Занятие в лектори для родителей и педагогов «Открой мир здоровья!»

15 марта в Городском центре медицинской профилактики состоялась очередное занятие лектория «Открой мир здоровья!» для представителей родительских комитетов и школьного совета по питанию образовательных организаций и педагогов.
Врач по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детского поликлинического отделения №38 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №43» Кировского района. Илюхина Ольга Александровна рассказала о режиме питания и составляющих здорового питания, родительском контроле организации школьного питания, нормативной базе, санитарных требованиях и рекомендациях, условий и процесса производства, хранения и реализации пищи. На прием пищи должно отводится не менее 20 минут – большая перемена. Рекомендованы три вида меню: основное (организованное), меню дополнительного питания и меню для детей с различными заболеваниями. Сырокопченые мясные изделия и вареные колбасы не допускаются для школьного питания. Их не должно быть в школьном буфете, так же, как и нездоровой пищи – кондитерских изделий, шоколадок, сладких газированных напитков. Между завтраком, обедом и ужином перерыв должен быть не более 4 часов. Физиологическая потребность детей в воде: в 7-10 лет у мальчиков – не менее 1,2, а у девочек 1,1; в 11-13 лет у мальчиков — 1,3, у девочек — 1,2; 14-17 лет у мальчиков- 1,5  и у девочек -1,4 литра в сутки. Дополнительные количества воды требуются при жаркой погоде (выше 25°С), низкой влажности, повышенной физической нагрузке (если ребенок занимается спортом), в период заболеваний. Для питья в школе можно использовать кипяченую воду, питьевой фонтанчик, кулеры, пурифайеры. Задачи родительского контроля за организацией питания детей: повышение качества и эффективности организации питания обучающихся, выявление пищевых предпочтений и их корректировка с целью формирования у обучающихся навыков здорового питания, подготовка предложений, направленных на улучшение системы организации питания в каждой конкретной образовательной организации. Важнейший аспект родительского контроля — выявление степени удовлетворенности детей качеством организации питания обучающихся. Лектор подробно остановилась на порядке и условиях допуска родителей обучающихся в образовательные организации для контроля качества питания. Санитарная книжка для этого родителям не нужна. При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в организованных детских коллективах могут быть оценены: соответствие реализуемых блюд утвержденному меню; санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.; условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися; наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд; объем и вид пищевых отходов после приема пищи; наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд; вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей; информирование родителей и детей о здоровом питании.
«Школьные трудности и СДВГ. Есть ли выход?» —  тема выступления
кандидата медицинских наук, детского врача-невролога СПБ ГБУЗ «Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса» Родионовой Екатерины Юрьевны.  СДВГ – это проблема или диагноз? Это не плохое воспитание! СДВГ — это нарушение нейроразвития, которое характеризуется  расстройством поведения с несоответствующими возрасту гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью и отсутствием устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий и сопровождающихся нарушением адаптации в различных сферах жизнедеятельности. Диагностируется в детском возрасте и имеет, выраженные в разной степени, нарушение внимания, гиперактивность и /или импульсивность. Почему он возникает? В чем проблема этих детей?  Дети с СДВГ могут быть достаточно развиты, иметь хобби. В тоже время в школе они имеют ряд проблем: во взаимодействии со сверстниками (драки); во взаимодействии с учителями (нарушают дисциплину, отвлекаются на уроках и отвлекают других, грубят); с успеваемостью – делает много ошибок, не успевают выполнить задания; дома не заставить сесть за уроки, будет делать часами, если не проконтролировать, нет внимания к деталям, отсутствие мотивации к учебе.  Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах, показывают большой разброс частоты данного расстройства в среднем, около 5% среди лиц до 18 лет, 6% — среди детей школьного возраста и 3% — среди подростков. Почему возникает СДВГ? СДВГ – расстройство развития с ярко выраженным генетическим компонентом.
Его наследуемость оценивается в 76%. Диагностические критерии включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 -  гиперактивности и импульсивности. Диагностика требует задействования минимально ≥ 6 симптомов и признаков минимум из одной группы. Кроме того, симптомы должны часто проявляться в течение 6 и более месяцев; возникать минимум в 2 ситуациях, например, дома и в школе; присутствовать в возрасте до 12 лет; мешать функционированию дома, в школе или на работе. В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства таких детей некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывания).
Что делать при подозрении у ребенка СДВГ? Посетить детского невролога или психиатра;
пройти скрининговое тестирование родителям, обратиться к школьному психологу для диагностики симптомов дефицита внимания и гиперактивности.
Постановка диагноза СДВГ не оправдывает поведение ребенка, не делает его особенным, но помогает понять, почему ребенок так себя ведет. Понимание причин поведения ребенка может позволить создать более комфортную среду для обучения и развития, в том числе создание актуальной мотивации и системы поощрений. Понимание причин поведения позволяет понять, что наказания, запреты и лишения не работают и не помогают ребенку быть более внимательным и не отвлекаться. С возрастом симптомы СДВГ становятся меньше, особенно в отношении гиперактивности и импульсивности, симптомы невнимательности чаще сохраняются в той или иной степени. Дети с СДВГ чаще подвержены тревожным и депрессивным расстройствам; чаще имеют зависимости (игры, никотин, алкоголь); СДВГ может сочетаться и с другими нарушениями развития и поведения. По статистике хотя бы 1 ребенок в классе будет иметь нарушения нейроразвития (СДВГ, аутизм). Уточнение диагноза (невролог, психиатр) важно для понимания проблемы и дальнейшей маршрутизации ребенка. Терпимое отношение к детям с СДВГ — важный этап развития современной системы образования.
О психологической помощи учащимся с особенностями нервно-психического развития (СДВГ) шла речь в выступлении педагога-психолога ГБОУ «Средняя образовательная школа № 557» Невского района Хлыстовой Юлии Владимировны. Часто родители до школы не обращают внимания на проблемы ребенка. Часть родителей или не знают, или не хотят знать о наличии СДВГ у своего ребенка. Как с практической точки зрения подойти к СДВГ? Необходимо, в первую очередь, отмести неврологические проблемы, чтобы понять – это проблемы с поведением или со здоровьем. Необходимо понять масштаб проблемы, чтобы выстроить маршрутизацию – к неврологу, чтобы уточнить диагноз СДВГ, при подозрении на СДВГ обратиться с ребенком в медико-психологическую комиссию, с заключением комиссии идти к школьному психологу для проведения коррекционных занятий. Занятия с психологом в школе обязательно должны быть подкреплены занятиями дома с родителями. Для этого лектор показала несколько полезных игр и упражнений: «Волшебный мешочек», «Зеркало», «Передай мяч», «Говорю одно, делаю другое» и др.

Георгий Нестерович Сперанский (1873-1969 гг.):
(к 150-летию со дня рождения)

Труды Н. Г. Сперанского:

618.92
А 50
Аллергия в патологии детства : [сб. ст.] / ред. Г. Н. Сперанский. — М. : Медицина, 1969. — 371 с.

618.9
А 87
Архангельский, Б. А.
Мать и дитя : шк. молодой матери / Б. А. Архангельский, Г. Н. Сперанский. — М. : Медгиз, 1959. — 156 с. : ил.

618.9
А87
Архангельский, Б. А.
Мать и дитя : шк. молодой матери / Б. А. Архангельский, Г. Н. Сперанский. — М. : Медгиз, 1954. — 172 с. : ил.

618.92
Б 48
Беркович, И. М.
Острые желудочно-кишечные заболевания у детей / И. М. Беркович ; ред. Г. Н. Сперанский ; Центр. науч.-исслед. педиатр. ин-т, Заоч. курсы повыш. квалификац. врачей по педиатрии. — М. : [б. и.], 1944. — 32 с.

618.9
Б 71
Блюдорн, К.
Болезни грудного возраста в повседневной практике : пер. с нем. / К. Блюдорн ; ред. Г. Н. Сперанский. — М. : Охрана материнства и младенчества, 1927. — 150 с.

61Т
Д38
Всесоюзный съезд детских врачей, 4-й, Москва, 1927 : тр… 30 мая-4 июня 1927 г. / О-во дет. врачей СССР ; ред. Г. Н. Сперанский. — М. : ГМИ, 1929. — 785 с. : ил.

61Т
Д38
Всесоюзный съезд детских врачей, 6-й, Москва, 1947 : тр… посвящ. памяти
Н. Ф. Филатова, 26 мая- 1 ин. 1947 г. / ред. Г. Н. Сперанский. — М. : Медгиз, 1948. — 536 с. : портр.

61(08)
Д 22
XXV лет Института педиатрии : 1922-1947 : юбилей. сб. / АМН СССР ; ред.
Ф. И. Зборовская, ред. Г. Н. Сперанский. — М. : [б. и.], 1947. — 227 с. : ил.

618.92
З-12
Заблудовская, Е. Д.
Физиопрофилактика и физиотерапия рахита / Е. Д. Заблудовская ; ред. Г. Н. Сперанский. — М. : Медгиз, 1950. — 132 с. : ил. — (Б-ка практ. врача). — Библиогр. в конце кн.

618.92
И 74
Инфекции детского возраста — дизентерия, коклюш, ревматизм, туберкулез : (сб. работ Ин-та педиатрии АМН СССР) / АМН СССР ; ред. Г. Н. Сперанский. — М. : Медгиз, 1956. — 218 с. : ил.

616.4
К 45
Китайгородская, О. Д.
Частичный гигантизм у детей / О. Д. Китайгородская ; авт. предисл.
Г. Н. Сперанский. — М. ; Л. : Гос. мед. изд-во, 1931. — 88 с. : ил. — Библиогр. в конце кн.

618.92
М 29
Марфан, А. Б.
Рахит : пер. / А. Б. Марфан ; ред. Г. Н. Сперанский, пер. Вейс. — Л. : Практ. медицина, 1927. — 64 с. : ил.

618.9
М73
Многотомное руководство по педиатрии : т. 1-10 / ред. Ю. Ф. Домбровская. — М. : Медгиз 1960 — 1965.
Т. 10 : Обмен веществ у детей. Болезни крови, глаз, уха, горла и носа. Наследственные заболевания. История отечественной педиатрии. Охрана материнства и детства в СССР / ред. Г. Н. Сперанский, ред. Ю. Ф. Домбровская . — 1965. — 788 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.

618
О-92
Охрана здоровья матери и ребенка : сб. ст. / М-во здравоохр. СССР, Центр. ин-т усоверш. врачей ; ред. Г. Н. Сперанский. — М. : [б. и.], 1968. — 157 с. — (Труды ин-та ; т. 115).

613.5
Р60
Родителям о здоровье школьников : сб. ст. / ред. Г. Н. Сперанский. — М. : Медгиз , 1956. — 224 с. : ил.

618.9
П62
Пособие по уходу за здоровым и больным ребенком раннего возраста : для шк. мед. дет. сестер / Центр. НИИ охраны материнства и младенчества, бригада сестер ; ред. Г. Н. Сперанский, ред. Н. Ф. Альтгаузен, сост. Е. Э. Цоппи. — 2-е изд. — М. ; Л. : Медгиз , 1940. — 240 с. : ил.

618.9
С56
Современные проблемы педиатрии : сб. ст., посвящ. 70-летию со дня рождения и 45 — летию врачебной, науч., пед. и обществ. деятельности Р. Л. Гамбург / М-во здравоохр. СССР, Центр. ин-т усоверш. врачей ; ред. Г. Н. Сперанский и др. — М. : [б. и.], 1968. —
216 с. : ил. — (Науч. тр. ; т. 124). — Библиогр. в конце ст.

618.90
С56
Современные проблемы физиологии и патологии детского возраста : сб. ст. посвящ.
90-летию Г. Н. Сперанского / АМН СССР ; ред. Ю. Ф. Домбровская. — М. : Медицина, 1965. — 318 с. : ил.

618.91
С71
Сперанский, Г. Н.
Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста / Г. Н. Сперанский,
Е. Д. Заблудовская. — М. : Медицина, 1964. — 203 с. : ил. — (Б-ка практ. врача).

61(08)
С71
Сперанский, Г. Н.
Московские педиатрические школы / Г. Н. Сперанский. — М. : Медгиз , 1949. —
32 с. : ил.

618.91
С71
Сперанский, Г. Н. Питание здорового и больного ребенка : крат. пособие для врачей /
Г. Н. Сперанский, С. Г. Звягинцева, Ю. К. Полтева ; М-во здравоохр. СССР, Центр. ин-т усоверш. врачей, Фак. заочного усоверш. врачей. — М. : [б. и.], 1959. — 72 с.

618.91
С71
Сперанский, Георгий Нестерович.
Ребенок раннего возраста : кн. для родителей / Г. Н. Сперанский. — М. ; Л. : Медгиз , 1940. — 67 с. : ил.

618.91
С71
Сперанский, Георгий Нестерович.
Ребенок раннего возраста : кн. для родителей / Г. Н. Сперанский. — М. ; Л. : Медгиз , 1941. — 115 с. : ил.

618.9
С71
Сперанский, Г. Н. Ребенок от рождения до школы / Г. Н. Сперанский. — М. : Центр. ин-т санитар. просвещения, 1948. — 88 с. : ил.

618.92
С71
Сперанский, Г. Н. Хронические расстройства питания в раннем детском возрасте : (гипотрофия I, II, III) / Г. Н. Сперанский, А. С. Розенталь ; Центр. ин-т усоверш. врачей. — М. : [б. и.], 1953. — 135 с. : ил. — (Б-ка практ. врача).

618.9
С74
Спутник патронажной сестры : сб. ст. в помощь патронажной сестре, консультации по санпросвет работе / ред. Г. Н. Сперанский. — М. : Центр. ин-т санитар. просвещения : Центр. педиатрич. ин-т, 1944. — 64 с.

618.9
Ф51
Филатов, Нил Федорович.
Семиотика и диагностика детских болезней / Н. Ф. Филатов ; ред. В. И. Молчанов, ред. Г. Н. Сперанский. — М. : Медгиз , 1949. — 586 с. : ил., портр.

618.2
Ф70
Фламм, Г.
Пренатальные инфекции человека : пер. с нем. / Г. Фламм ; пер. Ю. Е. Вельтищев, ред. Г. Н. Сперанский. — М. : Медгиз , 1962. — 167 с. : ил. — Библиогр.: с. 127-165.

618.9
Ц80
Цоппи, Е. Э.
Работа медицинской сестры в детских учреждениях / Е. Э. Цоппи ; ред. Г. Н. Сперанский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Медгиз , 1956. — 260 с. : ил.

Литература о нем:

618.9
В 74
Вопросы педиатрии : сб. тр., посвящ. 50-летию науч… деят-ти проф. Г. Н. Сперанского / АМН СССР, Ин-т педиатрии ; ред. Ю. Ф. Домбровская и др. — М. : АМН СССР, 1951. — 244 с. : ил.

618.9
В 74
Вопросы перинатальной заболеваемости и смертности новорожденных : [сб., посвящ. 90-летию со дня рождения и 65-летию врачеб. деят-ти... проф. Г. Н. Сперанского] / М-во здравоохр. СССР, ЦИУВ ; ред. С. Г. Звягинцева, ред. Ф. А. Сыроватко. — М. :
[б. и.], 1963. — 214 с. : портр. — (Труды ин-та ; т. 61).

61(092) Сперанский
Ч-90
Чумаевская, О. А. Г. Н. Сперанский / О. А. Чумаевская. — М. : Медицина, 1973. — 80 с. : ил. — (Науч.- попул. мед. лит. Выдающиеся деятели отечеств. медицины и здравоохранения).

Намазова-Баранова, Л. С.
Великий русский педиатр Георгий Нестерович Сперанский : к 150-летию со дня рождения / Л. С. Намазова-Баранова, В. Ю. Альбицкий // Педиатрия. — 2023. — Том 102,
N 1. — С. 8-11.

Шер, С.
Легенда отечественной педиатрии : к 150-летию со дня рождения Георгия Сперанского / С. Шер // Медицинская газ. — 2023. — N 8, 1 марта. — С. 10-11. : портр.

Памятные вехи журнала «Педиатрия» / А. Г. Румянцев, Г. А. Самсыгина, Т. В. Казюкова, Н. А. Мазурина // Педиатрия. — 2022. — Том 101, N 3. — С. 8-11.

Академик Г. Н. Сперанский (1873-1969) и Московская школа педиатров. К 50-летию со дня смерти ученого / Т. Ш. Моргошия, Х. М. Мархулия, Н. А. Сыроежин и др. // Российский вестн. перинатологии и педиатрии. — 2020. — Том 65, N 1. — С. 138-145. : портр.

Альбицкий, В.
Основоположник отечественной неонатологии. 50 лет со дня смерти Георгия Сперанского / В. Альбицкий // Медицинская газ. — 2019. — N 13, 3 апреля. — С. 15. : портр.

Моргошия, Т. Ш.
Памяти Г. Н. Сперанского — педиатра — новатора и выдающегося ученого : (1873-1969) / Т. Ш. Моргошия, Н. А. Сыроежин, Д. О. Беляева // Педиатрия. — 2019. — Том 98,
N 5. — С. 260-264. : портр.

Уланова, А. В.
Георгий Нестерович Сперанский : (1873-1969) : к 145-летию со дня рождения /
А. В. Уланова, М. И. Алехин // Педиатрия. — 2018. — Том 97, N 1. — С. 10-12. : портр.

Захарова, И. Н.
85 лет научно-педагогической и лечебной деятельности кафедры педиатрии им. академика Г. Н. Сперанского ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России / И. Н. Захарова, Н. Л. Власова, А. Л. Заплатников, М. В. Власова ; Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования // Педиатрия : прил. к журн. CONSILIUM MEDICUM. — 2017. — N 4. — С. 97-101.

Шер, С. А.
Вклад Александра Андреевича Киселя и Георгия Нестеровича Сперанского в развитие всесоюзного общества детских врачей / С. А. Шер // Российский педиатр. журн. — 2017. — N 3. — С. 184-188.

Кнопов, М. Ш.
Академик Г. Н. Сперанский — один из основоположников отечественной педиатрии (к 140-летию со дня рождения) / М. Ш. Кнопов, В. К. Тарануха // Российский педиатр. журн. — 2013. — N 3. — С. 62-64.

Первый редактор главного журнала педиатров. Посвящается светлой памяти Г. Н. Сперанского — основателя журнала «Педиатрия» // Педиатрия. — 2013. — Том 92, N 1. —
С. 166-168.

Гепатиты (вирусный гепатит С)

Виноградова Татьяна Николаевна, к.м.н. главный врач СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».

Гепатит — это воспаление ткани печени. Оно может быть вызвано следующими причинами:
• вещества, оказывающие токсическое влияние, в том числе некоторые лекарства;
• разрастание отложений жировой ткани в печени при ожирении;
• алкоголь в больших количествах
• вирусы, вызывающие гепатит. И это является основной причиной воспалительных заболеваний печени.
Основная функция печени — это защита организма от попадающих в него токсичных веществ — их обезвреживание, поэтому при воспалении в ее ткани, печень не может эффективно выполнять свои функции, то есть выводить токсины, что обязательно приводит к ухудшению состоянии организма в целом. Опасность хронического гепатита в том, что долгое время он практически никак не проявляется — нет специфических симптомов.
Возбудителями вирусных гепатитов могут быть более десятка вирусов, основными являются А, В, С, D и Е. Они отличаются по степени заразности, путям передачи, течению заболевания, симптомам. Гепатит А не переходит в хроническую форму. От инфицирования гепатитом В существует достаточно эффективная вакцинация, входящая в Национальный прививочный календарь. Инфицирование вирусом гепатита С почти в 85% приводит к хроническому течению, которое может привести к тяжелым последствиям – циррозу печени, раку печени и летальному исходу. Среди факторов, влияющих на исход и течение гепатита С, имеет значение возраст человека, злоупотребление спиртным, инфицирование другими вирусами, поражающими печень, нарушения обмена веществ в организме и другие.
Источником инфекции является больной человек. Наиболее значимым является парентеральный путь передачи (при употреблении внутривенных наркотических препаратов, медицинских манипуляциях, травмирующих косметических процедурах, включая маникюр и педикюр, нанесение татуировок и установку пирсинга), существенно реже – половой и путь передачи от матери ребенку. У многих пациентов заболевание хронический гепатит С протекает без каких-либо симптомов и выявляется при обследовании в рамках диспансеризации, догоспитальной подготовки, при посещении гастроэнтеролога по поводу диспепсических явлений (как правило, не связанных прямо с наличием ХГС) и других специалистов (гинекологов, урологов, стоматологов и т.д.). От времени инфицирования до установления диагноза может пройти много лет.
В Клинических рекомендациях по лечению гепатита С (Хронический вирусный гепатит С (2021) . Клинические рекомендации.) определены группы населения с повышенным риском инфицирования гепатитом С:
• Беременные;
• Реципиенты крови и ее компонентов, органов и тканей;
• Персонал медицинских организаций;
• Пациенты центров и отделений гемодиализа, пересадки почки, сердечно-сосудистой и лёгочной хирургии, гематологии;
• Пациенты наркологических и кожно-венерологических кабинетов;
• Опекаемые и персонал учреждений с круглосуточным пребыванием детей или взрослых;
• Контактные лица в очагах острого и хронического гепатита С;
• Потребители инъекционных наркотиков и их половые партнеры;
• Лица, оказывающие услуги сексуального характера, и их половые партнеры;
• Мужчины, практикующие секс с мужчинами;
• Лица с большим количеством случайных половых партнеров;
• Лица, сделавшие татуаж;
• Лица, находящиеся в местах лишения свободы;
• Доноры крови (ее компонентов), органов и тканей, спермы;
• Пациенты с иммунодефицитом (пациенты с онкологическими заболеваниями, пациенты на гемодиализе, пациенты на лечении иммунодепрессантами и др.);
• Пациенты с заболеваниями печени неясной этиологии (в процессе первичного клинико-лабораторного обследования).
В последние годы наши врачи-инфекционисты успешно лечат пациентов с ХВГС таблетированными формами препаратов, достигая устойчивых результатов. В настоящее время вакцины против гепатита С не существует, поэтому профилактика инфекции заключается в снижении риска заражения в медицинских учреждениях, а также группах повышенного риска.
Основные меры первичной профилактики инфицирования вирусом гепатита С:
• безопасное и правильное выполнение инъекций при оказании медицинской помощи;
• соблюдение техники безопасности при обращении с колюще-режущими инструментами и отходами и их утилизации;
• тестирование донорской крови на ВГВ и ВГС (а также на ВИЧ и сифилис);
• обучение медицинского персонала.

Здоровье матери и ребенка

Беженарь Виталий Федорович, главный внештатный специалист акушер-гинеколог комитета по здравоохранению Санкт- Петербург, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой акушерства, гинекологии и неонатологии ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский ГМУ им. академика И.П. Павлова».
Сохранение здоровья детей – одна из основных задач государственной политики Российской Федерации в сфере защиты интересов детства.
Женское здоровье связано напрямую с деторождением. Из года в год по стране количество родов уменьшается. За последний год число родов в Санкт-Петербурге уменьшилось на 5%, а если посчитать динамику за последние 5-6 лет, то эта цифра превышает 15%. Эти цифры связаны и с отложенным материнством, и со смещением календаря рождаемости на более старший возраст. Возраст первородящей женщины, по данным Росстата, в нашей стране приближается к 28-29 годам. Хотя еще не так давно женщина 26 лет считалась первородящей старшего возраста. Приверженность к малодетным семьям – тоже негативная тенденция последних лет. С учетом первородящих 28+ и женщин, перешагнувших тридцатилетний рубеж, мы сталкиваемся с существенной проблемой наличия соматических и гинекологических заболеваний, прерывания беременности в этой возрастной группе, которые, безусловно, отражаются и на патологии беременности, и на числе преждевременных родов, и потерях беременности на ранних сроках. Поэтому проактивным скринингом женского здоровья нужно заниматься, по сути, с подросткового возраста, с начала менструального цикла – с 14-15 лет. Стоит регулярно проходить обследования, направленные, в первую очередь, на исключение рисков онкологических заболеваний — рака шейки матки, рака молочной железы, рака матки и яичников.
У нас в городе работает программа, которая позволяет обследовать женщин бесплатно новым высокоточным методом скринирования на рак шейки матки, выявляющим предраковые состояния. В Петербурге хорошо развито такое направление, как ювенильная гинекология – есть центр «Ювента», целая сеть районных молодежных консультаций, куда девочки могут прийти и бесплатно получить необходимую консультацию, обследоваться, в случае беременности получить информацию о репродуктивном выборе, если потребуется, то помощь в родовспоможении.
Какой возраст является оптимальным для деторождения с точки зрения здоровья женщины? Оптимально на эту тему задуматься стоит с 22 лет, чтобы подготовиться к рождению ребенка – провести спектр исследований, позволяющий снизить те риски, которые могут быть реализованы во время беременности в связи с наличием различных заболеваний, в том числе инфекционного и эндокринного характера, и обеспечить возможность забеременеть, выносить и родить здорового ребенка.
В нашем городе многое делается для преодоления бесплодия – работает более 20 городских, государственных и федеральных центров репродуктивных технологий, где можно получить помощь бесплатно. В прошлом году родилось 52 тысячи детей, из них с помощью ЭКО – около 2,5 тысяч. Только в этом году уже родились 328 детей с помощью репродуктивных технологий.
Если говорить о здоровье детей, то с1 января стартовал федеральный проект расширенного скрининга новорожденных на 36 врожденных и наследственных заболеваний. К нему очень детально готовились. Инициация этого проекта обусловлена, в том числе, и демографической ситуацией. Целью расширенного неонатального скрининга является ранняя диагностика наследственных и врожденных заболеваний, которая позволяет своевременно в первые дни жизни ребенка диагностировать заболевание, начать лечение, профилактировать осложнения, улучшить качество жизни. Чем раньше начато лечение, тем оно эффективнее. Новорожденных будут обследовать на 36 наследственных и врожденных патологий, тогда как ранее детей проверяли только на пять. Увеличение с 5 до 36 – это огромный шаг вперед. Обследование проводится бесплатно. Широка охвата скринингом очень высокая – до 90%. В нашем городе скрининговый анализ проводится в медико-генетическом центре. За два месяца этого года проведено почти 7 тысяч анализов для детей Петербурга, а для Северо-Западного региона – более 15 тысяч.
Следует сказать о демографической тенденции на перспективу — к сожалению, она не радует. Число женщин репродуктивного возраста в нашем городе сократилось более чем на 2% за прошедший год. Эти демографические тренды обусловлены и вступлением в репродуктивный возраст поколения 90-х и другими аспектами, в том числе – экономическими. В ближайшие несколько лет мы не ожидаем бэби-бума и всплеска рождаемости. Поэтому каждая беременность сегодня – это «хрустальная ваза». Если у женщины есть препятствие для вынашивания беременности, то мы направляем ее к узким специалистам — у нас в городе открыты три гематологических центра, городской центр №1 для женщин с патологией.

Конференция «Влияние на здоровье детей и подростков употребления никотиносодержащей продукции. Вейпинг»

27 февраля в Городском центре медицинской профилактики для специалистов секторов по здоровому образу жизни отделов образования Администраций районов
Санкт-Петербурга, заместителей директоров образовательных организаций
по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов школ, специалистов информационно — методических центров и Центров психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи, руководителей служб здоровья образовательных организаций в рамках Недели профилактики употребления наркотических веществ состоялась конференция «Влияние на здоровье детей и подростков употребления никотиносодержащей продукции. Вопросы профилактики на современном этапе. Вейпинг», посвященная формированию здорового образа жизни у детей и подростков, профилактике детско-подростковой дезадаптации, наркомании.
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор Городского центра медицинской профилактики Бережной Андрей Владимирович, отметивший актуальность темы курения у подростков, проблему доступности электронных сигарет и негативных последствий вейпинга.
О законотворческой инициативе в профилактике вейпинга у детей и подростков рассказала начальник отдела здравоохранения Администрации Василеостровского района, помощник депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Чебыкина К.А., Зуева Ольга Александровна. На круглом столе, организованном Законодательным собранием Санкт-Петербурга, посвященном проблеме вейпинга, были предложены следующие мероприятия: формирование негативного отношения к вейпингу; введение контроля за производством, ввозом и сертификацией курительных жидкостей и электронных систем для курения; снятие моратория на проверку точек продажи вейпов; закрытие витрин с вейпами, по примеру витрин с табачными изделиями; нанесение предупреждающих изображений и надписей о вреде использования электронных систем для курения; запрет дистанционной продажи табачной и никотинсодержащей продукции; запрет курения вейпов на территории учебных заведений; ужесточение мер воздействия на родителей за содействие в приобретении и поощрение курения электронных систем для курения. Докладчик отметила, что у законодателей недостаточно информации от медицинской общественности о вреде вейпов, отметила необходимость усиления санитарно-просветительской работы на тему вейпинга.
С докладом «Профилактика никотиновой зависимости у подростков» выступил к.м.н., старший научный сотрудник отделения терапии больных с аддиктивной патологией ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Громыко Дмитрий Иванович.
Факторы, влияющие на приобщение к никотину: генетические,социальные,экономические,психологические. Никотин – седативное психоактивное вещество (далее — ПАВ). Готовность подростка к злоупотреблению ПАВ может быть обусловлена многочисленными факторами: конфликтные отношения в семье, проблемы школьной успеваемости, нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, склонность к девиантному поведению, наличие коморбидных психических заболеваний, потребление ПАВ членами семьи, традиции потребления ПАВ в референтной группе времяпровождения, социально неблагополучный район проживания и т.д. Мотивы табакокурения: ощущение стимуляции; прилив сил при курении; чувство расслабления после стрессовых ситуаций; налаживание межличностных контактов; курение «за компанию»; уменьшение раздражительности и вспыльчивости; наличие зависимости, т. е. курение для снятия симптомов отмены. Воздействие никотина на нервную систему характеризуется слабовыраженным возбуждением, а затем депрессивным состоянием.
У курящих лиц никотин вызывает снижение восприятия психологического стресса. Последствия потребления никотина: кратковременное возбуждение клеток нервной системы, что приводит к ее переутомлению и последующему угнетению; нарушение работы сердечно-сосудистой системы; онкологические заболевания. Сигарета – это курительное табачное изделие. Табачный дым образуется при курении в процессе сгорания табака, в ходе чего выделяется более 4000 химических веществ и соединений. Больше всего вредят здоровью никотин, угарный газ, смолы, соли тяжелых металлов и остаточные вещества, возникшие при сгорании. Электронная сигарета – устройство, которое формирует высокодисперсный аэрозоль (пар), предназначенный для ингаляции (вдыхания). Используется для генерации аэрозольного никотина, а также для образования ароматизированного пара без содержания никотина. Пар формируется в результате испарения жидкости
с поверхности нагревательного элемента. Устройство бывает представлено в различных формах. Процесс использования электронных сигарет называют вейпингом  или парением.
Еще одна система нагревания табака – IQOS. Продукт впервые был выпущен
в Японии в 2014 году. Всемирная организация здравоохранения относит все системы нагревания табака, включая IQOS, к табачным продуктам. Эксперты подчёркивают, что сокращение воздействия вредных химических веществ в системах нагревания табака не делает их безвредными для здоровья человека.Технология устройства позволяет нагревать табак до 350 ° C. , что достаточно для выделения никотина из табака.
Д.И.Громыко подчеркнул, что цель первичной профилактики в образовательной организации — создание внутренней среды, способствующей формированию установок личности на ведение здорового образа жизни. Задачи программы профилактики: соблюдение прав некурящих участников образовательного процесса и посетителей школы путем соблюдения на территории образовательной организации закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»; способствование росту числа обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе, через создание общедоступных спортивных секций и других групп по интересам на территории образовательной организации; создание современных информационных материалов по проблеме табакокурения, ориентированных на разные возрастные группы обучающихся, а также членов их семей. Вторичная профилактика — общность позиции школы и семьи. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий. Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить: из любопытства, чтобы казаться взрослее, подражая моде, за компанию — и постараться нейтрализовать причины. Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети не курили, будьте сами для них примером: не начинайте курить, бросайте курить сами, не курите в присутствии детей, не разрешайте курить
в вашем присутствии!
«Курение вейпов: вред и влияние на организм человека» — тема доклада врача психиатра-нарколога наркологического кабинета Красногвардейского и Центрального районов СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Лазич Ольги Святославовны. Курение вейпов – это молодежная субкультура, тренд. Для вейперов организуются свои соревнования. «Нет табачного дыма – нет никотина!» — считают подростки. Но это заблуждение. Известны случаи смерти после курения вейпов. Одышка, кашель, дискомфорт в груди, усталось – типичные жалобы вейперов. Отсутствие симптомов на фоне курения электронных сигарет не означает отсутствие вреда для дыхательной системы. Если говорить о побочных эффектах курения электронных сигарет, то вред сопоставим с курением обычных. Электронная сигарета – не альтернатива обычной! Дети, подростки, беременные женщины не должны использовать вейпы. Снижение внимания, памяти, иммунитета,замедление роста, нарушение когнитивных процессов – вот перечень последствий курения вейпов детьми и подростками. Стоит отметить, что действие некоторых ароматизаторов и веществ, входящих в смеси для вейпов, еще не до конца изучено. Родителям стоит тщательнее наблюдать за поведением ребенка – курение вейпов могут сопровождать серьезные последствия. Необходимо выстраивать доверительные отношения с ребенком, выяснять психологические проблемы, которые стоят за курением вейпов и своевременно решать их.
С проблемой электронных сигарет (вейпов) и инструментарием изучения рисков употребления среди подростков познакомила участников конференции педагог-психолог ГБУ ДО «ЦППМСП Выборгского района» Санкт-Петербурга Ястребова Анна Александровна. Она обратила внимание на мировую статистику. По данным ВОЗ: в мире в 2017–2019 гг. доля регулярных пользователей электронных сигарет среди молодежи варьировала от 0,7% в Японии до 18,4% на Украине. По данным организации ASH (Action on Smoking and Health): значительное большинство (83,8%) никогда не пробовали электронные сигареты или не знают о них. Наблюдается рост числа 11-17-летних, которые когда-либо пользовались вейпом: от 11,2% в 2021 году до 15,8% в 2022 году. В настоящее время 7% подростков 11-17 лет являются постоянными курильщиками
по сравнению с 3,3% в 2021 году. Курению способствуют особенности подросткового возраста: стремление к общению со сверстниками; самоутверждение в референтной группе; демонстративное поведение; желание казаться взрослым. В чем привлекательность «вейпинга» и что способствует его распространению? Миф о безвредности электронных сигарет; желание подростков следовать моде, повысить социальный статус и почувствовать принадлежность к соответствующей группе. С целью углубленного понимания проблемы распространенности «вейпинга» среди подростков была разработана Социально-педагогическая анкета для несовершеннолетних
(обучающиеся 10-11 классов ГБОУ Выборгского района). Выводы исследования: большинство обучающихся 10-11 классов ГБОУ Выборгского района считают, что электронные сигареты наносят такой же вред здоровью, как и обычные сигареты. Окружение обучающихся составляют либо некурящие сверстники, либо 1-2 человека, которые курят электронные сигареты. Чаще всего обучающиеся приобретают электронные сигареты в магазинах и специализированных точках продаж. Большая часть родителей осведомлена о том, что их дети курят электронные сигареты. Большинство обучающихся не курят электронные сигареты, но 6% отметили у них наличие собственной электронной сигареты.
Наиболее распространенными причинами курения электронных сигарет являются: быстрое привыкание, скука и желание казаться взрослым. Социальные причины курения вейпов: недостаточный контроль со стороны родителей, отсутствие эмоциональной поддержки в процессе взросления со стороны родителей и/или значимых взрослых, популярность курения электронных сигарет в подростковой среде, курящие сверстники. Физиологические причины: привыкание, влияние состава электронных сигаретах на эмоциональное состояние, привлекательный запах и вкус жидкости для электронных девайсов. Личностные причины: отсутствие жизненных целей, интересов, деструктивные копинг-стратегии, неумение справляться со стрессом и жизненными трудностями, желание казаться взрослым, стремление к самоутверждению в группе сверстников.
Направленность профилактических мероприятий: для обучающихся — формирование негативных установок по отношению к курению электронных сигарет, развитие конструктивных копинг-стратегий; для родителей — просвещение в вопросах рисков употребления электронных сигарет, повышение мотивации в формировании в семье культа здорового образа жизни. Для повышения профессиональной компетентности педагогов — разработка мероприятий по организации профилактической работы с обучающимися.
О межведомственном взаимодействии при организации выявления и профилактики употребления никотиносодержащих веществ детьми и подростками сообщила медицинский психолог СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №49» Пушкинского район Тихомирова Ольга Геннадьевна. Есть родительский запрос: «Дети курят. Что делать?» 30% обратившихся к Тихомировой О.Г. родителей знали, что их дети курят. Многие даже сами купили вейпы детям : «Пусть лучше курит дома под моим присмотром, чем где-то какую-то гадость. Вейп менее вреден, чем сигареты».
Детскому курению, в первую очередь, способствует деструктивная семейная ситуация. Если родители (особенно мама) курят, то дети с большой вероятностью начнут курить. Докладчик подчеркнула необходимость системы мер по предупреждению курения. Специалисты поликлиник, школ, центров социальной помощи семье и детям, центров психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи должны тесно взаимодействовать в этом вопросе.
В заключение участники конференции отправились в Медицинскую библиотеку, Городского центра медицинской профилактики, где была развернута экспозиция специальной литературы по теме курения электронных сигарет.

«Профилактика никотиновой зависимости у подростков»

Громыко Дмитрий Иванович? к.м.н., старший научный сотрудник отделения терапии больных с аддиктивной патологией ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева».
Факторы, влияющие на приобщение к никотину: генетические, социальные, экономические, психологические. Никотин – седативное психоактивное вещество (далее — ПАВ). Готовность подростка к злоупотреблению ПАВ может быть обусловлена многочисленными факторами: конфликтные отношения в семье, проблемы школьной успеваемости, нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, склонность к девиантному поведению, наличие коморбидных психических заболеваний, потребление ПАВ членами семьи, традиции потребления ПАВ в референтной группе времяпровождения, социально неблагополучный район проживания и т.д. Мотивы табакокурения: ощущение стимуляции; прилив сил при курении; чувство расслабления после стрессовых ситуаций; налаживание межличностных контактов; курение «за компанию»; уменьшение раздражительности и вспыльчивости; наличие зависимости, т. е. курение для снятия симптомов отмены. Воздействие никотина на нервную систему характеризуется слабовыраженным возбуждением, а затем депрессивным состоянием.
У курящих лиц никотин вызывает снижение восприятия психологического стресса. Последствия потребления никотина: кратковременное возбуждение клеток нервной системы, что приводит к ее переутомлению и последующему угнетению; нарушение работы сердечно-сосудистой системы; онкологические заболевания. Сигарета – это курительное табачное изделие. Табачный дым образуется при курении в процессе сгорания табака, в ходе чего выделяется более 4000 химических веществ
и соединений. Больше всего вредят здоровью никотин, угарный газ, смолы, соли тяжелых металлов и остаточные вещества, возникшие при сгорании. Электронная сигарета – устройство, которое формирует высокодисперсный аэрозоль (пар), предназначенный для ингаляции (вдыхания). Используется для генерации аэрозольного никотина, а также для образования ароматизированного пара без содержания никотина. Пар формируется в результате испарения жидкостис поверхности нагревательного элемента. Устройство бывает представлено в различных формах. Процесс использования электронных сигарет называют вейпингом  или парением.
Еще одна система нагревания табака – IQOS. Продукт впервые был выпущен
в Японии в 2014 году. Всемирная организация здравоохранения относит все системы нагревания табака, включая IQOS, к табачным продуктам. Эксперты подчёркивают, что сокращение воздействия вредных химических веществ в системах нагревания табака
не делает их безвредными для здоровья человека.Технология устройства позволяет нагревать табак до 350 ° C. , что достаточно для выделения  никотина из табака.
Д.И.Громыко подчеркнул, что цель первичной профилактики в образовательной организации — создание внутренней среды, способствующей формированию установок личности на ведение здорового образа жизни. Задачи программы профилактики: соблюдение прав некурящих участников образовательного процесса и посетителей школы путем соблюдения на территории образовательной организации закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»; способствование росту числа обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе, через создание общедоступных спортивных секций и других групп по интересам на территории образовательной организации; создание современных информационных материалов по проблеме табакокурения, ориентированных на разные возрастные группы обучающихся, а также членов их семей. Вторичная профилактика — общность позиции школы и семьи. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий. Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить: из любопытства, чтобы казаться взрослее, подражая моде, за компанию — и постараться нейтрализовать причины. Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети не курили, будьте сами для них примером: не начинайте курить, бросайте курить сами, не курите в присутствии детей, не разрешайте курить
в вашем присутствии!

Лекция «Камни в желчном пузыре» в Университете здоровья

28 февраля в Городском центре медицинской профилактики в лектории для населения «Университет здоровья» состоялась лекция «Камни в желчном пузыре», которую провел к.м.н., врач хирург высшей категории Покровской больницы Данилов Сергей Александрович.
Желчнокаменная болезнь (ЖКБ) — заболевание, характеризующееся наличием конкрементов (камней) в желчном пузыре или его протоках. Желчнокаменная болезнь является наиболее распространённым заболеванием в хирургической гастроэнтерологии. Согласно исследованиям, в мире ЖКБ диагностируют примерно у 20% взрослого населения и заболеваемость в популяции в последние годы растет.
Желчь, синтезируемая клетками печени, по правому и левому долевым протокам попадает в общий печёночный проток. Далее через пузырный проток она временно депонируется в желчном пузыре. Желчный пузырь – резервуар для желчи. Во время приёма пищи желчный пузырь сокращается и желчь по общему желчному протоку через большой дуоденальный сосок попадает в двенадцатиперстную кишку, где и связывается с пищей. Основная роль желчи — эмульгация — расщепление жиров. Также желчь участвует во всасывании жирорастворимых витаминов, усиливает моторику кишечника. В среднем в организме вырабатывается около литра желчи в сутки. Образованию камней в желчном пузыре способствуют: нарушение химического состава желчи, застой желчи, воспаление.
Факторы риска желчнокаменной болезни: половая принадлежность — у женщин ЖКБ диагностируется в три раза чаще, чем у мужчин; возраст — чем старше человек, тем выше риск возникновения заболевания; наследственность и генетические факторы; нерациональное питание; нарушения липидного (жирового) обмена; ожирение; курение, алкоголь; сидячий образ жизни. Образовавшиеся камни различаются по составу. Они бывают: пигментными; холестериновыми; известковыми; смешанными. ЖКБ в большинстве случаев протекает бессимптомно. Больные могут жаловаться на боли в животе в области печени, желудка, которые усиливаются после еды и проходят после приема обезболивающих лекарств. ЖКБ опасна своими осложнениями – это острый холецистит, механическая желтуха, холангит, внутренние и наружные свищи, острый и хронический билиарный панкреатит, рак желчного пузыря. Развитии таких осложнений, как холедохолитиаз — наличие камней в желчных протоках, которое встречается в 5-20% случаев ЖКБ, и механическая желтуха является поводом к экстренной госпитализации в хирургический стационар.
«Золотым стандартом» диагностики ЖКБ является УЗИ брюшной полости. Этот метод позволяет выявить конкременты в просвете желчного пузыря с точностью до 95%, а также определить их размер и количество, оценить состояние стенки желчного пузыря, диаметр внутрипечёночных и внепечёночных желчных протоков. КТ и МРТ брюшной полости проводят по показаниям. В биохимическом анализе крови при неосложненном течении ЖКБ изменений может не быть. Консервативное лечение не эффективно. Единственным методом радикального излечения желчнокаменной болезни является удаление желчного пузыря — холецистэктомия. Лапароскопическая холецистэктомия — «золотой стандарт» лечения желчнокаменной болезни.
Если говорить о профилактике желчнокаменной болезни, то специфической профилактики нет. Активный образ жизни, здоровое питание, отказ от вредных привычек могут снизить риск ЖКБ, но не застрахует от неё. При выявлении желчнокаменной болезни не стоит ждать, лучше прооперироваться как можно раньше, в плановом порядке, не дожидаясь осложнений.