БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ (ИЮНЬ, 2023 г.):

ФИЗИОЛОГИЯ
612
Е41
Ежов, Сергей Николаевич.
Джетлаг. Синдром смены часовых поясов : прогнозирование, профилактика, коррекция : [рук.] / С. Н. Ежов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 176 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 173.

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
613.2
Р75
Рослый, Игорь Михайлович.
Еще раз о питании : уроки биохимии : [рук.] / И. М. Рослый. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 104 с. : цв. ил., табл.

613.2
Т91
Тутельян, Виктор Александрович.
Здоровое питание : роль БАД / В. А. Тутельян, Г. Г. Онищенко, К. Г. Гуревич. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 480 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 395-397.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
614.1
М42
Медик, Валерий Алексеевич.
Общественное здоровье и здравоохранение : учеб. / В. А. Медик, В. И. Лисицин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 496 с. : ил., табл. — (Учеб. для мед. училищ и колледжей). — Список лит.: с. 490. — Предм. указ.: с. 491-493.

614.1
О-28
Общественное здоровье и здравоохранение : учеб. для вузов по спец. «Медико-профилакт. дело» / Ю. Г. Элланский, А. Р. Квасов, Т. Ю. Быковская и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 624 с. : ил.: табл. — Список лит.: с.573-574. — Предм. указ.: с. 615-623.

КАРДИОЛОГИЯ
616.1
Б52
Берштейн, Леонид Львович.
Краткое руководство по кардиоваскулярной профилактике : [рук.] / Л. Л. Берштейн. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 104 с. : ил., табл., 4 л. ил. — Список лит.: с. 89-101.

616.1
К84
Круглов, Владимир Александрович.
Классификация, диагностика и лечение гипертонической болезни : [рук.] / В. А. Круглов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 96 с. : ил. табл. — Список лит.: с. 93-95.

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ
616.2
Т80
Трухан, Дмитрий Иванович.
Дифференциальный диагноз основных пульмонологических симптомов и синдромов : учеб. пособие / Д. И. Трухан, С. Н. Филимонов. — СПб. : СпецЛит, 2019. —
176 с. : табл. — (Внутренние болезни). — Список лит.: с. 171-175.

616.2
У36
Уилкокс, Сьюзан Р.
ИВЛ в отделениях экстренной помощи : пер. с англ. / С. Р. Уилкокс, А. Айдин,
И. Дж. Марколини ; ред. пер. А. И. Ярошецкий. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 160 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.

СТОМАТОЛОГИЯ
616.31
Б79
Болезни зубов и полости рта : учеб. / И. М. Макеева, С. Т. Сохов, М. Я. Алимова и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 256 с. : табл., 2 л. ил. — (Учеб. для мед. училищ и колледжей). — Список лит.: с. 238-240. — Предм. указ.: с. 241-243.

616.31
Г46
Гигиена полости рта : учеб. пособие для вузов по спец. «Стоматология» / А. А. Ремизова, М. Г. Дзгоева, А. Е. Гурина и др. ; ред. А. А. Ремизова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 160 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 151-153.

616.31
Е67
Епифанов, Виталий Александрович.
Медицинская реабилитация при заболеваниях и повреждениях челюстно-лицевой области : [рук.] / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 368 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 353-357. — Предм. указ.: с. 358-360.

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
616.4
Б79
Болезни щитовидной и околощитовидных желез : эмбриология, анатомия, этиопатогенез, диагностика, лечение : учеб. для студентов, клин. ординаторов, эндокринологов / А. Ф. Романчишен, К. В. Вабалайте, Ф. А. Романчишен и др. — СПб. : СпецЛит, 2019. — 96 с. : ил., табл., портр. — Список лит.: с. 81.

616.4
В26
Ведение пациента с сахарным диабетом 2-го типа : [рук.] : пер. с англ. / М. Абру,
С. Али, П. И. Бикл и др. ; ред. Л. Ф. Менегини, ред. пер. И. А. Курникова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 544 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 530-533.

ДЕРМАТОЛОГИЯ
616.5
С17
Самцов, Алексей Викторович.
Акне у подростков : [рук.] / А. В. Самцов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 144 с. : 4 л. ил. — (Б-ка врача — специалиста : педиатрия, дерматология). — Библиогр. в конце гл.

НЕФРОЛОГИЯ
616.6
Х50
Хирургические методы лечения рака почки : пер. с англ. / ред. Р. В. Ханна, ред.
Г. Брацлавский, ред. Р. Дж. Стейн, ред. пер. А. В. Говоров, ред. пер. И. В. Семенякин, ред. пер. Д. Ю. Пушкарь. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 160 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 154.

НЕВРОПАТОЛОГИЯ. ПСИХИАТРИЯ
616.8
В26
Ведение острого инсульта : пер. с англ. / М. К. Денни, А. Р. Рамадан, Ш. И. Савиц и др. ; пер. Е. А. Кольцова, ред. пер. Л. В. Стаховская. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 272 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 267-269.

616.89
Г96
Гусева, Ольга Васильевна.
Интегративная модель психотерапии эндогенных психических расстройств : интеграция образовательного, когнитивно-поведенческого и психодинамического подходов : рук. для врачей / О. В. Гусева, А. П. Коцюбинский. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 288 с. : табл. — Список лит.: с. 271-287.

616.89
Н76
Новоселов, Валерий Михайлович.
Альцгеймер / В. М. Новоселов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 224 с. : ил., 1 л. ил. — Библиогр. в конце гл.

616.89
О-35
Овчинников, Борис Владимирович.
Психическое и профессиональное здоровье. Психологическая диагностика и коррекция : учеб. пособие для врачей / Б. В. Овчинников, И. Ф. Дьяконов, С. А. Лытаев. — СПб. : СпецЛит, 2022. — 295 с. : ил., табл., портр. — Список лит.: с. 292-295.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
616.9
В52
Вирусный гепатит : хронический вирусный гепатит С : пер. с англ. / ред. Р. Озарас, ред. Д. Салман-Церона, ред. пер. Е. А. Климова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 376 с. : ил, 2 л. ил., табл. — Библиогр. в конце гл.

616.9
Д44
Диагностика и интенсивная терапия больных COVID-19 : рук. для врачей / В. М. Абучина, Х. Г. Алиджанова, С. А. Бадыгов и др. ; ред. С. С. Петриков. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 432 с. : ил., табл. — (COVID-19 : от диагноза до реабилитации. Опыт профессионалов). — Библиогр. в конце гл.

616.9
К56
COVID-19 : реабилитация и питание : рук. для врачей / В. А. Тутельян, Д. Б. Никитюк, А. В. Погожева и др. ; ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 256 с. : табл. — (COVID-19 : от диагноза до реабилитации. Опыт профессионалов). — Список лит.: с. 184-200.

ХИРУРГИЯ
617.2
К46
Кишечные стомы : рук. для врачей / С. И. Ачкасов, И. А. Калашникова, В. И. Стародубов и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 304 с. : ил., табл., портр. — Библиогр. в конце гл.

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
617.7
Л61
Липатов, Дмитрий Валентинович.
Диабет и глаз : поражение органа зрения при сахарном диабете : практ. рук. для врачей / Д. В. Липатов ; ред. И. И. Дедов, ред. М. В. Шестакова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 352 с. : ил., табл., портр. — Список лит.: с. 303-342.

ГЕМАТОЛОГИЯ
617.9
С22
Сахин, Валерий Тимофеевич.
Анемия хронических заболеваний : [рук.] / В. Т. Сахин, Е. В. Крюков, О. А. Рукавицын ; ред. Е. В. Крюков. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 160 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 147-152.

АКУШЕРСТВО
618.2
А44
Акушерство : учеб. / Н. А. Гуськова, Т. И. Прохорович, М. В. Солодейникова и др. ; ред. Н. А. Гуськова. — 5-е изд., испр. и доп. — СПб. : СпецЛит, 2022. — 528 с. : ил., табл. — (Учеб. для сред. мед. учеб. заведений). — Список лит.: с. 527.

618.2
Т37
Тетелютина, Ф. К.
Акушерская помощь женщинам с врожденными пороками сердца : практ. рук. /
Ф. К. Тетелютина, Е. Д. Копысова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 72 с. : ил., табл. — (SMART). — Список лит.: с. 64-67.

615.3
Ш65
Ших, Евгения Валерьевна.
Витаминно-минеральный комплекс при беременности / Е. В. Ших, А. А. Махова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 352 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 348-349.

ПЕДИАТРИЯ
618.920
А13
Абдоминальные травмы у детей : [рук.] / К. А. Апарцин, О. А. Беляева, Е. Г. Григорьев и др. ; ред. В. В. Подкаменев, ред. В. М. Розинов, ред. Е. Г. Григорьев и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 240 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл.

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА
620
О-57
Омельченко, Виталий Петрович.
Информатика, медицинская информатика, статистика : учеб. для вузов по спец. «Медико-профилакт. дело» / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 608 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 583-585. — Предм. указ.: с. 598-606.

Влияние физической активности на сохранение здоровья человека

Заведующая кафедрой медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры ПСПбГМУ имени акад. И.П.Павлова, проректор по воспитательной работе Потапчук Алла Аскольдовна
XXI век отличается от предыдущих столетий малоподвижным образом жизни. Недостаток физической активности плохо сказывается на здоровье людей, что нередко приводит к тяжёлым заболеваниям.
Знаменитый французский врач Тиссо еще в 18 веке написал: «Ни одно лекарство в мире не может заменить действие физических упражнений». О роли и влиянии физической активности на организм человека, значении здорового образа жизни написано множество научных и популярных статей, монографий, учебников.
Исследования ученых показали, сколько лет жизни теряет человек из-за вредных привычек и нездорового образа жизни: недостаточная двигательная активность — 6 лет; регулярное недосыпание — 5 лет; ожирение — 8 лет; курение более 20 сигарет в день — 10 лет; злоупотребление алкогольными напитками — 23 года; употребление наркотиков — 34 года.
Чтобы помочь детям развить полезные привычки на всю жизнь, приобщение к активному, здоровому образу жизни нужно начинать уже в раннем возрасте. Для этого необходимы ежедневная физическая активность и здоровое питание.
Между физической активностью и здоровьем человека существует тесная связь. Трудно даже перечислить все положительные изменения, возникающие в организме во время разумно организованных физических упражнений. Движение является основной биологической функцией организма, оно стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию психической и эмоциональной сферы, активирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса. Физические упражнения полезны всем, независимо от возраста. Наиболее распространенными упражнениями являются ритмическая гимнастика, танцы, бег, ходьба, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах. Не обязательно ограничиваться только одним видом физической активности. Можно менять вид упражнений по сезону, настроению, интенсивности и длительности. Главное, чтобы это происходило в постоянном режиме.
Регулярная физическая активность сопровождается тренирующим воздействием на сердечно – сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, опорно-двигательный аппарат. У лиц, ведущих активный образ жизни, риск развития гипертонической болезни снижается на 35 – 52% ниже по сравнению с физически неактивными. Под влиянием физической активности наблюдаются улучшение реологических свойств крови, нормализация массы тела, снижение риска развития ожирения, сахарного диабета, уменьшение скорости развития остеопороза в зрелом и пожилом возрасте. Физически активные люди чаще имеют хорошее самочувствие, настроение, они более устойчивы к стрессам и депрессии, имеют более здоровый сон.
Для получения значимой пользы для здоровья необходимо повышать уровень физической активности и заниматься не менее 150-180 минут в неделю (2,5-3 часа).

Как повысить повседневную физическую активность?
Чтобы выработать положительную мотивацию и встать на путь дальнейшего оздоровления, следует увеличить повседневный уровень двигательной активности. Это понятие с точки зрения профилактики заболеваний и укрепления здоровья включает в себя привычку систематически заниматься физическими упражнениями и увеличить повседневную физическую активность за счет выполнения физических нагрузок бытового характера. С целью достижения оптимальной повседневной физической активности рекомендуется:
• отказаться по возможности от общественного наземного транспорта и частично- лифта, ходить пешком;
• заниматься утренней гимнастикой ;
• регулярно заниматься каким – либо видом оздоровительной физкультуры (ходьба, плавание, велосипед, лыжи, туризм и т.д.)
• играть в подвижные и спортивные игры (волейбол, бадминтон, теннис и пр.)
Как можно приобщить детей к физической активности?
Ребенок получает наибольшее количество информации о здоровом и активном образе жизни от своих родителей. Необходимо мотивировать всю семью на регулярные занятия физическими упражнениями и рациональное питание. Будет проще, если вы станете собираться всей семьей и выполнять физические упражнения, рассматривая их как часть своей повседневной жизни.
• Выберите занятия, которые подходят ребенку по возрасту, уровню физического развития и желанию.
• Выделяйте ребенку достаточно много времени для структурированных физических занятий и игр на детской площадке.
• Делайте физические упражнения веселыми.
Начинать нужно поэтапно и постепенно. Например, ежедневно выполнять комплекс, который хотя и не обладает тренирующим эффектом, но отвечает гигиеническим целям.

Как поддерживать здоровый и активный образ жизни в семье?
Установите ограничения по времени, которое дети и подростки проводят за просмотром телевизора, видеоиграми и «путешествиями» в Интернете. Это время должно быть не более одного-двух часов в день. Педиатры не рекомендуют детям до трех лет занятия, связанные с экраном и монитором.
Убедитесь в безопасности занятий физическими упражнениями. Дети и подростки должны носить защитное снаряжение для таких занятий, как езда на велосипеде, катание на коньках, скейтборде, при игре в футбол, хоккей и пр. Будьте здоровы!

Психологическая помощь медицинским работникам

14 июня в Городском центре медицинской профилактики для заведующих отделениями и кабинетами медицинской профилактики, заведующих терапевтическими отделениями, сотрудников центов здоровья, врачей специалистов, психотерапевтов, психологов медицинских организаций состоялся семинар «Психологическая помощь медицинским работникам». Клинический психолог Центра «Профилактика эмоционального выгорания» СПб ГБУЗ «Городская психиатрическая больница №6» Трегубова Татьяна Владимировна выступила с докладом «Системная профилактика эмоционального выгорания».
Что представляет из себя эмоциональное выгорание? Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Это состояние в результате хронического стресса на работе, с которым человек не смог успешно справиться.
Стоит отметить, что больше всего эмоциональному выгоранию подвержены очень ответственные люди, энтузиасты, перфекционисты.
Основные составляющие синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение – это чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение положительных эмоций, возникающих в связи с работой; деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда; редукция персональных достижений – формирование чувства некомпетентности, фиксация на неудачах в своей профессии.
Стадии эмоционального выгорания: «Медовый месяц» — стадия энтузиазма и вовлеченность; «Недостаток топлива» — усталость и снижение участия; «Хронические симптомы» — недомогания, раздражительность, недовольство окружением; «Кризис» — истощение, снижение работоспособности и недовольство собой; «Пробивание стены» — разочарование и отчаяние. Угроза здоровью, карьере.
Факторы эмоционального выгорания: личностные особенности, содержание самой работы, организационные факторы, климат в коллективе и культура организации. Иногда даже неудобный стул или расписание работы могут приводить к выгоранию.
Первый пик эмоционального выгорания приходится на первые два-три года трудовой деятельности, когда молодой специалист приходит на работу после учебы и сталкивается с реалиями. Первые годы работы человек либо адаптируется, либо уходит из профессии, не справившись с состоянием разочарования. Через 15-20 лет работы по специальности происходит второй пик эмоционального выгорания. У работника возникает ощущение что он уже разобрался во всем, что касается его деятельности, что уже ничего нового не будет, ничто не может удивить и заинтересовать. Как способ психологической самозащиты от рутины, сложности и тяжести работы развивается профессиональный цинизм.
Выгорание трудно почувствовать самому, со стороны виднее. Эмоциональное выгорание носит заразительный характер. По международным данным, более 50% медицинских работников имеют признаки эмоционального выгорания, но похоже, что дело не в людях, а в условиях их труда.
Каковы инструменты для профилактики эмоционального выгорания в коллективе? Разовые – лекции, беседы, тренинги и регулярные –супервизии, группы поддержки, этичная обратная связь. Этапы работы по системной профилактике: диагностика, профилактическая интервенция, поддержка позитивных изменений.
Что мы можем сделать в качестве профилактики эмоционального выгорания? Научитесь говорить «нет!»; избегайте «токсичных» людей; возьмите под контроль то, что вас окружает; сократите список своих дел, проранжировав их по важности и срочности, делегируйте полномочия; выражайте свои чувства вместо того, чтобы сдерживать их; создайте себе сбалансированное расписание; приведите в порядок свои внутренние стандарты, не стоит быть во всем перфекционистом, не гонитесь за идеалом; практикуйте благодарность за то, что есть в данности, чаще говорите «спасибо»; не пытайтесь контролировать неконтролируемое. Старайтесь чаще делиться своими чувствами. Активизируйте свою физическую активность. Организуйте свое время, прописав в своем плане не только дела, но и время для отдыха и хобби. Поддерживайте здоровый образ жизни. Освойте техники саморегуляции.
Помните, что выгорание можно вылечить, причем на всех стадиях. Не стесняйтесь, обращайтесь за помощью к психологам поликлиник, в кризисные центры, на телефоны доверия, в наш центр «Профилактика эмоционального выгорания».

Организация психологической помощи родителям детей с соматической патологией

13 июня, для врачей педиатров, медицинских психологов, психотерапевтов детских поликлиник, детских санаториев и стационаров, психологов образовательных организаций, ЦППМСП и ЦСПСиД состоялся городской научно-практический семинар «Организация психологической помощи родителям детей с соматической патологией» организованный Городским центром медицинской профилактики.
С приветственным словом к участникам семинара обратились: Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям и главный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующая кафедрой общей и клинической психологии ПСПб ГМУ им. академика И.П. Павлова, профессор, доктор психологических наук Исаева Елена Рудольфовна. Они поздравили собравшихся с наступающим Днем медицинского работника и отметили, что не только больной ребенок нуждается в постоянной помощи, но и его родителям тоже нужна психологическая поддержка и мы должны ее оказать. Организованная в детских поликлиниках Санкт-Петербурга психологическая и медико-социальная помощь успешно развивается. Психологам необходимо знать и использовать в своей работе лучшие практики, делится передовым опытом на подобных семинарах и конференциях.
Открыл работу семинара доклад «Особенности оказания психологической и психотерапевтической помощи в условиях многопрофильного детского санатория «Солнечное»» врача-психотерапевта СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» Капицыной Юлии Анатольевны. Она рассказала об истории создания санатория, о его возможностях и специалистах. Санаторий «Солнечное» – многопрофильный санаторий в котором оказывается помощь детям с болезнями органов дыхания, пищеварения, нервной и мочеполовой системы, отделение «Мать и дитя» ожидает мам и их детей для лечения бронхолегочной патологии, нефроурологических и гастроэнтерологических заболеваний, работает уникальное отделение для детей с онкологическими заболеваниями. Санаторно-курортное лечение получают дети от 3х до 18 лет. Лечение в санатории проводится в соответствии с установленными стандартами оказания медицинской помощи, предпочтение отдается не медикаментозным методам лечения, таким как климатотерапия, лечебное питание, физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, дыхательная гимнастика, бассейн, фитотерапия, рефлексотерапия, психотерапия.
Сопровождение детей и семейных систем, находящихся в кризисных, сложных жизненных ситуациях, с психическими расстройствами и расстройствами поведения при психосоматических заболеваниях осуществляется медицинскими психологами и врачом-психотерапевтом. Наиболее часто встречающаяся патология – невротические расстройства и расстройство поведения. Педагоги-психологи сопровождают детей при эмоционально-волевых нарушениях (повышенная возбудимость, агрессивность, неуправляемость, страхи, снижение адаптации, снижение школьной успеваемости, повышенная утомляемость, конфликтность), а также детей, находящихся в кризисных, сложных жизненных ситуациях. В структуре выявленных нарушений преобладают отклоняющееся поведение во время адаптационного периода и эмоционально-волевые расстройства, в том числе на фоне кризиса подросткового возраста.
Как дети попадают в психотерапевтический кабинет? По направлению лечащих врачей отделений, формирующимся по фактам наблюдения за детьми во время прохождения санаторно-курортного лечения по запросам родителей детей, озвученным при заезде в санаторий, запросам подростков, а также родителей, сопровождающих детей в отделении «Мать и дитя» и онкологическом отделении. Все запросы централизованы, то есть, назначает консультацию лечащий врач отделения.
Врач-психотерапевт проводит сеансы психотерапии в форме индивидуального и семейного консультирования. Основную лечебную деятельность врач-психотерапевт осуществляет на онкологическом отделении и отделении «Мать и дитя». Но также проводятся консультации и лечение пациентов, имеющих симптоматику депрессивных состояний, признаков самоповреждений в анамнезе, неврозов легкой и средней степени тяжести, последствий повреждений головного мозга (в виде нарушений сна, стойких эмоциональных и поведенческих нарушений, нарушений когнитивной сферы и др.) по запросу лечащих врачей других отделений.
Медицинские психологи проводят коммуникативно-поведенческие тренинги, коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, по запросу проводят патопсихологические исследования. Преимущественно деятельность медицинских психологов осуществляется в условиях психоневрологического отделения.
Педагоги-психологи стоят на страже нарушений адаптации и проявлений эмоционально-волевых нарушений у детей во время прохождения санаторно-курортного лечения, помогают детям пройти адаптацию, влиться в коллектив, решить их индивидуальные личностные трудности. Педагог-психолог общается с родителями, проводит работу с педагогами, помогая находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Работа проводится в группах и путем индивидуальных консультаций.
Докладчик рассказала о конкретных применяемых методиках, тестах, программах для диагностики и коррекции. Специалисты психотерапевтического кабинета – психотерапевты, медицинские психологи и педагоги-психологи ведут работу не только с детьми и родителями, но и с сотрудниками санатория, организуют индивидуальные и групповые формы работы, тренинги по профессиональному выгоранию, супервизии, мастер-классы.
С докладом «Комплексный подход в лечении детей психоневрологического профиля в условиях санатория» выступили специалисты СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Пионер» — заведующая отделением, врач-психиатр Лавренко Вера Игоревна, педагог-психолог Кудрявцева Надежда Геннадьевна, педагог-психолог Гонтарь Ирина Петровна. Санаторий расположен в лесопарковой зоне Карельского перешейка на живописном берегу Финского залива. Основной лечебный профиль — неврозы; тики; энурез; нарушение сна; астено-невротический синдром; синдром дефицита внимания с гиперактивностью; смешанные специфические расстройства развития; расстройства социальной адаптации и школьных навыков: речевые нарушения. На лечение принимаются дети с 4-х до 9-и лет по направлению детских поликлиник Санкт-Петербурга и ЦВЛ «Детская психиатрия». В санатории организовано комплексное, сочетанное, последовательное лечение в соответствии с разработанными стандартами. Комплекс реабилитационных мероприятий осуществляется по принципу индивидуального подхода, учитывая возрастные, психические особенности ребенка, структуру и степень выраженности патологии. Педагогический коллектив обеспечивает детям содержательную, интересную и увлекательную жизнь, дает возможность проявить свою индивидуальность и творчество. В комплекс входят: климатотерапия; медикаментозная терапия; физиотерапия; ЛФК, массаж; лечебное питание; логопедические занятия. Проводятся занятия с психологом, психотерапевтом, музыкальные занятия.
Перед психологом, психотерапевтом стоит основная задача — выявить причины психологического дискомфорта, отклонений в поведении детей, найти и применить наиболее эффективные методы и средства для восстановления. Цель взаимодействия специалистов с детьми: снятие нервно-психического напряжения, смягчение эмоционального дискомфорта, снижение агрессивности, возбудимости, тревожности, развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения), преодоление пассивности, формирование самостоятельности и коммуникативных навыков. С целью выявления, насколько комфортно ребенок чувствует себя в санатории, специалистами используется цветовой тест Люшера. Неблагополучная ситуация в семье, а также негативное отношение ребенка к пребыванию в санатории могут существенно осложнить адаптацию. Эта информация учитывается в индивидуальной работе с ребенком.
Основная задача в работе психологов, психотерапевтов — обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии детей и целенаправленное продвижение относительно их собственных возможностей. Психологическое сопровождение детей реализовывается через систему индивидуальных, подгрупповых занятий и семейное консультирование. Эффективность и полезность занятий психолога с детьми зависит от выбранных психологом и психотерапевтом форм и методик работы.
Специалисты изучают мнение родителей о работе санатория. Осуществляют комплексное пролонгированное анкетирование по оценке удовлетворенности родителей качеством деятельности санатория «Пионер». Для улучшения коммуникативных отношений между всеми участниками лечебно-коррекционного процесса данные анкетирования выкладывались на сайте учреждения. В 2018 году на официальном сайте санатория была создана своя страничка, где родители имеют возможность ознакомиться с работой психолога, повысить свой уровень психолого-педагогических знаний.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следует помнить, что сама по себе эмоциональная сфера не развивается, ее необходимо развивать. Поэтому так актуальна и так важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Взаимосвязь динамики психологического развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников лечебного и образовательного процессов приводит к положительным результатам.
В заключение выступления был показан ролик о работе санатория, психологи санатория показали упражнение «Сердце».
Психолог, директор Автономной некоммерческой организации Центр инновационных социальных услуг «КардиоМир» Бурба Инна Геннадьевна сделала доклад «Внутренняя картина болезни ребенка с точки зрения родителя». Она рассказала о проекте «Врожденные пороки сердца», где даются рекомендации. Врачу — как тактично сказать родителям о диагнозе ребенка, что и как конкретно стоит говорить, как грамотно выстраивать коммуникацию, без негативных эмоций, как снять недоверие к специалистам, как избежать конфликтных ситуаций. Родителям – как принять диагноз ребенка, как выстраивать отношения с больным ребенком, стоит ли скрывать диагноз от ребенка, как при нем обсуждать его диагноз и систему реабилитации. «Мы готовы подготовить обучающие программы для специалистов по актуальным для них вопросам. Ждем предложений», — сказала в заключении докладчик.
О психологической помощи семьям в ситуации нарушения психического здоровья и развития ребёнка младенческого и раннего возраста шла речь в выступлениях кандидата психологических наук, доцента кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ Аринциной Ирины Александровны и кандидата психологических наук, психолога Службы ранней Помощи ГБДОУ №41, психолога-консультанта АНО «Открывая двери» Кравченко Анны Павловны. Докладчик рассказала о работе системы ранней помощи в Санкт-Петербурге, о том, когда и куда необходимо за ней обращаться родителям, какие услуги можно получить.
Психическое здоровье — это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность исследовать окружение и обучаться. Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру. Психическое здоровье рассматривается так же как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Психическое здоровье не сводится только к отсутствию психических расстройств.
Психическое здоровье младенцев — это не только отсутствие психических нарушений, нарушений развития. Если говорить о понятии «младенец», то в педиатрии этот термин традиционно используется для обозначения ребенка первого года жизни. В терминологии психического здоровья термин «младенец» обычно используют для общего обозначения детей в возрасте от рождения до трех лет. Так же допустимым является использование термина с учетом пренатального периода. Это связано с тем, что в настоящий момент существуют неоспоримые доказательства влияния пренатального опыта на последующее развитие и появление ряда клинических проблем. Младенцы обладают уникальными невербальными способами самовыражения, способностью чувствовать, устанавливать близкие и безопасные отношения, а также исследовать окружающую среду и учиться — все это требует соответствующей заботы, поскольку она имеет основополагающее значение для психического и физического здоровья на протяжении всей жизни.
С проблемами психического здоровья младенцев и детей раннего возраста встречаются разные специалисты — врачи (детские психиатры, неврологи, педиатры), психологи, педагоги, логопеды, социальные работники, специалисты служб ранней помощи, сотрудники перинатальных центров и роддомов, детский садов, домов ребенка, органов опеки, юристы, следователи.
Докладчики познакомили с Диагностической классификацией нарушений
психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет и рассмотрела
конкретный случай работы с мальчиком 4 лет с ДЦП, рассказали о методической литературе, курсах повышения квалификации, проводимых супервизиях в помощь психологам.
Клинический психолог, Городского центра профилактики эмоционального выгорания СПб ГБУЗ «ГПБ №6» Просвирякова Вера Сергеева рассказала о профилактике эмоционального выгорания у медицинских работников. Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Основные составляющие синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение – это чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение положительных эмоций, возникающих в связи с работой; деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда; редукция персональных достижений – формирование чувства некомпетентности, фиксация на неудачах в своей профессии.
Стадии эмоционального выгорания: «Медовый месяц» — стадия энтузиазма и вовлеченность; «Недостаток топлива» — усталость и снижение участия; «Хронические симптомы» — недомогания, раздражительность, недовольство окружением; «Кризис» — истощение, снижение работоспособности и недовольство собой; «Пробивание стены» — разочарование и отчаяние. Угроза здоровью и/или карьере.
Что может быть ресурсом для профессионального самосохранения? Социальные связи (поддержка друзей, соседей, команды); родственные связи, жизненный уклад, традиции воспитания; любовь, отношения с партнером; профессиональная компетентность, открытость к новым знаниям; смена «картинки»; экономическая стабильность; духовность.
Докладчик рассказала о работе Городского центра профилактики эмоционального выгорания, о том какие есть формы психологической поддержки при эмоциональном выгорании, о курсах по профилактике эмоционального выгорания, о поддерживающих сообществах и супервизиях для специалистов помогающих профессий.
В заключение работы семинара докладчики отвечали на многочисленные вопросы слушателей, состоялась дискуссия и обмен мнениями.

Ветряная оспа

Дондурей Елена Александровна — заведующая инфекционным отделением СПб ГБУЗ «Детская городская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова», к.м.н., главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей Комитета по здравоохранению.
Ветряная оспа повсеместно распространена и относится к наиболее частым заболеваниям у детей, устойчиво занимая 2-е место в структуре детской инфекционной заболеваемости после ОРВИ. Заболевание высоко заразное, передается воздушно-капельным и контактным путями (при непосредственном контакте с больным ветряной оспой или опоясывающим лишаем, а также через общие предметы). Возможно и внутриутробное заражение плода.
Инкубационный период ветряной оспы составляет от 10 до 21 дня. Больной ветряной оспой заразен за два дня до начала заболевания, продолжительность заразного периода до 5 дней после последних высыпаний.
В начале болезни у ребенка могут наблюдаться слабость, снижение аппетита, повышение температуры. Как правило, в первые сутки, реже вторые появляется сыпь с характерным развитием: пятно — папула — везикула — корочка. Чаще превращение папулы в везикулу происходит в течение нескольких часов, везикула — в корочку за 1-2 суток. Первые элементы могут появляться на туловище, лице, конечностях. Очень характерно расположение сыпи на волосистой части головы. Сыпь может распространиться по всему телу, чаще сопровождается зудом, может появляться на слизистых оболочках, а также на ладонях и стопах. Наиболее яркая картина заболевания с высокой температурой и сыпью отмечается на 3–5 дни болезни с характерным «ложным полиморфизмом» сыпи: одновременное присутствие на коже различных элементов: пятно, папула, везикула, корочка. Часто толчкообразные подсыпания сопровождаются повторным подъемом температуры. Не стоит забывать и о возможности стертого и атипичного течения болезни, а также о возможности заболевания у не болевших и не привитых взрослых.
Несмотря на то, что ветряная оспа чаще протекает в легкой форме, возможно развитие осложнений – инфицирование элементов сыпи с развитием абсцессов и флегмон, воспаление глоточных миндалин, воспаление легких, поражение центральной нервной системы, сердечной мышцы, и других органов. В группе риска по развитию тяжелых форм заболевания и осложнений – дети первого года жизни и подростки, а также дети с ослабленным иммунитетом и хроническими заболеваниями. Поэтому, обязателен осмотр пациента педиатром для решения вопроса о месте и характере лечения, показаниях для госпитализации.
Если ребенок, больной ветряной оспой, посещает детский сад или школу, в образовательной организации накладывается карантин с 9-го по 21 день, который продлевается в случае появления новых заболеваний. При контакте с больным ветряной оспой или опоясывающим лишаем, непривитым и не болевшим детям от 12 мес. в первые 72 часа (максимум 96 часов) показана вакцинация.
При амбулаторном лечении больной ребенок должен оставаться дома в течение всего заразного периода и получать назначенное врачом-педиатром лечение. Особое внимание следует уделять местной терапии и профилактике инфицирования элементов. Помещение, в котором находится больной, должно проветриваться не меньше 4 раз в сутки, два раза в день необходимо проводить влажную уборку.

Раннее выявление хронических болезней органов дыхания в рамках диспансеризации

24 мая в Городском центре медицинской профилактики для заведующих терапевтическими отделениями, участковых терапевтов, заведующих и врачей отделений и кабинетов медицинской профилактики, врачей-пульмонологов поликлиник, специалистов центров здоровья состоялся семинар «Раннее выявление хронических болезней органов дыхания в рамках диспансеризации».
С приветственным словом к участникам семинара обратился директор СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Бережной Андрей Владимирович: «В 2022 году наш город достиг существенных количественных показателей по проведению диспансеризации. Но при этом выявляемость болезней органов дыхания остается недостаточной. Почему? Задача семинара – разобрать проблему, чтобы принять меры для ее устранения».
О проблемах раннего выявления хронических болезней органов дыхания в рамках проведения диспансеризации по итогам 2022 года и 4 месяцев 2023 года рассказала заведующая отделом координации и организации профилактической работы среди взрослого населения, к.м.н. Дровнина Софья Павловна. Она напомнила о нормативной базе – приказах и методических рекомендациях по проведению диспансеризации, о задачах и целях диспансеризации и диспансерного наблюдения, отметила, что есть вопросы к качеству и эффективности мероприятий в рамках диспансеризации – этапности и полноте, озвучила итоги общей и углубленной диспансеризации за 2022 год и задачи на 2023 год, сакцентировала внимание на возможностях первого и второго этапов диспансеризации по диагностике БОД, проинформировала о важности анкетирования и анализа анамнеза, дала рекомендации по сбору анамнеза, подробно остановилась на ведении учетной и отчетной документации и особенностях кодирования ХОБЛ, познакомила с методическими рекомендациями – брошюрой «Спирометрия в рамках диспансеризации», выпущенной ГЦМП
О диагностике бронхиальной астмы и ХОБЛ при проведении диспансеризации шла речь в выступлении к.м.н. , доцента кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО «Северо-западный медицинский университет им. И.И.Мечникова» Похазниковой Марины Александровны. Она рассказала о распространенности ХОБЛ в РФ и Северо-Западном регионе, об исследовании RESPECT STUDY, проводимым с 2011 года по изучению распространенности ХОБЛ и факторов риска, связанных с курением, отдельно остановилась на современных тенденциях распространенности курения в России, на проблемах вторичного курения, на возможностях диагностике бронхиальной астмы и ХОБЛ в рамках диспансеризации и порядке их диспансерного наблюдения, на тестах и опросниках по контролю над астмой, на ступенчатой терапии пациентов с бронхиальной астмой и нефармакологических методах лечения ХОБЛ.
Об основных подходах к ведению пациентов с впервые выявленными хроническими болезнями органов дыхания в условиях городской поликлиники говорила в своем выступлении врач -пульмонолог городской поликлиники №27 Пономарева Евгения Николаевна. Речь шла о помощи по профилю «пульмонология» на примере КДО №1 ГП №27 Адмиралтейского района. Консультация врача-пульмонолога – это первичная амбулаторная специализированная медицинская помощь. Какие показания для направления к пульмонологу? Кашель более 4-8 недель, одышка, мокрота, кровохарканье.
Какие обследования должны быть проведены у пациентов с хроническим кашлем до консультации пульмонолога? ФЛГ, клинический и биохимический анализы крови, спирометрия, анализ мокроты. Докладчик рассказала о взаимодействии терапевта и пульмонолога, о задачах наблюдения пациентов врачом-пульмонологом, о показаниях для неотложной госпитализации при ХОБЛ и бронхиальной астме, о реабилитации при хронических заболеваниях органов дыхания и направлениях профилактики БОД.

Особенности работы с детьми раннего возраста. Межведомственное взаимодействие

24 мая в Городском центре медицинской профилактики для заместителей главных врачей по профилактической работе, заведующих педиатрическими отделениями, врачей – педиатров, медицинских работников Кабинетов здорового ребенка состоялся семинар «Особенности работы с детьми раннего возраста. Межведомственное взаимодействие».
Открыл работу семинара доклад «Современная школа для современных мам» врача- педиатра Кабинета здорового ребенка (КЗР) Детского поликлинического отделения № 8 СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 44» Ивлевой Елены Викторовны. Она поделилась с коллегами многолетним опытом работы. Одна из главных задач КЗР – пропаганда здорового образа жизни. От знаний и грамотных рекомендаций врача КЗР зависит многое, в частности, выявление и коррекция симптомов рахита, анемии, гипотрофии. Благодаря динамическому наблюдению в КЗР, малыши имеют возможность перейти в первую группу здоровья. В КЗР работают врач-педиатр и медицинская сестра. В КЗР дети первого года жизни проходят профилактические медицинские осмотры, осмотры перед вакцинацией. Сотрудники КЗР работают совместно с участковыми педиатрами, кабинеты которых находятся в том же здании. При этом, КЗР расположен в отдельном крыле здания и имеет отдельный вход.
Как привлечь мам в КЗР? Современная мама – продвинутая и образованная мама со смартфоном в руках. Большинство знаний она черпает из интернета (где информация не всегда достоверна), заодно контролируя назначения врача. Чтобы у каждой мамы была возможность в любое время задать вопрос доктору и получить ответ квалифицированного специалиста, сотрудники КЗР создали группу в социальной сети «Грамотная мама». В группе маме напоминают о времени визита в поликлинику. Если визит не состоялся — всегда доступна обратная связь. Школа «Грамотная мама» была создана 6 лет назад. 97 занятий, 1050 человек – таков на сегодня итог работы школы. С помощью анкеты сотрудники КЗР выяснили, какие темы интересуют молодых мам больше всего и на основе ответов составили программу занятий. На занятия, которые проходят 2 раза в месяц в очном режиме, мамы приходят вместе с детьми. Например, занятие по теме «Доврачебная неотложная помощь» — практический мастер-класс от врача – реаниматолога (что делать при ожогах, отравлениях, попадании в дыхательные пути инородного тела) вызвал живой интерес у мам. Что же еще делается для того, чтобы привлечь в школу современных мам? Организован музыкальный класс с живым исполнением классической музыки и вокалом: на концерты с удовольствием приходят мамы малышей. В традициях КЗР – проведение акций и круглых столов, посвященных Дню матери, где многодетные мамы делятся своим опытом с мамами, у которых появился первый ребенок. В День защиты детей сотрудники КЗР организовывают большой праздник во дворе поликлиники; организовывают и проводят ежегодный фотоконкурс «Лучшая детская улыбка». В Международный женский день мамы Детской городской поликлиники № 44 выступают в роли участников праздничного концерта. Работа школы выстраивает доверительные отношения между врачами КЗР и мамами. Молодые мамы получают возможность живого общения, объединяются в чаты, помогают друг другу и очень ценят это. В заключение выступления Ивлевой Е.В. был показан видеофильм о работе КЗР и Школы «Грамотная мама».
Второй докладчик — врач — педиатр КЗР Детского поликлинического отделения № 57 СПбГБУЗ «Городская поликлиника № 88» Кировского района Санкт-Петербурга. Безбожная Юлия Валентиновна познакомила участников семинара с организацией работы с детьми первого года жизни в ДПО №57. В ДПО № 57 работает два педиатрических отделения. В каждом есть заведующий отделением, 9 врачей — педиатров участковых, врач кабинета по воспитанию здорового ребёнка. Работает бассейн для малышей и кабинеты массажа.
Основными задачами КЗР являются:пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание — закаливание, массаж, гимнастика и т. д.); санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактике заболеваний, травматизма, подготовке к поступлению в дошкольные учреждения; контроль за нервно-психическим и физическим развитием детей; наблюдение за детьми 1 года жизни.
Одной из форм работы КЗР является проведение лекций и индивидуальных бесед с родителями на актуальные темы: уход за новорождённым, проведение ребёнку в соответствии с возрастом профилактического массажа и гимнастики, методика и особенности естественного и искусственного вскармливания, правила введения прикормов в соответствии с возрастом, методика занятий по физическому развитию ребёнка, в том числе, закаливанию, уход за детьми с особенностями развития, профилактика рахита, анемии, инфекционных заболеваний.
Для реализации поставленных задач в КЗР проводятся: контрольные кормления и контрольные взвешивания ребёнка, диагностика нервно-психического развития ребёнка, ознакомление с профилактическими мероприятиями, проводимыми в соответствии с возрастом, выдача методических материалов. Важной формой работы КЗР являются профилактические медицинские осмотры детей первого года жизни. Ведётся необходимая медицинская документация .
Преимущества для ребёнка и матери: наличие отдельного холла с помещениями для детей раннего возраста, что исключает контакты с более старшими детьми и минимизирует риск инфекционных заболеваний; отсутствие необходимости самостоятельно получать талоны на приём к врачу-педиатру, врачам- специалистам, на обследования ; больше времени контакта с врачом на приёме; возможность общения с врачом 5 дней в неделю.
Преимущества для врача КВЗР: возможность планирования приёма (с учётом возраста малыша, цели посещения, сопутствующих заболеваний и индивидуальных особенностей ребёнка); большой опыт работы с детьми первого года жизни; возможность проведения индивидуальных бесед с родителями на приеме.
Преимущества для врачей педиатров – участковых:уменьшение нагрузки на приёме; возможность уделять больше времени детям в возрасте старше года (диспансерное наблюдение, ведение детей — инвалидов, опекаемых и т.д). В целом, данная система наблюдения позволяет: чётко планировать работу, индивидуально подходить к каждому пациенту, своевременно проводить профилактические осмотры и прививки, принимать коллегиальные решения в сложной ситуации (наблюдение двумя врачами), наиболее конструктивно использовать рабочее время.
Руководитель подразделения «Служба ранней помощи» ГБДОУ Детский сад №41 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга Валькова Ирина Анатольевна рассказала о возможностях получения ранней помощи «особым» детям от рождения до 3 лет. Сегодня от 4 до 15% семей с детьми нуждаются такой помощи. В городе работает 89 организаций по оказанию ранней помощи. Ранняя помощь – это поддержка семей, направленная на развитие и благополучие детей, у которых выявлено отставание в развитии или существует риск его появления. Это может проявляться в таких областях развития, как социально-эмоциональное, познавательное, двигательное, коммуникативное, развитие навыков адаптации. Программа ранней помощи направлена на поддержку компетентности родителей, включение ребенка в жизнь сверстников, повышение качества жизни семьи. Докладчик рассказала об основных маркерах для направления в службу ранней помощи, об этапах сопровождения семьи, о том куда и как обращаться родителям, какие услуги можно получить, привела положительный пример оказания услуг ранней помощи конкретному ребенку.
Все докладчики после выступлений ответили на многочисленные вопросы участников семинара.