Данилов Сергей Александрович, к.м.н., врач хирург высшей категории Покровской больницы.
Желчнокаменная болезнь (ЖКБ) — заболевание, характеризующееся наличием конкрементов (камней) в желчном пузыре или его протоках. Желчнокаменная болезнь является наиболее распространённым заболеванием в хирургической гастроэнтерологии. Согласно исследованиям, в мире ЖКБ диагностируют примерно у 20% взрослого населения и заболеваемость в популяции в последние годы растет.
Желчь, синтезируемая клетками печени, по правому и левому долевым протокам попадает в общий печёночный проток. Далее через пузырный проток она временно депонируется в желчном пузыре. Желчный пузырь – резервуар для желчи. Во время приёма пищи желчный пузырь сокращается и желчь по общему желчному протоку через большой дуоденальный сосок попадает в двенадцатиперстную кишку, где и связывается с пищей. Основная роль желчи — эмульгация — расщепление жиров. Также желчь участвует во всасывании жирорастворимых витаминов, усиливает моторику кишечника. В среднем в организме вырабатывается около литра желчи в сутки. Образованию камней в желчном пузыре способствуют: нарушение химического состава желчи, застой желчи, воспаление.
Факторы риска желчнокаменной болезни: половая принадлежность — у женщин ЖКБ диагностируется в три раза чаще, чем у мужчин; возраст — чем старше человек, тем выше риск возникновения заболевания; наследственность и генетические факторы; нерациональное питание; нарушения липидного (жирового) обмена; ожирение; курение, алкоголь; сидячий образ жизни. Образовавшиеся камни различаются по составу. Они бывают: пигментными; холестериновыми; известковыми; смешанными. ЖКБ в большинстве случаев протекает бессимптомно. Больные могут жаловаться на боли в животе в области печени, желудка, которые усиливаются после еды и проходят после приема обезболивающих лекарств. ЖКБ опасна своими осложнениями – это острый холецистит, механическая желтуха, холангит, внутренние и наружные свищи, острый и хронический билиарный панкреатит, рак желчного пузыря. Развитии таких осложнений, как холедохолитиаз — наличие камней в желчных протоках, которое встречается в 5-20% случаев ЖКБ, и механическая желтуха является поводом к экстренной госпитализации в хирургический стационар.
«Золотым стандартом» диагностики ЖКБ является УЗИ брюшной полости. Этот метод позволяет выявить конкременты в просвете желчного пузыря с точностью до 95%, а также определить их размер и количество, оценить состояние стенки желчного пузыря, диаметр внутрипечёночных и внепечёночных желчных протоков. КТ и МРТ брюшной полости проводят по показаниям. В биохимическом анализе крови при неосложненном течении ЖКБ изменений может не быть. Консервативное лечение не эффективно. Единственным методом радикального излечения желчнокаменной болезни является удаление желчного пузыря — холецистэктомия. Лапароскопическая холецистэктомия — «золотой стандарт» лечения желчнокаменной болезни.
Если говорить о профилактике желчнокаменной болезни, то специфической профилактики нет. Активный образ жизни, здоровое питание, отказ от вредных привычек могут снизить риск ЖКБ, но не застрахует от неё. При выявлении желчнокаменной болезни не стоит ждать, лучше прооперироваться как можно раньше, в плановом порядке, не дожидаясь осложнений.
БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ (февраль, 2023 г.):
МИКРОБИОЛОГИЯ. ВИРУСОЛОГИЯ
576.8
М59
Микробиология, вирусология : рук. к практ. занятиям / В. В. Зверев, М. Н. Бойченко, Ю. В. Несвижский и др. ; ред. В. В. Зверев, ред. М. Н. Бойченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 408 с. : ил., табл. — (Учеб. пособие). — Список лит.: с. 398. — Предм. указ.: с. 399-402.
576.8
Р85
Руководство по клинической иммунологии в респираторной медицине / М. П. Костинов, Н. К. Ахматова, О. О. Магаршак и др. ; ред. М. П. Костинов, ред. А. Г. Чучалин. — 1-е изд. — М. : ООО «АТМО», 2016. — 128 с. — Библиогр. в конце гл.
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
61(08)
З-18
Закиров, Анас Давлиевич.
Боевой путь хирургического полевого подвижного госпиталя № 1162 в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / А. Д. Закиров. — Казань : Отечество, 2022. — 112 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 109.
ФИЗИОЛОГИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
612.7
Т17
Тамбовцева, Ритта Викторовна.
Биохимия мышечной работы : учеб. пособие / Р. В. Тамбовцева. — М. : Проспект, 2022. — 96 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 88-89.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
614
О-11
О проблемах оценки качества медицинской помощи и логике мышления конфликтующих сторон : метод. пособие для врачей, студентов / Г. П. Лаврентюк, И. Е. Лобан, В. Д. Исаков и др. ; ред. Г. П. Лаврентюк ; СЗГМУ им. И. И. Мечникова, СПб НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе. — СПб. : ИПК «Береста», 2023. — 376 с. — Список лит.: с. 370-375.
614.1
Р46
Решетников, Андрей Вениаминович.
Медико-социологический мониторинг : рук. / А. В. Решетников, К. Э. Соболев. —
2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 664 с. : ил. — Список лит.: с. 532-659.
ТОМОГРАФИЯ. УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА
615.8
А92
Атлас анатомии человека в срезах, КТ- и МРТ-изображениях : пер. с англ. / Г. Эллис, Б. М. Логан, Э. К. Диксон и др. ; пер. А. Ю. Васильев, пер. Е. А. Егорова. — 2-е изд. на рус. яз., доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 288 с. : ил.
615.81
Л84
Лукас, Мариос.
Основы ультразвуковой анатомии : [рук.] : пер. с англ. / М. Лукас, Д. Бернс ; ред. пер. Н. Ю. Маркина, ред. пер. М. В. Кислякова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 288 с. : ил.
615.81
С62
Сони, Нилам Дж.
Ультразвуковое исследование у постели больного : [рук.] : пер. с англ. / Н. Дж. Сони, Р. Арнтфилд, П. Кори ; ред. пер. Р. Е. Лахин. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 696 с. : ил. — Библиогр. в конце разд. — Предм. указ.: с. 680-688.
СТОМАТОЛОГИЯ
616.31
Ф79
Формирование клинического мышления и навыков ведения истории болезни в клинике ортопедической стоматологии : учеб. пособие / А. Ю. Малый, В. Ю. Кабанов,
Ю. А. Джириков и др. ; Моск. гос. медико-стоматологический ун-т им. А. И. Евдокимова. — М. : Изд-во МГМСУ, 2022. — 128 с. : ил.
ДЕРМАТОЛОГИЯ
616.5
А92
Атопический дерматит у детей / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, Р. М. Хаитов и др. ; ред. А. А. Баранов, ред. Л. С. Намазова-Баранова ; ФГАУ «Науч. центр здоровья детей» Минздрава России, Союз педиатров России. — М. : ПедиартрЪ, 2017. —
76 с. : ил. — (Клинические рекомендации для педиатров). — Список лит.: с. 38-41.
НЕВРОПАТОЛОГИЯ
616.8
В41
Виберс, Давид О.
Инсульт : клинич. рук.; пер. с англ. / Д. О. Виберс, В. Л. Фейгин, Р. Д. Браун ; пер. В. Л. Фейгин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : БИНОМ, 2022. — 632 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце ч.
ПСИХИАТРИЯ
616.89
И18
Иванец, Николай Николаевич.
Психиатрия и медицинская психология : учеб. для студентов ВУЗов / Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, М. А. Кинкулькина. — [2-е изд., перераб. и доп.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 896 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 888-895.
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
616.9
И66
Инновации в диагностике, лечении и профилактике инфекционных заболеваний. Выпуск 1. 2022. ОРВИ и грипп / Д. М. Даниленко, М. Ю. Еропкин, М. К. Ерофеева и др. ; ред. Д. А. Лиознов, ред. Л. М. Цыбалова. — М. : ООО МИА, 2022. — 152 с. : ил., 8 л. цв. ил., табл. — Библиогр. в конце гл.
616.9
Э71
Эпидемиология, клиника и профилактика пневмококковой инфекции : междисциплинар. учеб. пособие для врачей / Н. И. Брико, Л. С. Намазова-Баранова, М. П. Костинов и др. ; Моск. гос. мед. ин-т, 1-й им. И. М. Сеченова, о нем. — М. : [б. и.], 2017. — 112 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 83-92.
АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ. РЕАНИМАЦИЯ
617.0
М26
Марино, Пол Л.
Интенсивная терапия : пер. с англ. / П. Л. Марино ; пер. А. И. Ярошецкий. — 2-е изд. на рус. яз. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 1152 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 1144-1151.
ОНКОЛОГИЯ
617.5
П83
Противоопухолевая лекарственная терапия : нац. рук. / Т. З. Алиев, Е. В. Артамонова, П. П. Архири и др. ; ред. В. А. Горбунова, ред. М. Б. Стенина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 708 с. : ил., табл. — (Национальные руководства). — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 700-705.
617.5
Х50
Хирургия и онкология головы и шеи Джатина Ша : пер. с англ. / Д. П. Ша, С. Дж. Пател, Б. Сингх и др. ; ред. пер. И. В. Решетов. — 5-е изд. — М. : МИА, 2023. — XVI, 892 c. : ил. — Список лит.: с. 859-873. — Предм. указ.: с. 874-890.
ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
617.8
Д14
Дайхес, Николай Аркадьевич.
Акустическая импедансометрия : учеб. пособие / Н. А. Дайхес, А. С. Мачалов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 96 с. : ил., табл. — (Доп. проф. образование). — Список лит.:
с. 91-94.
АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ
618.2
Б48
Беременность и сахарный диабет : учеб. пособие для студентов IV и VI курсов лечебного факультета / О. А. Беттихер, И. Е. Зазерская, П. В. Попова и др. ; Нац. МИЦ им. В. А. Алмазова. — СПб. : Эко-Вектор, 2021. — 83 с. : табл. — Список лит.: с. 54-58.
618.2
В54
Витамин D и здоровье женщины / А. Т. Андреева, Е. Н. Беляева, О. Д. Беляева и др. ; ред. И. Е. Зазерская ; Нац. МИЦ им. В. А. Алмазова. — СПб. : Эко-Вектор, 2021. — 311 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл.
618.2
В77
Воспалительные заболевания матки в послеродовом периоде : учебно-метод. пособие для студентов IV и VI курсов лечебного факультета / Т. В. Батракова, И. Е. Зазерская, Ю. В. Долго-Сабурова и др. ; Нац. МИЦ им. В. А. Алмазова. — СПб. : Эко-Вектор, 2021. — 31 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 30-31.
ПЕДИАТРИЯ
618.9
К39
Кильдиярова, Рита Рафгатовна.
Лабораторные и функциональные исследования в практике педиатра : [учеб. пособие для студентов мед. ВУЗов] / Р. Р. Кильдиярова. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 192 с. : ил., табл. — (Б-ка врача — специалиста : педиатрия). — Список лит.: с. 186-187.
618.92
Г65
Гончар, Н. В.
Современные представления о целиакии у детей : учеб. пособие / Н. В. Гончар,
З. И. Пирогова, А. А. Акимова ; ФГБОУ СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Каф. педиатрии и неонатологии. — СПб. : Изд-во ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2019. — 51 с. : ил. — Список лит.: с. 45-46.
618.92
К59
Козырев, Г. В.
Инновационная хирургия гипоспадии и коррекции осложнений : моногр. / Г. В. Козырев, Д. Т. Манашерова, М. А. Газимиев. — М. : Медконгресс, 2022. — 148 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 139-148.
618.92
Л65
Лихорадящий ребенок : протоколы диагностики и лечения / Союз педиатров России, Науч. центр здоровья детей ; ред. А. А. Баранов, ред. В. К. Таточенко, ред. М. Д. Бакрадзе. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ПедиартрЪ, 2017. — 320 с. : ил. — (Клинические рекомендации для педиатров). — Список лит.: с. 275-298.
Лекция и интерактивное занятие «Разговор о здоровом питании обучающегося» в лектории для родителей «Открой мир здоровья»
22 февраля в Городском центре медицинской профилактики для представителей родительских комитетов и школьного совета по питанию образовательных организаций состоялась лекция и интерактивное занятие «Разговор о здоровом питании обучающегося». С докладом «Вопросы безопасности питания или как накормить этого ребенка» выступила детский эндокринолог Северо-Западного центра эндокринологии и эндокринной хирургии СПб ГУ, к.м.н., директор благотворительного фонда «ЭндоМир» Куликова Елена Александровна.
Она рассмотрела вопросы питания с точки зрения безопасности и профилактики заболеваний, таких как избыточный вес, сахарный диабет, задержка роста, заболевания щитовидной железы. Питание играет одну из важнейших ролей в сохранении здоровья ребенка. С самого детства мы должны научить своих детей из всего многообразия продуктов выбирать те, которые действительно полезны для здоровья. Для того, чтобы организовать правильное питание ребенка, нужно соблюдать несколько важных правил: питание должно быть разнообразным, регулярным и восполнять его ежедневные траты энергии. Есть два понятия – еда и пищевое поведение. Пищевое поведение закладывается в семье. У ребенка обязательно должны быть завтрак, обед и ужин. От того, как ребенок позавтракал, зависит его день. Завтрак может быть более плотный «чемпионский» для тех, кто занимается спортом, и менее плотный «офисный». Обед должен быть через четыре часа после завтрака. Обед подразумевает два горячих блюда – суп и второе. При этом обращаем внимание на размер порции – чтобы не растягивать желудок, ребенок не должен переедать. Перекус можно устраивать через два часа после основного приема пищи. Нельзя есть каждые полчаса! Ужин должен быть за четыре часа до сна — примерно в шесть-семь часов вечера. Это нужно для того, чтобы все питательные вещества, получаемые из пищи, усвоились и желудок освободился. Лектор рассказала о «пирамиде питания», о калорийности приемов пищи, о размере порций и «системе ладони», о том, как рассказать ребенку, зачем нужна еда. Современный человек всеяден – употребляет растительную и животную пищу. Животных белков (мяса) должно быть в рационе ребенка 70%, а растительных – 30%. Копчености, маринады, колбасы, специи, соусы, шоколад необходимо исключить из детского питания. Любимый многими кетчуп стимулирует аппетит и маскирует вкус, поэтому можно съесть в два раза больше. Молочный шоколад – это «выстрел в поджелудочную железу». Если уж без него не обойтись, то стоит выбирать темный горький шоколад для лакомства. Отдельная тема – ввод новых продуктов в рацион ребенка. Новые вкусы нужно пробовать в детстве. Для знакомства стоит предлагать новые вкусы (кабачки, брокколи, тыкву и т.д.) каждую неделю. Нельзя использовать еду, как награду – «сделаешь уроки – дам конфетку». Не стоит есть при ребенке не здоровую пищу. «Доширак и чипсы вредны для здоровья», — говорит мама, кушая фаст – фуд. Такой пример не убедителен! Нельзя заставлять ребенка доедать – «хоть час сиди, чтобы тарелка была чистой!». Лучше убрать остатки порции в холодильник. Если ребенок просит «вкусненького», то лучше предложить ему мармелад, а не конфетку. И не стоит перекармливать, чем особенно грешат бабушки «так приятно смотреть, как он ест мои плюшки». Отдельная тема была посвящена школьному питанию – правилам здорового питания детей школьного возраста; организации питания в школе (нормативные документы); санитарным требованиям к организации питания школьников (требования, которые необходимы для осуществления родительского контроля); родительскому контролю за организацией питания.
Репродуктивное здоровье – проблема государственная
«Здоровье молодежи– проблема государственного уровня. В том числе, здоровье репродуктивное. Это не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, но и психическое, социальное благополучие, качество жизни. Сегодня репродуктивное здоровье можно поддерживать, сохранять и восстанавливать», — говорит к.м.н., главный внештатный специалист гинеколог детского и юношеского возраста КЗ СПб и СЗ СФО, главный врач СПб ГБУЗ «Городской центр охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювента» Марина Федоровна. Ипполитова.
Ничего нового по демографическим показателям я не скажу: снижение удельного веса суммарного коэффициента рождаемости снизилось до уровня 1,5 (а планировался 2,9 и 3), откладывание рождения первого ребенка ближе к 30 годам, в силу разных обстоятельств снизилась численность женщин активного детородного возраста (20-35 лет), на которые приходится 80% всех деторождений в России. Наступает время, когда реализовать репродуктивные планы предстоит малочисленному поколению, рожденному в конце 90-х — начале 21 века, а самое главное-почти на 40 % снизилась численность подростков. Сегодня здоровые подростки на вес золота!
- Можно назвать факторы, предрасполагающие к нарушениям репродуктивной сферы?
Ожидание высокого репродуктивного потенциала и роста рождаемости происходит на фоне факторов, разрушающих репродуктивное здоровье: наследственные заболевания; употребление некачественных продуктов питания, плохая экологическая среда; последствия рискованного поведения, употребления табака, алкоголя, психоактивных веществ; высокий уровень социально значимых, связанных с последствиями рискованного поведения заболеваний и состояний.
- А какие-то заболевания могут повлиять на репродуктивную сферу?
Отмечается исходно высокий уровень заболеваемости у детей и подростков, выявляемый благодаря прежде всего профилактическим медицинским осмотрам. Общая заболеваемость подростков 15-17 лет за 20 лет увеличилась на 33%, особенно обращает на себя внимание значительный рост новообразований, врожденных аномалий, болезней эндокринной системы. Это так важно, потому что завтра, сформированные в детском и подростковом возрасте, заболевания могут трансформироваться в экстрагенитальные заболевания и влиять на фертильность, исход родов, а значит здоровье следующего поколения.
- Что можно сказать по поводу профилактики заболеваний репродуктивной сферы?
Ресурсом для раннего выявления нарушений репродуктивной сферы являются профилактические медицинские осмотры. Сегодня в городе хороший процент охвата осмотрами, высокий процент выявленной патологии. Он включает те нарушения и заболевания, которые могут оказать в будущем непосредственное влияние на способность зачать, выносить и родить ребенка.
- Кто должен заниматься половым воспитанием?
Приоритет семьи — главный. Потому что основа формирования репродуктивного поведения, репродуктивных установок, воспитания нравственности — задача семьи.
- Можно сказать несколько слов о влиянии массы тела на репродуктивную сферу?
Любые нарушения пищевого поведения в виде избыточной массы тела, а позже ожирения, дефицита массы тела приведут к эндокринным нарушениям и к нарушениям овуляции для женского организма, нарушению сперматогенеза — для мужского. Мы должны родителям все время пояснять, что фаст-фуд, малоподвижный образ жизни приводит к избыточному весу, а позже и к ожирению, которое в последствии вызывает кроме репродуктивных проблем, сердечно-сосудистые заболевания и т.д.
- Куда в нашем городе можно обратиться за консультацией?
В наш центр «Ювента». Это первая в России многопрофильная медицинская организация, которая помогает детям и подросткам вот уже 30 лет сохранить репродуктивное здоровье. Центр оказывает комплексную (медицинскую, психологическую, социальную, правовую) помощь подросткам. В городе также можно обратиться в районные центры охраны репродуктивного здоровья, 60 кабинетов детских гинекологов, 35 – детских урологов-андрологов, 39 кабинетов медицинских психологов. Вот уже 30 лет в Ювенте работает круглосуточный телефон доверия: 8812 251 00 33
«Бережливые технологии в работе Центров амбулаторной онкологической помощи»
8 февраля 2023 года, в рамках конференции к Всемирному дню борьбы против рака, был заслушан доклад врача-методиста Регионального центра первичной медико-санитарной помощи СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Стрелкова В.С., на тему: «Бережливые технологии в работе Центров амбулаторной онкологической помощи» (далее — ЦАОП).
В докладе были представлены темы проектов по улучшению, открытые в ЦАОП к концу 2022 года, такие как: «Увеличение охвата диспансерным наблюдением пациентов с раком молочной железы»; «Сокращение сроков оформления медицинской документации при направлении на МСЭ пациентов онкологического профиля»; «Сокращение времени ожидания первичного приема врача-онколога»; «Сокращение количества необоснованных консультаций в ЦАОП»; «Сокращение этапов маршрутизации при установлении диагноза злокачественное новообразование (далее — ЗНО) молочной железы путем использования классификации Bi-RADS при маммографии в рамках 1 этапа диспансеризации»; «Сокращение этапов маршрутизации при диспансерном наблюдении пациентов с раком предстательной железы».
В конце доклада были озвучены проблемные вопросы:
Низкая частота выявления ЗНО; Отсутствие двойного прочтения маммографических снимков; Низкий охват колоноскопией; Низкий охват цитологическим исследованием мазка с шейки матки; Низкий охват осмотром акушера-гинеколога на 2-м этапе диспансеризации при выявлении патологических отклонений на маммографии, в цитологическом мазке; Низкая доля выявленных патологических состояний при исследовании кала на скрытую кровь, при цитологическом исследовании мазка с шейки матки; Низкая частота выявления болезней органов дыхания; Низка доля направленных на II этап диспансеризации; Низкая доля прошедших II этап диспансеризации (от числа направленных).
Медицинским организациям рекомендовано открыть проекты по улучшению.
Семинар «Организация медицинской профилактики в детской поликлинике»
13 февраля в Городском центре медицинской профилактики для лиц, ответственных за профилактическую работу в детских поликлиниках, заведующих, врачей и медицинских сестер отделений оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, состоялся семинар «Организация медицинской профилактики в детской поликлинике».
На семинаре были рассмотрены вопросы информационно-коммуникационной кампании по профилактике заболеваний среди населения, профилактики инфекционных
и неинфекционных заболеваний в организованных коллективах, организации медицинской профилактики в детской поликлинике.
В наши дни вопросы профилактики заболеваний являются важнейшей задачей, стоящей перед медицинскими организациями. Время требует использования прогрессивных методик, о которых рассказали участвующие в семинаре специалисты.
С докладом «Информационно-коммуникационная кампания по профилактике заболеваний среди населения. Достижения и проблемы» выступил Шарпило Михаил Валерьевич, заместитель директора Автономной некоммерческой организации «Ресурсный центр современных медиатехнологий «Водолей». Была представлена роль компании в создании социального медико-профилактического медиаканала в учреждениях здравоохранения: в первую очередь — техническое обеспечение и актуализация информационных материалов. Принципами работы являются: создание единого информационного пространства, делающего акцент на внимание к собственному здоровью, современный подход к оснащению, стандартизация и учет всех информационных носителей. В медицинских организациях размещены стенды, оформленные в едином формате и жидкокристаллические панели, привлекающие активное внимание пациентов к актуальной информации о профилактике заболеваний.
В докладе «Профилактика заболеваний корью в организованных коллективах», представленном Подлевских Олесей Валерьевной, врачом по гигиене детей и подростков детского поликлинического отделения № 57 Городской поликлиники № 88 Кировского района была подчеркнута роль иммунизации в деле профилактики инфекционных заболеваний, в частности, кори. Представлены этапы ликвидации отдельных инфекций в мире благодаря выстроенной системе вакцинации.
Корь — одна из самых высокозаразных вирусных инфекций, которая может вызвать серьезные осложнения, вплоть до летального исхода, особенно у детей младше 5 лет и взрослых. В связи с этим важнейшим вопросом является своевременная диагностика кори и недопущение распространения еев организованных коллективах.
Вирус начинает выделяться за 5 дней до появления сыпи. Ранним симптомом кори являются мелкие беловатые пятна, окружённые венчиком гиперемии, появляющиеся за 1-2 дня до высыпаний, расположенные на слизистой полости рта, щёк, губ, дёсен.В дальнейшем появляется яркая сыпь с тенденцией к слиянию, характеризующаяся этапностью высыпаний: от лица и шеи сыпь распространяется на туловище, руки и ноги.
При выявлении очага инфекции в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются вновь и отстраняются лица, не болевшие корью и не привитые против кори. Непривитым и
не болевшим корью детям в первые 72 часа после контакта проводится вакцинация. Детям, не достигшим прививочного возраста, или имеющим противопоказания от вакцинации, в течение 5 дней вводится иммуноглобулин. За лицами, общавшимися с больными корью, устанавливается медицинское наблюдениев течение 21 дня с момента выявления последнего случая заболевания в очаге. Допуск переболевших в организованные коллективы разрешается после их клинического выздоровления. Эффективной профилактикой кори,обеспечивающей иммунитет в 95% случаев, является вакцинация в возрасте 1 год и 6 лет.
С докладом «Опыт организации уроков здоровья в образовательных учреждениях на примере детского поликлинического отделения|№ 8 детской городской поликлиники № 44 Центрального района выступила Васильева Валентина Васильевна, к.м.н., врач – педиатр Были затронуты вопросы актуальности работы с детьми по популяризации знании о здоровом питании на фоне распространённости ожирения, сахарного диабета. Целью Урока здоровья является формирование у обучающихся знаний, обеспечивающих им осознанную потребность в здоровом питании как основном элементе здорового образа жизни. Задачи Урока — освоение знаний о роли и значимости пищевого фактора, формирование базовых знаний об основах физиологии пищеварения, значимости режима питания в профилактике нарушений здоровья, формирование у детей необходимых навыков здорового питания. На Уроке здоровья «Основы здорового питания» врач проводит контроль исходных знаний по питанию, изучает с детьми материал по вопросам здорового питания с помощью различных увлекательных методик. Полученный материал закрепляется в форме тестирования или рисунков. В конце урока дети получают задание для самостоятельной работы по составлению меню на один день с последующей оценкой домашней работы. Уроки здоровья в образовательных организациях помогают эффективному выполнению задачи медицинского работника по сохранению здоровью обучающихся и улучшению их питания, способствует формированию доверительных отношений с детьми для эффективного выполнению профилактических мероприятий, таких как вакцинация, диспансеризация, профилактических осмотры.
В финале выступления присутствующим на семинаре медицинским работникам был продемонстрирован видеоматериал «Урок здоровья». С сообщением «Организация медицинской профилактики в детской поликлинике» выступила Дзаттиати Зарина Руслановна, врач отдела координации и организации профилактической работы женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики.В докладе были рассмотрены основные задачи, обозначенные в Стратегии развития здравоохранения РФ на период 2015 – 2030 гг., Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, Плане мероприятий на 2021-2025 годы по реализации в Санкт-Петербурге Указе Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», Программе развития детского здравоохранения Санкт-Петербурга, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям».
Доказанными и международно-признанными являются здоровьесберегающие технологии, основанные на: проведении массовых направленных скринингов здоровья в рамках диспансеризации и профилактических осмотров; максимально ранней коррекции факторов риска и повышении приверженности населения к лечению болезней на стадиях их максимальной излечимости; профилактике неинфекционных заболеваний, в том числе формировании здорового образа жизни. Важным звеном в реализации этой составляющей являются центры здоровья, кабинеты здорового ребенка, кабинеты профилактики и школы здоровья.
Реализация эффективной политики по формированию здорового образа жизни предполагает межведомственное взаимодействие и включает: просвещение и информирование несовершеннолетних об основах и правилах здорового образа жизни, о последствиях обретенных вредных привычек, включая разработку, осуществление
и развитие информационных коммуникативных компаний и медиапроектов; обеспечение здорового безопасного питания; разработку мер по повышению двигательной активности, пропаганду и стимулирование активного образа жизни, образование населения в вопросах физической культуры
На примере состояния здоровья школьников по данным профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Санкт-Петербурге в 2020-2021 годах был сделан вывод об огромном значении работы медицинских работников детских поликлиник в вопросе профилактики заболеваний учащихся и необходимости своевременного начала профилактической работы.
Конференция «Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний у женщин»
1 февраля, в Городском центре медицинской профилактики, в рамках Недели борьбы с онкологическими заболеваниями для врачей акушеров-гинекологов и психологов женских консультаций состоялась конференция «Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний у женщин». На конференции были рассмотрены вопросы ранней диагностики онкологических заболеваний у женщин, состоялось знакомство с психологическими методиками и практиками, используемых при работе с онкологическими больными.
Тема Всемирного дня борьбы против рака 2022–2024гг. «Устранение пробелов в уходе». Лозунг 2023г. — «Объединяем наши голоса и действуем».
Каждый из нас способен изменить ситуацию, большую или маленькую, и что вместе мы можем добиться реального прогресса в снижении глобального воздействия рака. Наши действия могут принимать бесчисленные формы — мы мобилизуем наших друзей, семью, коллег и сообщества, потому что мы знаем, что вместе мы можем достичь практически всего. При обнаружении раковой опухоли на ранних стадиях возможно успешное лечение.
Журавлева Э. Ю., врач-онколог женской консультации №22.
Рак шейки матки является основной причиной онкологической смертности среди женщин младше 45 лет, и одной из ведущих причин общей смертности среди женщин в возрасте 25-45 лет. Ежегодно в России выявляется более 14 тыс. новых случаев рака, в Санкт-Петербурге немногим более 400. Основная задача врачей – выявлять рак на ранней (доклинической) стадии. В 2021г. на 1 и 2 стадии заболевания выявлено более 57% случаев.При этом возможно сохранение фертильности у женщин, имеющих планы на репродукцию.
В настоящее время эффективной первичной профилактикой рака шейки матки является вакцинация от ВПЧ. К мерам вторичной профилактики можно отнести цитологический скрининг, диспансерный осмотр фельдшером (акушеркой). Скрининг проводится с 21 года. 21-29 лет – цитологическое исследование микропрепарата шейки матки не реже 1 раза в 3 года, в 30-65 лет – цитологическое исследование микропрепарата шейки матки + ВПЧ не реже 1 раза в 5 лет.Скрининг – выявление бессимптомного онкологического заболевания.
Факторы риска развития: раннее начало половой жизни, частая смена половых партнеров, отказ от контрацепции барьерного типа, курение, иммуносупрессия, наличие ИППП. Особо следует выделить среди факторов риска– вирус папилломы человека. При этом носительство ВПЧ свидетельствует не о злокачественном процессе, а о повышении риска его возникновения. Ее проводят до начала половой жизни, с девятилетнего возраста девочкам и мальчикам. Женщин вакцинируют от 18 до 26 лет. Эффективным скринингом считается при охвате не менее 70% женского населения. Основной смысл – продление жизни и уменьшение смертности.Под эффективностью мы подразумеваем снижение смертности.
Методы повышения выявляемости рака шейки матки: обучение мед персонала правильному забору мазков, внедрение новых методов обследования: жидкостной онкоцитологии, проведение кольпоскопии даже при номальнойонкоцитологии, использование качественных и количественных методов диагностики ВПЧ, ВПЧ обследование в группах риска.
С докладом «Ранняя диагностика рака молочной железы» выступил Манихас Алексей Георгиевич, доктор медицинских наук, онколог, заведующий онкологическим отделением хирургических методов лечения (опухолей молочной железы) Городского клинического онкологического диспансер.
В своей лекции Алексей Георгиевич отметил, что Всемирная организация здравоохранения в 1968 году разработала руководство по принципам скрининга, который не утратил свою актуальность и на современном этапе.Основные положения:возможности диагностики и лечения заболевания должны быть доступны; заболевание должно иметь скрытый период; должен существовать диагностический тест, позволяющий надежно выявлять заболевание в доклинической стадии; метод исследования должен быть приемлем для использования в популяции;скрининг должен приводить к снижению смертности от данного заболевания в популяции; экономические расходы на раннюю диагностику должны быть ниже расходов на лечение больных с клиническими проявлениями заболевания; скрининг должен осуществляться непрерывно.
Факторы риска рака молочной железы:
• Возраст. Риск развития рака молочной железы повышается с возрастом, большинство случаев чаще встречается у женщин старше 50 лет.
• Генетические мутации. Самыми известными мутациями являются мутации в BRCA1 или BRCA2.
• Ранняя менструация и поздняя менопауза.
• Время наступления беременности. Женщины, у которых беременность наступила после 35, имеют более высокий риск развития рака молочной железы.
• Длительное применение оральных контрацептивов.
• Образ жизни: ожирение, пониженная физическая активность, чрезмерное употребление алкоголя, курение.
• Облучение грудной клетки в молодом возрасте в анамнезе.
Маммография является в настоящее время безальтернативнымскрининговым тестом, приводящий к снижению смертности от РМЖ.
Одним из достоинств маммографии является своевременное выявление доброкачественных заболеваний молочных желез,поскольку их своевременное лечение является профилактикойрака молочной железы.
В докладе «Трудный разговор. Тактика сообщения пациенту о подозрении на онкологическое заболевания» Маргарита Валерьевна Вагайцева, кандидат психологических наук, медицинский психолог НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, директор Ассоциации Онкопсихологов Северо-Западного региона РФ подробно рассмотрела ситуации, связанные с трудностью коммуникации врача и пациента с подозрением на онкологическое заболевание, суть переживаний и психологические задачи каждого этапа. Пациент, сталкиваясь с диагнозом онкология, испытывает тотальный ужас, беспомощность, замешательство, непринятие, опасения.
Маргарита Валерьевна дала полезные рекомендации, которые должны помочь специалистам в работе; о том, как строить беседу с онкопациентом, о необходимости подготовить алгоритм взаимодействия при эмоциональной реакции пациента «шок», «испуг», «не готов принять». Врач не должен быть реагировать эмоционально, а должен действовать конструктивно, должен быть всегда готов к разным реакциям пациентов, в зависимости от типа их личности Психологическая задача здесь – осознать реальность. Данное событие случилось. Не утаивать информацию от пациента, но и не создавать информационную перегрузку, а грамотно коммуницировать с пациентом, помогая ему совладать с эмоциями и справиться со сложившейся ситуацией. Ведь пациент может не верить врачу, обвиняя его в некомпетентности.
Что может сделать в этой ситуации врач и что психолог? Задача врача отделить себя от эмоциональных переживаний онкопациента и научиться эффективно сочувствовать ему и научить его адекватному принятию случившегося, не внушая ложной надежды, но давая понять, что онкологические заболевания в основном подконтрольны и совместимы с продолжением жизни. Лечащему врачу необходимо аккуратно направить пациента к специалисту-онкологу, объяснив о необходимости консультации, и мотивировать пациента на скорейшее дополнительное обследование, чтобы исключить или подтвердить диагноз, и при необходимости пройти лечение. Себя врач должен уберечь от переживаний во время общения с пациентом, и после того, как работа с ним завершена. «Это ситуация пациента. Не моя. Все мы смертны. Биологическое тело уязвимо. Хотелось бы мне дожить до старости, но в деменции?»- эти рассуждения вполне уместны для врача. И также нужно помнить о том, что не все пациенты уходят из этой борьбы за жизнь в ремиссию.