Группа риска» определяется несколькими факторами: биологическиими, генетическими, психосоциальными. Профилактика подросткового алкоголизма и зависимого поведения должны бать направлена на выявление «группы риска», здесь немаловажная роль играет первичная профилактика, требующая участия не только специалистов, но и более широких кругов населения.
«Рекомендации медицинского психолога специалистам, работающим в сфере получения среднего образования, по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних» дала участникам семинара медицинский психолог СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Валентина Борисовна Родионова. Стратегическая направленность профилактики употребления ПАВ заключается в воспитании здорового, психически развитого и психически устойчивого ребенка, способного справляться с жизненными проблемами, не прибегая к ПАВ. Важно понимать, что эффективная профилактика употребления психоактивных веществ начинается не в подростковом возрасте, а значительно раньше, как минимум, в начальной школе. Причем в каждом возрастном периоде профилактика обладает своими особенностями. В начальной школе в рамках профилактики употребления рекомендуется делать акцент на позитивном восприятии здорового образа жизни, спорта, формировать адекватное отношение к ценности собственного здоровья, продолжать осваивать навыки безопасного поведения, выявлять и развивать интересы ребенка. В средней школе важно продолжать изучать склонности ребенка, корректировать его интересы, если в этом есть необходимость, организовывать досуг, формировать ответственность за свои действия и их последствия, формировать устойчивость к негативному влиянию окружающей среды, развивать навыки оказания сопротивления при склонении к употреблению вредных веществ. В старшей школе рекомендуется учить, как четко формулировать и отстаивать свою точку зрения даже в компании значимых людей, укреплять устойчивость к стрессам, неудовлетворению текущих потребностей, учить справляться с разочарованием, чувством обиды, вины, агрессией адекватными способами, объяснять связь между употреблением и ближайшими и отдаленными последствиями, в том числе и заболеваниями. Основная задача – проинформировать, проанализировать моменты, кажущиеся подростку спорными, и в дальнейшем помочь ему сделать правильный выбор. В рамках проведения профилактических мероприятий желательно избегать ряда ошибок.
Не следует: запугивать ребенка, рассказывать о тяжелых последствиях употребления ПАВ в драматичной манере, обсуждать состояния, которые испытывает наркозависимый при употреблении, перечислять виды психоактивных веществ, использовать сложную терминологию или, наоборот, сленг. Мишенями профилактической работы должно стать развитие самоуважения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие навыков противостояния влиянию, то есть умение сказать «нет», отказаться от сомнительного предложения. Работа с семьей – важнейший этап профилактики. Эта тема должна регулярно освещаться на родительских собраниях. Желательно не уставать подчеркивать родителям важность сохранения комфортной атмосферы в семье, атмосферы доверия. В конечном счете, именно ощущение тыла за своей спиной в виде семьи помогает подростку преодолевать трудности. Поддержка нужна каждому человеку, подростку – в большей степени, потому что он зависим и не уверен в себе. Понимание того, что дома тебя поймут, что можно обсудить любую тему – существенно снижает вероятность того, что ребенок не будет ничего пробовать. Кроме того, именно в атмосфере доверия дети могут рассказать об известных им случаях употребления ПАВ среди сверстников. А выявленные случаи употребления – это пресечение дальнейшего распространения психоактивных веществ. Что делать, если ребенок находится в нестабильном состоянии, если ему некомфортно? В индивидуальном порядке побеседовать с ребенком, с его друзьями, одноклассниками, поговорить с родителями, определить, могут ли специалисты школы улучшить ситуацию, сделать для ребенка пребывание в школе более комфортным. В одном случае это может быть включение его в совместную деятельность, стабилизация межличностных отношений. В другом – индивидуальные беседы с психологом, рекомендация обратиться в помогающую организацию. Возникли подозрения, указывающие на риск употребления психоактивных веществ? Максимально тактично сообщить о своих подозрениях родителям или законным представителям ребенка, организовать встречу подростков со специалистом поддерживающей организации или наркокабинета, а также организовать консультирование родителей, дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме, все действия строить на доверительной, конфиденциальной основе. Не рекомендуется запугивать родителей, поскольку они начинают неадекватно вести себя со своими детьми: обнюхивают, начинают проверять телефон, запрещают гулять и так далее. Если подтверждено, что ребенок выпил, курил или попробовал что-то запрещенное, не нужно себя сразу с ним вести как с матерым преступником или конченым человеком.

Семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой»

17 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов, социальных педагогов, психологов школ, информационно-методических центров и Центров ППМСП, руководителей служб здоровья образовательных организаций состоялся семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой».
Открыл работу семинара доклад «Обследование слуха у детей в условиях амбулаторного приёма детской поликлиники» врача-оториноларинголога высшей категории, врача-сурдолога высшей категории Районного специализированного реабилитационного центра СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109», детское поликлиническое отделение №3 Фрунзенского района Ольги Васильевны Генераловой. Она отметила, что в России в 2019 г. было более 1 млн. детей с социально значимым нарушением слуха. Основная масса детей с тугоухостью – это дети, у которых нарушение слуха произошло до 2-3 лет. Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Аудиологический скрининг новорожденных в России обязателен. В Санкт-Петербурге внедрена система раннего выявления нарушения слуха у детей. Скрининговое обследование проводится первый раз в родильном доме после рождения, второй раз в поликлинике в 1 месяц. Цель абилитации ребенка с нарушенным слухом – интеграция в нормальную жизнь. Она может проходить в специальном учреждении или путем инклюзивного обучения. Инвалиды по слуху обследуются 1-2 раза в год в сурдологическом центре или кабинете. У 30-50% детей раннего возраста с двухсторонней сенсорной тугоухостью нарушение слуха является генетически обусловленным. Экссудативный отит, аденоидит, синусит при неадекватном лечении могут приводить к кондуктивной тугоухости. Докладчик рассказала о строении слухового аппарата, о видах и степени тугоухости, о методах восстановления слуха, о показаниях к кохлеарной имплантации, привела примеры из собственной практики работы с детьми с нарушением слуха.
Второй докладчик — доктор психологических наук, профессор, научный руководитель реабилитации СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», главный научный сотрудник ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» МЗ РФ Инна Васильевна Королёва рассказала о психолого-педагогической поддержке детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях инклюзии. Где должен учиться ребенок с кохлеарным имплантом или слуховым аппаратом? В массовой школе и обычном детском саду вся структура не подготовлена к работе с детьми с нарушением слуха. Среди проблем – трудности в понимании речи учителя, трудности в овладении программой, психологические проблемы взаимодействия с учителем и одноклассниками. Но сегодня все больше детей со слуховыми аппаратами ходят в обычную школу. Часть детей со слуховыми аппаратами учатся в специализированных учреждениях с качественной звуковой средой. Даже небольшое снижение слуха отрицательно влияет на речевое развитие ребенка, а речь важна для обучения и коммуникации. Нарушение слуха – неизлечимое заболевание. Медицина не может полностью вылечить ребенка с нарушением слуха. Родители должны быть к этому готовы. Сурдопедагогическая реабилитация направлена на компенсацию нарушения слуха посредством сохранных анализаторов (зрение, тактильные ощущения), на предупреждение и коррекцию вторичных нарушений развития, на адаптацию глухого ребенка к жизни в обществе. Технические средства реабилитации людей с нарушением слуха – устройства, основанные на использовании сохранных анализаторов, помогающие ориентироваться в окружающем мире, общаться и обучаться; устройства, обеспечивающие возможность слухового восприятия речи (слуховые аппараты). Лектор рассказала об эволюции методов реабилитации детей с нарушением слуха, от жестового до современных медико-технических методов, отметила, что 30% детей с нарушением слуха рождается у нормально слышащих и говорящих родителей. Какие факторы влияют на речевое развитие детей со слуховыми аппаратами? Эндогенные (степень и тип нарушения слуха, наличие других нарушений, влияющих на овладение речью) и экзогенные (возраст слухопротезирования, качество слухового аппарата и точность его настройки, постоянство его использования, эффективность слуховой среды, коррекционная поддержка по развитию слухового восприятия, языковых и речевых навыков посредством слуха). Инна Васильевна доложила о сурдопедагогических критериях эффективности слухопротезирования, об условиях для слухо-речевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом и слуховым аппаратом, познакомила специалистов с печатными материалами по реабилитации таких детей. Также она ответила на вопрос по наушникам. Современные дети постоянно ходят с внутриушными наушниками, слушая громкую музыку несколько часов подряд. Здесь есть гигиенический негативный аспект – грязный наушник может травмировать слуховой проход, протолкнуть внутрь серу. Плюс — ребенок получает шумовую травму, что ведет к снижению слуха. Каков же выход? Использовать качественные большие внешние наушники и обязательно делать перерывы в их использовании.

Конференция «Особенности психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи в XXI веке. Профилактика асоциального поведения и противодействие противоправным посягательствам детей и молодежи»

19 февраля 2020 года в Городском центре медицинской профилактики состоялась конференция «Особенности психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи в XXI веке. Профилактика асоциального поведения и противодействие противоправным посягательствам детей и молодежи» для медицинских работников (психологов) детских поликлиник, социальных работников центров социальной помощи семье и детям, специалистов Федеральной службы исполнения наказаний, социальных педагогов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Открыл конференцию Ченцов Д.В., директор Городского центра медицинской профилактики. В своем приветствии Дмитрий Викторович обратил внимание, что решение этой очень сложной проблемы возможно только при объединении и слаженной работе многих ведомств.
Добряков И. В., старший научный сотрудник научно-организационного отдела ФГБУ «НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» МЗ РФ, к. пс.н. с выступил с докладом «Особенности и проблемы психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи. Профилактика отклонений и их коррекция». Было приведено определение аномии — критического состояния общества, характеризующееся тем, что старые нормы перестают действовать, а новые ещё не установились, старые ценности девальвируются, а новые находятся в процессе формирования. Индивидуальное психологическое состояние аномии характеризуется деморализацией, ослаблением связи человека с обществом, переживанием беспочвенности, отчуждённости. Это состояние приводит к росту базальной тревоги в обществе, у его представителей; негативно влияет на семейные отношения; создает неблагоприятные условия становления полового влечения, полоролевой идентификации. Современное поколение – поколение Z– для него приоритетны удовольствия. Это «вечные мальчики и девочки», которые начинают и заканчивают день со смартфоном в руках. Они не поступаются комфортом, не напрягаются ради создания отношений, их формирования. Для них характерно ранняя проба отношений, что приводит к разочарованию и поиску других удовольствий вне секса. Игорь Валерьевич привёл цитату, характеризующую философию современного поколения – «Зачем напрягаться – надо радоваться». В подростковом периоде всегда возрастает базальная тревога, подростки закрывают свои душевные и телесные границы, остаются в одиночестве. Преодоление последствий сепарации могут быть конструктивными, социально приемлемыми (творчество, учеба, работа, спорт, увлечения, любовь, образование семьи) и неконструктивными, социально неприемлемыми (алкоголь, наркотики, стяжательство, бродяжничество, ауто- и гетероагрессия, сверхценные увлечения, промискуитет). Так же выступающим было рассказано о трёх типах этических установок морализации (репрессивная, либеральная и «золотая середина») и их взгляды на деторождение, контрацепцию, аборты и другие вопросы.
Горьковая И. А., заведующая кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии СПб ГПМУ МЗРФ, д.п.н., профессор кафедры психологии человека института Психологии РПГУ им. А.И. Герцена выступила с докладом «Преступления, связанные с сексуальной и половой неприкосновенностью несовершеннолетних и молодёжи». Лектор рассказала о распространенности сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, о том, что имеющиеся цифры не отражают полную картину происходящего. Детям в таких ситуациях внушают, что это нормально. Отдельно остановилась на факторах уязвимости детей и подростков. Ирина Алексеевна озвучила проблему того, что не прописаны, не конкретизированы критерии сексуального злоупотребления в отношении детей. Также в докладе была освещена тема последствий сексуального насилия.
Своё выступление «Формы сексуальных преступлений в сети интернет в отношении несовершеннолетних» Армер Л. А., психолог, руководитель проекта РОО «Молодёжная служба безопасности», общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге начал с показа видеоролика «Только не говори маме». Он отметил, что количество преступлений через интернет растёт во всех странах и Россия здесь не исключение. Необходимо помнить – всё, что делается в интернете – делается своими руками. По статистке после выхода из кризисной ситуации каждый четвертый вновь создаёт условия для подобных ситуаций. Были объяснены термины: груминг, сексчатинг, секстинг, сексторшен. К сожалению, из-за ложной анонимности и ложной невидимости в сети, считая, что никто ничего не узнает, дети делятся интимной информацией о себе. Докладчик привел примеры из своей практической работы по выявлению лиц, совершающих преступления в отношении детей в сети интернет.
О факторах психосексуального здоровья подростков, живущих с ВИЧ с рождения, рассказала Сафонова П. В., к.п.н., СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями». Докладчик напомнила о самом заболевании, лечении, основном пути передачи ВИЧ. Основные стереотипы, которые окружают людей с ВИЧ: «Детей рожать нельзя, потому что я передам ВИЧ», «Отношения нельзя… можно только с ВИЧ+», «Про свой ВИЧ статус никому говорить нельзя». Всё это плохо сказывается на определении детьми своего места в жизни. Подростки, живущие с ВИЧ с рождения, испытывают трудности психосексуального развития. Связаны они со сложившимися стереотипами в обществе. Из-за страха быть отвергнутыми, подростки скрывают свой ВИЧ статус. У них складывается мнение, что сексуальные отношения могут быть только с ВИЧ + людьми, а рожать детей нельзя, так как ты передашь им ВИЧ.
Основной путь передачи ВИЧ-половой путь. При соблюдении правил приёма АРВТ, ВИЧ-инфекция не передается половым путем. Всё это необходимо доносить до подростков, для сохранения психосексуального здоровья проводить с ними беседы о возможности создания семьи и рождения детей без ВИЧ.
Дети с ВИЧ начинают принимать лечение в раннем возрасте и живут с этим постоянно, но подростки хуже придерживаются терапии. По данным исследования приверженность к лечению в большей степени зависит от режима дня и недели, места нахождения подростка, воспринимаемой ими эмоциональной поддержки. Профилактика психосексуального и соматического здоровья возможна во время беседы-разговора с психологом и возможности общения с ВИЧ+ сверстниками.
Петунова Янина Георгиевна, к.м.н., заведующая организационно-методическим консультативным отделом по дерматовенерологии Городского кожно-венерологического диспансера в своем докладе «Роль дерматовенерологической службы Санкт – Петербурга в профилактике ИППП среди детей и подростков» сообщила, что работа по профилактике заболеваний передающихся преимущественно половым путем проводится во всех районах Санкт-Петербурга, привела показатели заболеваемости среди несовершеннолетних, рассказала о той какую помощь могут оказать несовершеннолетним психологи детских поликлиник, молодежные консультации. В Санкт-Петербурге заболеваемость хламидиозом среди подростков высокая, превышает заболеваемость среди взрослого населения. На репродуктивное здоровье подростков влияет снижение возраста вступления в сексуальные отношения, аборты, заражение ИППП. К факторам риска ИППП у детей и подростков относятся акселерация, возрастные особенности подростков, изменение половой морали, низкий уровень просвещенности. Заболевания, вызванные ИППП, часто являются причиной бесплодия, невынашивания беременности. Чтобы «маленькие мамы» могли рожать здоровых детей, предотвратить их от аборта и отказа от рожденных детей, необходимо заниматься профилактикой ИППП среди подростков, повышать их сексуальную культуру и давать им необходимые знания по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
Тарасова Юлия Николаевна, к.п.н., доцент Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия в свое докладе «Содержание и особенности мер по противодействию спросу, порождающему сексуальную эксплуатацию женщины и ребенка», рассмотрела этапы психосексуального развития, отметив, что на I этапе, с первых месяцев жизни до 2-4 лет, происходит формирование полового самосознания. На II этапе, от 2-5 лет до 7-10 лет, идет научение ребенка полоролевому поведению в играх со сверстниками и формирование половой роли в соответствии со своим полом. И наконец на III этапе, от 7-10 лет до 18-20 лет, происходит окончательное формирование психосексуальной ориентации, обуславливающей выбор объекта полового влечения и форм его реализации. В это время для ребенка свойственны платонические мечты, фантазии; эротические фантазии; сексуальные фантазии; сексуальная активность и воздержание. Происходит постепенная интеграция ребенка, молодого человека в жизнь социума, принятие им социальных норм поведения.
Юлия Николаевна обратила внимание участников конференции на международные правовые документы защищающие права ребенка, такие как: Декларация прав ребенка, 1924 г., Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Конвенция о правах ребенка,1989 г.. Подробно остановилась на Конвенции Совета Европы «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений», 2007 г. В России также приняты законы, защищающие ребенка от нежелательной и вредной для него информации, в частности Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В конце своего выступления Юлия Николаевна призвала участников конференции проявлять гражданскую активность при формирование идеологии в обществе, осуждающей насилие во всех его проявлениях, участвовать в создании соответствующих законодательных актов, норм, регулирующих СМИ, телевидение и киноиндустрию, индустрию игр и т.д., оказывать помощь женщине и ребенку в понимании возникающих у них чувств и умении их выражать, уважительно относится к жертвам насилия.
После окончания конференции для участников была организована экскурсия в Музей гигиены, которую провели врачи Городского центра медицинской профилактики: Вдовиченко Е.А. и Живчикова Е.В.

Семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей»

12 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей» для заведующих, врачей, медицинских сестёр отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, врачей-педиатров отделений медико-социальной помощи, врачей-оториноларингологов, врачей-сурдологов детских поликлиник и детских поликлинических отделений. Туфатулин Газиз Шарифович,  к.м.н.,  главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», ассистент кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ познакомил участников семинара с современными возможностями диагностики и коррекции слуха у детей.
Для начала докладчик напомнил о терминологии. Так врач-оториноларинголог (ЛОР) – специалист, занимающийся диагностикой, медикаментозным и хирургическим лечением заболеваний уха, горла и носа. Врач-сурдолог-оториноларинголог – «узкоспециализированный ЛОР» — специализируется на диагностике и лечении нарушений слуха и равновесия. Врач-сурдолог-протезист –«узкоспециализированный сурдолог» специализируется на подборе, настройке слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов.Аудиолог – за рубежом – специалист по диагностике слуха и слухопротезированию. Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков.
Как измеряется слух? Методом тональной пороговой аудиометрии, являющимся золотым стандартом диагностики. Пороги слуха в норме не должны превышать 25 дБ в диапазоне 125-8000 Гц. Различают тугоухость: легкой степени, когда человек не слышит тихих звуков (шелеста листвы, пение птиц, некоторые фонемы, поэтому имеетнекоторые проблемы с разборчивостью речи); при умеренной степени пациент не слышит примерно половину от сказанного; при тяжелой степени с пациентом надо говорить очень громко, чтобы он нас понимал, такой пациент обязательно нуждается в слуховой коррекции; при глубокой степени восприятие речи невозможно. Различают следующие типы тугоухости: кондуктивная и сенсоневральная,последнюю делят напериферическую, слуховую нейропатию ицентральные слуховые расстройства. Бывают и смешанные формы тугоухости. Кондуктивная тугоухость поддается лечению и во многих случаях — полному восстановлению слуха. Она связана с нарушением звукопроведения (например, отит, серная пробка). Сенсоневральная тугоухость связана с потерей чувствительности рецепторного аппарата к звукам.
Каковы же причины тугоухости у детей? Они разнообразны: генетические факторы, инфекционные и вирусные заболевания, использование лекарственных препаратов с ототоксическим эффектом, токсикозы беременности, тяжелая анте- и интранатальная гипоксия плода, глубокая степень недоношенности (гестационный возраст менее 32 недель), переношенность (гестационный возраст более 41 недели), низкая масса тела при рождении, врожденная патология челюстно-лицевого скелета, внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденного, стойкая и/или выраженная гипербилирубинемия , острые и хронические отиты, аденоидиты, синуситы, травмы головы. У пациентов с сенсоневральной тугоухостью могут наблюдаться следующие проблемы: ухудшение восприятия тихих звуков, дискомфортное восприятие громких звуков, недостаточная разборчивость речи в тишине, очень плохая разборчивость речи в шуме, сложности в локализации источника звука, психологические проблемы (замкнутость, подозрительность, депрессия, стресс) и социальные проблемы (например, трудности в трудоустройстве). Слух должен быть восстановлен до 2-3 лет с помощью коррекции и лечения, тогда прогноз будет благоприятен и ребенок заговорит. Если слух не восстановить до 5 лет, то ребенок вряд ли сможет догнать сверстников в речевом развитии. Поэтому диагноз необходимо поставить как можно раньше. Для этого скрининг проводят еще в роддоме на третьи сутки жизни ребенка методом вызванной отоакустической эмиссии.В детской поликлинике после выписки из роддома также проверяют слух. Если выявляются нарушения или есть факторы риска по тугоухости, то ребенка направляют на углубленное обследование в детский сурдологический центр. Там для диагностики слуха у детей применяютсяобъективные методы, которые чаще всего проводятся у детей до 3 лет, во сне или под наркозом (импедансометрия,регистрация отоакустической эмиссии,регистрация слуховых вызванных потенциалов мозга) исубъективные методы, работающие у детей с 6 месяцев, требующие участия ребенка (6 мес.-1,5 года –поведенческая аудиометрия с визуальным подкреплением, с 1,5 лет-игровая аудиометрия, с 4-5 лет –тональная пороговая аудиометрия по стандартной методике). Диагноз должен быть подтвержден и субъективными, и объективными методами. У детей есть особые слуховые потребности. Они изучают, познают язык и не имеют возможности «заполнить пробелы» в тех случаях, когда отдельные звуки или слова не слышны, как это происходит у взрослых. Им необходимо обеспечение слышимости всего фонематического ряда и тихих звуков. Большую часть времени дети слышат речь других детей или женщин, она имеет больший высокочастотный компонент, нежели мужская речь. Им важно обеспечить слышимость высокочастотных звуков. Дети нуждаются в лучших акустических условиях для понимания речи, чем взрослые и испытывают большие сложности понимании тихой речи, речи в условиях шума.При использовании коррекции слуха с помощью слухового аппарата у детей есть необходимость выбора больших значений усиления, чем для взрослых; уменьшение шума; применение вспомогательных слуховых технологий. Как минимум в первые три года жизни ребенка использование им слухового аппарата контролируется родителями. Есть необходимость обучения родителей правилам эксплуатации и ухода за слуховым аппаратом. Если ребенок использует аппараты, которые не обеспечивают ему слышимости всего речевого диапазона, то он имеет риск отставания в речевом развитии и/или обучении.
Каков же современный подход к абилитации детей с тугоухостью?
Во-первых, это медицинский (медико-технический) компонент: постановка диагноза по слуху – до 4 мес, слухопротезирование – до 6 мес кохлеарная имплантация (глухие дети) — с 8 мес,стволомозговая имплантация – с 2-х лет.
Во-вторых, психолого-педагогический компонент:занятия с ребенком по развитию слухового восприятия, моторики, языка, речи и др.;психологическая поддержка и обучение родителей.Если раньше основной задачейабилитации было предотвращение развития и коррекция вторичных нарушений, то сегодня основная задача – создание условий для нормального развития. Цель слухопротезирования – обеспечить ребенку с тугоухостью возможность доступа к звукам окружающей среды, в частности, речи, настолько, насколько это возможно в конкретном случае, минимизация негативного влияния тугоухости на слухоречевое развитие и академическую успеваемость.
Лектор подробно остановился на возможностях современного слухопротезирования, на типах и устройстве слуховых аппаратов, рассказал об этапах слухопротезирования, о правилах адаптации к слуховым аппаратам, о показаниях к кохлеарной имплантации, о вспомогательных слуховых технологиях, о пилотном проекте по массовому обследованию слуха у учащихся школ Санкт-Петербурга, о работеДетского сурдологического центра, где состоит на учете в 2 645 детей, инвалидов – 1 233, детей после кохлеарной имплантации – 380 (билатеральной – 77), выдается слуховых аппаратов ежегодно – 100 штук, о том, как попасть на прием в Центр.